К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие требования по подготовке сельскохозяйственного производства должны предусматривать:

анализ современного состояния отрасли на различных уровнях с целью выявления "узких" мест;

разработку мероприятий по ликвидации "узких" мест, включая подготовку к перепрофилированию производства с учетом возможных уровней плотности загрязнения территории;

обеспечение объектов сельскохозяйственного производства с различными формами собственности семенным материалом, сельскохозяйственной техникой, включая малогабаритную, и другими материально-техническими и топливно-энергетическими ресурсами;

разработку схем обеспечения, графиков доставки и обоснование создания минимально необходимых запасов минеральных удобрений и средств защиты растений с одновременной проработкой вопросов их размещения и хранения на приспособленных временных и специализированных типовых базах и складах (на республиканском, региональном, областном, районном и хозяйственном уровнях);

дальнейшее развитие сети наблюдения и лабораторного контроля с обеспечением соответствующих учреждений и организаций необходимым оборудованием, согласно табелю оснащения, а также транспортными средствами с целью проведения агроэкологического мониторинга в районах, прилегающих к радиационно-опасным объектам, и в регионах республики, пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС;

повышение общей культуры сельскохозяйственного производства на территории РФ, подготовку и строительство в местах производства сельскохозяйственной продукции хранилищ и перерабатывающих предприятий (передвижных и стационарных), обеспечивающих защиту сырья и готовой продукции от радиоактивного загрязнения;

оценку возможностей и подготовку к использованию местных ресурсов, включая органические и минеральные удобрения, химические мелиоранты, средства защиты растений, а также строительные материалы;

разработку и реализацию моделей регионального самообеспечения.

 

ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

 

Система управления должна обеспечивать непрерывную и, в случае необходимости, автономную деятельность объектов сельскохозяйственного производства и отрасли в целом в условиях ЧС. Поэтому при разработке общих требований по подготовке системы управления необходимо предусматривать: определение целей и задач органов управления на всех уровнях для условий чрезвычайной ситуации, составление штатного расписания для всех уровней управления и заблаговременную подготовку кадров руководящего состава, создание системы пунктов управления, в том числе запасных, оснащенных современными техническими средствами и их рациональное размещение, подготовку АСУ Минсельхозпрода, а также АСУ объектов к решению задач и отработке способов управления в условиях ЧС, заблаговременную разработку форм, порядка сбора, обработки анализа данных и форм, и порядка доведения заданий по производству продукции на случай ЧС до каждого объекта отрасли, заблаговременную подготовку форм и порядка сбора, обработки, анализа информационного материала для оперативного принятия решения и эффективного управления объектами и отраслью в целом, подготовку системы управления для работы при ограниченных ресурсных возможностях, обеспечение сопряжения системы АСУ Минсельхозпрода с единой автоматизированной сетью республики в условиях ЧС.

 

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И СНИЖЕНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА

 

Аварии и катастрофы на радиационно опасных объектах могут привести не только к разрыву внутриотраслевых, межотраслевых и региональных связей, но и к существенному загрязнению объектов внешней среды, продуктов питания, кормов и водоисточников радиоактивными веществами, что приведет к снижению эффективности сельскохозяйственного производства, а главное - к отрицательному воздействию на здоровье населения. При этом, как показывают результаты катастрофы на Чернобыльской АЭС, следует учитывать долговременный характер устранения последствий подобных аварий и катастроф, разнообразие почвенно-климатических зон и другие особенности, от которых в значительной мере зависят системы ведения сельскохозяйственного производства в различных регионах РФ. Учитывая изложенное, в разделе общих требований по охране окружающей среды и снижению экологического ущерба целесообразно предусмотреть:

разработку системы мероприятий по оперативному устранению последствий радиоактивного загрязнения местности;

разработку методов, технических средств, приспособлений и модернизированных рабочих органов, использование которых будет способствовать ускоренной ликвидации последствий радиоактивного загрязнения местности;

разработку методов социально-экономической и экологической оценок эффективности мероприятий по подготовке сельскохозяйственного производства к ЧС и ликвидации их последствий;

совершенствование механизма хозяйствования в условиях рыночной экономики и многоукладности хозяйств с целью повышения заинтересованности хозяйственных субъектов в устойчивом функционировании сельскохозяйственного производства с соблюдением экологических требований и в участии ликвидации последствий ЧС, а также в восстановлении нарушенного производства;

