Работа режиссёра над реализацией аудиовизуального произведения в сотрудничестве со звукорежиссёром и монтажёром в монтажно-тонировочный период.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
На этапе монтажной сборки произведения, при наличии необходимого набора исходных материалов, важно верно «настроить» своих коллег на ваше представление и понимание желаемого результата - особенно ответственного за монтаж. Режиссёр монтажа на основе сценария и совместных обсуждений его не должен расходиться с режиссёром в понимании цели и задач.Особенно это касается аудиовизуального «языка повествования»Особенно важно при этом вспомнить основные элементы монтажного построения. Кадр – как часть действия композиционно организованная и зафиксированная на носителе, который в монтажной последовательности всегда не завершён, потому, что находится во взаимосвязи с рядом стоящими - до него и после него вплоть до последнего титра…Сцена – как серия кадров, объединённых единством содержания, времени и места действия. Эпизод – как относительно завершённая часть произведения, не требующая единства места, но обладающая единством дей­ствия и темы. Эпизод может состоять из ряда кадров и сцен единых по композици­онному и стилистическому решению, имеющих единый ключ освещения, тональнос­ти, колорита, изобразительного рисунка.Важно помнить - выразительные средства экрана от композиции кадра до драматургии строятся исключительно на методе сопоставления различных элементов между собой. Поэтому, каждый раз произнося слово монтаж, надо уточнять монтаж ЧЕГО мы имеем в виду: монтаж кадров, монтаж звука, монтаж смыслов сцен или монтаж световых пятен в кадре или монтаж драматургических ритмов и т.д.

Монтажное изложение сюжета, выразительность раскадровки, разнообразные приёмы сочетания кадров органически связаны с драматургией, аудиовизуальной композицией экранного произве­дения и подчинены идейным и творческим замыслам режиссёра.

Умелое использование изменения точек показа и приёмов съёмки, контрастов кадров изобразительного и звукового рядов, их содержа­ния делает сюжет (экранное произведение) более динамичным, придаёт многозначность художественным образам, отсюда возника­ет правдивое отображение происходящих событий и характеров лю­дей, участвующих в событиях.

 

При совместной работе над произведением со звукорежиссёром важно помнить, что

звук - это тоже полноправный элемент композиции и отношение к этой составляющей не должно быть снисходительным.

 

Звуковые компоненты несут колоссальный набор свойств и качеств:

· Слово в кадре и за кадром - владеет интонацией, тембром, тональностью

· Природный шум (звук) - обладает характером и насыщенностью.

· Музыка – тональностью, тембром, темпом и ритмом в сочетании с мелодикой и интонацией. При этом она может быть «синхронной» то есть «живой», фоновой и даже кадрированной

· А чего стоит понятия «полифоничность» и относительность ролей

Основные функции шума (звука) и музыки в экранном творчестве:

  • Воссоздаёт эстетику звучания (Логическая)
  • Пробуждает чувственные ощущения (Интонационная)
  • При прямом совпадении звука и изображения раскрывается содержание действия
  • При совпадении слова и изображения проявляется логика
  • Помогает раскрыть внутреннее «скрытое» значение при контрапункте

 

У музыки в экранном творчестве есть и ещё одна функция – коммуникативная, применяемая для связи разнородных элементов монтажного построения на основе её внутренних свойств – мелодии, гармонии, темпа и ритма, инструментовки.

 

Всё это даёт режиссёру веские основания, чтобы относиться к звуковому решению и работе звукорежиссёра над этим с высокой степенью доверия и ответственности.

Литература:

1. Деникин А.А. «Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа», Москва, ГИТР

 

19. Технология производства телевизионных фильмов и программ: календарно-постановочный план, характеристика этапов производства. Взаимозависимость творческих и производственных задач.

Практика съемок телевизионных фильмов и программ является давно устоявшейся и многократно опробированной на отечественном телевидении. В основе телепроизводства лежат те же принципы, что и в основе кинопроизводства. Но специфические особенности телевидения вследствие его динамичности накладывают отпечаток и на специфику производства телефильма.

Характерным отличием телевизионного производства от кинопроизводства является распределение по срокам подготовительных периодов. Подготовительный период на телевидении значительно короче, чем в кинематографе. Это в первую очередь связано с более низкой плотностью монтажа телевизионного фильма, а также с меньшим количеством общих планов. Что, в свою очередь, позволяет более экономично снимать телевизионные фильмы и достигать более высоких темпов производства. Ежедневная выработка при производстве телевизионного фильма может достигать для различных форматов 10 – 15 минут, в то время как при производстве кинофильма выработка в несколько раз ниже. А для производства телевизионных программ выработка может достигать двух-трех программ в смену. Так типовые развлекательные шоу типа «Голос», «Битва хоров» или программы типа «Счастливый случай» принято писать блоками по две, три или четыре программы в смену.

Естественно такие выработки полезного материала невозможны без выстраивания четкой технологии съемочного процесса. Производством телепродукции в отличие от кино занимаются редакции, производящие телефильмы и сериалы на постоянной основе, в то время как в кинопроизводстве обычно принято собирать съемочную группу под проект или фильм. Однако и там и там последовательность этапов одна и та же: подготовительный период, съемочный период и монтажно-тонировочный период.

