Третий этап разработки стратегии состоит в оценке отобранных стратегических альтернатив.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Четвертый этап разработки стратегии состоит в выборе одной или нескольких наилучших стратегий.

 

Для того чтобы экономическая стратегия была эффективной, при ее разработке необходимо учитывать некоторые требования, к числу которых можно отнести:

- наличие четко сформулированных стратегических целей.

- обеспечение маркетингового мышления для всех сотрудников организации.

- стратегия должна быть достаточно гибкой, обеспечивая возможность влияния на внешнюю среду,

- стратегия будет эффективной в том случае, если она обеспечивает защиту позиций компании

Стратегия организации — это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата

Стратегия компании всегда должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию поведения, а также возможность реагирования на все запланированное новое. С этой целью и выстраивается стратегическая пирамида. В диверсифицированной (многопрофильной) компании стратегии разрабатываются на 4 организационных уровнях

ИЕРАРХИЯ СТРАТЕГИЙ

1. На уровне высшего корпоративного руководства разрабатывается корпоративная стратегия (стратегия для всей диверсифицированной компании).

2. На уровне руководителей направлений бизнеса (бизнес-единиц) разрабатываются бизнес-стратегии (стратегии для каждой бизнес-единицы компании).

3. На уровне руководителей функциональных подразделений разрабатываются функциональные стратегии (стратегии для каждого функционального подразделения в рамках каждого направления деятельности компании).

4.На уровне руководителей структурных единиц внутри функциональных подразделений разрабатываются операционные стратегии (для каждой структурной единицы). Тогда как, на одноотраслевом предприятии существуют только три уровня: деловая, функциональная и операционная стратегия. Это продолжается до тех пор, пока во внимание не принимаются попытки диверсифицировать свою деятельность в другие сферы.

В зависимости от различных факторов: размеров, формы организации, стиля управления – на каждом предприятии стратегии разрабатываются по- разному.

 

7. Учет факторов территориального развития в стратегии предприятия. Гармонизация экономических интересов предприятия с интересами социально-экономического развития региона и города. Взаимообусловленность стратегии предприятий и стратегий территориальных образований различного уровня.

Важен социальный аспект в экономическом развитии. И без анализа интересов субъектов рыночных отношений и их гармонизации сложно определить общее направление развития экономики.

Тема гармоничного производства, экономики и цивилизации затрагивается в книге Клевлина и Моисеевой, серии статей Клейнера и в работе Семашко.

По сути, гармонизация является фундаментальным и первородным аспектом системы общественных отношений – стремление к достижению наивысшей общей цели.

Гармонизация состоит в органичном единстве, согласованности и сбалансированности, субординированности интересов, определяющих экономическую направленность поведения всех социальных групп в процессе производсва, распределения, обмена и потребления.

Достигается через комплексность: обеспечение законности и правопорядка, прв собственности, стимулирование деловой активности и антимонополизим, согласованность между всеми участниками.

Зависит от общего уровня соц-эконом развития общества, от способности соц-полит системы обеспечивать одновекторность развития и его стабильность

Иницатором гармонизации выступает государство.

Бизнес структуры сосредотачивают у себя оноснвые ресурсы и активы. Государство и бизнес должны работать взаимообусловлено, фомируя новую модель поведения, что стоит контролировать посредством создаваемого института.

Но есть факторы ограничения гармонизации: наличие обоюдовыгодных интересов, взаимная ответсвенность, рациональное использование ресурсов общества, лигитимность, наличие институтов разрешения споров, доверие, полнота и прозрачность отношений и нормативно-методической базы.

Государство ставит частынй капитал в условия , стимулирующие его инновационность: налоговые льготы, налоговые каникулы и пр.

Отсутствие государственного регулирования не позволяет построить единый вектор развития: каждый субъект действует в личных и краткосрочных интересах, что часто приводит к развитию теневой экономики и ее основной составляющей – коррупции. В дальнейшем это уничтожает конкуренцию, ведет к концентрации богатств и социальному расслоению.

Необходимо согласовывать целевые ориентиры компании со стратегическими целями региона. Разработка общей стратегии – это не кабинетный, а коммуникативный процесс – стремление к вазимной рефлексии оснований своих позиций. – настраивание диалогового механизма.

Необходимо построение коммуникативных площадок общения участников совокупной стратегии.

