Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационных, химических, биологических, пожароопасных и взрывоопасных производств и технологий. Таких потенциально опасных производств и технологий в России насчитывается около 45 тысяч. Выше рассмотрены причины возникновения аварий на этих производствах.
В условиях роста количества аварий проблема обеспечения устойчивого функционирования потенциально опасных объектов и производств приобретает особую актуальность. На этих объектах наряду с общими требованиями повышения устойчивости функционирования отраслей промышленности существуют и особые требования.
Особые требования, предъявляемые к отраслям с опасными объектами (производствами) сгруппированы по трем направлениям с учетом специфики объектов:
требования к радиационно опасным объектам (производствам);
требования к химически опасным объектам (производствам);
требования к взрывопожароопасным объектам (производ-ствам).
ТРЕБОВАНИЯ К РАДИАЦИОННО ОПАСНЫМ ОБЪЕКТАМ
В настоящее время к источникам радиоактивного загрязнения (заражения) внешней среды можно отнести следующие:
урановая промышленность;
ядерные реакторы разных типов;
радиохимическая промышленность;
места переработки и захоронения радиоактивных отходов;
использование радионуклидов в народном хозяйстве;
ядерные взрывы.
В России имеется 29 энергоблоков на 9 АЭС, 113 исследовательских ядерных установок, 13 промышленных предприятий топливного цикла, 8 научно-исследовательских организаций, выполняющих технологические разработки и материаловедческие исследования с использованием ядерных материалов, 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также около 13 тыс. других предприятий и объектов, осуществляющих деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе.
Следует отметить, что в последнее время повысился уровень безопасности АЭС и исследовательских ядерных установок, имеется положительная тенденция к снижению количества нарушений в их работе. Уровень эксплуатации АЭС России, если оценивать его по количеству нарушений на один энергоблок, находится на среднемировом уровне.
В то же время складывается неблагоприятная ситуация в области обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) на АЭС. На площадках АЭС ОЯТ накопилось сверх количеств, определенных проектами, что вызвано его невывозом с АЭС.
Имеется тенденция к накоплению ОЯТ в хранилищах, расположенных на территории научно-исследовательских ядерных центров. Требует скорейшего решения вывоз отработанного ядерного топлива из плавучих хранилищ Российского транспортного предприятия "Атомфлот".
Серьезную озабоченность вызывает положение дел с выведенными из эксплуатации атомными подводными лодками ВМФ России и их утилизация.
Остро стоит вопрос транспортирования ядерных материалов и изделий на их основе, особенно транзитных перевозок через территорию России.
Возможных причин возникновения повышенной радиационной опасности указанных выше объектов может быть названо достаточно много. Они обычно связываются с нарушениями технологических режимов, невыполнением тех или иных нормативов и т.п. К числу основных причин радиационного риска объектов ядерного топливного цикла относят:
неправильное хранение высокоактивных ядерных отходов;
катастрофические аварии, в основном, ядерных реакторов;
низко активные радиоактивные выбросы при нормальной эксплуатации объектов (главным образом ядерных реакторов);
вероятные аварии на заводах по переработке облученного топлива;
нарушение технологической дисциплины.
Этот перечень можно существенно расширить. Перечисленные факторы повышают требования к безопасности и устойчивости радиационно опасных объектов.
В целях повышения устойчивости радиационно опасных объектов необходимо осуществлять комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, включающий:
обеспечение производственного персонала защитными сооружениями;
обеспечение производственного персонала средствами индивидуальной защиты;
защита водоисточников, систем водоснабжения от радиоактивных веществ, обеспечение информацией о возможных зонах загрязнения;
обеспечение постоянного контроля за радиационной обстановкой на территории объектов и в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
подготовка к санобработке производственного персонала;
обучение персонала способам действий при возникновении (угрозе возникновения) аварии с выбросом (утечкой) радиоактивных веществ;
регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на объектах и в близлежащих жилых районах;
установление оптимальных расстояний между потенциально опасными элементами радиационно опасных объектов;
запрещение взрывных работ вблизи объекта;
защита систем безопасности от разрушения при запроектных авариях.
ТРЕБОВАНИЯ К ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМ ОБЪЕКТАМ
Под объектами с химической технологией имеются в виду прежде всего промышленные предприятия и другие объекты, в технологических процессах которых предусматривается использование тех или иных химических веществ и химических превращений.
К такого рода объектам прежде всего относятся химические, нефтехимические и подобные им заводы и предприятия, близкие к химическим производствам. Достаточно отметить, что типовой современный нефтеперерабатывающий завод мощностью 10-15 млн.т/год сосредоточивает на своей промышленной площадке от 300 до 500 тыс.т углеводородного топлива, энергосодержание которого эквивалентно 3-5 Мт тротила. Номенклатура продукции, выпускаемой химическим заводом с передовой технологией, обеспечивающей комплексную переработку сырья, включает тысячи различных материалов и веществ, многие из которых чрезвычайно токсичны или ядовиты. Опасность химических заводов для человека и окружающей среды, особенно при возникновении аварий, очевидна.
Всего в Российской Федерации функционирует 3658 объектов экономики, располагающих значительными запасами опасных химических веществ (ОХВ). Более 50% из их числа имеют запасы аммиака, 36% хлора, 5% - соляной кислоты. Суммарный запас этих веществ на предприятиях достигает около 1 млн.т, что составляет 10-12 смертельных токсодоз. Причем на промышленных предприятиях одновременно нередко хранится от нескольких сот до нескольких тысяч тонн опасных химических веществ. Необходимо отметить, что в крупных городах (с населением свыше 100 тыс.чел.) и вблизи них сосредоточено свыше 70% предприятий химической промышленности, промышленности по производству минеральных удобрений и почти все предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Потенциально опасными объектами являются и военно-химические объекты по хранению химического оружия.
Суммарная площадь территории России, на которой может возникнуть очаг химического заражения, составляет около 300 тыс.кв.км с населением около 54 млн.человек.
Техногенная безопасность этих объектов обеспечивается путем определенного комплекса конструктивных и организационно-технических мероприятий, а также установления и поддержания режима химической безопасности на объекте и санитарно-защитной зоне, расположенной вокруг объекта.
