ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационных, химических, биологических, пожароопасных и взрывоопасных производств и технологий. Таких потенциально опасных производств и технологий в России насчитывается около 45 тысяч. Выше рассмотрены причины возникновения аварий на этих производствах.

В условиях роста количества аварий проблема обеспечения устойчивого функционирования потенциально опасных объектов и производств приобретает особую актуальность. На этих объектах наряду с общими требованиями повышения устойчивости функционирования отраслей промышленности существуют и особые требования.

Особые требования, предъявляемые к отраслям с опасными объектами (производствами) сгруппированы по трем направлениям с учетом специфики объектов:

         требования к радиационно опасным объектам (производствам);

         требования к химически опасным объектам (производствам);

         требования к взрывопожароопасным объектам (производ-ствам).

ТРЕБОВАНИЯ К РАДИАЦИОННО ОПАСНЫМ ОБЪЕКТАМ

 

В настоящее время к источникам радиоактивного загрязнения (заражения) внешней среды можно отнести следующие:

урановая промышленность;

ядерные реакторы разных типов;

радиохимическая промышленность;

места переработки и захоронения радиоактивных отходов;

использование радионуклидов в народном хозяйстве;

ядерные взрывы.

В России имеется 29 энергоблоков на 9 АЭС, 113 исследовательских ядерных установок, 13 промышленных предприятий топливного цикла, 8 научно-исследовательских организаций, выполняющих технологические разработки и материаловедческие исследования с использованием ядерных материалов, 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также около 13 тыс. других предприятий и объектов, осуществляющих деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе.

Следует отметить, что в последнее время повысился уровень безопасности АЭС и исследовательских ядерных установок, имеется положительная тенденция к снижению количества нарушений в их работе. Уровень эксплуатации АЭС России, если оценивать его по количеству нарушений на один энергоблок, находится на среднемировом уровне.

В то же время складывается неблагоприятная ситуация в области обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) на АЭС. На площадках АЭС ОЯТ накопилось сверх количеств, определенных проектами, что вызвано его невывозом с АЭС.

Имеется тенденция к накоплению ОЯТ в хранилищах, расположенных на территории научно-исследовательских ядерных центров. Требует скорейшего решения вывоз отработанного ядерного топлива из плавучих хранилищ Российского транспортного предприятия "Атомфлот".

Серьезную озабоченность вызывает положение дел с выведенными из эксплуатации атомными подводными лодками ВМФ России и их утилизация.

Остро стоит вопрос транспортирования ядерных материалов и изделий на их основе, особенно транзитных перевозок через территорию России.

Возможных причин возникновения повышенной радиационной опасности указанных выше объектов может быть названо достаточно много. Они обычно связываются с нарушениями технологических режимов, невыполнением тех или иных нормативов и т.п. К числу основных причин радиационного риска объектов ядерного топливного цикла относят:

         неправильное хранение высокоактивных ядерных отходов;

         катастрофические аварии, в основном, ядерных реакторов;

         низко активные радиоактивные выбросы при нормальной эксплуатации объектов (главным образом ядерных реакторов);

         вероятные аварии на заводах по переработке облученного топлива;

         нарушение технологической дисциплины.

Этот перечень можно существенно расширить. Перечисленные факторы повышают требования к безопасности и устойчивости радиационно опасных объектов.

В целях повышения устойчивости радиационно опасных объектов необходимо осуществлять комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, включающий:

         обеспечение производственного персонала защитными сооружениями;

         обеспечение производственного персонала средствами индивидуальной защиты;

         защита водоисточников, систем водоснабжения от радиоактивных веществ, обеспечение информацией о возможных зонах загрязнения;

         обеспечение постоянного контроля за радиационной обстановкой на территории объектов и в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;

         подготовка к санобработке производственного персонала;

         обучение персонала способам действий при возникновении (угрозе возникновения) аварии с выбросом (утечкой) радиоактивных веществ;

         регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на объектах и в близлежащих жилых районах;

         установление оптимальных расстояний между потенциально опасными элементами радиационно опасных объектов;

         запрещение взрывных работ вблизи объекта;

         защита систем безопасности от разрушения при запроектных авариях.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМ ОБЪЕКТАМ

Под объектами с химической технологией имеются в виду прежде всего промышленные предприятия и другие объекты, в технологических процессах которых предусматривается использование тех или иных химических веществ и химических превращений.

К такого рода объектам прежде всего относятся химические, нефтехимические и подобные им заводы и предприятия, близкие к химическим производствам. Достаточно отметить, что типовой современный нефтеперерабатывающий завод мощностью 10-15 млн.т/год сосредоточивает на своей промышленной площадке от 300 до 500 тыс.т углеводородного топлива, энергосодержание которого эквивалентно 3-5 Мт тротила. Номенклатура продукции, выпускаемой химическим заводом с передовой технологией, обеспечивающей комплексную переработку сырья, включает тысячи различных материалов и веществ, многие из которых чрезвычайно токсичны или ядовиты. Опасность химических заводов для человека и окружающей среды, особенно при возникновении аварий, очевидна.

Всего в Российской Федерации функционирует 3658 объектов экономики, располагающих значительными запасами опасных химических веществ (ОХВ). Более 50% из их числа имеют запасы аммиака, 36% хлора, 5% - соляной кислоты. Суммарный запас этих веществ на предприятиях достигает около 1 млн.т, что составляет 10-12 смертельных токсодоз. Причем на промышленных предприятиях одновременно нередко хранится от нескольких сот до нескольких тысяч тонн опасных химических веществ. Необходимо отметить, что в крупных городах (с населением свыше 100 тыс.чел.) и вблизи них сосредоточено свыше 70% предприятий химической промышленности, промышленности по производству минеральных удобрений и почти все предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Потенциально опасными объектами являются и военно-химические объекты по хранению химического оружия.

Суммарная площадь территории России, на которой может возникнуть очаг химического заражения, составляет около 300 тыс.кв.км с населением около 54 млн.человек.

Техногенная безопасность этих объектов обеспечивается путем определенного комплекса конструктивных и организационно-технических мероприятий, а также установления и поддержания режима химической безопасности на объекте и санитарно-защитной зоне, расположенной вокруг объекта.

