Закономерности перехода от микро- к мезологистике в условиях развития глобальных производственных систем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Микрологистическая система охватывает сферу деятельности отдельного предприятия, строится с позиций стратегических целей фирм и оптимизации основных оперативных процессов, обеспечивает решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистических систем. По функциональному назначению микрологистические системы подразделяются на системы первого и второго уровней (первый — внутренние и внешние связи; второй — внутренние). Типичными задачами микрологистических систем первого уровня являются рациональная организация движения материальных ресурсов на стадии обеспечения производства и сбыта готовой продукции. Микрологистические внутрипроизводственные системы (второго уровня) могут быть детализированы до производственных (структурных) подразделений предприятия (цеха, участка, рабочего места).

Мезологистическая система. В течение последних десятилетий в хозяйстве наиболее экономически развитых стран и в мировом хозяйстве в целом наблюдается процесс структуризации больших групп предприятий в конгломераты, связанные единой логистической системой. Такие конгломераты получили название корпораций или финансово-промышленных групп, так как в конгломерат обычно входит крупный банк и имеет место объединение финансового и промышленного капиталов.

Указанные корпорации могут быть национальными (в одной стране) и транснациональными (ТНК), охватывая, внедряясь в хозяйство многих стран. Хозяйственная деятельность корпораций отличается от микро- и макроэкономики, образуя область экономики среднего звена (мезоэкономики). Выделение экономики среднего звена совпало с интенсивной информатизацией мирового хозяйства на основе глобальных вычислительных сетей, которые стали естественным инструментарием логистики корпораций. Такая информатизация как бы «подхлестнула» и ускорила мезоструктуризацию экономики. Отдельные предприятия корпораций разбросаны по всему миру (или по всей стране). Логика же глобальных сетей позволяет организовывать логистическую систему корпорации вне зависимости от географического положения предприятий. Для этой логики безразлично, находится ли управляемый объект в соседней комнате или на другом континенте. Таким образом, с позиций логистики современная экономика становится сетевой. Логистика корпорации (мезологистика) соответствует ее структуре. Чем выше уровень логистической системы, тем больше информационных потоков и меньше материальных. Логистическая система корпорации представляет собой систему управления, построенную таким образом, что каждый уровень оперирует только той информацией, которая ему необходима. Ненужная информация (для соответствующего уровня) отсекается. Четкость функционирования мезологистики особенно важна, если учесть двойственную природу мезоэкономики, которая является ее важнейшей отличительной чертой. «Во вне», т. е. на рынке конечных товаров, экономика корпораций носит конкурентный, рыночный, характер. Внутри корпорации у экономики наблюдается сугубо плановый хозрасчетный характер, и цены определяются не рынком, а расчетным путем (трансфертные цены). Такое плановое хозяйство исходит из системного принципа, подчиняя хозяйственную деятельность субъектов корпорации ее стратегическим целям. Успешная деятельность корпораций демонстрирует принцип дополнительности — рыночная и плановая системы взаимопроникают и успешно дополняют друг друга. Инструментарием мезологистики служат глобальные вычислительные сети. Внешние (по отношению к логистической системе) информационные потоки обслуживаются всемирной глобальной сетью Интернет, а внутренние — интернет-подобной сетью интранет.

Мезологистические системы

В течение последних десятилетий в экономически развитых странах и в мировой практике в целом наблюдается процесс структуризации больших групп предприятий в конгломераты, связанные единой логистической системой. Конгломераты представляют собой корпорации или финансово-промышленные группы, в которые, как правило, входит крупный банк и имеет место объединение финансового и промышленного капиталов. Эти корпорации могут быть национальными (охватывают одну страну) и транснациональными (ТНК), объединяющими хозяйственную деятельность нескольких стран.

Мезологистические системы организационно базируются на корпоративных структурах. Выделение мезологистических структур произошло значительно позже, чем макро- и микрологистических. Это связано с тем, что относящиеся к изучению организационной основы мезологистических структур мезоэкономика и корпоративное управление сложились также недавно. Корпорация располагает значительными возможностями стратегического планирования и распределения ресурсов, вследствие чего может быть достигнуто наиболее эффективное распределение ресурсов корпорации между ее подразделениями и дифференцированное применение инструментов внутрифирменного стимулирования и контроля.

Мезологистические структуры, организационно-экономической базой для которых является корпорация, используют на основании меры распределения экономической и правовой независимости, определяющей структуру мезологистической системы, оба типа трансакций: «Корпорации структурируют среднее (мезо) звено экономики, в котором отчетливо выражен принцип дополнительности: внутри корпораций хозяйство носит плановый характер, а вне, где представлена конечная продукция, — рыночный. Управляющей деятельностью корпораций как единым организмом является мезологистика, базирующаяся на инструментарии глобальных сетей, который наи­более соответствует сетевой структуре самих корпораций».