Гармоничное развитие можно соотнести с организмом человека, где каждый орган подчиняется общей стратегии.

Необходима масштабность, а не кооперация лишь с крупным базнесом.

В условиях будущей неопределенности политики государства бизнес предпочитает выбирать менее рисковые и быстрокупаемые проекты, что не позволяет реализовать потенциаль территории.

Один из примеров расхождения идеи и действий по гармонизации: повышение размера социальных отчислений и поддержание развития бизнеса.

Эффектиы гармонизации:

- предсказуемость и стабильная динамика энергокомплекса обеспечивает стабильность обеспечения промышленности топливом;

- баланс регулирования приводит к равноценной конкуренции и выравниваю рентабельности;

- снижается уровень теневой экономики, повышаются налоговые поступления, развивается регион, повышается платежеспособный спрос, растет доход производств.

Инструменты гармонизации:

- повышение уровня публичности: с одной стороны, большая открытость перед конкурентами, с другой – возможно привлечение инвестиций;

- переход к концепции «выиграл-выиграл»: с одной стороны, предприятие жертвует частью сверх прибыли, с другой – прирастает конкурентный стимул, поддерживающий качество продукции.

- разработка дорожных карт развития региона: с одной стороны, определенность и прогнозируемость развития конкурента, с другой – гарантии стабильного развития.

- усиление надзора: с одной стороны, административное давление и рост операционных затрат, с другой – повышение качества и прогнозируемости деятельности.

 

В соответствии с предметом нашего исследования попытаемся рассмотреть срез этой системы экономических интересов на региональном уровне. Прежде всего необходимо отметить, что даже поверхностный взгляд на переплетение групповых экономических интересов в региональном масштабе дает весьма сложную и противоречивую картину. Это объясняется прежде всего тем, что экономические процессы не отделимы от проблем организации институтов государственной власти, принципов их формирования. Попытка анализа взаимодействия групповых региональных интересов требует выделения носителей этих интересов – субъектов исследования. Единой точки зрения у экономистов, решающих эту проблему, нет. Анализ литературы по данному вопросу позволяет разделить существующие подходы к проблеме по следующему критерию: субъект управления зависит от субъекта собственности, представляющего его интересы:

  1. Субъектами региональных экономических интересов выступают сам регион и его местные территории.
  2. В качестве субъектов региональных экономических интересов следует рассматривать территории, отраслевой срез промышленности и сам регион.
  3. Субъектами региональных экономических интересов выступают регион и его промышленная инфраструктура.

Выделенные три подхода, на наш взгляд, достаточно полно охватывают все возможные варианты взаимопереплетения экономических интересов субъектов собственности в регионе.

Проведем краткий анализ первого подхода. Экономические интересы региона представляет его администрация. Именно она является выразителем совокупного группового интереса – регионального (территориального) экономического интереса. Обладая всеми необходимыми правами по управлению социально-экономической жизнью региона, она представляет региональные интересы на федеральном уровне (внешний интерес) и одновременно реализует федеральные экономические интересы на региональном уровне (внутренний интерес). Администрация региона владеет не всем «пучком прав», но наиболее важными составляющими. Назовем это условно «контрольным пакетом прав». Сюда входят такие основные права, как право использования, право управления, право на доход, право на остаточный характер и другие.

С этих же позиций рассмотрим территории региона. Экономические интересы какой-либо территории ограничиваются представлением своих интересов внутри региона (внешний интерес) и управлением региона (внутренний интерес). Если рассмотреть «контрольный пакет прав» территории, то он будет по форме аналогичен пакету прав администрации региона, а по содержанию – практически пустым, так как полностью поглощается «контрольным пакетом» администрации. Это следует признать, несмотря на то что местное самоуправление отделено от государственного управления. Следовательно, процесс согласования экономических интересов региона и территории регулируется не экономическим инструментарием, а чисто административным. Именно из этого можно сделать вывод, что подход к выделению носителей экономических интересов только через субъекты регион и местные территории нельзя признать корректным.

Остановимся на втором подходе. Здесь появляется новый субъект – отрасль промышленности. Как правило, региональная промышленная инфраструктура представлена несколькими отраслями, среди которых можно выделить структурообразующие. В Кузбассе это угольная, металлургическая и химическая промышленности. Рассмотрим экономические отраслевые интересы в целом, не касаясь отдельных отраслей, но с учетом того, что собственность на региональном уровне имеет многослойную структуру. Из этого вытекает многослойность структуры региональных интересов.

