Особенности природопользования меото-сарматской культуры. Влияние на ландшафты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Палеоэкологическая обстановка первого тысячелетия до н.э. отличается благоприятностью природной обстановки, известной как субатлантический период. Это эпоха избыточного увлажнения (Нейштадт, 1957). В позднем голо цене началось похолодание, продолжающееся вплоть до ХI в., что было связано с активным проникновением атлантических вод в высокие широты. На Большом Кавказе увеличение влажности соответствовало последней стадии поздне -голоценового оледенения. В начале позднего голоцена имело место наступление ледников с депрессией снеговой границы 250-325 м. На поздний голоцен приходится субат лантический период развития экосистем, когда произошло снижение поясов растительности и отмечается общая тенденция мезофитизации растительности.

В Черном море после Новочерноморской трансгрессии начинается Фанагорийская регрессия (Федоров, 1963), максимум которой приходится на V-III вв. до н.э. Эпоха Фанагорийской регрессии характеризовалась наступлением влажного и прохладного климата начала субатлантического периода. По свидетельству Геродота, климат Таманского полуострова был более суровым (Латышев, 1893). Анализ пыльцы илистых осадков Кизилташского лимана показал преобладание лесостепного тина ландшафтов с резким возрастанием кривой ольхи над всеми прочими древесными породами. Имеется небольшое количество пыльцы бука, лещины, дуба, липы, граба, каштана, ивы, из хвойных отмечена пыльца пихты, ели. На пыльцевой диаграмме указа но присутствие Рtеroсаrуа (1%), Castanea (2-5%). Пыльца травянистых растений разнообразна (злаки, полыни, лебедовые).

Таким образом, в позднем голоцене в районе Кизилташского лимана, а он в то время был рукавом р. Кубани, были представлены грабово-ольховые, дубово-ольховые сообщества, а также, вероятно, ольховые с участием лапины крылоплодной (Pterocarya pterocarpa). Несколько северо-западнее проходил ареал сосновых и пихтовых (Ables nordmanniana). М.И. Нейштадт (1957) диаграмму Кизилташского лимана отнес к кавказскому типу.

По данным П.В.Федорова и Л.А.Скибы (1960), в илах Витязевского лимана также содержится растительность лесостепного типа. Из лесных видов отмечены дуб, бук, липа, граб, каштан, орешник, а из травяных преобладают злаки. Сочетание степной и лесной растительности предполагает условия более влажного и прохладного климата, чем современный.

Для Колхидской низменности в эпоху позднего голоцена в субатлантическом периоде выделено три этапа развития фитоценозов. Именно на второй этап приходится расширение колхидских лесов, ольшатников, хвойных из пихты, ели, сосны, а также восстановление ареала лапины. Климаксовыми ценозами позднего голоцена были дубовые леса, оставаясь вплоть до уничтожения их человеком (Кецховели, 1966). По всей видимости, данные фитоценозы в обедненном варианте продвинулись по Черноморскому побережью вплоть до Таманского полуострова. Широко лиственные лeca в позднем голоцене господствовали и на низменности, и в предгорьях Большого Кавказа (Тумаджанов, 1973). В середине I тысячелетия до н.э. насту пила эпоха многовекового избыточного увлажнения. С позднего голоцена началась тенденция наступления дубовых лесов на степь. Степь сократилась.

Работами археологов установлено, что на территорию Северо-Западного Кавказа отмечается приток населения и концентрация его в Прикубанье, на Таманском полу острове, на Черноморском побережье Кавказа.

Поздний голоцен - исторический период, когда многие события уже документируются с точным временным показателем. Для периода позднего голоцена применение исторического метода имеет огромное значение в исследовании вопроса взаимоотношения человека и природных экосистем. При всей сложности решения проблемы взаимоотношения человека и природы в позднем голоцене мы пытались проанализировать влияние сложившихся природных условий Западного Кавказа и сопредельных территорий на исторические процессы, ареной которых явилась данная территория. Аборигенное население находилось в тесных взаимоотношениях с Передней Азией, скифскими племена ми, греками, сарматами, гуннами и т.Д. Также мы пытались проследить возросшее влияние человека на природную среду, основываясь на анализе ведущих основ хозяйства, степени их развития в разные исторические периоды.

