Работа режиссёра над реализацией замысла аудиовизуального произведения в сотрудничестве с оператором. Выбор оптимальных выразительных средств и методов съёмки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Режиссёр, конечно должен «заразить» оператора.

Сначала актуальностью темы, затем масштабом идеи, следом возможностями реализации их замыслов и наконец ещё и азартом. Азартом собственного отношения к этому.

Вот тогда успех им обеспечен.

Но вот, что интересно. Это часто не получается, если они «говорят на разных языках», а ещё хуже, если на разных уровнях понимания самой сути своей профессии.

Вот те несколько основных понятий, которые помогут этого избежать.

Прежде всего надо договориться на какие вопросы может ответить кадр с учётом его масштаба - «крупности».

А после важно согласиться, что общая формула их действия такова:

Общий (определит - где?) + Средний (покажет – кто? Или что?) + Крупный (Деталь) (объяснит - Как? Это будет эмоциональное уточнение) + Средний (объяснит - что сделано?) + Общий (уточнит – Какова реакция? или – Что получилось?).

Если это получилось, можно считать, что договорились…

Но теперь для работы им понадобятся:

Совместное участие в работе над режиссёрским сценарием (экспликации).

Разработка и утверждение проектов календарно постановочных планов.

Совместно уже с художником-постановщиком обсуждение эскизов художественно-декоративного оформления, планировки и конструкторских разработок декораций.

Или совместный выезд для осмотра выбора объекты для натурных и других внестудийных съёмок. Обязательно надо детально и со всех позиций обсудить и разработать планы предполагаемых снимаемых монтажных фраз, сцен и эпизодов.

Обсуждают и принимают решение о стиле и форме съёмки и соответственно выбирают методы работы, от которых в результате будет зависеть техническое обеспечение процессов.

Оператор по итогам творческой работы над сценарием и на основе раскадровок или плана снимаемых сцен и эпизодов (в документальном) определяет места для расстановки камер и необходимость применения любых других технических средств.

Разрабатывает световую и цветовую партитуру.

Руководит установкой специального освещения, контролируя работу осветителей, качество эффектов, светового и цветового изображения. И, как следствие, оператор руководит операторской группой.

Режиссёр при этом контролирует и утверждает процесс.

Операторы обычно говорят: "мне нужно построить кадр", "мне нужно выстроить композицию кадра", "мне нужно осветить кадр"...

В этом случае подразумевается часть пространства, которую он оценивает через видоискатель камеры. Но режиссёр тоже должен владеть темой и знать:

Основные правила композиционного построения кадра:

1. Верное сочетание основных и второстепенных элементов конструкции изображения

2. Обеспечение условного равновесии объектов в кадре, два типа – симметричное и асимметричное расположение объекта

3. Кадрирование – точный выбор, исключение или ограничение предметов, форм действия и объёмов пространства в рамках кадра

4. Соотношение и влияние на восприятие соотношений светового и колористического решений между собой

5. Построение перспективы - светотональная, линейная, оптическая

Умение точно воплотить замысел в съёмке с учётом будущего его применения в монтаже для любого режиссёра и оператора важнейшая составляющая профессионального мастерства. Если кадр получился эстетически изящным, то его будут хвалить, говоря: "оператор нашёл оригинальное композиционное решение кадра". Это так! Но ведь кадр может быть и безупречным, но при этом совершенно не вписываться в общую последовательность и концепцию. А от этого зависит главное - зрительское понимание хода развития действия сюжета, развития событий, зрительская трактовка судьбы экранного героя.Кто виноват - оба! Что это – конечно, недостаток профессионализма! Оператор не думал о монтаже, когда выбирал точку, а режиссёр пошёл на поводу… не проявил принципиальность или просто был не внимательным. В подобных ситуациях режиссёру, конечно этого допускать нельзя и проявить твёрдость, чтобы не тратить время и силы попусту.

А для сведения " обидчивых " операторов! 

Кадр снятый «красиво, но не в тему», даже если он получится самым эффектным, всё равно не должен попасть в монтаж… Там он будет «вставным зубом», лишним звеном…

Поэтому требовательный и профессионально жёсткий режиссёр, уже в процессе съёмки оберегает и от этого своих коллег.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Медынский С.Е. «Пространство. Кадр»                Москва, Аспект Пресс, 2017

2. Уорд П. «Композиция кадра в кино и на телевидении» Москва Учеб. изд ГИТР



Дата: 2019-07-24, просмотров: 305.