Важное значение в обеспечении безопасности имеет выполнение особых требований по повышению устойчивости. К этим требованиям относятся:
обеспечение персонала защитными сооружениями;
обеспечение персонала СИЗ;
защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от СДЯВ;
подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей для защиты от тяжелых паров и газов;
регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на объектах и в близлежащих жилых районах;
размещение объектов с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к городам и другим населенным пунктам и объектам;
размещение складов с сильнодействующими ядовитыми веществами с подветренной стороны основных цехов объекта, где работает наибольшее число персонала;
создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения вокруг объектов;
внедрение резервного (дублирующего) газоочистного и пылеулавливающего оборудования с автоматическим его включением при выходе из строя основного оборудования;
разработка мер по усилению контроля за заражением территорий объекта и прилегающей территории при возникновении ЧС;
обеспечение возможности автоматического (автоматизи-рованного) управления оборудованием в случае аварии с выбросом опасных веществ.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫМ ОБЪЕКТАМ
В стране имеются тысячи взрыво- и пожароопасных объектов в различных отраслях промышленности. Наиболее часто аварии, сопровождаемые взрывами и пожарами, происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, которые приводят к серьезным последствиям: разрушению промышленных объектов и зданий жилой застройки, поражению людей, воздействию на производственный персонал и население продуктов горения, нанесению значительного ущерба. Прогностические расчеты показывают, что число эвакуированных при крупной аварии на подобных объектах, сопровождаемой взрывами и пожарами, может составить свыше 20 тыс.человек.
На предприятиях Госкомоборонпрома России, производящих пороха, ракетное твердое топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы, средства инициирования и изделия военной техники на их основе, возможны более серьезные аварии с массовыми поражениями работников предприятий и населения близлежащих населенных пунктов, разрушением промышленных объектов, складов и арсеналов. Вместе с тем безопасность производства и хранения продукции на данных предприятиях, обеспечиваемая строжайшим выполнением норм строительства и реконструкции, требований специальных правил, позволяет во многих случаях предотвратить возможные катастрофы. Большое значение имеет и выполнение особых требований по повышению устойчивости. Это следующие требования:
обеспечение персонала защитными сооружениями;
обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты;
изоляция взрывоопасных зон прочными стенами;
использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от взрывопожароопасных зон;
размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей местности;
создание во взрывопожаропасных зонах инертной среды с содержанием кислорода, недостаточным для поддержания горения;
запрещение взрывных работ вблизи объектов;
устройство огнезащитных преград, в том числе противопожарных, теплосодержащих и поглощающих экранов, использование установок для постановки водяных завес;
подготовка технологического оборудования и создание запасов взрывчатых веществ для тушения пожаров на нефтяных (газовых) скважинах направленным взрывом.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТРАСЛЯМ, ОБЪЕКТЫ КОТОРЫХ
РАСПОЛОЖЕНЫ В ЗОНАХ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ
Территория России подвержена воздействию практически всего спектра опасных природных явлений и процессов геологического, гидрологического и метеорологического происхождения.
Наибольшую опасность из рассматриваемых явлений и процессов в России представляют наводнения, оползни и обвалы, землетрясения, смерчи, лавины, сели, цунами, а также природные пожары. Именно с этими процессами часто связан огромный социально-экономический ущерб. Для объектов, расположенных в зонах опасных природных явлений, разработаны особые требования по повышению устойчивости и функционирования в чрезвычайных ситуациях. Этими требованиями в целях исключения (снижения) потерь производственного персонала и населения близлежащих поселков (жилых кварталов), снижения экономического ущерба на объектах, расположенных в зонах опасных природных явлений необходимо осуществлять следующий комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий:
создание необходимой физической стойкости к поражающим факторам опасных природных явлений зданий и сооружений, в которых работает производственный персонал, а также элементов объектов, являющихся возможными источниками вторичных поражающих факторов;
создание укрытий для производственного персонала объектов, расположенных в опасной близости от вулканов, а также объектов, расположенных в районах, подверженных воздействию бурь, ураганов, смерчей;
утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей на объектах, расположенных в районах, подверженных сильным морозам;
обеспечение производственного персонала объектов, расположенных в районах, подверженных воздействию опасных метеорологических явлений, специальной одеждой с учетом специфики опасностей;
создание минимально необходимого фонда спасательных плавсредств на объектах, расположенных в зонах опасных гидрологических явлений;
размещение на возвышенностях рабочих помещений объектов, расположенных в зонах опасных гидрологических явлений;
установление режима поведения производственного персонала при получении информации об угрозе возникновения опасных природных явлений;
запрещение (ограничение) строительства крупных водохранилищ, опасных объектов и добывающих предприятий в сейсмоопасных зонах;
запрещение (ограничение) размещения объектов и их элементов в зонах возможного затопления;
размещение объектов и их элементов с учетом возможностей предотвращения (снижения эффекта) воздействия неблагополучных погодных факторов;
проведение агротехнических и лесомелиоративных защитных мероприятий на горных склонах, прилегающих к объектам;
применение в зонах опасных природных явлений бесшовных труб для транспорта нефти и газа;
регулирование стока воды из водохранилища, устройство искусственных и использование естественных регулирующих водохранилищ;
обеспечение предварительной сработки верхнего бьефа водохранилища в случае угрозы прорыва;
создание запасов материалов для укрепления дамб (в случае угрозы прорыва);
использование устьевой арматуры повышенной стойкости на нефтегазодобывающих объектах, расположенных в зонах сейсмической опасности;
запрещение горных работ вблизи участков местности, прилегающих к объектам и подверженных воздействию опасных геологических явлений;
регулирование режима снегоотложения в зонах зарождения лавин и удержание снежного покрова на склонах, прилегающих к объектам;
предупредительный спуск лавин и предотвращение градобития;
строительство на возвышенностях объектов (и их элементов), располагаемых в зонах опасных гидрологических явлений;
постоянное наблюдение за обстановкой в районе объектов, расположенных в зонах геофизически и геологически опасных явлений;
повышение физической стойкости (демонтирование) не достаточно стойких к воздействию поражающих факторов опасных природных явлений, зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций;
применение специальных устройств (козырьков и др.) для защиты уникального и особо ценного оборудования при землетрясениях, ураганах и других опасных явлениях;
создание запасов дефицитных материалов для проведения аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий возможных землетрясений, ураганов и других опасных явлений (в первую очередь на объектах жизнеобеспечения населения);
подготовка к расчистке завалов, обрушению (закреплению) зависших и нависающих грунтовых масс, горных пород, конструкций и элементов зданий и сооружений, к прокладке путей движения для автотранспорта и техники;
проведение берегоукрепительных работ для предотвращения оползней и обрушений;
подготовка к отводу лавовых и грязевых потоков, образующихся при извержении вулканов, с помощью желобов и возведение предохранительных дамб на их пути;
строительство на пути движения селевых потоков селерегулирующих, селеделительных, селезадерживающих, селетрансформирующих гидротехнических сооружений;
строительство сооружений, регулирующих и задерживающих движение лавин;
подготовка к укреплению отдельных элементов зданий, сооружений, а также оборудования и коммуникаций при получении предупреждения о приближении сильной бури (урагана);
локальная защита объектов и небольших участков территории с помощью дамб, обвалований и подсыпки территории в зонах опасных гидрологических явлений;
подготовка к проведению аварийных работ по предотвращению прорыва плотин, дамб и оградительных валов;
стабилизация (упрочение) слабых грунтов, устройство дренажа;
подготовка к эксплуатации в условиях ЧС наиболее стойких к воздействию поражающих факторов опасных природных явлений зданий и сооружений и размещенного в них оборудования;
гидроизоляция зданий и сооружений на гидродинамически опасных объектах;
подготовка к расчистке лавинных завалов немедленно после их образования;
создание искусственных водохранилищ для использования в случае засухи и при нарушении работы систем водоснабжения;
обеспечение оборудованием для бурения артезианских скважин в засушливых районах;
оснащение крупных предприятий, расположенных в северных и восточных районах, а также в средней полосе страны, снегоочистительной техникой;
подготовка плавсредств для обеспечения эксплуатации объектов, расположенных в зонах возможного затопления, в условиях ЧС;
обеспечение возможности подачи электроэнергии к шлюзам на магистральных водных путях от передвижных источников питания; дублирование управления работой шлюзов с центрального пульта постами управления.