Необходимо отметить, что в последнее тысячелетие до н.э. Северо-Западный Кавказ переживал бурную историю. А.В. Фадеев (1957) пишет: "Однако все созданное в предкавказских степях местными народностями было смете но ураганом монгольского нашествия. Аланы (осы) и касоги (черкесы) были оттеснены в горы к югу от линии Кубань-Терек. Слабые ростки оседлой земледельческой куль туры в степях Предкавказья были вытоптаны конями кочевников, пашни и сады обращены в пастбища, редкие селения в руины " .

Войны становились все агрессивнее и чаще. Ареной их были естественные ландшафты с доступными и разнообразными природными ресурсами, именно за них и боролись стремившиеся в благодатный край народы. По данным Центрального Государственного Архива древних актов крымские ханы "всю землю Черкасскую воевали и жгли и жены и дети имели и животину и овцы пригнали" (ЦГАДА, Крымские дела. Kн.13. Л.71).

Отдельные районы по несколько раз заселялись и обживались человеком, временами население сокращалось, но эти периоды в регионе наблюдались лишь кратко временно. В целом в регионе не было пустот в историческом развитии. В позднем голоцене на Северо-Западный Кавказ стекались все новые и новые народы. В первой половине I тысячелетия до н.э. ход исторического развития племен Северо-Западного Кавказа приводит к крупному историческому перелому.

На исторической арене появляются киммерийцы, скифы, сарматы, меоты и т.д. В доскифское время причерноморские степи были населены киммерийцами (IХ-VII вв. до н.э.), оставившими после себя "киммерииские курганы", городища и селища. Основные места обитания - Причерноморская низменность, Приднeпровская низменность, По долыжая возвышенность и Малое Полесье.

Киммерийцами называют доскифское население при черноморских степей. Самые древние воспоминания об этом пароде имеются на глиняных таблетках Ассирийского Клинописного архива конца VIII в. до н.э. По А.А. Иессену (1954), киммерийцы образовали первый крупный союз на юге страны, когда племена степей стали переходить к кочевому образу жизни. Согласно письменным источникам это были воинственные племена, отличающиеся высокой по движностью.

Племена Северо-Западного Кавказа в киммерийское время были тесно связаны с племенами лесостепной зоны, а также со странами Переднего Востока (VП-VI вв. до н.э.). Их археологические памятники датируются IX-VII вв. до н.э. Это были обитатели степей с земледельческо- скотоводческим хозяйственно-культурным типом. Так, Геродот сообщает: "И теперь есть в Скифии киммерийские стены, есть киммерийские переправы, есть область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор" (Herodot, IV, 12; перевод В.В.Латышева S.C. I.I. C.15).

Именно в первые столетия I тысячелетия до н.э. (предскифское время) начинается массовое разведение домашних животных. Природные условия первого тысячелетия до н.э. в целом были неблагоприятны для перехода к полукочевому и кочевому скотоводству, что было связано с эпохой избыточного увлажнения, когда широколиственные леса продвинулись в степную зону, а полупустыни были покрыты богатой растительностью.

В первой половине I тыс. до н.э. отмечается подъем хозяйства, особенно земледелии. Росла плотность населения, о чем свидетельствует густота расположения древних могильников данного времени. Они пришли оседлыми племенами и сравнительно быстро перешли на кочевой образ жизни. По всей видимости, стабильность природных экосистем стала нарушаться, что повлекло перестройку хозяйства. Племена жили до тех пор, пока запасы растительных ресурсов их удовлетворяли.

Кочевниками племена становились при двух условиях: при нарушении экологического равновесия, в результате чего кормовые ресурсы падали и содержать многочис ленные стада становилось невозможно, и при климатических пульсациях в сторону аридизации, когда биомасса растительных ресурсов резко падала и приходилось кочевать. Однако, несмотря на определяющее значение скотоводства в кочевом хозяйстве, при малейшем изменении природных экосистем в сторону увеличения биомассы племена обращались к земледелию. В условиях увлажнения усиливалась гумидность растительности и в кочевом образе Жизни не было необходимости.

Кочевой образ жизни сопровождался учащением войн. Отсутствие прочного хозяйственного фундамента жизненных потребностей толкало кочевников к войнам, которые стали "своего рода производством-промыслом" (Артамонов, 1947).