сертификацию сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и питьевой воды по научно обоснованным предельно допустимым уровням загрязнения радиоактивными веществами;

   сертификацию здоровья всех половозрастных и профессиональных групп населения с выдачей прогноза развития болезней и паспорта лечебно-про­филактических и защитных рекомендаций по каждой конкретной группе с целью осуществления медицинского скрининга и агроэкологического мониторинга в общей цепи государственных мероприятий по оздоровлению насе­ления регионов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также в районах, прилегающих к радиационно опасным объектам;

   создание наднациональной системы контроля параметров среды обитания в соответствии с международным экологическим правом с целью постоянной корректировки республиканских отраслевых экологических требований.

Оценка потерь в условиях чрезвычайной ситуации, вызванных воздействием поражающих факторов различного типа стихийных бедствий при­родного характера (в стоимостном выражении) показала, что ежегодный ущерб сельскому хозяйству в среднем по республике (по ценам 1989 г.) составляет более 3 млрд. руб.

Существенный ущерб сельскому хозяйству может быть причинен также чрезвычайными ситуациями, обусловленными деятельностью человека, т.е. антропогенного характера. Например, возникающими в результате аварий на химически опасных предприятиях и особенно на объектах атомной промышленности. Так, авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.) по масштабам и совокупности последствий может быть отнесена к самой крупной ядерной катастрофе, охватившей огромные территории не только Украины, но и Российской Федерации. По данным Роскомгидромета по состоянию на 01.03.92 г. загрязнение почв радионуклидами со средней плотностью загрязнения по 137Cs более 1 Ku/км2 зарегистрировано на 15 административных территориях России: Брянская обл. (34% территории области), Калужская (17%), Белгородская (8%), Воронежская (1,5%), Курская (4,4%), Ленинградская (1,0%), Липецкая (около 8%), Орловская (40%), Пензенская (3%), Рязанская (15%), Смоленская (0, 5%), Тамбовская (1,7%), Тульская (47%), Ульяновская (0,6%), Мордовия (2,0%). Общая площадь загрязненной территории с указанной плотностью составляет около 55 тыс.км2, в том числе около 3,3 млн.га сельскохозяйственных угодий. При этом территория с плотностью загрязнения 137Cs свыше 15 Ки/км2 составляет 2,4 тыс.км2 - с плотностью загрязнения 5-15 Ки/км2 - 5,5 тыс.км2 и 1-5 Ки/км2 - 47 тыс.км2. Кроме того, в 28 областях, краях и республиках в составе Российской Федерации отмечено загрязнение почв от 0,1 до 0,6 Ки/км2.

Ведение сельского хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения местности в первую очередь в зонах, где плотность загрязнения превышает 5 Ки/км2, обусловливает необходимость решения ряда сложных задач с разработкой соответствующих мероприятий, которые должны быть практически реализованы как заблаговременно, так и при организации производства в условиях чрезвычайной ситуации. Например, в пострадавших регионах, особенно в тех, где наряду с радиоактивным загрязнением отмечено также загрязнение сельскохозяйственных угодий промышленными выбросами, может создаться чрезвычайно острая общая эколого-генетическая обстановка. Так, оценка современного состояния агробиоценозов в Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Рязанской и других областях на фоне радиоактивного загрязнения местности показала высокую "перегрузку" сельскохозяйственных угодий различными промышленными выбросами, остаточными количествами пестицидов и балластными веществами от минеральных удобрений, а также сбросами сточных вод (из-за отсутствия очистных сооружений). Причем многие из веществ-загрязнителей являются канцерогенами и мутагенами. В результате ухудшается качество продуктов питания и питьевой воды.

Вследствие этого "генетический груз" на население загрязненных районов резко увеличивается, что ведет к подавлению иммунной системы человека и вызывает новые специфические заболевания, а в итоге отрицательно влияет на наследственность, особенно в сочетании с радиационным воздействием. В связи с этим необходим мониторинг за частотой возникновения мутаций у населения, который должен установить: в какой мере усиливается "генетический груз" на человека в условиях чрезвычайной ситуации при увеличении воздействия на него природных и искусственных мутагенов. Поэтому в регионах, где отмечено (или прогнозируется) воздействие поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации, необходимо проведение нескольких видов мониторинга: агроэкологического, медицинского, генетического и демографического с целью получения объективной информационной основы для принятия оптимальных решений в хозяйственной деятельности.