Реализация требований к объектам, расположенным в зонах опасных явлений, способствует исключению или снижению потерь производственного персонала, населения, снижения экономического ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Электроэнергетике страны принадлежит важная роль в устойчивом функционировании всего народнохозяйственного комплекса страны. От ее надежной работы зависит деятельность любого звена экономики. Экономика страны опирается на мощную энергетическую базу, объединенную в единую энергосистему России. (В данную энергетическую систему не входит только энергосистема Дальнего Востока.)
Непременным условием устойчивости электроэнергетики является рациональное сочетание в строительстве тепловых, гидроэлектростанций и атомных станций. Сейчас основой электроэнергетики России являются тепловые электростанции, на долю которых приходится более 60% установленной мощности и производство электроэнергии.
В нашей стране постоянно уделялось внимание развитию электроэнергетики. Большой опыт работы накоплен по повышению устойчивости работы объектов электроэнергетики, в т.ч. и в рамках гражданской обороны, например:
создание резервов энергетических мощностей;
замена воздушных ЛЭП кабельными ;
увеличение парка передвижных электростанций;
строительство устройств для приема электроэнергии от судовых электроустановок;
создание нормативных резервов топлива по углю и мазуту;
совершенствование работы диспетчерских пунктов управления, подготовка к работе в ЧС.
Главная задача объектов электроэнергетики - повышение устойчивости электро- и теплоснабжения потребителей. Решается это по многим направлениям, в том числе:
увеличение энергетического потенциала на основе технически прогрессивного оборудования;
перевооружение электростанций (замена устаревшего оборудования современным);
совершенствование ремонтного обслуживания и повышение уровня эксплуатационного обслуживания (неравномерность суточной нагрузки и др.);
целенаправленная работа по снижению потерь в сетях при передаче энергии (теряется 8-9 %);
сокращение расхода электроэнергии на собственные нужды электростанций;
комбинированное производство электроэнергии и тепла на теплоэлектроцентралях;
использование вторичных энергоресурсов;
создание и внедрение в энергоемких отраслях промышленности комбинированных технологических процессов, исключающих потерь тепла;
совершенствование организационных схем управления электроснабжения и особенно теплоснабжения в территориальном разрезе.
С учетом особой роли энергетики в обеспечении устойчивости функционирования всех звеньев экономики страны в условиях ЧС необходимо на ее объектах осуществлять инженерно-технические и организационные мероприятия, предусматривающие:
распределение энергоисточников по районам и потребителям;
внедрение кабельных сетей для электроснабжения особо важных объектов;
кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы;
устройство в сквозных коридорах и потернах между секциями ГЭС перегородок, снабженных герметическими дверьми, для защиты от затопления помещений ГЭС;
организацию технологического цикла тепловых электростанций с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы;
регулирование стока воды из водохранилища;
создание запасов материалов для укрепления стенок плотины ГЭС;
обеспечение транзитного пропуска через плотины гидроузлов прорывной волны от расположенного выше гидроузла;
подготовку к проведению аварийных работ и предотвращению прорыва плотин ГЭС;
обеспечение производственного персонала ГЭС плавсредствами;
создание резервных энергетических мощностей за счет передвижных электростанций, определение порядка их использования;
создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок в населенных пунктах, расположенных на берегах морей и рек в случае аварии на энергообъектах;
внедрение эффективных устройств для прогрева или плавки гололеда на воздушных линиях электропередач в районах с повышенными гололедно-ветровыми нагрузками;
подготовку к оперативному отключению второстепенных потребителей;
подготовку энергосистем к работе по специальным режимам в условиях ЧС;
подготовку к работе на резервных видах топлива за счет местных ресурсов;
обеспечение возможности подачи электроэнергии к шлюзам на магистральных водных путях от передвижных источников питания.
Важное значение имеет обеспечение безопасной работы атомных станций, поэтому на них кроме требований, предъявляемых к радиационно опасным объектам (производствам), должны выполняться следующие требования:
создание внешнего и внутреннего аварийных центров для руководства мероприятиями по защите производственного персонала и проживающего вблизи атомных станций (АС) населения, оснащение их необходимым оборудованием, приборами и средствами связи;
разработку мер по строгому учету доз облучения производственного персонала и привлекаемого к техническому обслуживанию (ремонту) персонала других организаций;
ограничение облучения населения в районах размещения АС дозовыми пределами, не превышающими устанавливаемых дозовыми критериями в действующих нормативных документах;
размещение АС вне зон опасных природных явлений и на безопасном удалении от других опасных объектов;
исключение размещения новых АС в районах с высокой плотностью населения;
создание системы автоматизированного контроля внешней среды АС;
обеспечение автономными источниками электроэнергии систем безопасности АС;
использование системы спецвентиляции помещений АС со стопроцентным резервированием вентиляционных агрегатов и автоматическим включением резерва;
использование системы спецводоочистки, работающей по оборотному принципу;
разработку и внедрение эффективных способов контроля за состоянием корпуса реактора и всех элементов первого контура;
разработку мер по обеспечению взаимодействия в пределах площадки и санитарно-защитной зоны АС ее производственного персонала и персонала внешних организаций (сил РСЧС, местных органов власти) в условиях ЧС;
проведение противоаварийных тренировок для отработки действий производственного персонала в условиях запроектной аварии;
обеспечение изоляции реакторных блоков АС друг от друга;
ограничение облучения персонала работающей смены блоков АС в случае аварии на других ее блоках.
Следует отметить очень важное значение для повышения устойчивости работы объектов электроэнергетики в чрезвычайных ситуациях имеет выполнение требований Норм проектирования ИТМ ГО при развитии сложного энергетического хозяйства.