Важное значение в обеспечении безопасности имеет выполнение особых требований по повышению устойчивости. К этим требованиям относятся:

         обеспечение персонала защитными сооружениями;

         обеспечение персонала СИЗ;

         защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от СДЯВ;

         подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей для защиты от тяжелых паров и газов;

         регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на объектах и в близлежащих жилых районах;

         размещение объектов с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к городам и другим населенным пунктам и объектам;

         размещение складов с сильнодействующими ядовитыми веществами с подветренной стороны основных цехов объекта, где работает наибольшее число персонала;

         создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения вокруг объектов;

         внедрение резервного (дублирующего) газоочистного и пылеулавливающего оборудования с автоматическим его включением при выходе из строя основного оборудования;

         разработка мер по усилению контроля за заражением территорий объекта и прилегающей территории при возникновении ЧС;

         обеспечение возможности автоматического (автоматизи-рованного) управления оборудованием в случае аварии с выбросом опасных веществ.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫМ ОБЪЕКТАМ

В стране имеются тысячи взрыво- и пожароопасных объектов в различных отраслях промышленности. Наиболее часто аварии, сопровождаемые взрывами и пожарами, происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, которые приводят к серьезным последствиям: разрушению промышленных объектов и зданий жилой застройки, поражению людей, воздействию на производственный персонал и население продуктов горения, нанесению значительного ущерба. Прогностические расчеты показывают, что число эвакуированных при крупной аварии на подобных объектах, сопровождаемой взрывами и пожарами, может составить свыше 20 тыс.человек.

На предприятиях Госкомоборонпрома России, производящих пороха, ракетное твердое топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы, средства инициирования и изделия военной техники на их основе, возможны более серьезные аварии с массовыми поражениями работников предприятий и населения близлежащих населенных пунктов, разрушением промышленных объектов, складов и арсеналов. Вместе с тем безопасность производства и хранения продукции на данных предприятиях, обеспечиваемая строжайшим выполнением норм строительства и реконструкции, требований специальных правил, позволяет во многих случаях предотвратить возможные катастрофы. Большое значение имеет и выполнение особых требований по повышению устойчивости. Это следующие требования:

         обеспечение персонала защитными сооружениями;

         обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты;

         изоляция взрывоопасных зон прочными стенами;

         использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от взрывопожароопасных зон;

         размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей местности;

         создание во взрывопожаропасных зонах инертной среды с содержанием кислорода, недостаточным для поддержания горения;

         запрещение взрывных работ вблизи объектов;

         устройство огнезащитных преград, в том числе противопожарных, теплосодержащих и поглощающих экранов, использование установок для постановки водяных завес;

         подготовка технологического оборудования и создание запасов взрывчатых веществ для тушения пожаров на нефтяных (газовых) скважинах направленным взрывом.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОТРАСЛЯМ, ОБЪЕКТЫ КОТОРЫХ

 РАСПОЛОЖЕНЫ В ЗОНАХ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ

 

Территория России подвержена воздействию практически всего спектра опасных природных явлений и процессов геологического, гидрологического и метеорологического происхождения.

Наибольшую опасность из рассматриваемых явлений и процессов в России представляют наводнения, оползни и обвалы, землетрясения, смерчи, лавины, сели, цунами, а также природные пожары. Именно с этими процессами часто связан огромный социально-экономический ущерб. Для объектов, расположенных в зонах опасных природных явлений, разработаны особые требования по повышению устойчивости и функционирования в чрезвычайных ситуациях. Этими требованиями в целях исключения (снижения) потерь производственного персонала и населения близлежащих поселков (жилых кварталов), снижения экономического ущерба на объектах, расположенных в зонах опасных природных явлений необходимо осуществлять следующий комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий:

         создание необходимой физической стойкости к поражающим факторам опасных природных явлений зданий и сооружений, в которых работает производственный персонал, а также элементов объектов, являющихся возможными источниками вторичных поражающих факторов;

         создание укрытий для производственного персонала объектов, расположенных в опасной близости от вулканов, а также объектов, расположенных в районах, подверженных воздействию бурь, ураганов, смерчей;

         утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей на объектах, расположенных в районах, подверженных сильным морозам;

         обеспечение производственного персонала объектов, расположенных в районах, подверженных воздействию опасных метеорологических явлений, специальной одеждой с учетом специфики опасностей;

         создание минимально необходимого фонда спасательных плавсредств на объектах, расположенных в зонах опасных гидрологических явлений;

         размещение на возвышенностях рабочих помещений объектов, расположенных в зонах опасных гидрологических явлений;

         установление режима поведения производственного персонала при получении информации об угрозе возникновения опасных природных явлений;

         запрещение (ограничение) строительства крупных водохранилищ, опасных объектов и добывающих предприятий в сейсмоопасных зонах;

         запрещение (ограничение) размещения объектов и их элементов в зонах возможного затопления;

         размещение объектов и их элементов с учетом возможностей предотвращения (снижения эффекта) воздействия неблагополучных погодных факторов;

         проведение агротехнических и лесомелиоративных защитных мероприятий на горных склонах, прилегающих к объектам;

         применение в зонах опасных природных явлений бесшовных труб для транспорта нефти и газа;

         регулирование стока воды из водохранилища, устройство искусственных и использование естественных регулирующих водохранилищ;

         обеспечение предварительной сработки верхнего бьефа водохранилища в случае угрозы прорыва;

         создание запасов материалов для укрепления дамб (в случае угрозы прорыва);

         использование устьевой арматуры повышенной стойкости на нефтегазодобывающих объектах, расположенных в зонах сейсмической опасности;

         запрещение горных работ вблизи участков местности, прилегающих к объектам и подверженных воздействию опасных геологических явлений;

         регулирование режима снегоотложения в зонах зарождения лавин и удержание снежного покрова на склонах, прилегающих к объектам;

         предупредительный спуск лавин и предотвращение градобития;

         строительство на возвышенностях объектов (и их элементов), располагаемых в зонах опасных гидрологических явлений;

         постоянное наблюдение за обстановкой в районе объектов, расположенных в зонах геофизически и геологически опасных явлений;

         повышение физической стойкости (демонтирование) не достаточно стойких к воздействию поражающих факторов опасных природных явлений, зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций;

         применение специальных устройств (козырьков и др.) для защиты уникального и особо ценного оборудования при землетрясениях, ураганах и других опасных явлениях;

         создание запасов дефицитных материалов для проведения аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий возможных землетрясений, ураганов и других опасных явлений (в первую очередь на объектах жизнеобеспечения населения);

         подготовка к расчистке завалов, обрушению (закреплению) зависших и нависающих грунтовых масс, горных пород, конструкций и элементов зданий и сооружений, к прокладке путей движения для автотранспорта и техники;

         проведение берегоукрепительных работ для предотвращения оползней и обрушений;

         подготовка к отводу лавовых и грязевых потоков, образующихся при извержении вулканов, с помощью желобов и возведение предохранительных дамб на их пути;

         строительство на пути движения селевых потоков селерегулирующих, селеделительных, селезадерживающих, селетрансформирующих гидротехнических сооружений;

         строительство сооружений, регулирующих и задерживающих движение лавин;

         подготовка к укреплению отдельных элементов зданий, сооружений, а также оборудования и коммуникаций при получении предупреждения о приближении сильной бури (урагана);

         локальная защита объектов и небольших участков территории с помощью дамб, обвалований и подсыпки территории в зонах опасных гидрологических явлений;