В дополнение к изложенному следует отметить, что на территории Российской Федерации имеется немало регионов, в которых уже в настоящее время возникли долговременные чрезвычайные ситуации. В этих регионах общая антропогенная нагрузка превышает естественные экологичес­кие возможности природных ландшафтов, что приводит к возникновению острых экологических ситуаций различного уровня: критического, кризисного и, в ряде случаев, катастрофического. При таких ситуациях с разной степенью опасности отмечаются изменения природных ландшафтов, нарастание угрозы истощения или утраты природных ресурсов (в том чис­ле генофонда) и ухудшения условий проживания населения, что приводит к ощутимым изменениям его здоровья.

Всего выделено около 180 ареалов с острой экологической ситуацией. В кризисном или приближающемся к катастрофическому состоянию находятся, прежде всего, крупные промышленные центры вместе с пригородами, где особенно загрязнена природная среда, например, территории Москвы и Санкт-Петербурга, Среднее Поволжье, Кольский полуостров, промышленная зона Урала, Горный Алтай, некоторые районы Сибири и другие.

Особого неординарного подхода требует решение экологических проблем, в первую очередь радиационных, в азиатской части республики, где спектр выпавших радионуклидов в почве и поглощаемых растительным и животным миром существенно отличается от Чернобыльского; соответственно имеются различия в силе воздействия на низшие и высшие организмы тундры, Уральской и Алтайской зон.

Биосфера "сдавлена" и в других частях Российской Федерации. Например, в отвалах горного производства накоплено более 30 млрд. т отходов; ежегодно образуется около 200 млн.т токсичных отходов промышленных предприятий и около 34 млн.т твердых бытовых отходов и их утилизации кардинально не решаются. В водные объекты республики сбрасывается до 100 км3 сточных, коллекторно-дренажных и других вод, с которыми в водоемы и водотоки поступило до 20 млн.т загрязняющих веществ.

Возрастает также загрязнение природной среды выбросами предприятий микробиологического синтеза (в медицинской и сельскохозяйственных сферах); некоторые из предприятий работают с патогенными материалами, в том числе с новыми штаммами микроорганизмов, получаемых искусственно. Выбросы при таких процессах оказывают существенное влияние на увеличение степени загрязнения биосферы, что повышает опасность деградации, прежде всего, агросферы, а в ней в первую очередь почвы и рыбного хозяйства. В связи с увеличением загрязнения снижается продуктивность сельского хозяйства и обостряется продовольственная проблема. т.к. ухудшается качество продуктов питания и соответственно растет заболеваемость человека, подавляется его иммунная система, нарушается наследственность. Существенное дестабилизирующее влияние на экологическую ситуацию в целом и на сельскохозяйственное производство в частности оказывают деградация и переруб лесных массивов, вследствие чего изменяется водный баланс почв и уменьшается продуцирование кислорода. Причем происходит это в планетарном масштабе: две трети мировых запасов леса уже уничтожены и вырубка превышает их восстановление. Оставшиеся лесные массивы уничтожаются со скоростью 20 га в минуту.

В Российской Федерации истребление леса идет с еще большей скоростью. Кроме того, в связи с развитием энергетики, электроники, радиотехники и транспор­та увеличивается количество промышленных объектов, излучающих сильные электромагнитные спектры, усиливается также физическое воздействие (шумы, вибрации и т.д.) на биологические объекты.

