Эпохе бронзы соответствует суббореальный период (II-III тыс. до н.э.). В суббореальный период на материалах Русской равнины выделяется раннесуббореальное похо подание (4100-4600 лет назад), среднесу6бореальный термический максимум (3200-4200 лет назад) и позднесубборе альное похолодание (3200 лет назад) (Хотинекий, 1982). Эпоха бронзы - это наиболее сухая часть суббореального периода (Гожев, 1929). Анализируя слои с остатками доисторических стоянок (о. Дубовый, р. Днепр), Л.А. Лепикаш (1934) выделяет сухую эпоху "бронзового века", когда уровень воды был низким и остров был заселен человеком (II тыс. - начало I тыс. до н.э.).
Следует отметить, что в среднесуббореальный термический максимум наблюдался сдвиг зональных ландшафтов в северном направлении. На Среднерусской возвышенности в суббореальный период произрастали широко лиственные леса с преобладанием липы, перемещающиеся с участками дерновинно-злаковых степей (Серебрянная, 1982). Особенно увеличивается облесенность центральных районов Среднерусской возвышенности во вторую полови ну суббореального периода (3700-3800 лет назад), но общий облик ландшафтов был лесостепным.
В целом аридизация климата началась 4200 лет назад, достигнув максимума в Северном Причерноморье 4200-3700 лет назад. В позднеголоценовых отложениях Азовского и Черного морей отмечается преобладание ксерофитных тpa вяных растений при незначительном участии пыльцы ксеро фитной древесной растительности. Для осадков Черного моря характерно увеличение пыльцы трав и снижение участия в растительном покрове влаголюбивых и теплолю бивых древесных видов.
В горах Абхазии 3500 лет назад отмечается опускание ледников до 1855 м н.у.м., что свидетельствует о похолодании. Снижение ледников имело место около 2500 лет назад, когда ледники опустились до 2050 м н.у.м. (Квавадзе и др., 1988).
В Черноморском бассейне, начиная с 3 тыс. до н.э. В позднечерноморских горизонтах доминирует пыльца древесных видов (ольха, дуб, вяз при участии липы, бука, клена, каштана, ореха).
Эпоху бронзы (ПI-I тыс. до н.э.) называют блестя щим периодом в развитии человеческого общества. На юге Восточной Европы (Причерноморье, Приазовская возвышенность, Донецкий Кряж) существовали древнеямная, катакомбная культуры. На территории катакомбной культуры в конце XVI-XII вв до н.э. существовала срубная культура. С эпохой бронзы связывают и появление на Северо- Западном Кавказе мощных аборигенных культур и не менее мощных пришлых культурных общностей. На сопре дельных территориях известны среднестоговская, Куроа раксинская, кобякоская, кобанская и др. культуры.
Эпоха бронзы (III-II тыс. до н. э.) характеризуется рядом локальных культур. В III тыс. до н. э. на Северном Кавказе существовала Майкопская культура. Она образо валась на основе энеолитических поселений V-IV вв. до н. э. В ней прослеживается местный элемент и пришлый, кото рый и стимулировал подъем, наблюдающийся во второй половине III тыс. до н.э.
Равнина и предгорья в эпоху ранней бронзы были все заселены Поселения Майкопской культуры тяготеют к Прикубанью. Известно более 20 селений, располагавшихся на труднодоступных мысах и высоких речных террасах площадью 1,5 га. Для Майкопской культуры характерны и пещерные стоянки (Хаджох, Каменомостская пещера, навес MМешоко, гроты Воронцовекой пещеры и др.). Майкопские поселения отличаются значительной мощностью культурного слоя, что свидетельствует об оседлости населения. Только в поселении Мешоко обнаружено 16000 костей животных (Цалкин, 1970).
Для Майкопской культуры характерен высокий уровень развития экономики, особенно скотоводства, что, способствовало созданию прибавочного продукта и социальной дифференциации. Экономические привилегии укреплялись путем захвата чужих ресурсов, что приводило к межплеменным столкновениям. Майкопские племена расселяются в труднодоступных местах и ограждают поселения мощными каменными стенами (Мешоко, Ясенева поляна). Войны входят в норму общения.
