Методы обучения по характеру познавательной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Инфор­ма­цион­но-реце­птив­ные Репро­дук­тив­ные Проб­лем­но­го изло­же­ния Эври­сти­чес­кие Иссле­до­ва­тельские
1 7 5 4 3 2
2 7 4 3 3 1
3 7 4 3 5 4
4 7 6 4 5 4
5 - - - - -
6 6 5 2 3 3
7 - - - - -
8 7 5 4 3 5
9 7 6 3 4 3
10 - - - - -
11 - - - - -
12 - - - - -

 

Что касается остальных методов обучения по данной классификации, то здесь была обнаружена значительная зависимость частоты их использования от возраста детей. В среднем чем старше обучающийся, тем чаще педагог использует данные методы. Также в среднем чем больше требует самостоятельности метод обучения, тем он реже используется при работе с детьми дошкольного возраста

Исходя из данных опроса, репродуктивные методы (см. рис. 7) при работе с детьми раннего возраста и детьми младшего дошкольного возраста используются «редко» и «иногда». Педагоги, работающие преимущественно с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в качестве ответа на вопрос выбирали «иногда», «довольно часто», «часто».

 

Рис. 7. Зависимость частоты использования репродуктивных методов от возраста обучающихся (по вертикальной шкале указан возраст детей; чем темнее цвет, тем чаще использует педагог практические методы)

 

Ожидалось, что средняя частота использования методов будет плавно падать с увеличением необходимой степени самостоятельности ребенка. Однако по данным опроса выходит, что по методы проблемного изложения используются реже эвристических: разница составляет 2%. Наименьшая частота использования методов проблемного изложения, которую указали опрашиваемые, — (редко), а наименьшая указанная частота использования эвристических методов — 3 (иногда).

Возможно, использовать метод проблемного изложения с детьми дошкольного возраста неэффективно или трудно, и поэтому педагоги предпочитают использовать другие методы обучения. А возможно, что данный метод обучения сложно идентифицировать, и в этом случае для исследования этого вопроса следовало использовать не опрос, а наблюдение. Также не исключено, что это результат того, что собранных данных мало или есть еще какие-то нерассмотренные факторы, которые могли дать такой результат.

Несмотря на это, в частоте использования методов проблемного изложения прослеживается корреляция с возрастом обучающихся, однако она довольно слабая (см. рис. 8).

Рис. 8. Зависимость частоты использования методов проблемного изложения от возраста обучающихся (по вертикальной шкале указан возраст детей; чем темнее цвет, тем чаще использует педагог практические методы)

 

Как уже было сказано, эвристические методы, по данным опроса, используются чаще методов проблемного изложения. Присутствует достаточно явная зависимость частоты использования данного метода от возраста обучающихся (см. рис 9).

 

 

Рис. 9. Зависимость частоты использования эвристических методов от возраста обучающихся (по вертикальной шкале указан возраст детей; чем темнее цвет, тем чаще использует педагог практические методы)

 

Исследовательские методы обучения (см. рис. 10) используются значительно реже, что ожидаемо, так как требуют высокого уровня самостоятельности обучающихся.

Рис. 10. Зависимость частоты использования исследовательских методов от возраста обучающихся (по вертикальной шкале указан возраст детей, чем темнее цвет, тем чаще использует педагог практические методы)

 

Подводя итог второй части анкеты, можно сказать следующее. В среднем действительно чем больше требуется самостоятельности от обучающегося, тем реже используется метод обучения (см. рис 11), особенно с детьми младшего дошкольного и раннего возраст.

 

Рис. 11. Средняя частота использования методов обучения (классификация по характеру познавательной деятельности)

 

По сравнению с использованием информационно-рецептивных и репродуктивных методов, в данных по исследовательским и эвристическим методам проявляется более выраженный контраст между частотой использования этих методов с детьми раннего и младшего дошкольного возраста и частотой использования метода с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Однако в ходе исследования обнаружено, что методы проблемного изложения по данным опроса не вписываются в данную схему, и используются реже эвристических.