Выполнение требований по повышению устойчивости работы объектов электроэнергетики обеспечит устойчивое функционирование территорий и объектов всех отраслей промышленности, транспорта и сельскохозяйственного производства.
7.2. НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Нефтяная промышленность входит составной частью в топливно-энергетический комплекс страны. Ее основной задачей является обеспечение экономики нефтью, нефтяным газом и продуктами его переработки. Она осуществляет:
поиск месторождений нефти;
добычу и подготовку нефти;
транспортировку ее по магистральным нефтепроводам к потребителям;
переработку нефти и нефтяного газа.
Отсюда весьма разнообразный профиль предприятий отрасли:
нефтеперерабатывающие объединения;
газоперерабатывающие заводы;
магистральные нефтепроводы;
заводы ремонтно-механические и специальных материалов;
предприятия материально-технического снабжения и транспорта;
научно-исследовательские и проектные учреждения.
Предприятия отрасли имеют особенности, оказывающие влияние на устойчивость их работы:
постоянная возможность и опасность возникновения аварий и катастроф с образованием пожаров, взрывов, отравления воды нефтью, атмосферы газом, продуктами горения;
большая зависимость объектов добычи и транспорта нефти от источников электроснабжения;
высокая концентрация добычи нефти в отдельных районах Западной Сибири, Урало-Поволжья. Все это влечет за собой большие возможные потери и разрушения в условиях ЧС;
значительная протяженность трубопроводных коммуникаций от районов добычи до потребителей (В СНГ протяженность магистральных нефтепроводов более 58 тыс.км, общая их протяженность - свыше 71 тыс.км. Средняя дальность транспортировки нефти - 2 тыс.км.);
высокая концентрация нефтепроводов на отдельных участках в едином коридоре (район Средней Волги);
низкая физическая устойчивость наземных сооружений предприятий отрасли к воздействию различных поражающих факторов.
На объектах отрасли проводится работа по ликвидации “узких” мест, например:
традиционная устьевая арматура заменяется на малогабаритные (физическая устойчивость повышается в 4-5 раз);
использование новых буровых установок с высокой монтажеспособностью;
разработка упрощенных технологических схем сбора и подготовки нефти и газа на случай аварий или других ЧС;
использование автономных насосных установок при выходе из строя насосных станций;
прокладка нефтепроводов в обход крупных городов и объектов;
установка клапанов-отсекателей на скважинах.
ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Газовая промышленность - одна из ведущих звеньев ТЭК, ее доля в нем составляет около 30%.
В стране создана крупнейшая газотранспортная система (в СНГ протяженностью более 100 тыс.км), единая система газоснабжения страны с автоматизированной системой управления. Потребителям подается в сутки около 1 млрд.м3 газа.
Отрасль характеризуется функционированием взаимосвязанных элементов, т.е: добычей, хранением, транспортировкой, переработкой газа.
От устойчивости функционирования составляющих частей газовой промышленности будет в целом зависеть устойчивость функционирования отрасли.
Особенностями отрасли, влияющими на ее устойчивость, являются:
неравномерность добычи и потребления газа по регионам страны (потребление в основном в Европейской части, а добыча в Западной Сибири);
возросли масштабы добычи газа сложного состава, что вызвало необходимость строительства мощных газоперерабатывающих заводов (Оренбургский и др.);
увеличение экспортных поставок, поставок в Европейскую часть и на Урал, что повлекло интенсивное развитие транспорта и подземного хранения газа.
Результаты исследований и опыт работы предприятий отрасли показали, что наиболее уязвимы газодобывающие объекты, предприятия по переработке газа, содержащего сероводород, и хранилища, находящиеся вблизи крупных городов и объектов. Здесь высокая вероятность возникновения пожаров даже при слабых разрушениях, возможен сопровождающийся взрывом почти мгновенный охват огнем всего основного производства.
ГО располагает большим опытом повышения устойчивости функционирования объектов газоснабжения, например:
установка клапанов-отсекателей на скважинах;
подготовка газа по упрощенной схеме;
хранение газа в подземных емкостях, увеличение объема хранилищ;
использование автономных передвижных газотурбинных электростанций, работающих на природном газе.
Все эти особенности учитываются в отраслевых требованиях по повышению устойчивости, которые разрабатывались и были приняты в 1979-1982 годах.
Проектом “Общих требований по повышению устойчивости функционирования отраслей промышленности, транспорта, энергетики и сельскохозяйственного производства в ЧС” предусмотрены специальные мероприятия по повышению устойчивости предприятий ТЭК.
В целях повышения устойчивости функционирования нефтяной и газовой отраслей топливно-энергетического комплекса в условиях ЧС необходимо предусматривать:
перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефти и газа по направлениям, объемам и потребителям;
создание перемычек и кольцевание магистральных нефтегазопроводов с существующими и строящимися нефтегазопроводами;
ограничение объема транспортировки нефти в одном техническом коридоре;
резервирование и повышение устойчивости подводных переходов через крупные реки;
разработку и применение надежной системы противокоррозийной защиты оборудования;
размещение подземных хранилищ нефти и газа вне зон опасных природных явлений;
подземную прокладку трубопроводов через автомобильные и железнодорожные коммуникации;
размещение технологических установок нефтеперерабатывающих производств на открытых площадках или под легкими огнестойкими покрытиями;
размещение на газотранспортной линии поочередно компрессорных станций с электропроводом и с газотурбинными агрегатами;
создание аварийного неснижаемого запаса труб различных диаметров и запорной арматуры;
оборудование объектов байпасирующими устройствами и клапанами-отсекателями (запорной арматурой), установленными в защищенных колодцах или в земле с обваловыванием;
подземное хранение сжиженных газов и хранение их в состоянии отверждения, применение флегматизаторов при хранении и транспортировке особо взрывопожароопасных газов;
регулярный контроль за герметичностью трубопроводов и технологических систем;
подготовку технологического оборудования и создание запасов взрывчатых веществ для тушения пожаров на нефтяных (газовых) скважинах направленным взрывом;
создание автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и экстренного отключения аварийных участков, магистральных газопроводов и компрессорных станций.
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
В настоящее время на предприятиях нефтяной, газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс.км магистральных нефтепроводов, 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперерабатывающих станций.
Следует отметить, что основное развитие трубопроводный транспорт получил в 60-70-е годы. На начало 1995 г. 29 % нефтепроводов России составляют трубопроводы возрастного интервала 20-30 лет и 26% более 30 лет. К 2000 году их доля с возрастом более 20 лет составит 73 % , а более 30 лет - 41%. Существующая сеть нефтепроводов к настоящему времени в значительной мере выработала свой ресурс - ее износ составляет 63 %, 32,13% полностью выработали срок амортизации.