Северный Кавказ в период с середины III тыс. до н.э. играет роль важного экономического моста, когда из 3акавказья в Поволжье, бассейн Дона поступал металл. Носите ли Майкопской культуры были тесно связана с Западной Азией, о чем свидетельствуют и близкие аналогии в абхазо-адыгском, картвельском и хаттском языках (Мунчаев, 1975). На юге Майкопская культура соприкасалась с Очам чирской, существовавшей на территории Абхазии.
В культурно-историческом развитии Северного Кавказа в эпоху ранней бронзы наметился прогресс. Он был вызван развитием ведущих отраслей экономики - земледе лия и особенно скотоводства, а также металлургии. В регионе формируются два направления в экономике в степ ной зоне развивается кочевое скотоводство, в Закубанье - комплексное земледельческо-скотоводческое оседлое хозяйство. Овцеводство было основой хозяйства древнеямной и новотитаровской культур. На Северном Кавказе выделяется Майкопская культура, хозяйство которой достигло высоко го уровня развития. Данных о значительном развитии земледелия Майкопской культуры нет. В этом отношении больше выделяется Куро-Аракская культура. Сами майкопские поселения не имеют ярко выраженного земледельческо го характера - в эпоху ранней бронзы земледелие еще не играло главенствующей роли в хозяйстве племен Северного Кавказа. Однако в майкопских поселениях найдены камен ные зернотерки: в Мешоко - 20 штук, в Ясеневой поляне – 9, в Хаджохе - 20, в Скале - около 70, в Каменомостской пещере - 2.
Скотоводство стало ведущей отраслью экономики в суббореальном периоде, когда неблагоприятные изменения природных условий потребовали перехода к более продуктивным формам хозяйства. Только в Мешоко коллекция остеологических остатков, собранных в 1958-1959 гг. включает 16487 костей животных (Формозов, 1962), причем 89% приходится на кости домашнего скота и 7% - на долю диких животных (Столяр, 1961). В составе стада Мешоко до ля свиньи составляет 50% костных остатков, коровы - 36%, мелкого рогатого скота - 14%. Такой состав стада исключает возможность отгонного скотоводства. Последнее начинает преобладать на более позднем этапе. Уже на позднемайкопской стоянке Хаджох состав стада был представлен в следующих соотношениях: 38 костей быка, 108 костей мел кого рогатого скота, 83 кости свиньи, 5 костей собаки, т.е. уже намечается тенденция увеличения численности мелкого рогатого скота. А.А.Формозов (1962) обилие свиней в Мешоко связывает с окружающими лиственными лесами, содержащими обильный корм: для крупного рогатого скота и свиней.
Следует отметить, что Майкопская культура разви валась в эпоху повышенной увлажненности (вторая поло вина III тыс. до н. э. и до II тыс. до н.э.), что способствовало широкому распространению мезофильных широко-лиственных формаций. Условия в целом были благоприятны для развития природных экосистем. Роль охоты в хозяйстве Майкопской культуры была невелика. Всего были встречены кости тринадцати видов диких животных: благородно го оленя, косули, кабана, кавказского тура, сайги, медведя, лисы, лесной кошки, зайца, куницы, барсука, причем две трети костей принадлежало оленю. Весь состав дикой фауны также показывает принадлежность их к лесным экосистемам. Следует отметить еще одну деталь: для большинства памятников майкопской культуры характерны плоские треугольные полированные топоры, что также связывают с обитанием в лесах (Формазов, 1972).
В аридных районах Кавказа соотношение крупного и мелкого рогатого скота в стаде было иным. Весь состав фауны показывает принадлежность к лесным ландшафтам, т.е. период остепнения Прикубанья имевший место в фауне Губских палеолитических поселений, к III тыс. до н. э. ушел в прошлое (Формозов, 1965). Однако нахождение в Мешоко костей сайги-факт, подтверждающий близость остепнен ных ландшафтов, которые могли иметь уже антропогенное происхождение.