Отрасли в лице своих предприятий в регионе обладают практически полным «пучком прав» на объекты собственности. Этот набор прав соответствует или даже превышает «контрольный пакет прав» региона. Превышение возможно, если в регионе значителен удельный вес предприятий федерального подчинения, как в случае, например, с предприятиями ВПК. Если рассматривать внешнюю часть экономических интересов промышленности региона, то она соответствует федеральным экономическим интересам в той ее части, которая вытекает из интересов федерации.

При рассмотрении внутренних отраслевых интересов следует отметить совпадение части прав из «пучка» у региона и местных территорий. Это права владения, использования, управления, право на доход и другие. Если согласиться с нашей точкой зрения по поводу региональных экономических интересов и местных территориальных, то второй подход к субъектам экономических интересов можно назвать избыточным, а первый – недостаточным. По нашему мнению, именно третий подход, выделяющий два вида субъектов интересов – регион и отрасли, будет наиболее правильным.

С учетом того, что любая отрасль в регионе представлена хозяйствующими субъектами – предприятиями, возникает триада региональных экономических интересов: регион – отрасль – предприятие.

Экономические интересы в этой триаде имеют единый ключевой объект – ресурсы. Распределение и перераспределение финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных ресурсов лежит в содержании различных групповых интересов в регионе. Данный подход поддерживается большинством экономистов, изучающих проблемы регионов. Рассмотрим эту триаду подробнее.

1. Регион – отрасли.

Уточним, что носителем региональных экономических интересов в данном случае выступает администрация региона. Рассматривая сложный хозяйственный механизм управления региональной экономикой, В. Сурнин пишет: «... его фундаментальная функция как учет и согласование интересов различных субъектов собственности и хозяйствования, которая может реализовываться посредством важнейшего составляющего звена хозяйственного механизма – совокупности организационно-управленческих отношений, структур и методов управления экономикой» [12, с. 333-334]. Экономические интересы региона концентрируются в политике, проводимой администрацией на подведомственной ей территории. Как уже отмечалось, в соответствии с делением интересов на внешние и внутренние экономическую политику администрации можно разделить с достаточной степенью условности на внешнюю и внутреннюю. С одной стороны, политика администрации должна опираться на потребности и запросы населения, с другой – создавать условия для эффективного функционирования промышленности, а с третьей – проводить политику центра в регионе. Таким образом, согласовать интересы даже внутри субъекта (носителя интересов) представляется весьма проблематичным. Но это с точки зрения объективных условий функционирования администрации. Если же учесть субъективные факторы, такие как социально-политическая обстановка в регионе, уровень жизни населения, интересы чиновничества, то проблема предстает во всей ее полноте. По крайней мере можно утверждать, что внешние и внутренние интересы даже одного субъекта рассогласованы. Такое положение можно считать нормой, так как не существует и не может существовать органического совпадения интересов регионального развития и общегосударственных интересов. Здесь всегда существуют противоречия, но только наличие противоречий является первопричиной развития любой системы.

Если говорить о втором субъекте – отраслях, то здесь также существуют противоречия в интересах, но они не являются постоянными. Их интересы проявляются в наиболее согласованной форме и в большей части совпадают с региональными, когда речь идет о росте доходов работников, о получении в пользование ресурсов, например субсидии из центра. Это, на наш взгляд, практически единственный пример достаточно органичного совпадения интересов рассматриваемой связки «регион – отрасли». После получения субсидий интересы субъектов меняются, становятся в некоторых случаях противоположными. Здесь отрасли перестают быть единым целым, каждая заинтересована в большей доле полученного.

