Психологические особенности детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прежде всего, стоит начать с того, что существует как минимум две трактовки термина «дошкольных возраст». В одних источниках можно найти определение, что дошкольный возраст — «возраст, соответствующий периоду времени от рождения до 6–7 лет» [14, с. 67]. В других источниках указывается, что возрастной диапазон дошкольного от 3 до 7 лет [13, с. 133]

Ввиду того, что все же период с рождения и до 3 лет, как правило, выделяется в отдельные два этапа психического развития (младенчество и раннее детство), то в данной курсовой работе далее будет использоваться именно вторая трактовка термина.

Итак, дошкольный возраст состоит из трех периодов:

· младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;

· средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;

· старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет [13, с. 133].

Дошкольное детство — период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Теперь образ взрослого начинает ориентировать действия и поступки ребенка. Это новое отношение между взрослым и ребенком — основа новообразований в личности ребенка.

В дошкольном возрасте первое место в системе психических функций занимает память (Л. С. Выготский) [21, с. 218–219]. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, а в среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память [12, с. 214].

Возникает абрис мировоззрения — схематическая картина мира, природы и общества. Ребенок стремится объяснить и упорядочить окружающий мир в воображении [21, с. 218].

Эмоциональные процессы становятся уравновешеннее, но это не означает, что эмоциональная жизнь ребенка теперь менее насыщенная и интенсивная. День дошкольника настолько насыщен эмоциями, что к вечеру ребенок может дойти до полного изнеможения [12, с. 218].

Развивается мотивационно-потребностная сфера. В начале дошкольного детства мотивы имеют характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. Регуляторами поведения ребенка на рубеже раннего и дошкольного возраста выступают «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» взрослого.

К концу дошкольного детства появляются новые виды мотивов: игровые мотивы; мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых; мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми; познавательные, соревновательные, общественные, нравственные мотивы; мотивы самолюбия и самоутверждения. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться.

Формируется иерархия мотивов, что означает появление волевого поведения, которое придает выраженную направленность поведению.

В дошкольном возрасте ребенок знакомится с этическими нормами, моральными чувствами, начинает следовать образцам во взаимоотношениях с другими людьми. Потребность быть признанным способствует позитивному личностному развитию, однако реализация этой же потребности может привести и к негативным образованиям — лжи, зависти, хвастовству, а при неправильном, систематически неодобрительном отношении взрослого — и к «комплексу неполноценности», заниженной самооценке ребенка [21, с. 219].

Взрослый является главной фигурой для старшего дошкольника, так как он самый важный источник знаний. Если раньше ребенку была значима оценка взрослого за показанные им умения, то сейчас его беспокоит оценка себя как личности [8].

К концу дошкольного возраста впервые появляется феномен «горькой конфеты» (А.Н. Леонтьев). Раньше ребенок, даже если не выполнил задание, все равно с удовольствием выслушивал похвалу и брал угощение. Теперь же незаслуженная награда («за неудачу») только огорчает, конфета становится «горькой» [21, с. 219].

Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность — наличие не столько цели, сколько средств и способов осуществления этой цели, что выступает как важное психологическое обеспечение личности ребенка [24, с. 25].

Во второй половине дошкольного детства формируется самосознание и самооценка, ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает [12, с. 224]. Также появляется механизм эмоционального предвосхищения. Еще до того как дошкольник начинает действовать, он эмоционально представляет будущий результат и оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает хорошо или дурно он собирается поступить [12, с. 219].

Ведущий вид деятельности — вид деятельности человека, в рамках которого в данном возрасте или в данный период его жизни происходят главные, положительные изменения в его психике и поведении [14, с. 54].

Основная деятельность в дошкольном возрасте — игра. К концу дошкольного периода складывается тенденция к осуществлению деятельности неигрового характера [21, с. 221].

Начинается процесс становления языковой личности (совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений) [20]. К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму [12, с. 211].

По данным логопедов, психолингвистов и медиков, у здорового ребенка к шести годам сформирован речевой аппарат, освоены основные грамматические категории, воспринят пласт разговорно-бытовой лексики, по аналогии им используются узуальные механизмы словообразования [19].

Происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Тем не менее, основным видом мышления остается наглядно-образное [12, с. 216].

В одних из своих исследований Жан Пиаже доказывал разницу между образным и логическим планом в мышлении.

Например, он показывал детям рисунок, на котором мишке надо было дойти до стула, находящегося на расстоянии в четыре красных кружка, а затем до стола, который отстоял от стула на расстоянии в три белых кружка. Детей спрашивали, каких кружков больше — белых или красных, и они правильно отвечали, что красных больше.

После их спрашивали, чего больше — кружков или красных кружков, и они отвечали, что красных кружков больше. На вопрос экспериментатора, до какого предмета мишке дальше идти — до стула или до стола, дети правильно отвечали, что до стола дальше, показывая это расстояние на рисунке. Однако на повторный вопрос о том, чего больше — кружков или красных кружков, дети снова повторяли, что красных.

Эти исследования привели Пиаже к выводу, что у детей дошкольного возраста начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны [6, с. 73].

Благодаря интенсивному развитию речи осваиваются понятия. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Дети часто делают неправомерные обобщения, так как недостаточно учитывают особенности предметов и явлений и ориентируются на яркие внешние признаки. Маленький предмет — значит, легкий; большой — значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет и т.д. [12, с. 217–218].

Дошкольный возраст заканчивается кризисом дошкольного детства, также известного как кризис семи лет. Л.С. Выготский называл этот кризис кризисом семи лет и указывал на очевидные изменения в характере и поведении ребенка. Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний [21, с. 220].

В старшем дошкольном возрасте дети могут быть подразделены на две группы:

1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности;

2) дети, которые по внутренним предпосылкам еще не готовы к учебной деятельности и находятся на уровне игровой деятельности.

Для детей, принадлежащих к первой группе, кризис 6–7 лет становится следствием необходимости замены игровой деятельности на деятельность учебную. У детей, принадлежащих ко второй группе, негативных симптомов не будет, если не стремиться слишком быстро начать учебную деятельность. Если же дети, принадлежащие ко второй группе, начнут учиться с 6 лет, то произойдет насильственный слом деятельности. Это станет заметно по кризисным проявлениям. Соответственно, часть детей приходит в школу «из кризиса», а часть — «в кризис» [22, с. 49].

Таким образом, дошкольный период с точки зрения психологии — это в первую очередь время, когда вместе с развитием памяти происходит бурное освоение коммуникативных и речевых навыков. Язык вместе с памятью становятся основой для формирования других умений и навыков, главным инструментом получения новых знаний. Также немаловажно то, что в этот период жизни у ребенка появляются зачатки произвольности: ребенок учится управлять своим вниманием и поведением и мотивировать себя.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 171.