Как свидетельствуют фаунистические находки в посе лениях майкопской культуры в ранне-6ронзовом веке уже существовали все виды домашних животных: бык, корова, баран, свинья, овца.
Основой хозяйства было скотоводство (коневодство, мелкий рогатый скот). Однако земледелие было несколько меньше развито, чем в Закавказье. И тем не менее, есть све дения, что земледелие в Майкопской культуре не играло та кой уж подчиненной роли. Историк Л.И.Лавров (1952), на пример, подчеркивает, что еще в период энеолита мотыж ное земледелие являл ось главным занятием населения Севе ро-Западного Кавказа,
Развитие скотоводства в эпоху ранней бронзы спо собствовало экономическому подъему племен, прогрессу культурно-исторических связей. Скотоводство давало больше прибавочного продукта, чем земледелие. С разви тием культур на Западном Кавказе повышается эффектив ность использования тех же самых природных ресурсов, во влекаются в производство новые природные ресурсы. Именно это время формируется отгонная форма скотоводства. К эпохе ранней бронзы относится хозяйственное освоение высокогорий и их заселение. Именно скотоводство давало возможность прокормить гораздо больше населения, при этом высвобождалась часть трудовых ресурсов для развития других производств земледелия, строительства, металлургии и т .д.
Развитие скотоводства, особенно мелкого, привело, в конечном счете, к негативным сторонам. "Порубка леса, широкое использование дерева для строительства нужд на селения, а также расширение земледельческих участков за счет леса несомненно влияли на постепенное обезлесение страны, но значительно большее значение для уничтожения лесов имело скотоводство, особенно разведение мелкого ро гатого скота - коз и овец, вытаптывающего подлесок и уничтожающего молодую поросль" (Пиотровский, 1949. С. 73). Однако изменение состава стада в конце майкопской культуры связывают и с новыми потребностями хозяйства людей раннего металла (Формозон, 1965).
На Западном Кавказе в данный период возрастает численность населения, осваиваются высокогорья. Мелкий рогатый скот требовал: меньше ухода, был более неприхот лив в длительных перемещениях, что в свою очередь не мог ло не сказаться на восстановительном потенциале расти тельных кормовых ресурсов, не восполняющих возросшие потребности.
Во II тыс. до н.э. прекратился приток импортных вещей в Прикубанье с юга, усиливались связи со степными районами, участились военные столкновения общин для угона скота. Эпоха повышенного увлажнения (II тыс. до н.э.) закончилась, участились засухи, природные ресурсы были истощены – в регионе сложилась кризисная экологиче ская ситуация, обусловленная как естественными природ ными флюктуациями, так и антропогенным воздействием.
После кризисной ситуации намечается некоторая ста бильность и уравновешенность между природными экоси стемами и сократившими численность человеческими общ ностями. Антропогенный пресс ослабевает во время угаса ния культуры и происходит восстановление биотических и эдафических ресурсов, что в свою очередь принудит к воз никновению новой культуры. Причем данный сукцессион ный процесс характерен для регионов с высокими потенци альными возможностями природных экосистем, являющихся основой, на которой зиждется человеческая цивилизация. При угасании культуры создавался временный режим сохранности, когда природные экосистемы восстанавливали важные для человека ресурсы и экологические кризисные ситуации разрешались самой природной: "прошлые цивили зации похоронены на кладбищах своих собственных ошибок, но как только какая-либо умирала от алчности, бес печности или истощения ее место занимала другая" (Калдер, 1970).
К концу IV - III тыс. до н. э. относится Куро- Аракская культура, занимавшая территорию Ирана, Турции, устья Терека, Ногайской степи и поднимавшаяся в го ры по Большому Кавказу до 2000 м над уровнем моря. Культурный слой составляет 8 м. Для Куро-Аракской куль туры характерны более совершенная техника земледелия, более высокий уровень скотоводства, увеличение стада мелкого рогатого скота, развитие отгонной формы скотоводства (Пиотровский, 1955).