Отметим, что при эксплуатации магистральных нефте-, газо-, продуктопроводов компрессорных и нефтеперерабатывающих станций, резервного парка за 1992- июнь 1995 гг. произошло 145 ЧС.
Основными причинами аварий и пожаров явились:
подземная коррозия металла (21%);
брак строительно-монтажных работ (21%);
дефект труб и оборудования (14%);
механические повреждения, в том числе от сторонних организаций и вмешательства посторонних лиц в работу трубопроводов (19 %).
Как отмечал в интервью газете “Известия” еще в 1990 году (№26 от 26.01.90 г.) профессор Московского института нефти и газа (один из ведущих специалистов в области трубопроводного транспорта), аварии были заложены еще в проектах. Например, продуктопровод Западная Сибирь - Урал - Поволжье был построен из труб, которые становились хрупкими уже при температуре ноль градусов (а там перекачиваются сжиженные бутан, пропан и др. газы). Малейшая трещина в трубе - начинается испарение, за счет дроссель эффекта охлаждение и мгновенно увеличивающийся в объеме сжиженный газ без труда разрывает хрупкую, как стекло, сталь. Отмечена также неудовлетворительная изоляция наших трубопроводов: наматывается полимерная пленка толщиной 0,7-1 мм, а если толщина пленки становится менее 0,6 мм, то она уже не выполняет свои защитные свойства и не предохраняет от почвенной коррозии. В мировой практике уже используется напыление полимерного слоя толщиной 2 - 3 мм. Трубопроводы часто меняют свое положение. Нередко случается, что при аварии (особенно в Сибири) ищут трубу, а ее нет на месте; оказывается она ушла в глубину на несколько метров или в сторону на несколько десятков метров (может выйти и на поверхность).
Уже сегодня аэрокосмическая техника позволяет осуществлять контроль трубопроводов с помощью лазерных локаторов - лидаров, установленных на борту спутников и самолетов.
За рубежом на техническую диагностику, периодическое обследование уходит не менее 10 - 15% общей стоимости трубопроводов. У нас пока не более 1%.
В США, Канаде есть опыт надежной работы трубопроводов:
ежедневные облеты вертолетом трассы с забором проб воздуха на загазованность;
использование прибора майналог (плывет в трубе вместе с продуктом), снимающего 6 показателей, в том числе коррозийность; обследует за сутки 100 км нефтепроводов; 1000 км газопроводов.
Анализ показывает, что существующая сеть трубопроводов к настоящему времени выработала свой ресурс и без принятия мер по её восстановлению в ближайшее время можно будет столкнуться с резким скачком аварийности в этой отрасли экономики.
Поэтому важное значение имеет выполнение требований по повышению устойчивости трубопроводного транспорта.
В целях повышения устойчивости транспортировка нефти, газа и продуктов их переработки на трубопроводном транспорте необходимо осуществлять следующий комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий:
реконструкцию и новое строительство стационарных нефтепродуктопроводов с учетом безопасной эксплуатации их в условиях ЧС;
ограничение наземной прокладки трубопроводов через зоны возможных ЧС, исключение такой прокладки через автомобильные и железные дороги;
строительство площадок на трассах магистральных трубопроводов для массовой заправки горючим автотранспорта; сооружение колодцев для подключения полевых трубопроводов;
создание и совершенствование автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и отключения аварийных участков;
подготовку к транспортировке нефтепродуктов в зонах возможных ЧС в обход компрессорных станций в случаях нарушения их работы;
заглубленную прокладку трубопроводов в зонах возможных разрушений и вынос головных насосных станций за пределы таких зон;
создание базовых складов резерва материалов и оборудования для восстановления поврежденных участков и прокладки временных трубопроводных линий;
создание и внедрение в эксплуатацию передвижных перекачивающих средств (насосных установок и агрегатов с автономным приводом и дистанционным управлением);
строительство отводов от магистральных трубопроводов к ближайшим нефтебазам и транспортным узлам, на которых возможна организация перевалки нефтепродуктов на другие виды транспорта;
повышение надежности электроснабжения компрессорных станций путем дублирования открытых линий электропередачи и прокладки подземных кабельных линий электропитания трубопроводных устройств.
УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Неблагополучное положение с обеспечением технической безопасности сложилось на предприятиях угольной промышленности, особенно на подземных работах. Одна из главных причин снижения уровня безопасности - постоянное ухудшение горно-геологических условий обработки угольных пластов. Средняя глубина шахт в отрасли достигла 450 м, а на ряде шахт Восточного Донбасса, Кизеловского бассейна и Приморья - 800 - 1000 м. 158 шахт отнесены к опасным по метану и взрывчатости угольной пыли, каждая вторая шахта опасна по самовозгораемости. Около 25% промышленных запасов сосредоточены в пластах, склонных к внезапным выбросам угля, породы и газа, а объем добычи из этих пластов составляет около 20 млн. т. Другая причина - ухудшение шахтного фонда. В отрасли только 8 процентов шахт - относительно новые, со сроком службы менее 20 лет.
Длительное время не проводилась реконструкция 109 шахт, 89 шахт с крайне низкими технико-экономическими показателями не имеют перспективы дальнейшего развития. И только 36 шахт могут по своим показателям быть сопоставимы с передовыми зарубежными предприятиями.
К причинам, обусловливающим увеличение ЧС на предприятиях отрасли, следует отнести:
отсутствие законодательных актов, регламентирующих ответственность за безопасность горных работ;
ухудшение состояния шахтного и карьерного фондов ;
применение отсталых, потенциально опасных технологий при ведении горных работ;
отработку подземным способом угольных пластов в сложных горно-геологических условиях, не удобных с точки зрения безопасности (тонких, крутых, выбросоопасных и т.п.);
сокращение и ликвидацию служб охраны труда на отдельных предприятиях.
В настоящее время свыше 85% угля добывается на опасных по газу шахтах.
Для обеспечения безопасных условий труда в угольной промышленности большое значение имеет также выполнение требований по повышению устойчивости. Особые требования к предприятиям угольной промышленности:
оборудование шахт фильтровентиляционными установками;
обеспечение непрерывной работы системы водоотлива в угольных шахтах;
повышение сейсмоударостойкости оборудования, размещенного в подземных и шахтных сооружениях;
отработку вариантов восстановления добычи угля в шахтах и разрезах при внезапных перерывах электроснабжения;
заблаговременную подготовку к проведению профилактики и локализации распространения подземных пожаров и взрывов метана и угольной пыли;
обеспечение шахт установками для выработки нейтрального газа.
Следует подчеркнуть важное значение для устойчивого функционирования предприятий нефтяной, газовой и угольной промышленности, нефте-, газо-, продуктопроводов имеет соблюдение требований Норм проектирования ИТМ ГО.
