УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Главная цель исследований заключается в том, чтобы на основе изучения всех возможных условий, определяющих организацию производства продукции в военное время или в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, выработать мероприятия, направленные на повышение устойчивости работы объектов в этих условиях.
В ходе исследований устойчивости работы каждого объекта экономики необходимо произвести оценку устойчивости его работы с учетом вероятности реализации опасностей, связанных как с самим производством, так и с факторами внешнего по отношению к рассматриваемому объекту воздействия в условиях мирного или военного времени и отработать следующие основные вопросы в соответствии с основными направлениями повышения устойчивости объектов экономики в ЧС:
защита рабочих и служащих;
защита средств производства (зданий, сооружений, коммуникаций, станочного оборудования, складов и т.п.);
повышение устойчивости снабжения объекта сырьем, топливом, комплектующими изделиями, электроэнергией, водой и т.п.;
повышение надежности управления производством и управления силами экстренного реагирования.
При решении этих задач в процессе исследований устойчивости работы объектов рассматриваются возможности:
создания необходимых резервов;
повышения конструктивной устойчивости отдельных элементов объекта;
исключения или уменьшения поражений и разрушений на объекте от вторичных факторов, предотвращения эффекта "домино";
совершенствования управления производственным процессом;
совершенствования управления силами экстренного реагирования.
В процессе выработки предложений по повышению устойчивости работы объектов решаются вопросы перевода объектов на особый режим работы, а также вопросы подготовки к восстановлению нарушенного производства в результате реализации опасностей техногенного или природного характера.
Кроме того, в ходе исследований устойчивости проверяется реальность объектовых планов гражданской обороны, определяющих порядок и сроки осуществления мероприятий ГО с введением в действие планов гражданской обороны и в ЧС техногенного и природного характера.
К настоящему времени ряд министерств и ведомств провели значительную работу по исследованию устойчивости работы подведомственных объектов и после обобщения полученных материалов подготовили ведомственные Указания по проектированию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в которых развиваются и конкретизируются Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий ГО применительно к рассматриваемой отрасли.
С принятием Постановления Правительством Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 675 “Об утверждении Положения о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации” и выходом Приказа Министра МЧС "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации" вопросы исследования устойчивости объектов экономики приобрели новую практическую направленность, так как безопасность промышленного объекта и устойчивость его работы - взаимосвязанные проблемы, решение которых требует единых подходов.
Опыт работы правительства Москвы, где еще в 1991 году был разработан и введен в действие паспорт готовности промышленного объекта к работе в чрезвычайных ситуациях говорит о необходимости проведения предварительных исследований на объекте с целью разработки такого рода документов.
Действительно, перечень вопросов, представляемых в Декларации безопасности промышленного объекта, объемен и требует целого комплекса специальных мероприятий для уточнения данных, входящих в состав представляемой в этом документе информации. Поэтому результаты исследования устойчивости объекта являются исходным материалом для подготовки Декларации его безопасности.
Проведенная работа позволяет некоторым министерствам перейти к следующему этапу повышения устойчивости:
по комплексу объектов экономики, расположенных на территории города, области, республики;
в отраслях экономики.
В исследованиях устойчивости работы объектов экономики должны принимать участие органы гражданской обороны - управления, службы областей, городов и городских районов, территориальные и ведомственные органы управления подсистем РСЧС, органы государственного надзора. Необходимость участия их в исследованиях обусловливается несколькими причинами:
каждое министерство, организуя исследования устойчивости на своих объектах, не сможет без помощи местных органов управления учесть влияние вторичных факторов поражения, которые могут возникнуть при разрушении соседних не подведомственных объектов;
отдельный объект и его министерство не смогут без участия территориальных органов управления решить вопросы снабжения сырьем, топливом, материалами за счет местных источников при организации восстановления производства, а также рассмотреть вопросы привлечения для этих целей формирований других объектов и специальных служб;
управления гражданской обороны обязаны осуществлять контроль и принимать участие в разработке мероприятий, проводимых в соответствии с требованиями Норм проектирования при планировке и застройке городов, при размещении новых объектов, а также при выполнении других мероприятий, которые не имеют прямого отношения к каким-либо отдельным министерствам, но существенно влияют на организацию работы объектов, расположенных на территории рассматриваемых городов или областей.
Следует учитывать, что там, где исследования проводятся впервые, главные специалисты предприятий, осуществляющие эту работу, не имеют достаточного опыта в решении вопросов гражданской обороны. В этом случае местные органы управления РСЧС и службы ГО могут оказать большую помощь в производстве расчетов и разработке мероприятий по повышению устойчивости работы объектов экономики в военное время.
Работники управлений ГО всех степеней должны знать методику исследования устойчивости работы объектов экономики, так как в настоящее время проводятся исследования и учения по вопросам устойчивости работы объектов и отраслей экономики на территории краев, областей, городов.
Большое значение в проведении исследований и при обобщении их результатов может иметь привлечение к этой работе научно-исследовательских и проектных организаций министерств и ведомств. Это позволяет глубже проработать поставленные задачи и выработать основные предложения по проведению мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы исследуемых объектов.
Таким образом, исследование устойчивости - сложная творческая работа, которая проводится с привлечением специалистов предприятий, работников министерств, научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро, а также управлений и служб гражданской обороны, государственных надзорных органов и органов управления подсистем РСЧС.
В соответствии с задачами территориальных подсистем РСЧС в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проблема планирования и реализации мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объекта возложена на руководителей объектов экономики независимо от форм собственности.
Кроме того, они обязаны:
анализировать уровень безопасности функционирования объекта;
прогнозировать возможность возникновения и последствия аварий;
обеспечивать готовность органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организовывать обучение рабочих и служащих;
создавать систему локального оповещения;
финансировать мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
представлять органам исполнительной власти информацию о степени опасности объекта (Декларацию безопасности);
выполнять требования ИТМ ГО, поддерживать в готовности находящиеся на объекте защитные сооружения.
Надо отметить, что выполнение этих задач планируется в ходе проведения исследований устойчивости объекта экономики и оформляется в виде планов повышения устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.
Основные направления проведения исследований соответствуют требованиям по повышению устойчивости работы объектов экономики и рассматривают способы и методы:
предотвращения (снижения риска) возникновения аварий и катастроф различного характера;
защиты производственного персонала (населения) и подготовки систем его жизнеобеспечения;
рационального размещения промышленных объектов и их элементов;
снижения тяжести (локализации) последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
подготовки к работе в условиях ЧС;
подготовки системы управления силами и средствами РСЧС к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Таким образом, исследования устойчивости объектов экономики проводятся с целью:
уточнения реальных факторов, представляющих угрозу рабочим, служащим, населению вблизи объекта, самому производству и его основным производственным фондам;
определения возможности и целесообразности работы объекта в условиях чрезвычайной ситуации;
подготовки предложений и планирования мероприятий по повышению устойчивости, а следовательно и безопасности производства;
разработки и уточнения содержания Декларации безопасности промышленного объекта.
контроля территориальных органов управления за безопасностью территорий и производственной деятельностью объектов, расположенных на ней.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 215.