Археологические данные свидетельствуют о том, что в конце или второй половине III тыс. до н. э. на Куро- Аракских поселениях прекращается жизнь. Причины этого неизвестны. Возможно, причина кроется в экологической обстановке - максимальном развитии овцеводства, что привело к истощению фиторесурсов (Пиотровский, 1955). Вероятна и гибель культуры от нашествия более воинствен ных племен, продвинувшихся по этой территории. Третья причина - ухудшение климатических условий, постоянные засухи. Это была вторая половина III тыс. до н.э., время же 3,5 - 2,5 тыс. до н.э. констатируется как эпоха пониженной увлажненности. В результате комплекса причин Куро Аракские племена движутся на запад в горные и высокогор ные районы Кавказа.
Для эпохи бронзы характерны значительные пере движения народов. Именно в III тыс. до н.э. отмечается ог ромная миграция средиземноморских строителей локалитов. Период 2600-2100 лет до н. э. носит название "первого периода морской торговли'' (Марковин, 1978. С. 315). Уже в III тыс. до н.э. существовали прямые культурные связи Се верного Кавказа, Румынии, Молдавии (Иессен, 1952).
В 2400-1300 гг. до н.э. на территории Кубани, Абха зии, Причерноморья была известна дольменная культура. Она полностью охватила весь Западный Кавказ, вклини ваясь между угасающей майкопской культурой и на растающей северокавказской. В эпоху бронзы Севе ро-Западный Кавказ становится мощным историческим ре фугиумом, куда мигрировали строители средиземноморских локалитов, полторы тысячи лет до новой эры отмечаются движения степных катакомбных культур, срубная культура достигает Северного Кавказа.
К настоящему времени известно более 2300 дольме нов (Марковин, 1978). Особенно большая концентрация дольменов имеет место на Дегуабской поляне (140 штук), у Каменомостской (210 штук) (Фелицин, 1904), у ст-цы Новосвободной - 363 дольмена (Аутлев, 1972) . Наиболее древние постройки дольменов появились в 2400 г до н. э., дольмены новосвободненского типа были построены около 2300 г. до н.э. они сосредоточены в основном на высоте 250-400 и до 1000 м над уровнем моря в пределах лесной зоны.
Расцвет дольменной культуры на Западном Кавказе приходится на первую половину II тыс. до н.э., закат дати руется 1400-1300 гг. до н.э. (Марковин, 1978). Мнение по поводу появления дольменной культуры на Кавказе разно речиво у археологов. Она не аборигенна, не имеет генетиче ских корнея в разбитии общества на Западном Кавказе. По мнению Л.И.Лаврова (1960), в неолите и бронзе у при мор ских народов начало интенсивно развиваться торговое и военное мореплавание. Связь западнокавказских дольменов с дольменами средиземноморья установлена. Мегалиты Кор сики датируются серединой II тыс. до н.э.. (Grosjean Roger. Resent work in Corsica. Antiquity, vol.40, N 195. Cambridge, 1966), Пиренейского полуострова - 4000-3500 гг. До н.э. - 2700-2500 гг. до н. э. (Bosch-Gimpera Р. Сivilisаtiоn rnegalithiqui Portugaise et civilisations Espagneles.In: Z' Anthropologie, Т. 71, N. 1-2. Paris, 1967), Дании - 2500 г до н. э. (Glyn Daniel. The Migalith Вuildеrs of Western Europe. London, 1955).
Как видно, наиболее древние мегалиты известны с Пиренейского полуострова. С III тыс. до н.э. намечается миграция средиземноморских строителей мегалитов; что по служило толчком к миграции народов, неизвестно. Как од ну из версий можно предположить и ухудшающуюся экологическую обстановку в аридных зонах.
