Обучение — это целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познавательное общение [10, 256].
Методы обучения — это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования [10, с. 304].
В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения.
Классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.):
· наглядные,
· словесные,
· практические [7, с. 174–175].
Классификация методов по ведущим дидактическим задачам (М. А. Данилов, Б. П. Есипов):
· методы приобретения новых знаний,
· методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике,
· методы проверки и оценки знаний, умений и навыков [25, с. 59–60].
Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):
· информационно-рецептивные,
· репродуктивные,
· проблемного изложения,
· эвристические,
· исследовательские.
Классификация методов на основе целостного подхода, отражающего единство целей, содержания обучения, характера учебно-познавательной деятельности (Ю. К. Бабанский):
· методы организации учебно-познавательной деятельности,
· методы стимулирования и мотивации,
· методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.
В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.) [7, с. 174–175]. Рассмотрим данную классификацию более подробно:
· Словесные методы — сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов:
o рассказ,
o лекция,
o беседа,
o работа с печатными источниками.
· Наглядные методы — сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности:
o демонстрация опытов,
o демонстрация натуральных объектов,
o демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и др.),
o просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач.
· Практические методы — получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных практических работ:
o практические и лабораторные работы,
o упражнения [4, с. 130].
Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности. Для того чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности, важно рассмотреть классификацию методов обучения М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера [7, с. 175].
Информационно-рецептивный метод состоит в том, что преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Репродуктивный метод предполагает составление преподавателем заданий для обучающихся на воспроизведение ими знаний и способов деятельности: решение задач, воспроизводство опытов, выводов и т. п. [2, с. 59–62]. Метод проблемного изложения заключается в том, что учитель ставит проблемы, показывает путь ее решения, а ученик осваивает логику решения [17, с. 187].
Цель эвристического метода — постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы, выполнение отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных типов исследований путем самостоятельного поиска. Один из путей реализации эвристического метода — эвристическая беседа, т. е. вопросно-ответная форма взаимодействия преподавателя с учениками. Суть эвристической беседы в том, что преподаватель заранее продумывает систему вопросов, каждый из которых стимулирует студента к небольшому поиску. Исследовательский метод базируется на конструировании исследовательских заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых студентами с последующим контролем преподавателя [2, с. 59–62].
Итак, методы обучения обладают большим разнообразием, из-за чего их сложно (или даже невозможно) подвести под одну классификацию. Наиболее используемая классификация методов обучения в педагогике, в том числе в дошкольной, — это классификация источнику передачи информации и характеру ее восприятия. Ее популярность прежде всего связана с тем, что ее легко использовать на практике. Однако классификация по характеру познавательной деятельности учащихся гораздо лучше раскрывает то, как ребенок становится самостоятельнее по мере взросления.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 240.