Методы обучения, применяемые в ДОУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1. Опрос «Методы обучения в дошкольном образовании»

Чтобы получить данные по частоте использования методов обучения в зависимости от возраста обучающихся дошкольного возраста, было решено провести опрос педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Таким образом, цель опроса — определить, основываясь на опыте педагогов дошкольных образовательных учреждений, зависимость между частотой применения методов обучения и возрастом обучающихся в рамках дошкольного образования.

Задачи исследования:

· составить анкету для получения данных о частоте использования методов обучения;

· провести опрос педагогов дошкольных образовательных учреждений;

· проанализировать данные опроса, найти корреляции и сделать выводы.

Методы исследования:

· анкетирование педагогов дошкольных образовательных учреждений,

· анализ полученных данных.

Для составления основной части опроса были выбраны две классификации методов обучения. Классификация по источнику передачи информации и характеру ее восприятия более удобна на практике, на ее основе можно получить общее представление о том, какие средства чаще используются при обучении детей дошкольного возраста. С другой стороны, вопросы, основанные на классификации методов по характеру познавательной деятельности учащихся, продемонстрируют развитие самостоятельности детей в период дошкольного возраста.

В результате была составлена анкета (см. приложение 1), состоящая из семнадцати вопросов. Анкета состоит из трех частей:

· вопросы на основе классификации методов обучения по источнику передачи информации и характеру ее восприятия;

· вопросы на основе классификации методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся;

· дополнительные вопросы.

В первой часты анкеты чередуются вопросы двух типов:

· «Какие (название типа методов) Вы используете чаще всего?» с последующим перечислением методов;

· «Как часто используете (название типа методов)?».

Вторая часть анкеты состоит только из вопросов типа «Как часто используете (название типа методов)?». Третья часть анкеты включает в себя вопросы касательно:

· возраста детей, с которыми работает педагог;

· опыта работы и уровня образования педагога и того, проходил ли он курсы по своей специальности;

· того, как часто респондент сталкивается с трудностями во время работы с детьми дошкольного возраста, и какие факторы, возможно, являются причиной этих трудностей (нехватка знаний и опыта или внешние факторы).

Перед началом сбора данных был сделан ряд предположений.

В первой части идут вопросы, основанные на классификации методов обучения по источнику передачи информации и характеру ее восприятия.

Так как именно в дошкольном возрасте происходит самое активное развитие речи, то, скорее всего, большинство респондентов укажет, что часто используют словесные методы. Из словесных методов, вероятно, наиболее популярным будет беседа, у детей в дошкольном возрасте преимущественно непроизвольное внимание, а метод беседы заключается в том, что участники коммуникации участвуют в ней приблизительно в равной степени. С другой стороны, ввиду того же факта, метод рассказа наименее эффективен для обучения детей дошкольного возраста, так как имеет меньше способов поддержание внимания слушателя.

Ответом на вопрос «Как часто используете наглядные методы?» предположительно в большинстве случаев будет 4–5 (иногда, довольно часто). Дети дошкольного возраста обладают слабой концентрацией и требуют постоянного переключения от одного дела к другому, поэтому, скорее всего, методы обучения, заключающиеся в просмотре видеофильмов, кинофильмов, телепередач, будут использоваться нечасто.

Дети раннего дошкольного возраста обладают низкой самостоятельностью, поэтому предположительно практические методы будут использоваться с такими детьми редко, а с детьми старшего дошкольного возраста — чаще, но показатель вряд ли будет превышать 6 (часто). Наиболее используемыми практическими методами, вероятно, будут упражнения.

В любом случае, скорее всего словесные методы обучения будут использоваться чаще, чем наглядные, а наглядные методы обучения — чаще, чем практические.

Далее следует блок с вопросами, основанными на классификации методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся. Ввиду того, что эта классификация не очень удобна на практике, вопросы в части 2 было решено сделать необязательными. Не исключено, что из всех опрашиваемых, на эти вопросы ответит меньше половины.

Предположительно, чем старше будут дети, с которыми работает респондент, тем больше использует педагог приемов, которые требуют большей самостоятельности ребенку.

И, наконец, анкета заканчивается частью с дополнительными вопросами: возраст детей, с которыми работает педагог, вопросы об образовании и опыте работы респондента.

Работа с детьми дошкольного требует высокой подвижности, также для работы в образовательных учреждениях для дошкольников требуется педагогическое образование. Исходя из этого, можно предположить, что возраст респондентов в диапазоне от 22 до 35. Вероятно, что у большинства респондентов образование уровня среднее профессиональное и высшее (бакалавриат) и опыт работы не превышает 10 лет.

Дошкольный возраст — это период, когда у ребенка активно развивается речь, когда ребенок начинает приобщаться к нормам поведения и когда у ребенка начинает развиваться произвольность поведения. Таким образом, предположительно те педагоги, которые работают с детьми младшего дошкольного возраста, сталкиваются с трудностями в процессе работы чаще, чем те педагоги, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Также менее опытные педагоги, вероятно, укажут, что сталкиваются с трудностями чаще.