Период 3,5-2,5 тыс. до н.э. известен как период по ниженной увлажненности и аридизации фитоландшафтов. После влажного атлантического периода, когда произошло освоение степей, рост народонаселения при наметившемся отставании роста экономики, необходим был поиск новых земель. Двигаясь по берегам Средиземного моря, строители дольменов достигли Черноморского побережья, природа которого была весьма благоприятна для освоения и заселения. Уже с середины II тыс. до н.э. дольменная культура попадает под влияние Северокавказской и западногрузинской культур и к концу второго тысячелетия ассимилирует ся.
Дольмены приурочены к горно-лесным районам За падного Кавказа и дольменная культура представляется как культура горцев, жителей лесов. Вне современной границы леса на Западном Кавказе известны три мегалита: мыс Фанталовский и мыс Тузла на Таманском полуострове и аул Уляп (р. Лаба). Но о наличии лесных ресурсов на Taманском полуострове свидетельствуют гробницы с деревянными перекрытиями, возраст которых восходит к бронзе (Коровина, 1962). В зоне степей дольменов нет. Высотный диапазон распространения дольменов в регионе следующий: 700-800 м над у.м. - Красная Поляна, 966 м-г. Аутль (Со дох-аул), 1029 м - хр. Мезецу, основная же масса тяготеет к высоте 250-400 м над у.м., приурочиваясь к рекам, легким перевалам, скотопрогонным тропам (Бжания , 1962).
Строители дольменов пришли в хорошо освоенный край, когда уже были заселены высокогорья. Но то, что экспансия строителей дольменов была мощной и довольно напористой, это очевидно. Они "смело осваивали высокогорные перевалы, прокладывали тропы, пересекавшие стра ну поперек Главного Кавказского хребта" (Марковин, 1978.C. 56). Вполне вероятно, они восприняли экологиче ский опыт майкопской культуры, расцвет которой синхро нен времени внедрения дольменной культуры. Необходимо отметить и их быструю ассимиляцию с северокавказской культурно-исторической общностью. Но обычай погребе иия в дольменах практически не был воспринят местными культурами в дальнейшем.
В настоящее время дольмены встречаются в "девственных" дубовых, каштановых, пихтовых и сосновых лесах, что свидетельствует о большой освоенности Запад ного Кавказа в эпоху бронзы. Судя по количеству остав ленных памятников, численность населения в регионе до стигала допустимых для того времени пределов. По подсчетам Б.А. Куфтина, для установления только одной крыши локалита необходимы были усилия 150 человек.
Строители дольменов представляли мощную силу. Они вынудили представителей майкопской культуры про двинуться на восток за пределы Прикубанья. Почему эти племена в конце III тыс. до н.э. начали кочевать? Что вынудило их отправиться в столь длительное путешествие? Остается искать причину великих переселений народов в эпоху бронзы в состоянии природных экосистем различных регионов юга и в общей климатической обстановке III-II тыс. до н.э.
На эпоху поздней бронзы (XVI-X вв. до н.э.) при ходится восемь археологических культур, из которых представляют наибольший интерес Прикубанская и Севе рокавказская. По обеим сторонам центральной части Большого Кавказа выделялась кобанская культура, на Прикас пийской низменности - каякентско-хорочоевская культура и т.д. С кобанской культурой связана Новочеркасская группа памятников, относящихся к VIII в. до н.э. Н.В. Анфимов (1971) относит сюда Колосовекий могильник на р. Фарс (южнее Майкопа), курган у ст-цы Некрасовекой на р. Ла бе, у с. Красногвардейского (вскрыто 157 погребений), у хут. Кубанского, к востоку от устья р. Лабы (56 погребений). Эти могильники свидетельствуют об оседлости населения.
В эпоху бронзы во II тыс. до н.э. на Западном Кав казе развивается Северокавказская культура, представлен ная рядом памятников-курганов в окрестностях аулов Уль ского, Хатажукаеяского, ст-ц Воздвиженской, Андрюков екой, Казанской, Псебайской, Ново-Лабинской, Тенгин ской, Келермесской, Петропавловской, Северской, Ново свободной, поселка Александровского, хутора Кру на р. Ульке, у г. Армавира.