Что касается последней части опроса (см. табл. 5), то были получены следующие данные. Большая часть опрашиваемых (10 из 12) имеет уровень образования бакалавриат и опыт работы меньше трех лет, 2 опрашиваемых указали, что имеют образование уровня магистратура и опыт работы 5–10 лет.

 

Таблица 5

Дополнительная информация

Возраст детей Частота столкновения с трудностями Причины трудностей Уровень образования Прохождение доп. курсов Опыт работы
1 4–7 4 7 бакалавриат нет <5
2 1–5 5 4 бакалавриат да <5
3 3–7 5 6 магистратура нет 5–10
4 4–7 4 6 бакалавриат нет <5
5 3–7 5 6 бакалавриат нет <5
6 4–7 5 5 бакалавриат нет <5
7 1–5 6 4 бакалавриат да <5
8 3–7 5 6 бакалавриат да <5
9 4–7 4 7 бакалавриат нет <5
10 3–7 4 5 магистратура да 5–10
11 4–7 5 6 бакалавриат нет <5
12 3–7 4 5 бакалавриат нет <5

 

Большая часть опрашиваемых педагогов указала, что с трудностями в процессе работы встречаются «иногда» или «довольно часто», также большинство респондентов указало, что считают причиной данных трудностей внешние факторы.

Никаких явных корреляций между использованием методов обучения и указанными выше данными обнаружено не было.

Подводя итог исследования результатов опроса «Методы обучения в дошкольном образовании», можно сказать следующее.

Опрос выполнил свою главную цель, а именно были обнаружены некоторые корреляции между частотой использования различных методов обучения и возрастом обучающихся, особенно сильно это проявилось в методах обучения по классификации по характеру познавательной деятельности.

В итоге подтвердилось, что в среднем словесные методы используются чаще, чем наглядные методы, а наглядные методы — чаще, чем словесные. Однако было несколько неожиданных моментов. Среди словесных методов методы лекции и работы с печатными источниками используются чаще, чем ожидалось изначально. Также был обнаружен неожиданно большой разброс частоты использования наглядных и практических методов. Была выявлена зависимость между частотой использования практических методов и возрастом детей, однако каких-либо корреляций с наглядными методами обнаружено не было.

Также было обнаружено, что следующие методы редко используются при работе с детьми дошкольного возраста (классификация по источнику передачи информации и характеру ее восприятия):

· рассказ;

· демонстрация опытов;

· демонстрация натуральных объектов;

· просмотр видео, фильмов и телепередач;

· лабораторные и практические работы.

Подтвердилось, что действительно при обучении детей старшего возраста используется больше методов, требующих большей самостоятельности ребенка, чем при работе с детьми младшего возраста, что полностью соответствует особенностям развития в дошкольный период. Однако также выяснилось, что методы проблемного изложения используются не так часто в дошкольных учреждениях, что не вписывается в общую схему.

Возможно, следовало составить анкету немного иначе, а именно в первой части сделать вопросы по схеме «Как часто Вы используете (название метода)?», а не делать чередование двух видов вопросов. Это дало бы более точные данные, но тогда бы вопросов вышло бы намного больше, что могло бы привести к уменьшению количества педагогов, согласившихся принять участие в опросе.

По результатам опроса, следующие методы используются в среднем чаще с детьми старшего дошкольного возраста, чем с детьми младшего:

· метод работы с печатными источниками (классификация по источнику передачи информации и характеру ее восприятия);

· практические методы (классификация по источнику передачи информации и характеру ее восприятия);

· репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (классификация по характеру познавательной деятельности).

Таким образом, опрос дал общее представление о том, как часто используются те или иные методы обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

 

 



Заключение

Целью курсовой работы было изучить особенности применения методов обучения при работе с детьми дошкольного возраста. Для достижения этой цели было изучено большое количество психолого-педагогических материалов, а также проведен опрос педагогов ДОУ и сделан анализ данных, полученных в ходе этого опроса. Изучив проблемы обучения детей дошкольного возраста, классификации методов обучения и особенности применения методов обучения в дошкольных образовательных учреждениях, можем сделать следующие выводы.

