Курсовая работа
по дисциплине «Педагогика»
Тема: Методы обучения детей дошкольного возраста
Выполнил: студент 2 курса
группа ЛТМ741-1
Бурштынович Н. И.
Проверил: к. псих. н., доцент
Айсувакова Т. П.
Москва
2019
Содержание
Введение. 3
1. Особенности обучения детей дошкольного возраста. 5
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста. 5
1.2. Классификация и характеристика методов обучения. 10
1.3. Особенности применения методов обучения при работе с детьми дошкольного возраста. 13
2. Методы обучения, применяемые в ДОУ.. 17
2.1. Опрос «Методы обучения в дошкольном образовании». 17
2.2. Анализ данных, собранных во время опроса «Методы обучения в дошкольном образовании». 21
Заключение. 34
Список использованных источников и литературы.. 37
Приложение. 40
Введение
Современное образовательная система предполагает, что каждый ребенок получает среднее образование. Перед поступлением в школу у ребенка уже должны быть общие знания об окружающем мире, а также ряд навыков, начиная с общения со взрослыми и сверстниками и заканчивая чтением.
Сензитивный период развития — особенный, ограниченный во времени период жизни человека и в его психологическом развитии, в течение которого человек проявляет повышенную чувствительность к внешним воздействиям, направленным на его умственное развитие [15, с. 204].
Дошкольный возраст — сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Дошкольное обучение и воспитание — традиционное и развитое направление педагогики [13, с. 133].
Вопросами обучения и воспитания детей занимались многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги, среди них такие имена как:
· Фридрих Фребель (1782–1852), давший начало институциональному этапу развития дошкольной педагогики;
· Полина Кергомар (1838–1925), противопоставлявшая авторитарному воспитанию воспитание, основанное на понимании, которое не заглушало бы в детях естественной потребности к самостоятельности;
· Елизавета Ивановна Тихеева (1867–1943), которой была создана одна из первых концепций предметной развивающей среды детского сада;
· Мария Монтессори (1871–1932), занимавшаяся вопросами подготовки материальной среды для саморазвития и самовоспитания ребенка [7, с. 58–60];
· Лев Семенович Выгодский (1896–1934), занимавшийся вопросами развития личности, основоположник дефектологии, идеи которого обогатили практику обучения и воспитания нормальных и аномальных детей [9, с. 113–115];
· Жан Пиаже (1896–1980), который изучал психологию развития и проводил огромное количество экспериментов в области психологии [9, с. 356–358];
· и др.
Цель настоящей курсовой работы — изучить особенности применения методов обучения при работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи курсовой работы:
· изучить психолого-педагогические материалы на темы «дошкольный возраст», «обучение детей дошкольного возраста» и «методы обучения»;
· рассмотреть основные понятия, раскрывающие проблемы исследования (дошкольный возраст, методы обучения);
· изучить применение методов обучения в зависимости от возраста обучаемого.
Объект исследования — дошкольное образование.
Предмет исследования — методы обучения детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
· изучение литературы и нормативных документов по теме исследования;
· анкетирование педагогов дошкольных образовательных учреждений;
· математический анализ данных опроса.
Особенности обучения детей дошкольного возраста
Таблица 1
Словесные методы обучения
№ | Частота использования | Наиболее используемые методы |
1 | 7 | лекция, работа с печатными источниками |
2 | 6 | беседа, лекция |
3 | 7 | лекция |
4 | 7 | беседа, лекция, работа с печатными источниками |
5 | 7 | беседа |
6 | 7 | рассказ, лекция |
7 | 5 | беседа |
8 | 6 | беседа, лекция, работа с печатными источниками |
9 | 7 | работа с печатными источниками |
10 | 7 | беседа, лекция |
11 | 7 | беседа, лекция, работа с печатными источниками |
12 | 7 | лекция |
Как и ожидалось, почти все респонденты (9 из 12) указали, что «очень часто» используют словесные методы (см. рис. 1). Среди словесных методов наиболее используемыми оказались лекция и работа с печатными источниками, их указали 75% опрашиваемых, метод беседы указало 50% опрашиваемых.
Рис. 1. Частота использования словесных методов
Это соотношение словесных методов не соответствует изначальным ожиданиям. Можно предположить, что педагоги, участвовавшие в опросе, работают с достаточно большими группами детей и поэтому предпочитают использовать метод лекции чаще, чем трудоемкий метод беседы.