Северокавказская культура в своем развитии прошла три этапа: в начале I тыс. – 1700 г. до н. э., когда складыва лась эта культура, а майкопская к этому времени уже угаса ла. На второй этап приходится расцвет экономики - это 1700-1500 лет до н.э.. Племена северокавказской культуры занимались скотоводством и земледелием. Стадо состояло из крупного и мелкого рогатого скота и лошадей. Причем 56% костных остатков принадлежало овцам и козам. Для поселений характерна оседлость, о чем свидетельствует оби лие керамических находок.
О развитии охоты говорят находки клыка медведя в могиле кургана ст-цы Бжедуховской, клыка кабана - в Ар мавире. Но они столь незначительны, что думать о большой роли охоты в хозяйстве не приходится. О развитии земледелия свидетельствуют находки серпов с кремниевыми вкла дышами, зернотерок, терочников. В бассейне Кубани ближе к лесостепным ландшафтам земледелие выходило на первый план, что подтверждается нахождением основной, массы бронзовых серпов в Прикубанье.
Развитие земледелия стимулировалось растущей плотностью населения, о чем свидетельствует густота рас положенных древних памятников. Северокавказские пле менные группы стремились в пределах своих возможностей наиболее интенсивно использовать окружавшие их при родные ресурсы (Крупнов,1960). Высоко развито было скотоводство. Однако к раннежелезному веку исследователи отмечают процесс сильного измельчения овцы, свиньи, ло шади. В.И. Цалкин пишет: "Обычно измельчение животных представляет собой их реакцию на неблагоприятные условия содержания и прежде всего кормления. Но возникает во прос: почему именно эти условия создаются именно в раннем железе ... ".
Имеется несколько причин, обусловливающих дан ный факт, коррелирующий не столько с климатическими пульсациями, сколько с постоянным тесным контактом человека и домашних животных. Последние, потерявшие са мостоятельность в добывании пищевых ресурсов, полнос тью стали зависеть от человека, его быта, уклада хозяйства, экологической этики и культуры. Именно домашний скот явился тем индикатором, который в течение долгих тысяче летий, сопутствуя человеку, реагировал на все воз растающие его негативные воздействия на природные ре сурсы. И если: сила антропогенного пресса в разные эпохи имела различную интенсивность, то общая тенденция к де струкции природных экосистем прослеживается на всем пути генезиса человеческих культур, что и привело в конеч ном итоге к постепенному измельчению домашних живот ных. Более того, в течение второго тысячелетия в фауне степной зоны произошли значительные изменения. Числен ность некоторых видов уменьшилась, а отдельные виды просто исчезли (Кириков, 1976). Среда обитания животных степной зоны была нарушена постоянно движущимся люд ским потоком, то, что мы в настоящее время называем фактором беспокойства.
На третьем этапе развития Северокавказской куль туры в нее проникли степные племена: катакомбные племе на, гонимые срубными, искали новые территории для засе ления. Движения степных народов датируется 1500-1400 гг до н. э. Доказательств встречного движения и тесного вза имодействия степных и северокавказских племен немало. Зона контакта - от калмыцких степей до Кубани и Терека.
Вполне возможно, что миграции племен были в конце II тыс. связаны с экологической обстановкой. По мнению Брукс (1950), в Западной Европе количество атмосферных осадков составляю 42-48% до 67% современных, а степи Ук раины и Нижнего Дона продвигались к северу (Кпеопов, 1941; Гожев, 1929). Во втором тысячелетии до н.э. была за селена Прикаспийская низменность, о чем свидетельствуют курганы данного времени (Федорова, 1953) . Видимо, это произошло еще в первой половине II тыс. до y.э. В более благоприятные условия. Именно на это время приходится произрастание липы в Прикаспии.