         подготовка к проведению аварийных работ по предотвращению прорыва плотин, дамб и оградительных валов;

         стабилизация (упрочение) слабых грунтов, устройство дренажа;

         подготовка к эксплуатации в условиях ЧС наиболее стойких к воздействию поражающих факторов опасных природных явлений зданий и сооружений и размещенного в них оборудования;

         гидроизоляция зданий и сооружений на гидродинамически опасных объектах;

         подготовка к расчистке лавинных завалов немедленно после их образования;

         создание искусственных водохранилищ для использования в случае засухи и при нарушении работы систем водоснабжения;

         обеспечение оборудованием для бурения артезианских скважин в засушливых районах;

         оснащение крупных предприятий, расположенных в северных и восточных районах, а также в средней полосе страны, снегоочистительной техникой;

         подготовка плавсредств для обеспечения эксплуатации объектов, расположенных в зонах возможного затопления, в условиях ЧС;

         обеспечение возможности подачи электроэнергии к шлюзам на магистральных водных путях от передвижных источников питания; дублирование управления работой шлюзов с центрального пульта постами управления.

Реализация требований к объектам, расположенным в зонах опасных явлений, способствует исключению или снижению потерь производственного персонала, населения, снижения экономического ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

 

Электроэнергетике страны принадлежит важная роль в устойчивом функционировании всего народнохозяйственного комплекса страны. От ее надежной работы зависит деятельность любого звена экономики. Экономика страны опирается на мощную энергетическую базу, объединенную в единую энергосистему России. (В данную энергетическую систему не входит только энергосистема Дальнего Востока.)

Непременным условием устойчивости электроэнергетики является рациональное сочетание в строительстве тепловых, гидроэлектростанций и атомных станций. Сейчас основой электроэнергетики России являются тепловые электростанции, на долю которых приходится более 60% установленной мощности и производство электроэнергии.

В нашей стране постоянно уделялось внимание развитию электроэнергетики. Большой опыт работы накоплен по повышению устойчивости работы объектов электроэнергетики, в т.ч. и в рамках гражданской обороны, например:

         создание резервов энергетических мощностей;

         замена воздушных ЛЭП кабельными ;

         увеличение парка передвижных электростанций;

         строительство устройств для приема электроэнергии от судовых электроустановок;

         создание нормативных резервов топлива по углю и мазуту;

         совершенствование работы диспетчерских пунктов управления, подготовка к работе в ЧС.

Главная задача объектов электроэнергетики - повышение устойчивости электро- и теплоснабжения потребителей. Решается это по многим направлениям, в том числе:

         увеличение энергетического потенциала на основе технически прогрессивного оборудования;

         перевооружение электростанций (замена устаревшего оборудования современным);

         совершенствование ремонтного обслуживания и повышение уровня эксплуатационного обслуживания (неравномерность суточной нагрузки и др.);

         целенаправленная работа по снижению потерь в сетях при передаче энергии (теряется 8-9 %);

         сокращение расхода электроэнергии на собственные нужды электростанций;

         комбинированное производство электроэнергии и тепла на теплоэлектроцентралях;

         использование вторичных энергоресурсов;

         создание и внедрение в энергоемких отраслях промышленности комбинированных технологических процессов, исключающих потерь тепла;

         совершенствование организационных схем управления электроснабжения и особенно теплоснабжения в территориальном разрезе.

С учетом особой роли энергетики в обеспечении устойчивости функционирования всех звеньев экономики страны в условиях ЧС необходимо на ее объектах осуществлять инженерно-технические и организационные мероприятия, предусматривающие:

распределение энергоисточников по районам и потребителям;

внедрение кабельных сетей для электроснабжения особо важных объектов;

кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы;

устройство в сквозных коридорах и потернах между секциями ГЭС перегородок, снабженных герметическими дверьми, для защиты от затопления помещений ГЭС;

организацию технологического цикла тепловых электростанций с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы;

регулирование стока воды из водохранилища;

создание запасов материалов для укрепления стенок плотины ГЭС;

обеспечение транзитного пропуска через плотины гидроузлов прорывной волны от расположенного выше гидроузла;

подготовку к проведению аварийных работ и предотвращению прорыва плотин ГЭС;

обеспечение производственного персонала ГЭС плавсредствами;

создание резервных энергетических мощностей за счет передвижных электростанций, определение порядка их использования;

создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок в населенных пунктах, расположенных на берегах морей и рек в случае аварии на энергообъектах;

внедрение эффективных устройств для прогрева или плавки гололеда на воздушных линиях электропередач в районах с повышенными гололедно-ветровыми нагрузками;

подготовку к оперативному отключению второстепенных потребителей;

подготовку энергосистем к работе по специальным режимам в условиях ЧС;

подготовку к работе на резервных видах топлива за счет местных ресурсов;

обеспечение возможности подачи электроэнергии к шлюзам на магистральных водных путях от передвижных источников питания.

Важное значение имеет обеспечение безопасной работы атомных станций, поэтому на них кроме требований, предъявляемых к радиационно опасным объектам (производствам), должны выполняться следующие требования:

создание внешнего и внутреннего аварийных центров для руководства мероприятиями по защите производственного персонала и проживающего вблизи атомных станций (АС) населения, оснащение их необходимым оборудованием, приборами и средствами связи;

разработку мер по строгому учету доз облучения производственного персонала и привлекаемого к техническому обслуживанию (ремонту) персонала других организаций;

ограничение облучения населения в районах размещения АС дозовыми пределами, не превышающими устанавливаемых дозовыми критериями в действующих нормативных документах;

размещение АС вне зон опасных природных явлений и на безопасном удалении от других опасных объектов;

исключение размещения новых АС в районах с высокой плотностью населения;

создание системы автоматизированного контроля внешней среды АС;

обеспечение автономными источниками электроэнергии систем безопасности АС;

использование системы спецвентиляции помещений АС со стопроцентным резервированием вентиляционных агрегатов и автоматическим включением резерва;

использование системы спецводоочистки, работающей по оборотному принципу;

разработку и внедрение эффективных способов контроля за состоянием корпуса реактора и всех элементов первого контура;

разработку мер по обеспечению взаимодействия в пределах площадки и санитарно-защитной зоны АС ее производственного персонала и персонала внешних организаций (сил РСЧС, местных органов власти) в условиях ЧС;

проведение противоаварийных тренировок для отработки действий производственного персонала в условиях запроектной аварии;

обеспечение изоляции реакторных блоков АС друг от друга;

ограничение облучения персонала работающей смены блоков АС в случае аварии на других ее блоках.

Следует отметить очень важное значение для повышения устойчивости работы объектов электроэнергетики в чрезвычайных ситуациях имеет выполнение требований Норм проектирования ИТМ ГО при развитии сложного энергетического хозяйства.