Ориентация интересов различна не только у администрации и промышленности региона, но и между отраслями. Можно ли каким-то образом повернуть векторы этих интересов в одну сторону? В какой-то степени можно ответить положительно на этот вопрос, однако эти интересы сосредоточены вокруг одного объекта, поэтому согласование может быть только условным, а если говорить более строго – согласование может быть реализовано лишь по какому-либо критерию. Этот вопрос сам по себе весьма сложен и не имеет достаточно простого решения, так как групповые экономические интересы меняются не только в пространстве, но и во времени, следовательно, критерий должен быть построен не по принципу «хорошо – плохо», а иметь динамическую природу. Это положение будет раскрыто во второй главе. Возвращаясь к интересам администрации региона, необходимо отметить наличие так называемых «собственных» экономических интересов. Бюрократическая машина власти обладает свойством воспроизводить себя, работать прежде всего для достижения своих интересов, но все-таки эти интересы имеют подчиненный характер, оказывающий лишь некоторое влияние на соотношение групповых региональных экономических интересов. Механизм реализации интересов в связке «регион – отрасли» происходит через лоббирование отраслями интересов региона в центре. В качестве объектов лоббирования выступают, как правило, денежная, бюджетная, налоговая политика и внешнеэкономическое регулирование. В. Мау, рассматривая лоббирование отраслями интересов региона, выделяет малые и большие группы лоббистов и отмечает высокую эффективность малых групп, так как для осуществления поставленных целей не требуются дополнительные стимулы по координации этой деятельности [30]. как ведущих отраслей в регионе обычно насчитывается не более трех, то в этом смысле их можно считать малой группой по В. Мау. Заканчивая рассмотрение связки «регион – отрасли», можно сделать вывод о том, что направление групповых экономических интересов не является постоянным и может изменяться от практически полного совпадения до разнонаправленности.

2. Отрасль – предприятия.

Выделим объекты экономических интересов этой связки. Их гораздо меньше, чем в предыдущем случае, так как имеет место фактор прямого административного подчинения. В качестве основных сюда можно отнести:

  • распределение инвестиций, поступающих из центра для данной отрасли (для предприятий государственной формы собственности);
  • вопросы соотношения долей результатов финансового аспекта хозяйственной деятельности.

Особенностью данной связки интересов является то, что эти интересы могут быть реализованы только после того, как предыдущая связка в определенной степени согласует свои экономические интересы. Отсюда вытекает отчасти технический характер согласования интересов на данном уровне. Общих точек соприкосновения немного. Это справедливо и в том случае, когда предприятием владеет центр через свою отрасль, и в том, когда предприятие имеет смешанную форму собственности. Ситуацию можно объяснить довольно легко тем, что «пучок прав» распределен между отраслью и предприятием так, что эти права почти не пересекаются, исключением является, пожалуй, лишь право на владение и право на доход. Из перечисленных трех объектов, на которых сходятся экономические интересы связки, наиболее интересным можно назвать перераспределение материальных результатов хозяйственной деятельности. Обусловлено это общим состоянием, в котором находится в настоящее время российская экономика. Предприятиям для элементарного выживания приходится выпускать и непрофильную продукцию и самостоятельно искать покупателей, способных в какой-либо форме рассчитаться за произведенную продукцию. Однако такое положение можно считать лишь отклонением от нормального функционирования хозяйства. Один из вариантов действий на этом пути предлагает А. Лавров: «Региональный маркетинг выступает ... в качестве достаточно эффективного метода согласования разноуровневых интересов и целей. Роль регионального маркетинга в этом аспекте просто трудно переоценить, ибо невозможно никакое движение вперед, а тем более к рынку без согласования интересов, без их учета» [19, с. 31]. Трудно не согласиться с этим мнением.

3. Регион – предприятия.

Объектами экономических интересов связки «регион – предприятия» выступают:

  • ресурсы: природные, трудовые, финансовые;
  • результаты хозяйственной деятельности предприятий;
  • социально-экономическая ситуация в регионе;
  • уровень жизни населения;
  • социальная сфера;
  • уровень занятости трудоспособного населения.

Для анализа ориентации интересов в этой связке необходимо конкретизировать, что мы будем иметь в виду, говоря о предприятиях. На наш взгляд, из сотен предприятий региона необходимо рассматривать структурообразующие. В. Мау [30, с. 37] предлагает четыре критерия, по которым предприятия можно отнести к структурообразующим:

  1. предприятия, формирующие доходную часть регионального бюджета;
  2. предприятия, дающие региону основную долю валютных поступлений;
  3. предприятия, от которых в значительной мере зависит положение на рынке труда, – гаранты социальной стабильности в регионе;
  4. предприятия, которые содержат основные объекты социальной сферы.

Вполне естественно, что, если предприятие удовлетворяет более чем одному критерию, соответственно увеличивается его экономический и политический вес в регионе.

