Подготовка системы управления экономикой территории (отрасли) к решению задач в чрезвычайных ситуациях направлена на обеспечение непрерывного руководства деятельностью отраслевых и территориальных звеньев, а также на рациональное использование производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов в этих условиях. Система управления экономикой должна быть подготовлена к переходу при необходимости от централизованного к децентрализованному управлению. С этой целью предусматривается создание в установленном порядке системы запасных пунктов управления, оснащенных современными техническими средствами управления и обеспеченных необходимыми документами.
Важным мероприятием является подготовка территориальных органов к осуществлению управления всеми действующими на территории области (города) объединениями и объектами (независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности) при нарушении или неэффективной их связи с центральными и отраслевыми органами управления.
В этой связи следует отметить, что до недавнего времени во всех областях создавались и действовали так называемые комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время.
С целью повышения эффективности и качества управления экономикой ведется подготовка отраслевых и территориальных АСУ, а также АСУ производственных объединений и крупных предприятий для решения задач в чрезвычайных условиях.
Для получения необходимой информации об обстановке, доведения распоряжения до исполнителей при решении общих задач в чрезвычайных условиях организуется взаимодействие отраслевых, территориальных и военных органов управления, предусматривается согласованное использование пунктов управления, АСУ, сопряжение систем связи и оповещения.
Проходит апробирование и находит применение "Информаци-онная технология автоматизированной экспертно-управляющей сис-темы "Устойчивость, безопасность, риск (АЭУС-УБР)", головной исполнитель - АО ВНИИТ. В системе управления экономикой области важное место занимают управленческие кадры. Подготовка руководящего состава и специалистов органов управления экономики области обеспечивается проведением специальных занятий, самостоятельной работой по изучению соответствующих документов и литературы, обучением в УМЦ ГОЧС, а также на ведомственных курсах и в институтах повышения квалификации. Основной и наиболее эффективной формой подготовки органов управления и входящего в них персонала являются учения ГО. В ходе учений следует обращать внимание на совершенствование методов обобщения и анализа данных об обстановке, разработке обоснованных предложений для принятия решений, на своевременное доведение задач до исполнителей и осуществления контроля за выполнением мероприятий.
Современные подходы к решению проблемы обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера изложены в проекте "Общих требований по повышению устойчивости функционирования отраслей промышленности, транспорта, энергетики и сельскохозяйственного производства в чрезвычайных ситуациях", разработанных во ВНИИ ГОЧС.
Эти требования сгруппированы по следующим основным направлениям:
предотвращение (снижение риска) возникновения аварий и катастроф техногенного и природного характера в мирное время;
обеспечение защиты населения, производственного персонала и его жизнеобеспечения;
рациональное размещение объектов и его элементов;
снижение тяжести (локализация) последствий ЧС;
подготовка к работе в условиях ЧС;
подготовка системы управления, сил и средств РСЧС к ликвидации последствий ЧС.
Приоритет совершенно справедливо отдан профилактике ЧС.
Требования по предотвращению (снижению риска) возникновения аварий
и катастроф техногенного и природного происхождения:
совершенствование основных фондов и производственных процессов;
разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм без аварий;
эффективный контроль за состоянием ОПФ и режимов производства;
проведение регулярного техобслуживания и ремонта ОПФ;
повышение квалификации персонала в области безаварийности производства.
Для выполнения данных требований необходимо:
выявлять источники ЧС;
прогнозировать последствия;
уменьшать количество источников ЧС.
Требования по защите производственного персонала (населения)
и подготовке системы его жизнеобеспечения:
своевременное оповещение персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе);
создание и подготовка сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;
обучение персонала способам защиты в условиях ЧС;
подготовка к оказанию первой медицинской помощи;
подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.
Требования по рациональному размещению объектов и их элементов:
размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности;
исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности;
рассредоточение элементов крупных объектов и их разукрупнение, ограничение расширения крупных производств;
ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на безопасном удалении от других объектов;
строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта в загородной зоне.
Требования по снижению тяжести (локализации) последствий аварий,
Дата: 2019-07-24, просмотров: 224.