Выполнение требований по повышению устойчивости работы объектов электроэнергетики обеспечит устойчивое функционирование территорий и объектов всех отраслей промышленности, транспорта и сельскохозяйственного производства.

 

7.2. НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

Нефтяная промышленность входит составной частью в топливно-энергетический комплекс страны. Ее основной задачей является обеспечение экономики нефтью, нефтяным газом и продуктами его переработки. Она осуществляет:

         поиск месторождений нефти;

         добычу и подготовку нефти;

         транспортировку ее по магистральным нефтепроводам к потребителям;

         переработку нефти и нефтяного газа.

Отсюда весьма разнообразный профиль предприятий отрасли:

         нефтеперерабатывающие объединения;

         газоперерабатывающие заводы;

         магистральные нефтепроводы;

         заводы ремонтно-механические и специальных материалов;

         предприятия материально-технического снабжения и транспорта;

         научно-исследовательские и проектные учреждения.

Предприятия отрасли имеют особенности, оказывающие влияние на устойчивость их работы:

         постоянная возможность и опасность возникновения аварий и катастроф с образованием пожаров, взрывов, отравления воды нефтью, атмосферы газом, продуктами горения;

         большая зависимость объектов добычи и транспорта нефти от источников электроснабжения;

         высокая концентрация добычи нефти в отдельных районах Западной Сибири, Урало-Поволжья. Все это влечет за собой большие возможные потери и разрушения в условиях ЧС;

         значительная протяженность трубопроводных коммуникаций от районов добычи до потребителей (В СНГ протяженность магистральных нефтепроводов более 58 тыс.км, общая их протяженность - свыше 71 тыс.км. Средняя дальность транспортировки нефти - 2 тыс.км.);

         высокая концентрация нефтепроводов на отдельных участках в едином коридоре (район Средней Волги);

         низкая физическая устойчивость наземных сооружений предприятий отрасли к воздействию различных поражающих факторов.

На объектах отрасли проводится работа по ликвидации “узких” мест, например:

         традиционная устьевая арматура заменяется на малогабаритные (физическая устойчивость повышается в 4-5 раз);

         использование новых буровых установок с высокой монтажеспособностью;

         разработка упрощенных технологических схем сбора и подготовки нефти и газа на случай аварий или других ЧС;

         использование автономных насосных установок при выходе из строя насосных станций;

         прокладка нефтепроводов в обход крупных городов и объектов;

         установка клапанов-отсекателей на скважинах.

 

 

ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Газовая промышленность - одна из ведущих звеньев ТЭК, ее доля в нем составляет около 30%.

В стране создана крупнейшая газотранспортная система (в СНГ протяженностью более 100 тыс.км), единая система газоснабжения страны с автоматизированной системой управления. Потребителям подается в сутки около 1 млрд.м3 газа.

Отрасль характеризуется функционированием взаимосвязанных элементов, т.е: добычей, хранением, транспортировкой, переработкой газа.

От устойчивости функционирования составляющих частей газовой промышленности будет в целом зависеть устойчивость функционирования отрасли.

Особенностями отрасли, влияющими на ее устойчивость, являются:

         неравномерность добычи и потребления газа по регионам страны (потребление в основном в Европейской части, а добыча в Западной Сибири);

         возросли масштабы добычи газа сложного состава, что вызвало необходимость строительства мощных газоперерабатывающих заводов (Оренбургский и др.);

         увеличение экспортных поставок, поставок в Европейскую часть и на Урал, что повлекло интенсивное развитие транспорта и подземного хранения газа.

Результаты исследований и опыт работы предприятий отрасли показали, что наиболее уязвимы газодобывающие объекты, предприятия по переработке газа, содержащего сероводород, и хранилища, находящиеся вблизи крупных городов и объектов. Здесь высокая вероятность возникновения пожаров даже при слабых разрушениях, возможен сопровождающийся взрывом почти мгновенный охват огнем всего основного производства.

ГО располагает большим опытом повышения устойчивости функционирования объектов газоснабжения, например:

         установка клапанов-отсекателей на скважинах;

         подготовка газа по упрощенной схеме;

         хранение газа в подземных емкостях, увеличение объема хранилищ;

         использование автономных передвижных газотурбинных электростанций, работающих на природном газе.

Все эти особенности учитываются в отраслевых требованиях по повышению устойчивости, которые разрабатывались и были приняты в 1979-1982 годах.

Проектом “Общих требований по повышению устойчивости функционирования отраслей промышленности, транспорта, энергетики и сельскохозяйственного производства в ЧС” предусмотрены специальные мероприятия по повышению устойчивости предприятий ТЭК.

В целях повышения устойчивости функционирования нефтяной и газовой отраслей топливно-энергетического комплекса в условиях ЧС необходимо предусматривать:

перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефти и газа по направлениям, объемам и потребителям;

создание перемычек и кольцевание магистральных нефтегазопроводов с существующими и строящимися нефтегазопроводами;

ограничение объема транспортировки нефти в одном техническом коридоре;

резервирование и повышение устойчивости подводных переходов через крупные реки;

разработку и применение надежной системы противокоррозийной защиты оборудования;

размещение подземных хранилищ нефти и газа вне зон опасных природных явлений;

подземную прокладку трубопроводов через автомобильные и железнодорожные коммуникации;

размещение технологических установок нефтеперерабатывающих производств на открытых площадках или под легкими огнестойкими покрытиями;

размещение на газотранспортной линии поочередно компрессорных станций с электропроводом и с газотурбинными агрегатами;

создание аварийного неснижаемого запаса труб различных диаметров и запорной арматуры;

оборудование объектов байпасирующими устройствами и клапанами-отсекателями (запорной арматурой), установленными в защищенных колодцах или в земле с обваловыванием;

подземное хранение сжиженных газов и хранение их в состоянии отверждения, применение флегматизаторов при хранении и транспортировке особо взрывопожароопасных газов;

регулярный контроль за герметичностью трубопроводов и технологических систем;

подготовку технологического оборудования и создание запасов взрывчатых веществ для тушения пожаров на нефтяных (газовых) скважинах направленным взрывом;

создание автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и экстренного отключения аварийных участков, магистральных газопроводов и компрессорных станций.

 

 

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

В настоящее время на предприятиях нефтяной, газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс.км магистральных нефтепроводов, 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперерабатывающих станций.

Следует отметить, что основное развитие трубопроводный транспорт получил в 60-70-е годы. На начало 1995 г. 29 % нефтепроводов России составляют трубопроводы возрастного интервала 20-30 лет и 26% более 30 лет. К 2000 году их доля с возрастом более 20 лет составит 73 % , а более 30 лет - 41%. Существующая сеть нефтепроводов к настоящему времени в значительной мере выработала свой ресурс - ее износ составляет 63 %, 32,13% полностью выработали срок амортизации.