Распределение и перераспределение ресурсов – основной объект интересов предприятий. Особенностью этого объекта является несовместимость экономических интересов предприятий. Они в принципе не могут быть полностью согласованы в силу ограниченности этих ресурсов. Другой особенностью является характер самого процесса согласования. Регион в лице администрации выступает в качестве третейского судьи и через это качество реализует свои собственные интересы в связке «регион – предприятия». Сам же процесс согласования принимает форму политизированного перераспределительного конфликта. Третьим аспектом согласования интересов можно считать то, что администрация становится практически единственным посредником и одновременно участником борьбы предприятий за положение на рынке. В силу своего монополизма в вопросах перераспределения ресурсов администрация в состоянии изменять направленность интересов предприятий в контексте своих экономических и политических интересов. Отсюда вытекает четвертая особенность согласования интересов связки «регион – предприятия» – экономические интересы предстают в форме политических интересов. Предприятиям для нормальной экономической деятельности становится необходима политическая поддержка через соответствующих лиц, принимающих решение на региональном уровне.

В свою очередь, это оказывает влияние на ориентацию экономических интересов региона. Администрация вынуждена балансировать между различными группировками и соответственно корректировать свои интересы. Значительное влияние на согласование экономических интересов в связке «регион – предприятия» имеет уже практически законченный процесс приватизации. Однако мы не можем полностью разделить точку зрения некоторых экономистов, считающих, что приватизация в большинстве случаев не привела в действие элементарную закономерность рыночного хозяйства – заинтересованность собственника в развитии и укреплении своего предприятия. Здесь надо говорить о формах и методах приватизации. В том извращенном виде, как она проводилась несколько лет в России, вполне закономерным является результат – отсутствие собственника как такового. В связи с этим Н. Осокина отмечает: «... под видом приватизации ... разворачивается не процесс реальной смены собственников, а легализация имущественного статуса и укрепление на этой основе монопольной экономической власти номенклатурных слоев» [34, с. 37].

Естественно, что сам процесс приватизации в своей сути отражает процесс формирования рыночного хозяйства. В результате этого процесса появились предприятия, которые по своей категории относят к высокодоходным сферам деятельности: разработка природных ресурсов, цветная и черная металлургия, банки, торгово-посредническая деятельность.

Предприятия, относящиеся к высокодоходной сфере, как правило, имеют частную форму собственности. Интересы администрации и таких предприятий согласованы в большей степени, чем с предприятиями, имеющими «размытых» собственников. Отчасти это объясняется еще и тем, что высокодоходные предприятия в основном подконтрольны администрации, а в некоторых случаях можно говорить не только об экономическом интересе администрации, но и о личном ее интересе. Контроль через соподчинение своим интересам дает администрации источник власти, усиливает, делает более мощными ее экономические интересы, направленные на реструктуризацию региональной экономики путем перераспределения ресурсов в пользу частного сектора. Здесь речь идет прежде всего о финансовых ресурсах, качестве управления их потоками, так как финансовые проблемы местного самоуправления не исчерпываются общим недостатком финансовых ресурсов, скорее, надо вести речь о структурном несоответствии муниципальных доходов и расходов.

Подробно остановившись на объекте экономических интересов в связке «регион – предприятия» – ресурсах, их перераспределении и использовании, мы не рассматриваем здесь остальные объекты, хотя каждый из них достаточно важен. Например, вопросы социальной политики в регионе, которую в большей степени формируют отношения по согласованию экономических интересов в связке «регион – предприятия». Проблемы развития социальной политики особо актуальны для Кузбасса – одного из крупнейших регионов России. В. Логачев отмечает: «...усиление региональной окраски спектра экономических проблем является естественным моментом перехода человеческого общества от индустриальной эпохи к постиндустриальной» [24, с. 4].

Ресурсы и их перераспределение как объект, на который направлены экономические интересы региона и предприятий, является ключевым, определяющим в системе взаимодействия экономических интересов. Из изложенного вытекает, что региональные экономические интересы образуют сложную систему с высокой связностью элементов (составляющих интересов). Часть интересов в этой системе может быть согласована в целях повышения эффективности функционирования народного хозяйства региона, другая часть не поддается согласованию. По своей природе групповые региональные интересы имеют различный цикл существования во времени и могут менять направление в пространстве. Они не являются производными от личных или общественных экономических интересов, а выступают как самостоятельная субстанция, имеющая в своей основе стремление к получению максимально возможного «пучка прав» на объект собственности. Постоянная трансформация региональных экономических интересов обусловлена изменением степени полноты «пучка прав», распространяющихся на субъект экономических интересов.