Рассмотренный комплекс мероприятий повышает устойчивость функционирования объектов топливно-энергетического комплекса и всей экономики в целом.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ
Ежегодно в Российской Федерации перевозится транспортом общего пользования более 3,5 млрд.т грузов, в том числе большое количество химически опасных и взрывоопасных веществ. На долю железнодорожного транспорта приходится около 50% грузовых перевозок, автомобильного - 39%, внутреннего водного - 8%, морского - 3%. В России всеми видами транспорта ежесуточно перевозится более 100 млн.человек. В пассажирообороте на долю железнодорожного транспорта приходится около 47% перевозок, автомобильного - 47%, воздушного - 15%, водного - 1%.
Число погибших пассажиров и членов экипажа на 1 млрд. пассажирокилометров по указанным на 1995 г. составляет: железнодорожный транспорт - 0,026, автомобильный - 33,415, воздушный - 1,065.
Так как транспортом перевозятся и потенциально опасные вещества (12% от общего объема перевозимых грузов), опасность для жизни и здоровья населения при транспортных перевозках усугубляется.
Подготовка транспортной системы к устойчивому функционированию в ЧС проводится с учетом особенностей всех видов транспорта и включает анализ состояния и повышения устойчивости:
объектов всех видов транспорта;
транспортных узлов и пунктов взаимодействия различных видов транспорта;
основных транспортных направлений каждого вида транспорта;
транспортных систем регионов страны в целом.
Подготовка каждого вида транспорта к работе в ЧС включает разработку и осуществление комплекса заблаговременных мероприятий, обеспечивающих скорейшее возобновление движения в заданных размерах на каждом транспортном направлении, намеченных к первоочередному восстановлению.
Мероприятия охватывают подготовку путей сообщения, объектов и транспортных узлов, подвижного состава и систем управления.
На основе анализа и обобщения результатов “Требований по повышению устойчивости” различных видов транспорта, научных исследований, практической работы по этой проблеме могут быть рекомендованы мероприятия, которые эффективны для всех видов транспорта. К таким мероприятиям относятся:
обеспечение маневра всеми видами транспорта и дублирование перевозок. Транспортные узлы являются наиболее уязвимыми элементами транспорта страны в военное время. Транспортные коммуникации и узлы могут быть повреждены от воздействия стихийных бедствий, блокированы при массовых беспорядках и волнениях. Для эффективного взаимодействия всех видов транспорта, комплексного использования сохранившихся в чрезвычайных ситуациях ресурсов транспортных узлов должны подготавливаться пункты стыка или перегрузочные районы грузов. Основными показателями, характеризующими подготовленность пунктов стыка являются: количество взаимодействующих видов транспорта; объем грузопереработки; подготовленность единого органа управления работой всех видов транспорта; комплексность развития технических средств;
строительство соединительных дорог, обходов, стыков городских и загородных магистралей, развитие дорожной сети в загородной зоне;
подготовка и создание дублирующих мостовых переправ и переходов. Например, запрещение проезда с 1 февраля 1990 г. транзитного грузового автотранспорта через Москву создало трудности на объездной дороге вокруг Москвы (330 км) из-за: узкой проезжей части; пересечения с железными дорогами на одном уровне; малой грузоподъемностью существующих мостов, путепроводов;
надежное обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами: электроэнергией, ГСМ, водой, запчастями. Важное место занимает подготовка к использованию местных ресурсов;
подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ЧС, в т.ч. к выполнению перевозок в условиях заражения РВ, ОВ и БС, обеспечение защиты грузов от заражения опасными веществами, а также в условиях светомаскировки;
подготовка транспортных средств к перевозкам сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации последствий ЧС, а также к осуществлению эвакуационных мероприятий;
развитие ремонтной базы, создание мобильного резерва ремонтных средств;
совершенствование технологии перевозок, методов погрузочно-разгрузочных работ с использованием высокопроизводительных средств механизации, использования контейнеров;
подготовка резерва кадров;
подготовка к развертыванию временных перегрузочных пунктов вблизи наиболее вероятных участков нарушения коммуникаций;
разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения аварий и катастроф на транспорте;
повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов процесса.
Рассмотренные требования должны выполняться на всех видах транспорта с целью подготовки его к устойчивому функционированию в ЧС.
С учетом специфики отдельных видов транспорта для повышения устойчивости их функционирования в ЧС, наряду с общими для всех видов транспорта, необходимо осуществлять специальные требования. Рассмотрим требования, предъявляемые к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному видам транспорта.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Железнодорожный транспорт в нашей стране является главным средством перевозок; самым массовым транспортом, работающим вне зависимости от времени года, суток и погоды. Поэтому железнодорожный транспорт имеет огромное значение в решении задач экономики, обороноспособности страны. Решение перечисленных задач зависит от своевременного проведения мероприятий, обеспечивающих устойчивую работу объектов железнодорожного транспорта.
В развитии железнодорожного транспорта основным направлением считается увеличение пропускной и провозной способности.
В хозяйственном и административном отношении железнодорожная сеть России подразделяется на дороги.
Железная дорога является самостоятельной хозяйственной единицей железнодорожного транспорта. Руководство отдельными отраслями железнодорожного хозяйства осуществляется начальником дороги через соответствующие службы: движения, локомотивного хозяйства, электрификаций, вагонного хозяйства, путей и сооружений, сигнализации и связи, грузовую и пассажирскую.
Железные дороги территориально и организационно делятся на отделения, которые являются основными линейными и хозяйственными единицами дороги. В составе одной дороги имеется 5-8 и более отделений.
В состав отделения железной дороги входит 800-1500 км железнодорожного пути главного хода. Главная задача отделений железных дорог заключается в том, чтобы координировать на месте деятельность станций, локомотивных депо, вагонных участков, дистанций пути, сигнализации и связи, участков энергоснабжения и т.п. в деле обеспечения перевозок.
Все железнодорожные линии делятся раздельными пунктами на отдельные части, называемые перегонами.
Раздельными пунктами являются станции, разъезды, обгонные пункты и путевые посты, а при автоблокировке и проходные светофоры.
Железнодорожные станции в зависимости от основного назначения и характера работы делятся на: промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские, грузовые.
Железнодорожные узлы представляют собой совокупность нескольких станций и других раздельных пунктов, связанных между собой общим технологическим процессом. Они образуются в пунктах слияния нескольких железнодорожных направлений.
Кроме перечисленных объектов железнодорожного транспорта важными объектами также являются крупные мосты и тоннели, путепроводы и виадуки. В условиях войны вероятными объектами нападения могут быть: крупные железнодорожные узлы, станции, крупные мосты, тоннели и другие важные объекты. Наименее устойчивыми в ЧС мирного и военного времени являются наземные здания, воздушные линии телефонно-телеграфной связи, подвижной железнодорожный состав, мосты с большими пролетами.