Киммерийские племена жили в районах Керченского и Таманского полуостровов, а Западное Прикубанье по служило для них плацдармом для вторжения в Закавказье (Крупнов, 1954). Кубанский археолог Н.В. Анфимов утверждает, что киммерийцы-степняки-кочевники, про никнув на Северо-Западный Кавказ, задержались здесь. Последние оседлые поселения датируются IX в. до н.э., в VIII-VII до н.э. отмечается общее запустение степей. Что же повлекло за собой уход населения из степей - климат, экологический кризис, демографический взрыв?

В это время произошла смена комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства специализированным скотоводством, что привело к переходу к кочевому образу жизни. "При отсутствии значительных кормозаготовок содержание большого числа животных· на подножном корму в одном месте было невозможным. Перегоняя скот с одно го пастбища на другое, люди и сами вынуждены были порвать с оседлостью и сделаться кочевниками".

Вероятно, причиной опустынивания степной зоны Северного Кавказа является изменение природной обстановки в сторону аридизации. Кочевое хозяйство еще не окрепло за предшествующий период и оказалось чувствительным к иссушению степей. Но процесс этот уже был об условлен и антропогенным воздействием - в первую очередь перевыпасом скота.

В VПI-VII вв. до н.э. киммерийцы вытесняются из Северного Причерноморья восточными племенами в Малую Азию, в результате чего на юге Европы образовалось скифское объединение, появление которого не сопровождалось существенным изменением хозяйственно-культурного уклада. Расселение скифов по Восточной Европе началось не позднее конца VII в. До н.э. Скифская материальная культура связана с причерноморскими степями. В античном Средиземноморье их считали самым многочисленным народом без определенного политического единства. Ранние курганы датируются VI- V вв. до н.э. Самые богатые курганы тяготеют к Прикубанью к началу VI в. до н.э.

Скифы на исторической арене появились, когда в истории человечества произошло два важных события: распространение железа (I тыс. до н.э.) и возникновение кочевого скотоводства. Овладение железом дало стимул для расширения возможностей земледелия, ремесел, военного дела.

Предпосылкой для кочевого образа жизни являлась географическая среда, послужившая основой для развития определенного хозяйственного уклада. Степи с их плотно- кустовой злаковой основой были неблагоприятны для раз вития земледелия, ибо орудия были еще примитивными. Но, с другой стороны, степи - это круглогодичное внестойловое содержание скота на подножном корму, обеспечение себя достаточными пищевыми ресурсами. Начиная соскифов, степи надолго в истории остаются ареной постоянных кочевий (сарматы, аланы, гунны, хазары, печенеги, половцы).

Анализ остеологических остатков из скифских поселений указывает на наличие в стаде мелкого рогатого скота (овцы, козы), коров, лошадей. Страбон писал: "Кибитки номадов сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут: вокруг кибиток пасется скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются" и " Они (скифы С.Л.) следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами - зимой в болотах около Меотиды, а летом - на равнинах" .

Количество скота было велико. Например, когда Филиппом I (339 г. до н.э.) был побежден скифский царь Атей, то в его добычу входило только скифских кобылиц около 20 тысяч. Стада требовали богатых пастбищ. "На одном месте они остаются столько времени, пока хватает травы для стад, а когда се не хватает, переходят в другую местность".

В Прикубанье известно несколько памятников, относимых к скифским поселениям, причем самые богатые курганы начала V в. До н.э. находятся именно в Прикубанье. Скифы были воинственными племенами, в войске которых насчитывалось до 50-60 тыс. человек (Блаватский, 1950). Закубанье в скифское время было заселено оседлыми племенами (Анфимов, 1952). О размещении скифов на Северо -Западном Кавказе сказано у Гелланика Митиленского (V в. до н.э.): "Когда проплываешь Боспор, будут синды, выше же их – мэоты, скифы" (SC. 1,2. С. 436). Скифские племена господствовали в Северном Причерноморье, начиная с VII в. до н.э. Однако одни авторы утверждают присутствие скифов на Кубани (Ростовцев, 1918), другие (Анфимов, 1949) считают, что на Кубани для этого нет достаточных оснований. Геродот (пер. В.В.Латышева, 1960) пишет: "За рекой Танаисои уже не скифские земли, первый из тамошних участков земли принадлежит савроматам, которые, начиная от угла Меотийского озера, занимают пространство на 15 дней пути к северу" (Геродот, 1У,21. С.17). Однако присутствие скифов в регионе полностью не отвергается.