Рис. 2. Зависимость использование метода работы с печатными источниками от возраста обучающихся (по вертикальной шкале указан возраст детей; красный цвет указывает, что педагог указал метод работы с печатными источниками среди наиболее используемых)
Частое применение метода работы с печатными источниками можно объяснить тем, что именно в дошкольном возрасте дети обучаются чтению, что невозможно без использования печатных источников. Более того, в данных опроса присутствует явная корреляция с возрастом обучающихся (см. рис. 2).
В тоже время метод рассказа, как и ожидалось, используется воспитателями намного реже других словесных методов. Его указал только один респондент, работающий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Следующая группа методов — наглядные (см. табл. 2).
Таблица 2
Наглядные методы обучения
№ | Частота использования | Наиболее используемые методы |
1 | 5 | демонстрация наглядных пособий |
2 | 5 | демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий |
3 | 7 | демонстрация наглядных пособий |
4 | 4 | демонстрация наглядных пособий, просмотр видео, фильмов, телепередач |
5 | 6 | демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий |
6 | 5 | демонстрация наглядных пособий |
7 | 4 | демонстрация наглядных пособий |
8 | 5 | демонстрация наглядных пособий |
9 | 6 | демонстрация наглядных пособий |
10 | 6 | демонстрация наглядных пособий |
11 | 7 | демонстрация наглядных пособий |
12 | 6 | демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий, просмотр видео, фильмов, телепередач |
Обнаружился сильный разброс частоты использования наглядных методов (см. рис. 3). На основе данных корреляция с возрастом не выявлена. Скорее всего, данный разброс обусловлен разной степенью оснащенности дошкольных учреждений, однако данные опроса не позволяют проверить данное предположение. Однако средний показатель выше, чем предполагалось изначально.
Рис. 3. Частота использования наглядных методов
Все респонденты указали метод демонстрации наглядных пособий среди наиболее часто используемых наглядных методов. Также три педагога указали демонстрацию натуральных объектов и два — просмотр видео, фильмов, телепередач. Ввиду малого количества данных, говорить о корреляции с возрастом обучающихся невозможно.
И, наконец, рассмотрим практические методы обучения (см. табл. 3).
Таблица 3
Таблица 4
Таблица 5
Дополнительная информация
№ | Возраст детей | Частота столкновения с трудностями | Причины трудностей | Уровень образования | Прохождение доп. курсов | Опыт работы |
1 | 4–7 | 4 | 7 | бакалавриат | нет | <5 |
2 | 1–5 | 5 | 4 | бакалавриат | да | <5 |
3 | 3–7 | 5 | 6 | магистратура | нет | 5–10 |
4 | 4–7 | 4 | 6 | бакалавриат | нет | <5 |
5 | 3–7 | 5 | 6 | бакалавриат | нет | <5 |
6 | 4–7 | 5 | 5 | бакалавриат | нет | <5 |
7 | 1–5 | 6 | 4 | бакалавриат | да | <5 |
8 | 3–7 | 5 | 6 | бакалавриат | да | <5 |
9 | 4–7 | 4 | 7 | бакалавриат | нет | <5 |
10 | 3–7 | 4 | 5 | магистратура | да | 5–10 |
11 | 4–7 | 5 | 6 | бакалавриат | нет | <5 |
12 | 3–7 | 4 | 5 | бакалавриат | нет | <5 |
Большая часть опрашиваемых педагогов указала, что с трудностями в процессе работы встречаются «иногда» или «довольно часто», также большинство респондентов указало, что считают причиной данных трудностей внешние факторы.
Никаких явных корреляций между использованием методов обучения и указанными выше данными обнаружено не было.
Подводя итог исследования результатов опроса «Методы обучения в дошкольном образовании», можно сказать следующее.
Опрос выполнил свою главную цель, а именно были обнаружены некоторые корреляции между частотой использования различных методов обучения и возрастом обучающихся, особенно сильно это проявилось в методах обучения по классификации по характеру познавательной деятельности.
В итоге подтвердилось, что в среднем словесные методы используются чаще, чем наглядные методы, а наглядные методы — чаще, чем словесные. Однако было несколько неожиданных моментов. Среди словесных методов методы лекции и работы с печатными источниками используются чаще, чем ожидалось изначально. Также был обнаружен неожиданно большой разброс частоты использования наглядных и практических методов. Была выявлена зависимость между частотой использования практических методов и возрастом детей, однако каких-либо корреляций с наглядными методами обнаружено не было.
Также было обнаружено, что следующие методы редко используются при работе с детьми дошкольного возраста (классификация по источнику передачи информации и характеру ее восприятия):
· рассказ;
· демонстрация опытов;
· демонстрация натуральных объектов;
· просмотр видео, фильмов и телепередач;
· лабораторные и практические работы.