Дошкольный возраст — это возрастной этап, имеющий ряд особенностей. Как правило, границами этого этапа считается период с 3 до 6–7 лет. Дошкольный возраст включает в себя три периода:

· 3–4 года (ранний дошкольный возраст),

· 4–5 лет (средний дошкольный возраст),

· 5–7 лет (старший дошкольный возраст).

 Вместе с быстрым развитием памяти в этот период происходит не менее быстрое освоение родного языка, который становится основой мышления. Наравне с речевыми навыками ребенок осваивает нормы поведения, формируется самооценка. Таким образом, этот период крайне важен для развития коммуникативных навыков.

Благодаря развитию памяти и речевых навыков также происходит активное познание окружающего мира, но, в отличие от раннего детства, здесь это происходит преимущественно сквозь призму языка и культуры. Формируются навыки рассуждения, речь становится одновременно более сложной и более связной.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка появляется произвольность поведения, он начинает ставить перед собой цели и стремиться выполнить их.

Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста — игра. Особенно важны в этот период ролевые игры, в которых ребенок примеряет на себя различные роли взрослого и разыгрывает ситуации, в которых познает деятельность взрослого человека.

Дошкольный возраст заканчивается кризисом 7 лет, течение которого сильно зависит от того, как прошло непосредственно дошкольное детство. Например, если во время старшего дошкольного возраста не начался переход от игровой деятельности к другим видам деятельности, то кризис 7 лет проявится ярче, так как ребенок оказывается не готов к учебе в школе.

Вышеперечисленные особенности лежат в основе того, чему, какими средствами и методами необходимо обучать и воспитывать детей дошкольного возраста.

В дидактике, в том числе дошкольной, наиболее часто используется классификация методов обучения по источнику передачи информации и характеру ее восприятия. Она удобна для использования на практике, однако, в отличие от классификации по характеру познавательной деятельности, не показывает то, как ребенок становится более самостоятельным, проходя данный жизненный этап. Эти две классификации были использованы для составления анкеты опроса «Методы обучения в дошкольном образовании».

Опрос «Методы обучения в дошкольном образовании» проводился 17 дней с 20 мая 2019 года по 5 июня 2019 года. В опросе участвовало всего 12 человек, 7 из них дали ответы на необязательно вопросы 2 части анкеты. Перед проведением опроса был сделан ряд предположений. Большая их часть совпал с результатами опроса.

Анализ данных, полученных в ходе опроса, продемонстрировал следующее:

· между возрастом обучающихся и выбором методов обучения действительно существует зависимость;

· следующие виды методов используются чаще с детьми старшего и среднего дошкольного возраста, чем с детьми младшего дошкольного и раннего возраста:

o методы работы с печатными источниками, практические методы,

o репродуктивные методы, методы проблемного изложения, эвристические методы, исследовательские методы;

· следующие методы редко используются при работе с детьми дошкольного возраста:

o рассказ,

o демонстрация опытов,

o демонстрация натуральных объектов,

o просмотр видео, фильмов и телепередач,

o лабораторные и практические работы;

· в среднем при обучении детей дошкольного возраста словесные методы используются чаще, чем наглядные, а наглядные — чаще, чем практические;

· кроме возраста обучающихся есть и другие факторы, которые сильно влияют на выбор методов обучения.

По итогам всего исследования можем сказать, что дети дошкольного возраста имеют ряд психологических особенностей, которые являются одним из основных факторов, влияющих на выбор методов обучения. Исходя из проанализированной литературы, другими факторами, влияющими на выбор методов, являются: наличие средств обучения, предпочтения и опыт педагога, цель обучения и др.

Таким образом, курсовая работа выполнила свою основную цель и решила поставленные задачи.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 183.