Отметим, что при эксплуатации магистральных нефте-, газо-, продуктопроводов компрессорных и нефтеперерабатывающих станций, резервного парка за 1992- июнь 1995 гг. произошло 145 ЧС.

Основными причинами аварий и пожаров явились:

         подземная коррозия металла (21%);

         брак строительно-монтажных работ (21%);

         дефект труб и оборудования (14%);

         механические повреждения, в том числе от сторонних организаций и вмешательства посторонних лиц в работу трубопроводов (19 %).

Как отмечал в интервью газете “Известия” еще в 1990 году (№26 от 26.01.90 г.) профессор Московского института нефти и газа (один из ведущих специалистов в области трубопроводного транспорта), аварии были заложены еще в проектах. Например, продуктопровод Западная Сибирь - Урал - Поволжье был построен из труб, которые становились хрупкими уже при температуре ноль градусов (а там перекачиваются сжиженные бутан, пропан и др. газы). Малейшая трещина в трубе - начинается испарение, за счет дроссель эффекта охлаждение и мгновенно увеличивающийся в объеме сжиженный газ без труда разрывает хрупкую, как стекло, сталь. Отмечена также неудовлетворительная изоляция наших трубопроводов: наматывается полимерная пленка толщиной 0,7-1 мм, а если толщина пленки становится менее 0,6 мм, то она уже не выполняет свои защитные свойства и не предохраняет от почвенной коррозии. В мировой практике уже используется напыление полимерного слоя толщиной 2 - 3 мм. Трубопроводы часто меняют свое положение. Нередко случается, что при аварии (особенно в Сибири) ищут трубу, а ее нет на месте; оказывается она ушла в глубину на несколько метров или в сторону на несколько десятков метров (может выйти и на поверхность).

Уже сегодня аэрокосмическая техника позволяет осуществлять контроль трубопроводов с помощью лазерных локаторов - лидаров, установленных на борту спутников и самолетов.

За рубежом на техническую диагностику, периодическое обследование уходит не менее 10 - 15% общей стоимости трубопроводов. У нас пока не более 1%.

В США, Канаде есть опыт надежной работы трубопроводов:

         ежедневные облеты вертолетом трассы с забором проб воздуха на загазованность;

         использование прибора майналог (плывет в трубе вместе с продуктом), снимающего 6 показателей, в том числе коррозийность; обследует за сутки 100 км нефтепроводов; 1000 км газопроводов.

Анализ показывает, что существующая сеть трубопроводов к настоящему времени выработала свой ресурс и без принятия мер по её восстановлению в ближайшее время можно будет столкнуться с резким скачком аварийности в этой отрасли экономики.

Поэтому важное значение имеет выполнение требований по повышению устойчивости трубопроводного транспорта.

В целях повышения устойчивости транспортировка нефти, газа и продуктов их переработки на трубопроводном транспорте необходимо осуществлять следующий комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий:

         реконструкцию и новое строительство стационарных нефтепродуктопроводов с учетом безопасной эксплуатации их в условиях ЧС;

         ограничение наземной прокладки трубопроводов через зоны возможных ЧС, исключение такой прокладки через автомобильные и железные дороги;

         строительство площадок на трассах магистральных трубопроводов для массовой заправки горючим автотранспорта; сооружение колодцев для подключения полевых трубопроводов;

         создание и совершенствование автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и отключения аварийных участков;

         подготовку к транспортировке нефтепродуктов в зонах возможных ЧС в обход компрессорных станций в случаях нарушения их работы;

         заглубленную прокладку трубопроводов в зонах возможных разрушений и вынос головных насосных станций за пределы таких зон;

         создание базовых складов резерва материалов и оборудования для восстановления поврежденных участков и прокладки временных трубопроводных линий;

         создание и внедрение в эксплуатацию передвижных перекачивающих средств (насосных установок и агрегатов с автономным приводом и дистанционным управлением);

         строительство отводов от магистральных трубопроводов к ближайшим нефтебазам и транспортным узлам, на которых возможна организация перевалки нефтепродуктов на другие виды транспорта;

         повышение надежности электроснабжения компрессорных станций путем дублирования открытых линий электропередачи и прокладки подземных кабельных линий электропитания трубопроводных устройств.

 

 

УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

Неблагополучное положение с обеспечением технической безопасности сложилось на предприятиях угольной промышленности, особенно на подземных работах. Одна из главных причин снижения уровня безопасности - постоянное ухудшение горно-геологических условий обработки угольных пластов. Средняя глубина шахт в отрасли достигла 450 м, а на ряде шахт Восточного Донбасса, Кизеловского бассейна и Приморья - 800 - 1000 м. 158 шахт отнесены к опасным по метану и взрывчатости угольной пыли, каждая вторая шахта опасна по самовозгораемости. Около 25% промышленных запасов сосредоточены в пластах, склонных к внезапным выбросам угля, породы и газа, а объем добычи из этих пластов составляет около 20 млн. т. Другая причина - ухудшение шахтного фонда. В отрасли только 8 процентов шахт - относительно новые, со сроком службы менее 20 лет.

Длительное время не проводилась реконструкция 109 шахт, 89 шахт с крайне низкими технико-экономическими показателями не имеют перспективы дальнейшего развития. И только 36 шахт могут по своим показателям быть сопоставимы с передовыми зарубежными предприятиями.

К причинам, обусловливающим увеличение ЧС на предприятиях отрасли, следует отнести:

         отсутствие законодательных актов, регламентирующих ответственность за безопасность горных работ;

         ухудшение состояния шахтного и карьерного фондов ;

         применение отсталых, потенциально опасных технологий при ведении горных работ;

         отработку подземным способом угольных пластов в сложных горно-геологических условиях, не удобных с точки зрения безопасности (тонких, крутых, выбросоопасных и т.п.);

         сокращение и ликвидацию служб охраны труда на отдельных предприятиях.

В настоящее время свыше 85% угля добывается на опасных по газу шахтах.

Для обеспечения безопасных условий труда в угольной промышленности большое значение имеет также выполнение требований по повышению устойчивости. Особые требования к предприятиям угольной промышленности:

оборудование шахт фильтровентиляционными установками;

обеспечение непрерывной работы системы водоотлива в угольных шахтах;

повышение сейсмоударостойкости оборудования, размещенного в подземных и шахтных сооружениях;

отработку вариантов восстановления добычи угля в шахтах и разрезах при внезапных перерывах электроснабжения;

заблаговременную подготовку к проведению профилактики и локализации распространения подземных пожаров и взрывов метана и угольной пыли;

обеспечение шахт установками для выработки нейтрального газа.

Следует подчеркнуть важное значение для устойчивого функционирования предприятий нефтяной, газовой и угольной промышленности, нефте-, газо-, продуктопроводов имеет соблюдение требований Норм проектирования ИТМ ГО.