Генезис и эволюция концепции интегрированной логистики и управления в сетевых структурах. Конкуренция цепей поставок как следствие сетизации организаций. Детерминанты конкуренции цепей поставок организации

Интегрированные системы в настоящее время являются ключевым трендом развития промышленных, торгово-финансовых и других видов объединений. Теоретические основы экономических механизмов интеграции разработаны отечественными и зарубежными учеными, в частности, свой вклад внесли Х. Кельзен, Р. Коуз, Д. Нортон и т. д.

Концепция интегрированной логистики существенно изменила логистический подход. Интегрированная логистика ориентирована на централизованное управление потоками, проходящими через все этапы логистического цикла. Интегрированная логистическая система обеспечивает поддержание завершенного цикла существования продукта от его возникновения до полной ликвидации. Механизмы интегрированной логистики обеспечивают продвижение товарного потока последовательно через сеть логистических агентов, и на каждом этапе происходит увеличение его добавленной стоимости.

Для достижения эффективных результатов в глобальной логистике необходимо ориентироваться на четыре ключевых фактора: интеграцию, позиционирование, гибкость и измеримость. Интеграция достигается посредством использования информационных технологий для обеспечения совместного использования общей информации всеми партнерами глобальной логистической цепи или канала.

Рассматривая интеграционные отношения, нужно отметить, что они выступают как естественный этап развития бизнес-отношений и в конечном итоге обеспечивают формирование целостной бизнес-структуры, которая, в свою очередь, выступает диспетчером интегрированных взаимоотношений и позволяет достичь синергетического эффекта.

Логистический центр как интегрированная структура может рассматриваться как интермодальный транспортный узел. В соответствии с одним из определений, логистический центр представляет собой организационную структуру управления, созданную в сфере обращения и потребления товаров и услуг для снижения затрат и обеспечения эффективного продвижения материальных и связанных с ним потоков на различных уровнях и масштабах.

В зарубежной литературе отмечается, что характерной для интегрированных образований в логистике, обусловливающих цепочку создания ценности, является цепь поставок, которая представляет собой единую систему для реализации функции распределения и обмена. Структура логистической цепи определяет динамику материальных, информационных, финансовых и других потоков в ходе их продвижения от поставщика к потребителю.

Цепь поставок представляет собой интегрированную совокупность логистических процессов, обеспечивающую их динамическое изменение во внешней среде; она обладает свойствами высокой гибкости, мобильности всех вовлеченных в процесс ресурсов в условиях ограниченного запаса времени. Многие компании переходят от осознания наличия логистических связей, складывающихся стихийно, к процессу целенаправленного формирования товародвижения посредством использования методологии цепей поставок.

Эволюцию развития концепции управления цепями. На первом этапе ключевыми в формировании цепи поставок являются процессы координации и повышения взаимопонимания партнерами друг друга при сохранении определенного уровня качества обслуживания в цепи. Следующий этап связан с совершенствованием процесса интеграции и построением единой сети бизнес-партнеров.

Могут быть выделены три уровня сложности построения цепи поставок: прямая, расширенная и полная цепи поставок.

· Прямая цепь поставок включает в себя компании, участвующие в восходящем и нисходящем перемещении материального потока. В такую цепь входят компании поставщиков и потребителей, наибольший приоритет имеет вертикальная интеграция такой цепи поставок.

· Расширенная цепь поставок кроме поставщиков и потребителей включает в себя посредников, расположенных рядом, которые непосредственно участвуют в продвижении входящего и исходящего материального потока продуктов, услуг и финансовой информации.

· Полная цепь поставок включает в себя все организации, вовлеченные в продвижение входящего и исходящего материального потока продуктов, услуг, финансов и информации от начального поставщика к конечному потребителю.

 

В заключение отметим, что интеграция является важным логистическим процессом и именно она обусловливает достижение ключевой логистической цели – снижения стоимости доставки продукции. Каждый из видов интеграции обладает определенными преимуществами, и окончательный выбор обусловлен сочетанием факторов логистического окру

Современное состояние концепции управления цепями поставок

В последние два десятилетия управление цепями поставок является динамично развивающейся концепцией и одновременно одной из самых распространенных управленческих стратегий. Повлияв на практику и теорию бизнеса в значительной степени (вплоть до предположения о смене конкурентной парадигмы: «новая конкурентная парадигма заключается в том, что друг с другом конкурируют цепи поставок, и успех компании будет зависеть от того, насколько хорошо она управляет отношениями в цепи поставок» [Christopher, 1998, p. 245], концепция управления цепями поставок сама коренным образом эволюционировала и сейчас находится на очередном этапе своего развития [Gundlach et al., 2006; Кирюков, Кротов, 2007].

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 285.