Безопасность и устойчивость перевозок грузов и населения железнодорожного транспорта определяется состоянием путевого и вагонного хозяйства.
Потребность железных дорог в новых рельсах удовлетворяется сегодня на 80-85%. В результате общая протяженность путей с рельсами, выработавшими ресурс, составила 20,6 тыс.км или 16,3%. Количество дефектных рельсов из-за их бокового износа в последнее время увеличилось с 8,8 тыс.км до 12,5 тыс.км (или на 42%). На начало 1995 г. количество пришедших в негодность деревянных шпал составило 24,3 млн.шт. или 13,2% от их общего количества. У 30% вагонов-цистерн в ближайшее время истекают нормативные сроки эксплуатации.
В результате за 1992-1995 гг. на железнодорожном транспорте произошло 59 крушений поездов и 16 железнодорожных аварий, количество аварийных происшествий и ситуаций за 1994 г. по сравнению с 1993 г. сократилось на 8%, а за 10 месяцев 1995 г. по сравнению с тем же периодом 1994 г. - на 11%.
Обеспечение устойчивости работы железных дорог в ЧС мирного и военного времени решается путем осуществления инженерно-технических мероприятий как при новом строительстве железных дорог и при реконструкции существующих, а также путем проведения организационных мероприятий.
Важное значение для выработки мероприятий по повышению устойчивости работы железных дорог имеет оценка сети железных дорог.
В основу обеспечения непрерывности перевозок и повышения устойчивости железнодорожных объектов в ЧС заложены принципы рассредоточения, дублирования, взаимозаменяемости и резервирования постоянных устройств, переменных средств и кадров.
С учетом специфики железнодорожного транспорта для повышения устойчивости функционирования в условиях ЧС необходимо предусматривать:
создание резерва локомотивной автономной тяги на электрифицированных участках сети для работы в условиях нарушения энергоснабжения;
создание запасов топлива и других ресурсов для успешной эксплуатации локомотивов всех видов;
подготовку к доставке грузов их получателям в обход возможных зон ЧС;
подготовку подвижного состава, находящегося в зонах возможных крупномасштабных ЧС, к перевозкам эвакуируемого населения;
приспособление подземных линий (участков) метрополитена в зонах возможных ЧС для укрытия населения при возникновении (угрозе возникновения) ЧС;
подготовку станций, входящих во временные перегрузочные районы (ВПР), а также погрузочно-выгрузочных районов (ПВР) для работы в условиях ЧС;
разработку норм, типовых проектов и вариантов восстановления инженерных сооружений железнодорожного транспорта;
проектирование и подготовка к строительству временных переправ и строительство подходов к мостам-дублерам и временным переправам, используемых в условиях ЧС;
осуществление мероприятий по техническому прикрытию и восстановлению объектов железнодорожного транспорта.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Автомобильный транспорт играет чрезвычайно важную роль в жизни страны, на его долю приходится 39% грузовых перевозок и 39% пассажирооборота страны. Одной из важнейших задач государства является дальнейшее развитие автомобильного транспорта, прежде всего транспорта общего пользования. Это обусловливается тем, что автомобильный транспорт обладает наибольшей мобильностью и живучестью, большим радиусом действия, способностью действовать независимо от времени года и суток, высокой проходимостью, обеспечивающей возможность передвижения почти по любым дорогам и часто в условиях полного бездорожья, способностью доставлять пассажиров и грузы от места посадки (погрузки) до места назначения.
В условиях современной войны, а также в чрезвычайных ситуациях мирного времени автомобильный транспорт играет важную роль в жизнеобеспечении населения и работы экономики, а в ряде регионов страны он будет единственным видом транспорта.
Автомобильный транспорт состоит из следующих основных элементов: средств сообщения, путей сообщения и предприятий, обеспечивающих бесперебойную работу средств и путей сообщения.
К средствам сообщения относится подвижной состав автомобильного транспорта: автомобили, тягачи, прицепные системы и автопоезда.
К путям сообщения автотранспорта относятся автомобильные дороги со всеми сооружениями на них: мостами, тоннелями, путепроводами и т.д. Очень часто узлы автомобильных дорог общей сети страны находятся в крупных городах.
К предприятиям, обеспечивающим бесперебойную работу средств и путей сообщения, относятся:
автоэксплуатационные грузовые автомобильные хозяйства, автобусные и таксомоторные парки, смешанные автомобильные хозяйства, топливо-заправочные станции и станции технического обслуживания, гаражи, автовокзалы и автостанции и т.д.;
авторемонтные заводы и мастерские;
дорожно-строительные, дорожно-эксплуатационные и дорожно-ремонтные.
Проведенный анализ состояния и уязвимости элементов автомобильного транспорта показывает, что наиболее устойчивыми являются: шоссейные дороги, металлические и железобетонные мосты; наиболее уязвимыми: автозаправочные станции, подвижной состав, а также производственные здания автотранспортных предприятий.
Следует учитывать, что в военное время и в ЧС мирного времени автомобильный транспорт будет выполнять различные виды перевозок на короткие расстояния, а при нарушении функционирования железнодорожного, водного транспорта он может оказаться в отдельных регионах основным видом транспорта.
Народнохозяйственные перевозки в ЧС будут характеризоваться изменением клиентуры, объемов и номенклатуры грузов, сменой маршрутов перевозок и строгим пропускным режимом на них. Воинские перевозки автомобильным транспортом будут выполняться в отдельных случаях: по особому распоряжению, по плану и под руководством военного командования.
Повышение устойчивости и безопасности функционирования автомобильного транспорта является важной задачей. При этом следует учитывать, что автомобильный транспорт является основным источником загрязнения окружающей среды в городах. В авариях и катастрофах на автомобильном транспорте гибнет наибольшее количество людей.
В целях повышения устойчивости функционирования автомобильного транспорта необходимо осуществлять:
подготовку объездов возможных зон ЧС;
подготовку к прокладке путей движения автотранспорта в возможных очагах поражения;
установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска возникновения аварий и снижения тяжести их последствий для населения и экономики;
подготовку автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого населения;
рациональное размещение в зонах возможных ЧС производственной базы технического обслуживания, ремонта и заправки автомобилей;
разработку и подготовку к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях ЧС;
создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания и специальной обработки загрязненной (зараженной) автомобильной техники;
разработку и поставку потребителям специальных автомобилей с учетом возможности их переоборудования для различных вариантов использования (для перевозки пакетированных грузов, контейнеров и эвакуации людей);
разработку и внедрение автотранспортных средств со значительным снижением ущерба окружающей среде (расширением сфер использования электротранспорта, разработка принципиально новых двигателей, совершенствование двигателей внутреннего сгорания и их фильтров и др.);
разработку и внедрение в эксплуатацию автотранспорта повышенной проходимости для работы в сложных дорожных условиях в зонах возможных ЧС;
накопление и хранение в неприкосновенном запасе комплектов запасных частей, агрегатов, оборудования и инструмента;
совершенствование системы технического прикрытия автомобильных дорог и объектов в автотранспорте, входящих в основные транспортные направления и проложенных в зонах возможных опасных природных явлений;
строительство автомобильных дорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможного возникновения ЧС; подготовку подходов к местам дублирования мостовых переходов;
подготовку производственных мощностей предприятий (асфальтобетонных заводов, карьеров и т.п.) для строительства и ремонта дорог в ЧС;
совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в ЧС;
разработку типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в условиях ЧС.