Рассмотренный комплекс мероприятий повышает устойчивость функционирования объектов топливно-энергетического комплекса и всей экономики в целом.

 

ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ

 

Ежегодно в Российской Федерации перевозится транспортом общего пользования более 3,5 млрд.т грузов, в том числе большое количество химически опасных и взрывоопасных веществ. На долю железнодорожного транспорта приходится около 50% грузовых перевозок, автомобильного - 39%, внутреннего водного - 8%, морского - 3%. В России всеми видами транспорта ежесуточно перевозится более 100 млн.человек. В пассажирообороте на долю железнодорожного транспорта приходится около 47% перевозок, автомобильного - 47%, воздушного - 15%, водного - 1%.

Число погибших пассажиров и членов экипажа на 1 млрд. пассажирокилометров по указанным на 1995 г. составляет: железнодорожный транспорт - 0,026, автомобильный - 33,415, воздушный - 1,065.

Так как транспортом перевозятся и потенциально опасные вещества (12% от общего объема перевозимых грузов), опасность для жизни и здоровья населения при транспортных перевозках усугубляется.

Подготовка транспортной системы к устойчивому функционированию в ЧС проводится с учетом особенностей всех видов транспорта и включает анализ состояния и повышения устойчивости:

объектов всех видов транспорта;

транспортных узлов и пунктов взаимодействия различных видов транспорта;

основных транспортных направлений каждого вида транспорта;

транспортных систем регионов страны в целом.

Подготовка каждого вида транспорта к работе в ЧС включает разработку и осуществление комплекса заблаговременных мероприятий, обеспечивающих скорейшее возобновление движения в заданных размерах на каждом транспортном направлении, намеченных к первоочередному восстановлению.

Мероприятия охватывают подготовку путей сообщения, объектов и транспортных узлов, подвижного состава и систем управления.

На основе анализа и обобщения результатов “Требований по повышению устойчивости” различных видов транспорта, научных исследований, практической работы по этой проблеме могут быть рекомендованы мероприятия, которые эффективны для всех видов транспорта. К таким мероприятиям относятся:

обеспечение маневра всеми видами транспорта и дублирование перевозок. Транспортные узлы являются наиболее уязвимыми элементами транспорта страны в военное время. Транспортные коммуникации и узлы могут быть повреждены от воздействия стихийных бедствий, блокированы при массовых беспорядках и волнениях. Для эффективного взаимодействия всех видов транспорта, комплексного использования сохранившихся в чрезвычайных ситуациях ресурсов транспортных узлов должны подготавливаться пункты стыка или перегрузочные районы грузов. Основными показателями, характеризующими подготовленность пунктов стыка являются: количество взаимодействующих видов транспорта; объем грузопереработки; подготовленность единого органа управления работой всех видов транспорта; комплексность развития технических средств;

строительство соединительных дорог, обходов, стыков городских и загородных магистралей, развитие дорожной сети в загородной зоне;

подготовка и создание дублирующих мостовых переправ и переходов. Например, запрещение проезда с 1 февраля 1990 г. транзитного грузового автотранспорта через Москву создало трудности на объездной дороге вокруг Москвы (330 км) из-за: узкой проезжей части; пересечения с железными дорогами на одном уровне; малой грузоподъемностью существующих мостов, путепроводов;

надежное обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами: электроэнергией, ГСМ, водой, запчастями. Важное место занимает подготовка к использованию местных ресурсов;

подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ЧС, в т.ч. к выполнению перевозок в условиях заражения РВ, ОВ и БС, обеспечение защиты грузов от заражения опасными веществами, а также в условиях светомаскировки;

подготовка транспортных средств к перевозкам сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации последствий ЧС, а также к осуществлению эвакуационных мероприятий;

развитие ремонтной базы, создание мобильного резерва ремонтных средств;

совершенствование технологии перевозок, методов погрузочно-разгрузочных работ с использованием высокопроизводительных средств механизации, использования контейнеров;

подготовка резерва кадров;

подготовка к развертыванию временных перегрузочных пунктов вблизи наиболее вероятных участков нарушения коммуникаций;

разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения аварий и катастроф на транспорте;

повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов процесса.

Рассмотренные требования должны выполняться на всех видах транспорта с целью подготовки его к устойчивому функционированию в ЧС.

С учетом специфики отдельных видов транспорта для повышения устойчивости их функционирования в ЧС, наряду с общими для всех видов транспорта, необходимо осуществлять специальные требования. Рассмотрим требования, предъявляемые к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному видам транспорта.

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Железнодорожный транспорт в нашей стране является главным средством перевозок; самым массовым транспортом, работающим вне зависимости от времени года, суток и погоды. Поэтому железнодорожный транспорт имеет огромное значение в решении задач экономики, обороноспособности страны. Решение перечисленных задач зависит от своевременного проведения мероприятий, обеспечивающих устойчивую работу объектов железнодорожного транспорта.

В развитии железнодорожного транспорта основным направлением считается увеличение пропускной и провозной способности.

В хозяйственном и административном отношении железнодорожная сеть России подразделяется на дороги.

Железная дорога является самостоятельной хозяйственной единицей железнодорожного транспорта. Руководство отдельными отраслями железнодорожного хозяйства осуществляется начальником дороги через соответствующие службы: движения, локомотивного хозяйства, электрификаций, вагонного хозяйства, путей и сооружений, сигнализации и связи, грузовую и пассажирскую.

Железные дороги территориально и организационно делятся на отделения, которые являются основными линейными и хозяйственными единицами дороги. В составе одной дороги имеется 5-8 и более отделений.

В состав отделения железной дороги входит 800-1500 км железнодорожного пути главного хода. Главная задача отделений железных дорог заключается в том, чтобы координировать на месте деятельность станций, локомотивных депо, вагонных участков, дистанций пути, сигнализации и связи, участков энергоснабжения и т.п. в деле обеспечения перевозок.

Все железнодорожные линии делятся раздельными пунктами на отдельные части, называемые перегонами.

Раздельными пунктами являются станции, разъезды, обгонные пункты и путевые посты, а при автоблокировке и проходные светофоры.

Железнодорожные станции в зависимости от основного назначения и характера работы делятся на: промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские, грузовые.

Железнодорожные узлы представляют собой совокупность нескольких станций и других раздельных пунктов, связанных между собой общим технологическим процессом. Они образуются в пунктах слияния нескольких железнодорожных направлений.

Кроме перечисленных объектов железнодорожного транспорта важными объектами также являются крупные мосты и тоннели, путепроводы и виадуки. В условиях войны вероятными объектами нападения могут быть: крупные железнодорожные узлы, станции, крупные мосты, тоннели и другие важные объекты. Наименее устойчивыми в ЧС мирного и военного времени являются наземные здания, воздушные линии телефонно-телеграфной связи, подвижной железнодорожный состав, мосты с большими пролетами.