Подтвердилось, что действительно при обучении детей старшего возраста используется больше методов, требующих большей самостоятельности ребенка, чем при работе с детьми младшего возраста, что полностью соответствует особенностям развития в дошкольный период. Однако также выяснилось, что методы проблемного изложения используются не так часто в дошкольных учреждениях, что не вписывается в общую схему.
Возможно, следовало составить анкету немного иначе, а именно в первой части сделать вопросы по схеме «Как часто Вы используете (название метода)?», а не делать чередование двух видов вопросов. Это дало бы более точные данные, но тогда бы вопросов вышло бы намного больше, что могло бы привести к уменьшению количества педагогов, согласившихся принять участие в опросе.
По результатам опроса, следующие методы используются в среднем чаще с детьми старшего дошкольного возраста, чем с детьми младшего:
· метод работы с печатными источниками (классификация по источнику передачи информации и характеру ее восприятия);
· практические методы (классификация по источнику передачи информации и характеру ее восприятия);
· репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (классификация по характеру познавательной деятельности).
Таким образом, опрос дал общее представление о том, как часто используются те или иные методы обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
Заключение
Целью курсовой работы было изучить особенности применения методов обучения при работе с детьми дошкольного возраста. Для достижения этой цели было изучено большое количество психолого-педагогических материалов, а также проведен опрос педагогов ДОУ и сделан анализ данных, полученных в ходе этого опроса. Изучив проблемы обучения детей дошкольного возраста, классификации методов обучения и особенности применения методов обучения в дошкольных образовательных учреждениях, можем сделать следующие выводы.
Дошкольный возраст — это возрастной этап, имеющий ряд особенностей. Как правило, границами этого этапа считается период с 3 до 6–7 лет. Дошкольный возраст включает в себя три периода:
· 3–4 года (ранний дошкольный возраст),
· 4–5 лет (средний дошкольный возраст),
· 5–7 лет (старший дошкольный возраст).
Вместе с быстрым развитием памяти в этот период происходит не менее быстрое освоение родного языка, который становится основой мышления. Наравне с речевыми навыками ребенок осваивает нормы поведения, формируется самооценка. Таким образом, этот период крайне важен для развития коммуникативных навыков.
Благодаря развитию памяти и речевых навыков также происходит активное познание окружающего мира, но, в отличие от раннего детства, здесь это происходит преимущественно сквозь призму языка и культуры. Формируются навыки рассуждения, речь становится одновременно более сложной и более связной.
В среднем дошкольном возрасте у ребенка появляется произвольность поведения, он начинает ставить перед собой цели и стремиться выполнить их.
Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста — игра. Особенно важны в этот период ролевые игры, в которых ребенок примеряет на себя различные роли взрослого и разыгрывает ситуации, в которых познает деятельность взрослого человека.
Дошкольный возраст заканчивается кризисом 7 лет, течение которого сильно зависит от того, как прошло непосредственно дошкольное детство. Например, если во время старшего дошкольного возраста не начался переход от игровой деятельности к другим видам деятельности, то кризис 7 лет проявится ярче, так как ребенок оказывается не готов к учебе в школе.
Вышеперечисленные особенности лежат в основе того, чему, какими средствами и методами необходимо обучать и воспитывать детей дошкольного возраста.
В дидактике, в том числе дошкольной, наиболее часто используется классификация методов обучения по источнику передачи информации и характеру ее восприятия. Она удобна для использования на практике, однако, в отличие от классификации по характеру познавательной деятельности, не показывает то, как ребенок становится более самостоятельным, проходя данный жизненный этап. Эти две классификации были использованы для составления анкеты опроса «Методы обучения в дошкольном образовании».
Опрос «Методы обучения в дошкольном образовании» проводился 17 дней с 20 мая 2019 года по 5 июня 2019 года. В опросе участвовало всего 12 человек, 7 из них дали ответы на необязательно вопросы 2 части анкеты. Перед проведением опроса был сделан ряд предположений. Большая их часть совпал с результатами опроса.
Анализ данных, полученных в ходе опроса, продемонстрировал следующее:
· между возрастом обучающихся и выбором методов обучения действительно существует зависимость;
· следующие виды методов используются чаще с детьми старшего и среднего дошкольного возраста, чем с детьми младшего дошкольного и раннего возраста:
o методы работы с печатными источниками, практические методы,
o репродуктивные методы, методы проблемного изложения, эвристические методы, исследовательские методы;
· следующие методы редко используются при работе с детьми дошкольного возраста:
o рассказ,
o демонстрация опытов,
o демонстрация натуральных объектов,
o просмотр видео, фильмов и телепередач,
o лабораторные и практические работы;
· в среднем при обучении детей дошкольного возраста словесные методы используются чаще, чем наглядные, а наглядные — чаще, чем практические;
· кроме возраста обучающихся есть и другие факторы, которые сильно влияют на выбор методов обучения.