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
Водный транспорт является важнейшим звеном транспортной системы, несмотря на то, что в последние годы снизились объемы пассажирогрузоперевозок. Так, в 1995 г. водным транспортом перевезено: внутренним водным - 8%, морским - 3% грузовых перевозок, а пассажирооборот для водного транспорта составил 1%. (В СССР доля водного транспорта в общем объеме грузооборота доходила до 25%.)
Уровень безопасности перевозок грузов и населения на речном и морском транспорте снижается. В последние годы это определялось увеличением количества нарушений правил судовождения, технической эксплуатацией, снижением качества ремонта, прекращением строительства судов нового поколения. Имеется тенденция увеличения количества кораблекрушений и аварийных происшествий. Наибольшее количество аварий и происшествий зарегистрировано в Новороссийском, Мурманском, Северном и Дальневосточном морских пароходствах. Аналогичная тенденция роста аварий и аварийных происшествий имеет место и на объектах рыболоведческого флота (Роскомрыболовства), где за период 1992 - июнь 1995 гг. произошло 216 аварийных происшествий, 97 аварий, потеряно 22 суток.
Отсюда вытекает необходимость повышения уровня безопасности и в целом повышения устойчивости функционирования водного транспорта.
Следует отметить, что во время всех войн морской и речной флот, помимо ведения боевых операций, осуществляет большие перевозки всех видов грузов, обеспечивая связь тыла с фронтом, организовывал снабжение блокированных районов, использовался для создания переправ. В период Великой Отечественной войны водным транспортом выполнялись перевозки войск, всех видов грузов снабжения, высадки десантов, а также эвакуационные перевозки. Объем перевозок только снабженческих грузов, выполненных на водных путях сообщения в годы войны, составил более 26% выполненных всеми видами транспорта.
Водный транспорт предназначается также и для решения задач РСЧС и ГО.
Водный транспорт обладает рядом преимуществ перед другими видами транспорта. Главные из них:
наличие естественных путей;
возможность одновременного передвижения крупных масс грузов и пассажиров;
возможность транспортировки крупногабаритных грузов;
возможность погрузки и выгрузки грузов собственными средствами судов;
сравнительно хорошие защитные свойства судов.
Наряду с преимуществами, водный транспорт имеет и недостатки, это:
перерывы в судоходстве на зимнее время на многих реках и отдельных морях;
колебания уровня воды на водных путях;
сравнительно низкие технические скорости движения (от 5 до 50 км/ч);
ограниченность направлений подвоза на реках.
Основными техническими средствами водного транспорта являются:
транспортный флот (суда);
порты (пристани) и их оборудование;
навигационные и другие сооружения, обеспечивающие безопасность плавания;
средства связи;
судоремонтные предприятия.
Различие судоходных условий и транспортная характеристика грузов оказывают существенное влияние на конструкцию судов, что привело к значительному разнообразию судов по их конструкции, размерам, грузоподъемности и другим показателям.
Следует отметить, что водный транспорт включает в себя элементы различных отраслей экономики, поэтому следует учитывать, что мероприятия, проводимые с целью повышения устойчивости на объектах различных отраслей, применимы в определенной степени и для водного транспорта.
С учетом специфики водного транспорта для повышения устойчивости его функционирования в условиях ЧС необходимо предусматривать следующие требования:
подготовку запасных перегрузочных пунктов, причалов (включая рейдовые и островные), судоремонтных баз и стоянок для плавучих доков к функционированию в условиях ЧС;
подготовку к использованию в условиях ЧС судов, которые могут осуществлять перевозки при малых глубинах и необорудованном побережье;
дооборудование контейнеровозов для использования вертолетов при выполнении погрузочно-выгрузочных работ на рейдах в условиях ЧС;
подготовку портов и судов к перевозкам эвакуируемого населения, раненых и больных из зон возможных ЧС;
совершенствование системы технического прикрытия объектов морского и речного транспорта;
подготовку судов для хранения продуктов питания и использования их в качестве источников электро- и теплоснабжения прибрежных населенных пунктов и важнейших предприятий в условиях ЧС;
подготовку речного флота к работе в условиях разрушения крупных гидроузлов, а также к организации переправ для обеспечения непрерывности перевозок на железнодорожном и автомобильном транспорте.
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
Воздушный транспорт имеет небольшую долю в грузовых перевозках, но его доля в пассажирообороте составляет 15%. На воздушном транспорте также растет аварийность. К основным причинам, определяющим состояние аварийности при авиационных перевозках, следует отнести: существенное снижение характеристик надежности воздушных судов, вызванное старением и ухудшением качества технического обслуживания и ремонта авиатехники; рост числа нарушений авиационными специалистами установленных правил выполнения и обеспечения полетов; преобладание в политике авиапредприятий экономических приоритетов по отношению к приоритетам безопасности полетов.
Для повышения устойчивости функционирования воздушного транспорта необходимо выполнение следующих специальных требований:
подготовку аэропортов к перераспределению пассажиро- и грузопотоков при возникновении ЧС;
подготовку самолетов и вертолетов для ведения разведки, проведения спасательных и других неотложных работ в условиях ЧС;
подготовку к проведению мероприятий по обеспечению рассредоточения самолетного парка в условиях ЧС;
разработку и поставку авиапредприятиям самолетов различных вариантов использования;
создание и накопление в резерве универсальных комплектов транспортно-санитарного оборудования для магистральных пассажирских самолетов;
разработку и поставку авиапредприятиям подвижных средств ремонта и технического обеспечения управления воздушным движением и навигации с учетом их мобильной доставки и развертывания на необорудованных аэродромах;
подготовку экипажей и воздушных судов для работы по ликвидации последствий ЧС, перевозки раненых и больных и эвакуации населения из опасных зон;
совершенствование системы технического прикрытия аэропортов.
Повышение устойчивости функционирования транспортной системы обеспечивает устойчивое функционирование территорий, отраслей и объектов в ЧС.
Выполнение рассмотренных требований по повышению устойчивости на всех видах транспорта является важнейшей задачей государства и всех органов управления РСЧС.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 761.