Безопасность и устойчивость перевозок грузов и населения железнодорожного транспорта определяется состоянием путевого и вагонного хозяйства.

Потребность железных дорог в новых рельсах удовлетворяется сегодня на 80-85%. В результате общая протяженность путей с рельсами, выработавшими ресурс, составила 20,6 тыс.км или 16,3%. Количество дефектных рельсов из-за их бокового износа в последнее время увеличилось с 8,8 тыс.км до 12,5 тыс.км (или на 42%). На начало 1995 г. количество пришедших в негодность деревянных шпал составило 24,3 млн.шт. или 13,2% от их общего количества. У 30% вагонов-цистерн в ближайшее время истекают нормативные сроки эксплуатации.

В результате за 1992-1995 гг. на железнодорожном транспорте произошло 59 крушений поездов и 16 железнодорожных аварий, количество аварийных происшествий и ситуаций за 1994 г. по сравнению с 1993 г. сократилось на 8%, а за 10 месяцев 1995 г. по сравнению с тем же периодом 1994 г. - на 11%.

Обеспечение устойчивости работы железных дорог в ЧС мирного и военного времени решается путем осуществления инженерно-технических мероприятий как при новом строительстве железных дорог и при реконструкции существующих, а также путем проведения организационных мероприятий.

Важное значение для выработки мероприятий по повышению устойчивости работы железных дорог имеет оценка сети железных дорог.

В основу обеспечения непрерывности перевозок и повышения устойчивости железнодорожных объектов в ЧС заложены принципы рассредоточения, дублирования, взаимозаменяемости и резервирования постоянных устройств, переменных средств и кадров.

С учетом специфики железнодорожного транспорта для повышения устойчивости функционирования в условиях ЧС необходимо предусматривать:

создание резерва локомотивной автономной тяги на электрифицированных участках сети для работы в условиях нарушения энергоснабжения;

создание запасов топлива и других ресурсов для успешной эксплуатации локомотивов всех видов;

подготовку к доставке грузов их получателям в обход возможных зон ЧС;

подготовку подвижного состава, находящегося в зонах возможных крупномасштабных ЧС, к перевозкам эвакуируемого населения;

приспособление подземных линий (участков) метрополитена в зонах возможных ЧС для укрытия населения при возникновении (угрозе возникновения) ЧС;

подготовку станций, входящих во временные перегрузочные районы (ВПР), а также погрузочно-выгрузочных районов (ПВР) для работы в условиях ЧС;

разработку норм, типовых проектов и вариантов восстановления инженерных сооружений железнодорожного транспорта;

проектирование и подготовка к строительству временных переправ и строительство подходов к мостам-дублерам и временным переправам, используемых в условиях ЧС;

осуществление мероприятий по техническому прикрытию и восстановлению объектов железнодорожного транспорта.

 

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Автомобильный транспорт играет чрезвычайно важную роль в жизни страны, на его долю приходится 39% грузовых перевозок и 39% пассажирооборота страны. Одной из важнейших задач государства является дальнейшее развитие автомобильного транспорта, прежде всего транспорта общего пользования. Это обусловливается тем, что автомобильный транспорт обладает наибольшей мобильностью и живучестью, большим радиусом действия, способностью действовать независимо от времени года и суток, высокой проходимостью, обеспечивающей возможность передвижения почти по любым дорогам и часто в условиях полного бездорожья, способностью доставлять пассажиров и грузы от места посадки (погрузки) до места назначения.

В условиях современной войны, а также в чрезвычайных ситуациях мирного времени автомобильный транспорт играет важную роль в жизнеобеспечении населения и работы экономики, а в ряде регионов страны он будет единственным видом транспорта.

Автомобильный транспорт состоит из следующих основных элементов: средств сообщения, путей сообщения и предприятий, обеспечивающих бесперебойную работу средств и путей сообщения.

К средствам сообщения относится подвижной состав автомобильного транспорта: автомобили, тягачи, прицепные системы и автопоезда.

К путям сообщения автотранспорта относятся автомобильные дороги со всеми сооружениями на них: мостами, тоннелями, путепроводами и т.д. Очень часто узлы автомобильных дорог общей сети страны находятся в крупных городах.

К предприятиям, обеспечивающим бесперебойную работу средств и путей сообщения, относятся:

автоэксплуатационные грузовые автомобильные хозяйства, автобусные и таксомоторные парки, смешанные автомобильные хозяйства, топливо-заправочные станции и станции технического обслуживания, гаражи, автовокзалы и автостанции и т.д.;

авторемонтные заводы и мастерские;

дорожно-строительные, дорожно-эксплуатационные и дорожно-ремонтные.

Проведенный анализ состояния и уязвимости элементов автомобильного транспорта показывает, что наиболее устойчивыми являются: шоссейные дороги, металлические и железобетонные мосты; наиболее уязвимыми: автозаправочные станции, подвижной состав, а также производственные здания автотранспортных предприятий.

Следует учитывать, что в военное время и в ЧС мирного времени автомобильный транспорт будет выполнять различные виды перевозок на короткие расстояния, а при нарушении функционирования железнодорожного, водного транспорта он может оказаться в отдельных регионах основным видом транспорта.

Народнохозяйственные перевозки в ЧС будут характеризоваться изменением клиентуры, объемов и номенклатуры грузов, сменой маршрутов перевозок и строгим пропускным режимом на них. Воинские перевозки автомобильным транспортом будут выполняться в отдельных случаях: по особому распоряжению, по плану и под руководством военного командования.

Повышение устойчивости и безопасности функционирования автомобильного транспорта является важной задачей. При этом следует учитывать, что автомобильный транспорт является основным источником загрязнения окружающей среды в городах. В авариях и катастрофах на автомобильном транспорте гибнет наибольшее количество людей.

В целях повышения устойчивости функционирования автомобильного транспорта необходимо осуществлять:

подготовку объездов возможных зон ЧС;

подготовку к прокладке путей движения автотранспорта в возможных очагах поражения;

установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска возникновения аварий и снижения тяжести их последствий для населения и экономики;

подготовку автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого населения;

рациональное размещение в зонах возможных ЧС производственной базы технического обслуживания, ремонта и заправки автомобилей;

разработку и подготовку к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях ЧС;

создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания и специальной обработки загрязненной (зараженной) автомобильной техники;

разработку и поставку потребителям специальных автомобилей с учетом возможности их переоборудования для различных вариантов использования (для перевозки пакетированных грузов, контейнеров и эвакуации людей);

разработку и внедрение автотранспортных средств со значительным снижением ущерба окружающей среде (расширением сфер использования электротранспорта, разработка принципиально новых двигателей, совершенствование двигателей внутреннего сгорания и их фильтров и др.);

разработку и внедрение в эксплуатацию автотранспорта повышенной проходимости для работы в сложных дорожных условиях в зонах возможных ЧС;

накопление и хранение в неприкосновенном запасе комплектов запасных частей, агрегатов, оборудования и инструмента;

совершенствование системы технического прикрытия автомобильных дорог и объектов в автотранспорте, входящих в основные транспортные направления и проложенных в зонах возможных опасных природных явлений;

строительство автомобильных дорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможного возникновения ЧС; подготовку подходов к местам дублирования мостовых переходов;

подготовку производственных мощностей предприятий (асфальтобетонных заводов, карьеров и т.п.) для строительства и ремонта дорог в ЧС;

совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в ЧС;

разработку типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в условиях ЧС.