Относительно хозяйства этого периода следует отметить, что в степях было распространено полукочевое скотоводство. В первые столетия 1 тыс. до н.э. (предскифское время) начинается массовое разведение домашних животных (Руденко, 1961). Природные условия первого тысячелетия были неблагоприятны для перехода к кочевому скотоводству, так как полупустынные ландшафты покрылись богатой растительностью, а широколиственные леса продвинулись в лесостепную зону. Но уже начиная с середины первого тысячелетия до н.э., обстановка стала изменяться.

Многие исследователи, занимающиеся историей скифов, подчеркивали воинственность этих племен. Войны для скифов - источник экономического процветания. Войны велись за новые пастбища, скот, рабов. Они применяли тактику выжигания степи. Порой преследование скифов продолжалось месяц по совершенно выжженной степи. Подчеркивая воинственность скифов, Геродот писал: "Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но за то важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись, и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого".

В степях Причерноморья скифы вели кочевой и полукочевой образ жизни, концентрируясь на зиму на побережье моря, а правобережье р. Кубани и Закубанье были заселены оседлыми племенами (Анфимов,1952). В это наметился общий подъем хозяйства, в том числе и земледелия, рост плотности населения, о чем свидетельствует густота расположения могильников данного времени.

Однако в истории скифов так же как и киммерийцев обращает внимание факт их ухода из населенных территорий степей в Закавказье и Малую Азию. Воспользовались они тремя путями: через Дербентский проход, через Мамисонский и Дарьяльский перевалы; четвертый путь-Меотидо-Колхидская дорога киммерийцев (рис. 8). Предполагают, что эти пути были освоены еще в эпоху энеолита и бронзы. При этом не наблюдалось резких климатических изменений, которые могли бы привести к коренной пере стройке биологических ресурсов.

В скифское время (3200 лет назад) ведущими факторами в генезисе растительного покрова становятся выпас и выжигание. Последующие две тысячи лет сменяющие друг друга кочевники не изменили своей тактики по отношению к биоресурсам (Кириков,1983). Скот иссушал почву, вследствие ее уплотнения и разреживания травостоя при стравливании. Постоянно возраставшая пастбищная нагрузка, антропизация степных экосистем, начавшаяся еще в раннем голоцене, привела к потере 25% гумуса в слое 0-20 см

Начиная со скифского времени, в степях возникла проблема перевыпаса. Избыток копытных приводит к резким изменениям в растительном покрове. Питаясь растениями, скот удаляет зеленые части и не дает накопить питательные вещества для будущего роста и размножения, результате чего уменьшаются конкурентные качества аборигенных видов и в степи позиции захватывают аллохтонные, а то и синантропные виды. Прежде всего, страда представители разнотравья: шалфеи, морковники, луковичные.

Особенно при выпасе претерпевает изменение почва: уплотнение, избыточное унавоживание, разрыв дернин от ударов копыт, отсутствие подстилки. Интересные сведения приводит И.Грулих (1979): при общей площади коп овцы в 50 кв.см и весе 50 кг статическое давление поверхности копыт одной овцы составляет 1 кг. на 1 кв. см степи. Если учесть, что вес тела животного приходится при спокойном состоянии на поверхность копыт только двух ног, то статическое давление овцы на почву возрастает до 2 кг. на кв. см. Проходя в день до 10 км овца оставляет на почве 40 тыс. следов, т. е. одна овца обстукивает копытами около 200 кв.м. 50 голов каждый день на одном гектаре степи на каждый квадратный сантиметр давит силой в 2 кг, что можно по силе воздействия сравнить с шеренгой из 30 танков, которые плотным строем 4 раза пробороздили степь.

Такой мощный пресс ухудшает водно-физические свойства почв, усиливаются испарительные процессы, легкорастворимые соли легко подтягиваются к верхним горизонтам и способствуют засолению. Сразу же реагирует растительный покров изменением структуры и составе (Мордкович,1982).