На юге Восточной Европы к эпохе бронзы относится также ряд культур. В Причерноморской низменности, на Приазовской возвышенности, Донецком кряже существова ла катакомбная культура. На территории катакомбной культуры 13 конце XVI-XII вв. до н.э. существовала срубная культура (левобережье Днепра, Приазовская возвышен ность, Приднепровская низменность, Донецкий кряж). Сте пей Северного Кавказа срубная культура достигает в XHI в. до н. э., оттесняя при этом к горам катакомбную культуру. Это была оседло-земледельческая культура с высоко раз витым животноводством. В XI - X вв. до н.э. в Причерно морской низменности и на Приазовской возвышенности существовала Белозерская культура, создатели которой за нимались земледелием и скотоводством.
Во втором тысячелетии до н.э. человек заселил и юж ный склон Западного Кавказа (стоянка в Геленджике). В рацион питания человека входит: дельфины, моллюски, рыба (Аханов, 1961). Из животных найдены: бык крупной породы, дельфины мелких видов, крупная Овца, мелкая свинья, дикий кабан, олень, рысь, заяц, лошадь (возможно, дикая).
Поселение поздней бронзы сохранилось на месте древнегреческого города Кепы (Таманский полуостров). Здесь был найден шлифовальный топорик северокавказского типа (II тыс. до н.э.). Раскопки показали, что основное занятие жителей - рыболовство, о чем свидетельствуют на ходки грузил, рыбьих костей.
В эпоху бронзы началось активное освоение природ ных экосистем Запaдного Кавказа и Причерноморья. Каж дая культура приспосабливала ландшафт к своим потребно стям один раз за эпоху своего существования (Гумилев, 1965). Расцвет культуры приходится на максимальное ис пользование природных ресурсов, соответствовавшее как уровню развития общества, так и состоянию самих ресурсов на определенном сукцессионном этапе. До пика развитии культуры изменения природной среды накапливались в количественном отношении. Они не приводили к локальным экологическим кризисным ситуациям и глубоких противо речий между обществом и природой не происходило. Когда же количественные изменения в результате длительного на копления переходят в коренные качественные перестройки, не характерные для генезиса естественных экосистем, на ступает противоречие, приводящее к локальной кризисной ситуации в развитии культуры, что в какой-то мере имел и прогрессивное значение: регуляции численности скота, пе реселение населения, "вынужденный" охранный режим тер ритории после ухода или угасания культуры.
Те или иные племенные общности к природным условиям и природным ресурсам относились двойственно, с одной стороны, приспосабливая их для себя, с другой, приспосабливаясь к ним. Человек, вовлекая в свое экономическое существование элементы природной среды, одно временно сам приспосабливался к физико-географическим условиям, фитоландшафтам, биоте. Однако пришлые наро ды, попадая в другую географическую среду, должны были более интенсивно воздействовать· и изменять окружающие ландшафты, сделав их· благоприятными для своего суще ствования в данный отрезок времени на "чужой" территории.
Обычно новых переселенцев привлекали богатые ландшафты и в сознании людей доминировала эйфория не исчерпаемости, доступности природных ресурсов. Это, по всей видимости, способствовало резким изменениям ком понентов ландшафтов. Но, с другой стороны, если народ пришел из близких ландшафтов, то резких изменений мог ло и не, произойти, во всяком случае в первоначальном вза имоотношении с природной средой. При этом ресурсы оста вались с достаточными потенциальными возможностями к восстановлению. Однако длительность однонаправленных антропогенных нагрузок в конечном итоге приводила к де струкциям отдельных наиболее уязвимых экосистем в даль нейшем.
В эпоху бронзы в истории человеческого общества произошли серьезные сдвиги. Человек стал применять ме талл для изготовления орудий производства. Расцвет брон зового века в Прикубанье приходится на вторую половину I тыс. до н.э. Введение в производство меди и бронзы позво лило перейти от мотыжного земледелия к плужном. Стали известны земледельческие культуры: мягкая пшеница, плен чатый и голозерный ячмень, просо, Кроме зерновых на Ку бани возделывлисьь и некоторые бобовые растения: чина, бобы, горох.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 269.