Одна из задач дошкольного образования — обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием [23, с. 180]. Она указана среди задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1].
Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе, — это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их коренятся в дошкольном детстве. Многие первоклассники не могут сосредоточиться на задании, не умеют слушать учителя, обладают неразвитой памятью, невнимательны, неусидчивы, конфликтны во взаимоотношениях со сверстниками. То, что ребенок умеет читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, еще не означает, что он готов к обучению в школе. Эффективность обучения ребенка в начальной школе гораздо больше зависит от степени развития памяти, внимания, воли, уровня самоорганизованности, умения управлять своими действиями [3].
Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе и желание учиться [18].
Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к неуспешности учебных действий, невозможности: понять и выполнить все требования учителя, и, следовательно, к низким оценкам. Это в свою очередь отражается на мотивации: то, что хронически не получается, ребенок делать не хочет [16].
Именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.
В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет). После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются следующие элементы учебной деятельности:
· умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;
· самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;
· умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
· умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат [11, с. 222].
Выбор методов обучения зависит в первую очередь от цели и содержания предстоящего занятия. При обучении рисованию, конструированию, пению ведущим методом станет упражнение, поскольку без этого нельзя научиться рисовать, конструировать, петь. Метод упражнения преобладает и на физкультурных занятиях. На занятиях природоведческого содержания «первую скрипку» играют методы наблюдения, беседы, экспериментирования и др.
Воспитатель отдает предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса. Если в дошкольном учреждении мало пособий, раздаточного или демонстрационного материала, то невозможно использовать многие методы обучения.
Например, если в детском саду нет репродукций картин, диафильмов, слайдов, следовательно, возможность знакомить детей с окружающим миром, творчеством художников сужается. В результате преимущество отдается словесным (вербальным) методам.
Выбор метода обучения зависит также от личности педагога, от его способностей, ответственности. Воспитатель творческий вносит много своего в методы и приемы обучения. Например, на занятии во второй младшей группе, цель которого — познакомить малышей с потешками, пестушками, педагог переоденется в сороку-белобоку, пригласит детей в гости, накормит кашкой, разыграв с ними вместе произведения фольклора так, что они надолго останутся в памяти, воображении и речи ребенка. А воспитатель, работающий формально, разместит детей за столами, прочитает потешки, попробует разучить их с детьми [11, с. 235].
В дошкольной педагогике игра обозначается как ведущая деятельность дошкольников, которая, постепенно усложняясь, формирует у ребенка необходимые знания и умения, «ведет» его за собой, способствует развитию новообразований, свойственных каждому возрасту дошкольного детства.
Ученые Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев придают детской игре большое значение, видя в ней деятельность специфического характера, в которой воплощаются детские фантазии, апробируются находки, исследуются те или иные аспекты окружающей жизни [5].
Воспитатель использует разнообразные формы для пробуждения детского интереса и желания начать игру на основе известного материала. Это могут быть:
· рассказы воспитателя «Как я была в …», задающие эмоциональный тон ситуации слушания;
· беседы по картинкам;
· игры-инсценировки;
· дидактические игры;
· подвижные игры с пением;
· экскурсии и др. [5].
Единица игры включает следующие компоненты:
1) роль взрослого человека, которую ребенок берет на себя;
2) мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли в жизнь; содержание этой ситуации составляет замещение предметов (игрушки);
3) игровые действия; т.к. ребенок имеет дело не с теми предметами, которые используют взрослые, то с ними нельзя работать так, как работает взрослый.
В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей. В ней в идеальной форме воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни. Игра имеет громадное значение для развития личности ребенка [24, с. 25].
Резюмируя, можно сказать, что обучение детей дошкольного возраста несет в себе большое количество особенностей и нюансов, напрямую связанных с возрастными психологическими особенностями. Также важно сказать, что в этот период обучение и воспитание связаны намного теснее, чем в последующие возрастные периоды, так как все же главные цели дошкольного образования — это научить ребенка общаться, что включает в себя выработку устойчивых паттернов поведения, чем, собственно, занимается воспитание, и создать основы для последующего обучения в школе.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 201.