Домашний скот также переунавоживает степи. Так, помет и моча овец содержат около 0,85% азота, 0,33% фосфорной кислоты, 0,6% солей калия и 0,8% соединений каль ция, что создает довольно токсичную среду для растений. В целом это может привести к потере продуктивности (в 2-4 раза) кормовых качеств и деградации степных экосистем.

Вторая половина I тысячелетия до н.э. сопровождалась увеличением населения в регионе за счет оседания кочевых племен (IV-Ш вв. до н.э.), оседлое население появится на правом берегу Кубани, в низовьях и среднем течении в Закубанье по левым притокам реки Кубани (VI-V вв. до н.э.) - Большинство исследователей считали население скифского периода в Прикубанье кочевниками. Однако установлено (Анфимов,1949), что уже в раннескифский пеиод в Прикубанье обитало оседлое земледельческое меотосарматское население, в Закубанье преобладало полукочевое население, в правобережье Кубани предполагается наличие кочевых племен.

Меотская культура.

Основное население Прикубанья и Восточного Приазовья в эпоху раннего железа составляли меоты. Меотская культура сформировалась в Прикубанье в VIII-VII вв. до н.э., и корни ее уходят в эпоху бронзы. Но уже в IV в. до н.э. меоты подошли к созданию государственности. Меоты - это сборное название многих племен. Так, Страбон пишет, что "к числу меотов принадлежат сами синды, затем дандарии, тореаты, агры и аррехи. а также тарпеты, оби диакены, досхи и мн.др." (Страбон. Х1,2.П.,1947).

Меоты населяли Азовское побережье и бассейн реки Кубани в нижнем и среднем ее течении (Анфимов,1961). Густо заселена была Приазовская низменность. Только в районе Приморско-Ахтарска выявлено 17 городищ. С 1925г. по 1958 г, в Прикубанье было зафиксировано более 150 городищ, относящихся к VI в.до н.э. по V в. н.э. В рай оне ст-цы Пашковсгой найдено 7 городищ и 3 могильника (Смирнов, 1958). Возникновение оседлых поселений в Приазовье относится к VI в. до н.э. На городище № 3 ст-цы Новоджерелиевской и городища "Чумяной редант" были обна ружены мощные слои рыбных остатков, а также зерна проса (Panicum miliaceum), пшеницы (Triticum vulgare), ачменя (Hordeum sativum).

Расселение меотов в VI в. до н.э. по территории нижнего и среднего течения р. Кубани связано с ростом народонаселения и прогрессом е развитии производителе сил. Исследователи подчеркивают автономность развит прикубанских племен (Ждановский, Марченко, 1990), только со второй половины VI в. до н.э. они контактируют с греками. Далее уже по правобережью р. Бейсуг городищ нет. Здесь жили кочевые и полукочевые племена. Они выбирали "всегда местности с хорошими пастбищами, зимою болотах около Мэотиды, а летом - и на равнинах" (Страбон,1947. С. 20). Страбон упоминает еще о племени сираков, доходящих до Кавказских гор; Одни из них кочуют, другие живут в шатрах и занимаются земледелий (Страбон,1941.С.209).. '

Прямых свидетельств о существовании в Прикубанье плужного земледелия в раннескифское время нет, но «общий характер развития общества в Предкавказье и достигнут уровень материальной культуры позволяет говорить об этом» (Анфимов, 1951. С.147). Без плужного земледелия Прикубанье немыслим был бы экспорт зернового хлеба.

Для VI в. до н.э. характерен новый облик прикубанскго населения, возникшего в результате довольно быстрого социально-экономического развития местного общества в связи с теми крупными племенными передвижениями, которые начались еще в киммерийскую эпоху и завершились борьбой киммерийцев и скифов, походами тех и других через Северный Кавказ в Закавказье и Переднюю Азию (Смирнов, 1952).

Для племен Прикубанъя и Восточного Приазовья характерно было существование двух хозяйственных укладов: земледельческого у оседлых племен и кочевого скотоводства с доминированием коневодства - у кочевников и полукочевников. Последние концентрировались в степях правобережья Кубани.

