Организация развивающей среды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Успешная реализация работы по развитию логического мышления возможна лишь при условии создания соответствующей развивающей среды, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, а также спокойная доброжелательная атмосфера, в которой могут проявляться задатки и способности ребенка.

    Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребенок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление, сообразительность, смекалка. Нами был пополнен уголок занимательной математики в группе. В уголок мы поместили логические игры, различные настольно-печатные игры, головоломки, дидактические игры и упражнения. Отмечу некоторые из них:

· настольно-печатные:

- «Веселая логика» - игра-головоломка по технологии пазлы. Анализ и синтез фигур. Анализ: от предмета к его частям. Синтез: от части к целому.

- «Подбери узор» (заплатки) Серия «Развиваем играя».

- «Логические таблицы». Серия «Забавы в картинках». Игра по типу лото — подобрать цвет и форму одновременно.

- «Цвет и форма». Серия «Развиваем играя». Игра по технологии лото.

- «Формы». Серия «Учись играя». Игра по технологии пазлы.

- «Контуры». Серия «Учись играя». Подбор картинок, на которых изображены

предметы к «путанке» в центре. Игра по технологии пазлы.

· игры на объемное моделирование:

- «Сложи узор» - набор кубиков, по разному окрашенных со всех сторон, для составления сюжетных картинок, предметов, узоров. Игра развивает пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление.

- «Кубус» - по принципу «Лего», только детали кубической формы и разные по цвету и дизайну.

- «Стройка» - детали соединяются как объемные пазлы. Можно составлять объемные и плоскостные фигуры.

- «Собери куб». Задача — так одеть деревянные пазлы на штырьки, чтобы получился куб правильной формы.

- «Собери гусеницу». Задача — собрать гусеницу из деталей, чтобы цифры на деревянных колечках туловища были расположены по порядку.

    Подробнее об этих играх можно посмотреть в приложении № 3.

· игры на плоскостное моделирование:

- «Математический планшет». Игровое поле квадратной формы со штырьками, резинки. На игровом поле можно конструировать геометрические фигуры, углы, предметное изображение, узоры.

- Игры «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Магнитная мозаика» и другие.

    Детям был обеспечен свободный доступ к игровому материалу. В вечернее время дети с удовольствием играли в геометрический конструктор. В такой игре детей увлекала цель - составить увиденное на образце или самостоятельно задуманное силуэтное изображение. Игры такого типа интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью, парадоксальностью результата, рассчитаны на проявление активности и интереса.

    В своей работе мы использовали логические блоки разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем, для развития раннего логического мышления и для подготовки детей к усвоению математики. Блоки Дьенеша представляют собой набор геометрических фигур, который состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники), по цвету (желтые, синие, красные), размеру (большие и маленькие) по толщине (толстые и тонкие). То есть, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной. В наборе даже нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, к ним относятся: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение.

    В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам - цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д. Несколько позже - по трем свойствам - цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д. Далее по четырем свойствам - цвету, форме, размеру, толщине, при этом развивая логическое мышление детей.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу действия рассуждает. Играя с блоками, ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

    В своей работе я широко использую дидактические игры с палочками Кюизенера. К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что вышеуказанный дидактический материал применяется не часто. Хотелось бы поделиться небольшим опытом собственной работы.

    Так что же такое «волшебные» палочки Кюизенера?

Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно – действенного и наглядно – образного, использования «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Палочки Кюизенера (цветные числа) – это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см.

    Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Развитие логоматематических способностей детей с помощью палочек Кюизенера делится на два этапа:

Первый этап. Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образцы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др.

Второй этап. Пространственно – количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда каждая игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

На данном этапе проводятся игры:

- на соответствие между цветом, длиной и числом;

- на значение чисел и их цветовых изображений;

- на элементы комбинаторики;

- на действия сложения, вычитания.

С помощью игры по составлению коврика (салфетки, флажка) углубляются знания по составу чисел.

    Среди современных развивающих логических игр есть очень интересные и необычные. Расскажу о трех из них, которые мы используем в своей практике.

    «Разноцветные шары» - эта игра состоит из набора разноцветных шариков с отверстиями и палочек разной длины (4 варианта). Можно составлять как плоскостное изображение геометрических фигур, так и объемное, где шары являются вершинами фигур, а палочки — сторонами. Проявив детскую фантазию, дети могут составить много других фигур — стол, стул, дом (как плоскостной, так и объемный) и другие фигуры.

    Игра «Дуэт-пазл» состоит из деревянных деталей различной формы и цвета и деревянной рамки. К игре прилагаются карточки четырех уровней сложности. Сначала ребенок выбирает карточку задание, строит из деталей изображение, показанное в задании, используя все детали и складывая их не более, чем в два слоя высотой (то есть одна картинка накладывается на другую). Теперь можно перевернуть карточку и проверить правильность выполнения задания.

    Игра  состоит из трех машинок с кузовом разной формы, десяти деталей-формочек, карточек с заданиями. Игра начинается с выбора карточки-задания. Затем нужно взять грузовик и детали формочки, указанные на карточке-задании. Необходимо так сложить детали-формочки в кузов грузовичка, чтобы все детали поместились в кузове машины, не выступая за его края. В этой игре, также, как и в предыдущей, задания разбиты на четыре уровня сложности: новичок, юниор, эксперт, мастер.

    Подробнее об этих играх можно посмотреть в приложении № 3.

    Кроме игр в уголке занимательной математики широко представлен занимательный материал, который оформлен в форме папок-скоросшивателей по темам:

· Лабиринты

· Путанки

· Найди заплатку

· Найди отличия

· Найди две одинаковые картинки

· Тени

Эти папки я использую для индивидуальной работы и для свободной игровой деятельности детей.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 495.