В подготовительный период обычно ставятся следующие задачи:

- составление режиссерского сценария (если это съемки сериала или телефильма),

- составление календарно-постановочного плана, в котором четко прописывается вся последовательность съемок с привязкой к занятости актеров, локациям и логистике производства,

- проводятся отбор натуры или строительство декораций,

- проводятся кастинги.

В съемочный период все работы ведутся строго по режиссерскому сценарию и в соответствии с календарно-постановочным планом.

В монтажно-тонировочный период телефильм, сериал или программа:

- монтируются,

- проводится озвучание, сведение звука,

- цветокоррекция (если этого требует формат).

Структура режиссерского сценария выстроена таким образом, чтобы содержать всю необходимую для производства продукта информацию. Сюда входят следующие разделы: номер кадра/сцены, хронометраж, описание локации, если необходимо – мизанкадр, описание действия, герои, звук, реквизит, службы, необходимая техника.

Так же важным документом, формирующим процесс съемок, является календарно-постановочный план (КПП). КПП строится на основании режиссерского сценария и заимствует из него часть разделов. Но задача КПП заключается в том, чтобы скомпоновать процесс съемок в наиболее оптимальный вариант.

Основное отличие КПП от режиссерского сценария заключается в том, что если режиссерский сценарий основывается на последовательности снимаемых кадров, то КПП обычно привязывается к месту съемки (локации) для того, чтобы минимизировать количество переездов. Таким образом, формирование съемочных блоков строится в первую очередь на оптимальной загрузке локации или павильона.

И, если режиссерский сценарий это творческий взгляд на задачу, то КПП является производственной точкой зрения ее решения.

Помимо этих документов административная группа имеет в своем распоряжении еще два документа. Это вызывной лист и списки массовки. 

 

Литература:

1. Ирвинг Д.Р. «Продюсирование и режиссура короткометражных кино и видеофильмов» Учебн. изд. ГИТР 2009

2. Миллерсон Д. «ТВ производство»                                             Учебн. изд. ГИТР 2012

3. Митта А.Н. «Кино между адом и раем»                                     Худож. Изд. 2010


20. Принципы преподавания основ мастерства режиссёра кино и телевидения и смежных с ним дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Сегодня учёные говорят о новом качестве образования. Это должна быть не передача учащимся определенного объема знаний, а приобщение обучающихся к накопленному человечеством опыту. Не сумма знаний требуется, а лично приобретённое понимание профессии через личный опыт. Такой подход стимулирует личное творчество, делает понятным чужой опыт. Великий театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд считал, что режиссуре нельзя научить, но помочь научиться можно. Эта профессия сложна своей многослойностью. Экранное произведение это взаимодействующие во времени художественные звуко-зрительные образы. Превращение объективной реальности в субъективную реальность экранного произведения роднит режиссёра с живописцами, графиками, скульптурами. Но в отличии от представителей изобразительного искусства, режиссёр имеет дело ещё и со временем. Экранное произведение это развивающийся на экране процесс, который, как правило, имеет вид начавшейся, развивающейся и заканчивающейся истории. Значит, режиссёр кроме умения создавать художественные экранные образы, должен уметь рассказывать истории. Этим занимается литература. Но литература обращена к воображению читателя. А режиссёр должен предложить зрителю образы своего воображения. И это ещё не всё в проблеме «как научить режиссуре?». Экранное искусство это синтез искусств и работают в нём драматурги, операторы, художники, актёр, звукооператоры, звукорежиссёры, продюсеры. Режиссёр должен быть высоким специалистом во всех профессиях. Учить этим знаниям обычным способом невозможно.   Единственный выход – непрерывная практика под руководством педагога-режиссёра, который является не истиной в последней инстанции, а старшим товарищем, вместе с которым обучающийся решает творческие задачи. Это принцип метода «Проблемного обучения». Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Выделяют 3 этапа «проблемного обучения»:

Первый этап. Совместно с педагогом. Возникшая перед будущим режиссёром творческая проблема должна быть трудной, но посильной. Она должна быть осознана им и принята необходимость её решения. Второй этап. Без педагога. Будущий режиссёр анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу. Если их недостаточно, то он самостоятельно ищет недостающие знания. Третий этап. Совместно с педагогом. На этом этапе суммируются полученные самостоятельно и имеющиеся у педагога знания. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему. В каких формах осуществляется проблемное обучение: Лекции, когда педагог ставит перед собой проблему и на глазах учеников её решает. Семинары, когда решение проблемы находится в диалоге. Самостоятельная работа, когда ученик самостоятельно ставит проблему и решает её.

К  преимуществам проблемного обучения относятся: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.

 Литература:

  1. Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в жизни и в обучении»                      

Москва,Директ медиа, 2014

  1. Шарипов В.В. «Педагогика и психология Вывсшей школы» Москва, Логос, 2012
  2. Попов П.Г. «Режиссура» о методе»                       Москва Учеб. изд ГИТР 2011                                                                                             



Дата: 2019-07-24, просмотров: 324.