Н.В.Ажфнмов датирует возникновение оседлых племен в Приазовье VI-V вв. до н.э., некоторые возникли поз же, уже в эллинистическое время, когда происходило оседание полукочевых и кочевых племен в связи с переходом к земледелию (Артамонов, 1948). У оседлых племен появилось пашенное земледелие, отмечается рост производительных сил, что привело к расширению старых территорий, увеличению площадки обрабатываемой земли. Кочевое население оседает и наблюдается переход к земледельческо-скотоводческому хозяйству (Анфимов, 1954). Страбон, на пример, пишет: " Одни из них кочуют, другие живут в шатрах и занимаются земледелием" (Страбон, 1947, С.209). В VI в. до н.э. основная масса хлеба, экспортируемого Боспором, поступала главным образом из Прикубанских районов (Анфишов, 1954).

На IV-III вв. до н.э. приходится увеличение оседлого земледельческого населения. Кочевья номадов сосредотачивались, главными образом, по течению степных рек. Занятию земледелием способствовали физико-географические условия предкавказских степей. Анализируя наиболее крупные поселения IV в. до н.э. – III в. в.н.э (ст-ца Елизаветинская, два городища у ст-цы Старокорсунской, ст-цы Воронежской, КРЭС г.Краснодара), археологи М.В.Покровский и Н.В.Анфимов (1937) отмечают оседлость обитателей городищ, в культурных слоях встречено огромное количество рыбьих костей и чешуи, свидетельствующее о развитии рыбной ловли. Имела место и охота. Городища находились в тесных сношениях с греческими колониями.

В IV в. до н.э. процветает греко-синдо-меотское государство. Именно в IV-III вв. до н.э. в результате активной экономической политики Боспора меотские племена перешли к более развитому земледельческо-скотоводческому хозяйству. В это время как для меотов, так и для скифов: усилился вывоз продуктов земледелия и скотоводстве (Ростовцев, 1925).

Прикубанье (IV-III вв. до н.э.) было густо населен. Возможно, здесь существовали древние города, упоминаемые Диодором Сицилийским (г. Гаргазе), Тацитом (г. Сосу, г. Успу) (Страбон, кн. П, гл. 2; Тацит "Анналы", ХII 16). Сведения Страбона, относящиеся к концу II - первой половине I в. до и.э. показывают распространенность меотов и по рекам степного Прикубанья ( по р. Малый Ромбит).

Восточной границей распространения меотов была Лаба (Анфимов, 1951). От Лабы до Армавира отмечено нарастание новых элементов культуры, характерных сарматского мира (Ш в. до н.э.). Они уже в VI-IV вв. до н. населяли степные пространства к северу и востоку от Ку6ани. Во П в. до н.э. сарматы ("сираки") заняли Закубаш вплоть до Кавказских гор и в I в. до н.э. произошло слияние меотов и сираков. В это же время усиливается роль овцеводства. В Усть-Лабияском меото-сарматском могильнике в 46 метилах найдены кости животных, среди которых преобладают кости овцы и свиньи. Об этом же свидетельствует и Зубовско-Воздвиженская группа курганов (II в. н.э.).

В I в. до н.э. в этих же районах Кубани появились сарматские погребения поволжского типа, т.е. сюда проникли другие сарматские племена из Волжско-Уральских степей - аорсы, аланы. По Анфимову, в степных и в предгорных районах Закубанья отмечено более 150 меото-сарматских поселений. Сирако-меотский союз распался в 49 г. н.э. в связи с политическими событиями на Боспоре и Риме, и начинается процесс оседания сарматов и формирования новой меото-сарматской этнической общности (Марченко, 1988).

Таким образом, на юге Европейской России выдвигаются сарматские племена. Сарматы уже в то время создавали крупные союзы родственных племен: аорсов, сираков, роксоланов, аланов. Они занимали степи и доходили до Арала. Сарматская культура пришла на смену скифской. Интенсивное заселение Прикубанья сарматами начинается с III-II вв. до н.э., где они смешивались с древним земледельческим меотским населением.

Ассимиляция происходила постепенно, безболезнен но. Предполагают, что сираки, аланы, "видя большие экономические выгоды для себя от освоения богатых земель Прикубанья, постепенно здесь оседали, что привело в последний век до н.э. к резкому увеличению количества поселений в этой области" (Смирнов, 1954. С. 207). Причем отмечается два периода оседания кочевников в истории сиракского союза в Прикубанье: 1) вторая половина III- пер вая половина I в. до н.э.; 2) вторая половина I в. до н.э. - середина 1 в. н.э. (Марченко, 1996).