Одновременно происходит постоянное истощение запасов пресной воды и увеличивается загрязнение почвенных и грунтовых вод, что ведет к ухудшению качества воды, используемой на питьевые цели и на орошение, и в конечном счете к дальнейшему усилению "давления" мутагенов на живую материю. Все это существенно ослабляет здоровье населения и нарушает экологическое равновесие в природе, т.е. проблема выживания населения в экологически напряженных условиях все более усложняется и требует срочного вмешательства законодательных и правовых органов. Таким образом, вышеизложенные данные показывают, что в современных условиях самой уязвимой оказалась агросфера, от состояния которой во многом зависит эколого-генетическая безопасность Российской Федерации. На основании анализа и обобщения данных соответствующих литературных источников на территории РФ можно выделить 15 зон, в которых агросфера наиболее серьезно дестабилизирована:

зона влияния последствий Чернобыльской катастрофы (Нечерноземная зона и др. области);

зона вокруг промышленных объектов Челябинской и Екатеринбургской областей;

зона вокруг промышленных объектов Кольского полуострова (Мончегорск, Никель, Апатиты) и тундры (Норильск и др.);

Башкортостан (пригороды Уфы, Стерлитамака, Салавата, Мелеуза, Благовещенска);

Нижнее Поволжье - Саратовская, Волгоградская, Астраханская области, Прикаспийский Дагестан, Северная часть Каспийского моря;

Кузбасс - Кемеровская область (пригороды Кемерова, Новокузнецка, Прокопьевска);

зона Западно-Сибирского нефтегазового комплекса - северные и центральные районы Западной Сибири и Тюменско-Тобольского топливно-перерабатывающего комплекса;

Иркутская область - особенно пригородные зоны Иркутска, Шелехова, Ангарска, Черемхова, Усолье-Сибирска, Братска, Усть-Илимска;

сельскохозяйственные районы, примыкающие к Онежскому и Ладожскому озерам;

зона Тульско-Щекинско-Новомосковская (где развита химическая промышленность, черная металлургия, энергетика);

зона Магнитогорско-Орско-Троицкая (где развита черная и цветная металлургия);

Горный Алтай (урановые рудники);

зоны вокруг целлюлозно-бумажных производств - Архангельская и другие области;

пригороды Абакана, Барнаула, Кургана, Комсомольска-на-Амуре, Красноярска, Новосибирска, Усть-Каменогорска, Хабаровска, Читы, Южного Сахалина, Омска, Оренбурга, Улан-Уде и др. (азиатская часть России);

пригороды Москвы (юго-восточная часть), Санкт-Петербурга, Калининграда, Грозного, Ростова-на-Дону, Липецка и др. (европейская часть России).

В указанных регионах отмечается не только чрезвычайная экологическая ситуация, а и наивысшая социально-демографическая напряженность и наибольшая угроза разрушения генетического потенциала высших организмов.

 

ЧАСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Частные требования к сельскохозяйственному производству и к отраслям, обеспечивающим его работу, должны быть направлены на создание условий для производства продукции в определенном объеме и номенклатуре при ЧС с учетом возможного автономного функционирования объектов и отрасли в целом в течение длительного периода времени. В связи с этим в разделе общих требований необходимо предусмотреть:

   внедрение технологий уборки зерновых культур с обработкой урожая в стационар­ных условиях, использование местных средств химизации;

   подготовку технической документации на упрощенные технологии переработки и хранения сельскохозяйственного сырья и продукции, а также на выпуск стройматериалов из местных ресурсов и изготовление необходимого инвентаря;

   разработку и внедрение технологий производства некоторых видов продуктов с увеличенным сроком годности; внедрение технологий комплексной переработки сырья, производство пищевого и кормового белка из отходов и непищевого сырья, использование систем хранения и транспортировки сельскохозяйственного сырья и продукции, обеспечивающих защиту от загрязнения радиоактивными веществами;

   создание минимально необходимых запасов материально-технических средств, подготовку документации на изготовление запасных частей для сельскохозяйственной техники из местных материалов, использование мобильного грузоподъёмного оборудования с ДВС (двигателем внутреннего сгорания), а также с другим приводом, оснащение тормозных стендов оборудованием для обеспечения их работы в генераторном режиме, разработку и накопление технической документации по ремонту и реконструкции обеспечивающих подсистем преимущественно за счет местных ресурсов;

   подготовку предприятий торговли и общественного питания к работе в условиях дефицита топливно-энергетических ресурсов, в частности, обеспечение сохранности и приготовление продуктов питания с использованием погребов, естественного льда, аккумуляторов естественного холода и универсальных топочных систем, а также создание возобновляемых запасов продуктов с длительным сроком хранения.

 

ЗАЩИТА И ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ

Дата: 2019-07-24, просмотров: 238.