 

 

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

Водный транспорт является важнейшим звеном транспортной системы, несмотря на то, что в последние годы снизились объемы пассажирогрузоперевозок. Так, в 1995 г. водным транспортом перевезено: внутренним водным - 8%, морским - 3% грузовых перевозок, а пассажирооборот для водного транспорта составил 1%. (В СССР доля водного транспорта в общем объеме грузооборота доходила до 25%.)

Уровень безопасности перевозок грузов и населения на речном и морском транспорте снижается. В последние годы это определялось увеличением количества нарушений правил судовождения, технической эксплуатацией, снижением качества ремонта, прекращением строительства судов нового поколения. Имеется тенденция увеличения количества кораблекрушений и аварийных происшествий. Наибольшее количество аварий и происшествий зарегистрировано в Новороссийском, Мурманском, Северном и Дальневосточном морских пароходствах. Аналогичная тенденция роста аварий и аварийных происшествий имеет место и на объектах рыболоведческого флота (Роскомрыболовства), где за период 1992 - июнь 1995 гг. произошло 216 аварийных происшествий, 97 аварий, потеряно 22 суток.

Отсюда вытекает необходимость повышения уровня безопасности и в целом повышения устойчивости функционирования водного транспорта.

Следует отметить, что во время всех войн морской и речной флот, помимо ведения боевых операций, осуществляет большие перевозки всех видов грузов, обеспечивая связь тыла с фронтом, организовывал снабжение блокированных районов, использовался для создания переправ. В период Великой Отечественной войны водным транспортом выполнялись перевозки войск, всех видов грузов снабжения, высадки десантов, а также эвакуационные перевозки. Объем перевозок только снабженческих грузов, выполненных на водных путях сообщения в годы войны, составил более 26% выполненных всеми видами транспорта.

Водный транспорт предназначается также и для решения задач РСЧС и ГО.

Водный транспорт обладает рядом преимуществ перед другими видами транспорта. Главные из них:

наличие естественных путей;

возможность одновременного передвижения крупных масс грузов и пассажиров;

возможность транспортировки крупногабаритных грузов;

возможность погрузки и выгрузки грузов собственными средствами судов;

сравнительно хорошие защитные свойства судов.

Наряду с преимуществами, водный транспорт имеет и недостатки, это:

перерывы в судоходстве на зимнее время на многих реках и отдельных морях;

колебания уровня воды на водных путях;

сравнительно низкие технические скорости движения (от 5 до 50 км/ч);

ограниченность направлений подвоза на реках.

Основными техническими средствами водного транспорта являются:

транспортный флот (суда);

порты (пристани) и их оборудование;

навигационные и другие сооружения, обеспечивающие безопасность плавания;

средства связи;

судоремонтные предприятия.

Различие судоходных условий и транспортная характеристика грузов оказывают существенное влияние на конструкцию судов, что привело к значительному разнообразию судов по их конструкции, размерам, грузоподъемности и другим показателям.

Следует отметить, что водный транспорт включает в себя элементы различных отраслей экономики, поэтому следует учитывать, что мероприятия, проводимые с целью повышения устойчивости на объектах различных отраслей, применимы в определенной степени и для водного транспорта.

С учетом специфики водного транспорта для повышения устойчивости его функционирования в условиях ЧС необходимо предусматривать следующие требования:

подготовку запасных перегрузочных пунктов, причалов (включая рейдовые и островные), судоремонтных баз и стоянок для плавучих доков к функционированию в условиях ЧС;

подготовку к использованию в условиях ЧС судов, которые могут осуществлять перевозки при малых глубинах и необорудованном побережье;

дооборудование контейнеровозов для использования вертолетов при выполнении погрузочно-выгрузочных работ на рейдах в условиях ЧС;

подготовку портов и судов к перевозкам эвакуируемого населения, раненых и больных из зон возможных ЧС;

совершенствование системы технического прикрытия объектов морского и речного транспорта;

подготовку судов для хранения продуктов питания и использования их в качестве источников электро- и теплоснабжения прибрежных населенных пунктов и важнейших предприятий в условиях ЧС;

подготовку речного флота к работе в условиях разрушения крупных гидроузлов, а также к организации переправ для обеспечения непрерывности перевозок на железнодорожном и автомобильном транспорте.

 

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

Воздушный транспорт имеет небольшую долю в грузовых перевозках, но его доля в пассажирообороте составляет 15%. На воздушном транспорте также растет аварийность. К основным причинам, определяющим состояние аварийности при авиационных перевозках, следует отнести: существенное снижение характеристик надежности воздушных судов, вызванное старением и ухудшением качества технического обслуживания и ремонта авиатехники; рост числа нарушений авиационными специалистами установленных правил выполнения и обеспечения полетов; преобладание в политике авиапредприятий экономических приоритетов по отношению к приоритетам безопасности полетов.

Для повышения устойчивости функционирования воздушного транспорта необходимо выполнение следующих специальных требований:

подготовку аэропортов к перераспределению пассажиро- и грузопотоков при возникновении ЧС;

подготовку самолетов и вертолетов для ведения разведки, проведения спасательных и других неотложных работ в условиях ЧС;

подготовку к проведению мероприятий по обеспечению рассредоточения самолетного парка в условиях ЧС;

разработку и поставку авиапредприятиям самолетов различных вариантов использования;

создание и накопление в резерве универсальных комплектов транспортно-санитарного оборудования для магистральных пассажирских самолетов;

разработку и поставку авиапредприятиям подвижных средств ремонта и технического обеспечения управления воздушным движением и навигации с учетом их мобильной доставки и развертывания на необорудованных аэродромах;

подготовку экипажей и воздушных судов для работы по ликвидации последствий ЧС, перевозки раненых и больных и эвакуации населения из опасных зон;

совершенствование системы технического прикрытия аэропортов.

Повышение устойчивости функционирования транспортной системы обеспечивает устойчивое функционирование территорий, отраслей и объектов в ЧС.

Выполнение рассмотренных требований по повышению устойчивости на всех видах транспорта является важнейшей задачей государства и всех органов управления РСЧС.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 658.