В Прикубанье создается очаг развитого мощного плужного земледелия. В III-II вв. до н.э. в среде населения Прикубанья происходят изменения. Отмечается рост производительных сил, увеличение спроса на зерно, имущественная дифференциация. Часть кочевников оседала и переходила к земледельческо-скотоводческому хозяйству. Оседание кочевников связывается с изменениями состава стада - увеличивается роль овцеводства, характерного для полукочевого скотоводства. Именно оно стало господствующим в укладе хозяйства населения. Увеличение роли скотоводства: характерно для I в. до н.э. В состав стада входили крупный рогатый скот, свиньи, мелкий рогатый скот, причем на долю первого приходится до 37% . на долю последнего около 20%. На мелкий рогатый скот в составе стада приходилось от 20 до 50% (Анфимов, 1969).

Следует подчеркнуть и еще одну отрасль хозяйства, которая также связана с природными ресурсами, - рыболовство, занимающее важное место в структуре экономики на селения Прикубанья. По археологическим данным в р. Кубани (Гипанисе) ловили осетровых, сазана, сома. Культурный слой с остатками рыбных костей и чешуи иногда достигает 20 см.

Этот густо населенный район Кубани находился в тесных сношениях с греческими рабовладельческими колониями. Сарматские племена Предкавказья также принимали активное участие в боспорских политических событиях. О высоком уровне развития скотоводства свидетельствует огромное количество костей овцы, коровы, свиньи, лошади, сопутствующих поселениям данного времени. Из диких животных наиболее часто встречаются кости диких кабанов и рога оленей.

Необходимо отметить, что правобережье р. Кубани всегда испытывало большую антропогенную нагрузку: большинство меото-сарматских поселений сосредоточено именно на правобережье. Городища здесь были больше по площади и располагались гуще.

В меото-сарматское время на Кубани возделывали пшеницу (Triticum vulgare), ячмень (Hordeum sativum). просо (Panicum. miliaceum). Просо входило в рацион питания (Клавдий Элиан, 1948). Из бобовых культивировали чина, бобы, горох (Lathyrus esculenta. Vicia faba, Pisum sativum). Предполагают, что меото-сарматскими племенами культивировалась конопля.

Основной возделываемой культурой была мягкая пшеница, обуглившиеся зерна которой найдены при рас копках городища № 3 у ст-цы Усть-Лабинской, Краснодарского городища (IV-III вв. до н.э.), Елизаветинского городища, на городище № 1 у ст-цы Старокорсунской . Видов твердой пшеницы не отмечено на Кубани. А.М.Ждановский и Й.И. Марченко (1990) считают, что "с самых ранних этапов существования меотской культуры сельскохозяйственное производство ее носит комплексный земледельце- скотоводческий характер" (С. 15), что противоречит мнению Н.В. Анфимова с принадлежности населения к кочевникам, оседлым и полукочевникам (Анфимов,1969).

Все стороны человеческой деятельности приводили к вмешательству и в лесные экосистемы. Лес шел на строительство, топливо, на погребальные обряды. Так, в захоро нениях курганов у аулов Келермес. Ульский, Костромской использованы перекрытия из бревен. Южнее у ст-цы Варениковской (VI в. до н.э.) сырцовые склепы были с деревянными перекрытиями и т.д.

В целом, весь тысячелетний период руководящей роли скифских и сарматских племен в Северном Причерноморье рассматривается как время неуклонного роста экономики, производительности груда местных племен: кочевого хозяйства с применением рабского труда и плужного земледелия (Граков, 1950). Сношения со скифами племен Кубани не прекращались и после возвращения их из Малой Азии Есть свидетельства, что скифы с мирными и военными целями переходили по замерзшему проливу в Синдику (Граков, 1971).

В начале первого тысячелетия н.э. в Прикубанье образуется центр агрессивного аланского союза племен, промышляющего грабежом. В начале III в. н.э. аланы покинули Прикубанье, и с этого времени в Закубанье отмечается крупное переселение народов. Такова историческая сложная ситуация в регионе данного периода, показывающая: в районы Прикубанья в целом усиливается приток населения, в истории нередки военные столкновения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 279.