Что касается вопроса о внутренних и внешних причинах трудностей, с которыми сталкивается педагог, то здесь трудно выдвинуть какие-то предположения. С одной стороны, если рассуждать объективно, то, чем меньше опыт работы, тем больше неудач, связанных с нехваткой знаний и навыков. С другой стороны, та же нехватка знаний может приводить к тому, что человек не может оценить, является ли неудача непосредственно его ошибкой или же следствием внешних обстоятельств.

Итак, анкета была составлена 20 мая 2019 года при помощи сервиса Google Forms, ссылка на анкеты была отправлена представителям следующих дошкольных образовательных учреждений:

1. Частный детский сад «Усатый Нянь» (ул. Костромская, 5, г. Вологда),

2. Детский сад «Солнечный Круг» (ул. Николая Островского, 72А, г. Пермь),

3. Детский центр-сад «Я люблю Монтессори» (ул. Быстрецкая 20, г. Рязань),

4. Центр досуга "АБВГДейка" (ул. Новаторов, 36к3, г. Москва),

5. Детского клуба развития "Ангелочек" (Дмитровский переулок, 4, Санкт-Петербург),

6. Центр раннего развития и детский сад «Дюшес» (ул. Солдата Корзуна, 4, Санкт-Петербург).

Анонимный опрос проводился с 20 мая 2019 года по 5 июня 2019 года включительно (17 дней).

2.2. Анализ данных, собранных во время опроса «Методы обучения в дошкольном образовании»

В опросе приняло участие всего 12 человек. На необязательные вопросы части 2 ответило 7 человек.

Начнем анализ с ответов на вопросы первой части анкеты, а именно, с данных по словесным методам (см. табл. 1).

Таблица 1

Словесные методы обучения

Частота использования Наиболее используемые методы
1 7 лекция, работа с печатными источниками
2 6 беседа, лекция
3 7 лекция
4 7 беседа, лекция, работа с печатными источниками
5 7 беседа
6 7 рассказ, лекция
7 5 беседа
8 6 беседа, лекция, работа с печатными источниками
9 7 работа с печатными источниками
10 7 беседа, лекция
11 7 беседа, лекция, работа с печатными источниками
12 7 лекция

 

Как и ожидалось, почти все респонденты (9 из 12) указали, что «очень часто» используют словесные методы (см. рис. 1). Среди словесных методов наиболее используемыми оказались лекция и работа с печатными источниками, их указали 75% опрашиваемых, метод беседы указало 50% опрашиваемых.

Рис. 1. Частота использования словесных методов

 

Это соотношение словесных методов не соответствует изначальным ожиданиям. Можно предположить, что педагоги, участвовавшие в опросе, работают с достаточно большими группами детей и поэтому предпочитают использовать метод лекции чаще, чем трудоемкий метод беседы.

 

Рис. 2. Зависимость использование метода работы с печатными источниками от возраста обучающихся (по вертикальной шкале указан возраст детей; красный цвет указывает, что педагог указал метод работы с печатными источниками среди наиболее используемых)

 

Частое применение метода работы с печатными источниками можно объяснить тем, что именно в дошкольном возрасте дети обучаются чтению, что невозможно без использования печатных источников. Более того, в данных опроса присутствует явная корреляция с возрастом обучающихся (см. рис. 2).

В тоже время метод рассказа, как и ожидалось, используется воспитателями намного реже других словесных методов. Его указал только один респондент, работающий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Следующая группа методов — наглядные (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Наглядные методы обучения

Частота использования Наиболее используемые методы
1 5 демонстрация наглядных пособий
2 5 демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий
3 7 демонстрация наглядных пособий
4 4 демонстрация наглядных пособий, просмотр видео, фильмов, телепередач
5 6 демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий
6 5 демонстрация наглядных пособий
7 4 демонстрация наглядных пособий
8 5 демонстрация наглядных пособий
9 6 демонстрация наглядных пособий
10 6 демонстрация наглядных пособий
11 7 демонстрация наглядных пособий
12 6 демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий, просмотр видео, фильмов, телепередач

 

Обнаружился сильный разброс частоты использования наглядных методов (см. рис. 3). На основе данных корреляция с возрастом не выявлена. Скорее всего, данный разброс обусловлен разной степенью оснащенности дошкольных учреждений, однако данные опроса не позволяют проверить данное предположение. Однако средний показатель выше, чем предполагалось изначально.

Рис. 3. Частота использования наглядных методов

 

Все респонденты указали метод демонстрации наглядных пособий среди наиболее часто используемых наглядных методов. Также три педагога указали демонстрацию натуральных объектов и два — просмотр видео, фильмов, телепередач. Ввиду малого количества данных, говорить о корреляции с возрастом обучающихся невозможно.

И, наконец, рассмотрим практические методы обучения (см. табл. 3).

Таблица 3

Дата: 2019-07-24, просмотров: 160.