Предлагаемый подход к определению интенсивности воздействия и ориентации экономических интересов в процессе функционирования хозяйственной системы позволяет, на наш взгляд, выделять из реально протекающих экономических процессов и изучать достаточно абстрактные макроэкономические объекты и их свойства.

 

Новые формы вертикально-интегрированных структур. Кластеризация как форма реструктуризации предприятий Генезис концепции реструктуризации предприятия. Состав и характеристика методов реструктуризации предприятий

Реструктуризация - это изменение структуры, масштабов, видов деятельности хозяйствующего субъекта в целях обеспечения эффективного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Реструктуризация экономически целесообразна, если по ее результатам достигается синергетический эффект.

Многообразие методов реструктуризации может быть сведено к двум большим группам: организационные и финансовые.

Организационная интеграция: функциональная и системная.

Реструктуризация, при которой происходит изменение форм собственности, называется функциональной. Формы реорганизации согласно ГК: слияние и присоединение, разделение и выделение, преобразование (смена АО на ООО, к примеру).

Реструктуризация, в результате которой происходит изменение экономической деятельности хозяйствующих субъектов, называется системной. Системная реструктуризация: горизонтальная и вертикальная.

Финансовая реструктуризация (реструктуризация структуры капитала) предполагает проведение конкретных действий, направленных на оптимизацию финансовых потоков в краткосрочном (оперативная финансовая реструктуризация) и долгосрочном (стратегическая финансовая реструктуризация) периодах.

Оперативная реструктуризация предполагает реструктуризацию материальных активов и долговых обязательств.

В результате проведения стратегической реструктуризации ожидается рост рыночной стоимости собственного капитала, что улучшает инвестиционную привлекательность предприятия.

Вертикальная интеграция — это процесс включения в структуру компании фирм, которые связаны с ней единой технологической цепочкой, либо слияние стадий производства единой технологической цепи - от добывающего ресурсы предприятия, предприятий переработки, маркетинга, вплоть до торговой сети, продающей готовый продукт конечному потребителю. Общей целью вертикально-интегрированной компании является оптимизация хозяйственно-экономической деятельности, максимизации нормы прибыли.

Общие характерные черты вертикально-интегрированных компаний:

– организационно-правовой основой вертикально-интегрированных компаний выступает открытое акционерное общество холдингового типа;

– ядро ВИК – совокупность предприятий, являющихся последовательными стадиями одного производственного цикла и связанных между собой технологически необходимыми производственными связями;

– в состав входят вспомогательные и обслуживающие производства, обеспечивающих развитие отраслей специализации и отчасти собственные нужды;

– управление производством и денежными потоками осуществляет материнская компания.

В зависимости от направления вертикальной интеграции выделяют:

- интеграцию «вперед» - объединение с предприятиями последующих стадий производства и сбыта.

- интеграцию «назад» - объединение с предыдущими звеньями технологического процесса.

В зависимости от степени интеграции рассматривают:

— полную интеграцию;

— квазиинтеграцию, требующую меньше капиталовложений и позволяющую компаниям оставаться более свободными.

Квазиинтеграция может существовать в форме:

— долгосрочных контрактов;

— совместных предприятий и стратегических альянсов. (компании остаются независимыми в решении операционных вопросов);

— лицензий на право использования технологий;

— владения активами;

— франчайзинга.

Приоритетной для государства и экономически перспективной формой интеграции является создание кластеров.

Кластер - это группа географически соседствующих, взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга. Другими словами, это неформальное объединение крупных лидирующих фирм с множеством средних и малых предприятий, создателей технологий и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, находящихся на ограниченной территории и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного типа продукции или услуг. В отличие от технополисов и территориально производственных комплексов (ТПК) кластер является улучшенной формой организации производства с привлечением государственных структур, НИИ, ВУЗов и других организаций.

По способу формирования кластеры: региональные; отраслевые; промышленные.

Из учебника попов, Иванов, Мирэинь.

Кластеры – организационная форма консолидации усилий заинтересованных сторон, они направлены на достижение конкурентных преимуществ в условиях усиления глобализации экономики .

 Промышленный кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, спец. Услуг, предприятий инфраструктуры, НИИ, вузов и др. организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отельных компаний и кластера в целом.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 348.