По итогам всего исследования можем сказать, что дети дошкольного возраста имеют ряд психологических особенностей, которые являются одним из основных факторов, влияющих на выбор методов обучения. Исходя из проанализированной литературы, другими факторами, влияющими на выбор методов, являются: наличие средств обучения, предпочтения и опыт педагога, цель обучения и др.
Таким образом, курсовая работа выполнила свою основную цель и решила поставленные задачи.
Приложение
Анкета «Методы обучения в дошкольном образовании»
Часть 1
Часть 2
Репродуктивные методы
Педагог составляет задания для детей на воспроизведение ими знаний и способов деятельности (решение задач, воспроизведение опытов, выводов и т. п.)
Исследовательские методы
Педагог составляет исследовательские задания и проблемные задачи. Дети самостоятельно решают задачи с последующим контролем педагога.
Эвристические методы
Проблемная задача делится на части-проблемы, и дети принимают участие в решении этих проблем. В отличие от исследовательского метода, педагог ведет контроль во время решения задачи, а не после.
Часть 3
Курсовая работа
по дисциплине «Педагогика»
Тема: Методы обучения детей дошкольного возраста
Выполнил: студент 2 курса
группа ЛТМ741-1
Бурштынович Н. И.
Проверил: к. псих. н., доцент
Айсувакова Т. П.
Москва
2019
Содержание
Введение. 3
1. Особенности обучения детей дошкольного возраста. 5
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста. 5
1.2. Классификация и характеристика методов обучения. 10
1.3. Особенности применения методов обучения при работе с детьми дошкольного возраста. 13
2. Методы обучения, применяемые в ДОУ.. 17
2.1. Опрос «Методы обучения в дошкольном образовании». 17
2.2. Анализ данных, собранных во время опроса «Методы обучения в дошкольном образовании». 21
Заключение. 34
Список использованных источников и литературы.. 37
Приложение. 40
Введение
Современное образовательная система предполагает, что каждый ребенок получает среднее образование. Перед поступлением в школу у ребенка уже должны быть общие знания об окружающем мире, а также ряд навыков, начиная с общения со взрослыми и сверстниками и заканчивая чтением.
Сензитивный период развития — особенный, ограниченный во времени период жизни человека и в его психологическом развитии, в течение которого человек проявляет повышенную чувствительность к внешним воздействиям, направленным на его умственное развитие [15, с. 204].
Дошкольный возраст — сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Дошкольное обучение и воспитание — традиционное и развитое направление педагогики [13, с. 133].
Вопросами обучения и воспитания детей занимались многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги, среди них такие имена как:
· Фридрих Фребель (1782–1852), давший начало институциональному этапу развития дошкольной педагогики;
· Полина Кергомар (1838–1925), противопоставлявшая авторитарному воспитанию воспитание, основанное на понимании, которое не заглушало бы в детях естественной потребности к самостоятельности;
· Елизавета Ивановна Тихеева (1867–1943), которой была создана одна из первых концепций предметной развивающей среды детского сада;
· Мария Монтессори (1871–1932), занимавшаяся вопросами подготовки материальной среды для саморазвития и самовоспитания ребенка [7, с. 58–60];
· Лев Семенович Выгодский (1896–1934), занимавшийся вопросами развития личности, основоположник дефектологии, идеи которого обогатили практику обучения и воспитания нормальных и аномальных детей [9, с. 113–115];
· Жан Пиаже (1896–1980), который изучал психологию развития и проводил огромное количество экспериментов в области психологии [9, с. 356–358];
· и др.
Цель настоящей курсовой работы — изучить особенности применения методов обучения при работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи курсовой работы:
· изучить психолого-педагогические материалы на темы «дошкольный возраст», «обучение детей дошкольного возраста» и «методы обучения»;
· рассмотреть основные понятия, раскрывающие проблемы исследования (дошкольный возраст, методы обучения);
· изучить применение методов обучения в зависимости от возраста обучаемого.
Объект исследования — дошкольное образование.
Предмет исследования — методы обучения детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
· изучение литературы и нормативных документов по теме исследования;
· анкетирование педагогов дошкольных образовательных учреждений;
· математический анализ данных опроса.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 253.