На ранних стадиях эволюции капитализма предприниматели сами реализовывали произведенный товар. Но с увеличением масштабов производства это оказывалось экономически невыгодным. В процессе разделения предпринимательского труда часть промышленного капитала обособляется, возникает торговый капитал. Его кругооборот характеризуется формулой:
В центре кругооборота - товар.
Важнейшие функции торгового капитала:
• обмен стоимостей, возмещение затрат на производство товаров;
• доведение товаров до сферы потребления (личного и производительного), поиск покупателя;
• транспортировка;
• хранение;
• доработка товаров, т. е. их упаковка, фасовка и пр.
Каково экономическое значение торгового капитала? Он дает ускорение оборота капитала, сокращение издержек обращения, формирование структуры, объема и динамики спроса, усиление взаимосвязи производства и потребления.
Торговый капитал и структура цены товара
Образование торгового капитала приводит к изменению структуры цены товара.
В торговую систему товары поступают по цене производства. В процессе реализации к цене производства добавляется торговая наценка. Тогда цена реализации принимает вид:
Нторг = ИО + Рторг,
где ИО - издержки обращения;
Рторг - торговая прибыль.
Проанализируем дополнительные части цены товара, входящие в торговую наценку.
Издержки обращения - это совокупность затрат, связанных с обращением товаров. Они могут быть подразделены на:
• чистые издержки, которые связаны со сменой формы стоимости, актом купли-продажи;
• дополнительные издержки, обусловленные продолжением процесса производства в сфере обращения. Сюда относятся доработка, хранение, комплектование, упаковка, расфасовка товаров;
• транспортные издержки, вызванные перемещением в пространстве.
Торговая прибыль - это часть совокупной прибыли, которую присваивает торговый капиталист за реализацию товара.
Чем больше торговых звеньев между товаропроизводителем и непосредственным потребителем, тем выше розничная цена товара, что иллюстрирует схема 4.5.2.
Развитие торгового капитала связано с совершенствованием торговли, изучением рынка. Торговый капитал непосредственно ощущает изменение емкости рынка, совокупного спроса и совокупного предложения. Содержание изменений на стороне платежеспособного спроса (т. е. покупателей товаров) состоит в перераспределении расходов на покупку разных категорий товаров. Содержание изменений на стороне товарного предложения состоит в переливах капиталов, перераспределении ресурсов производства и торговли.
Эффективность функционирования торгового капитала
Показателем эффективности функционирования торгового является норма торговой наценки (NT). Она исчисляется по формуле:
Уровень снабженческо-сбытовых надбавок организаций оптовой торговли составляет в среднем 23%, в том числе у организаций частной собственности - 31%, государственной и смешанной формы собственности - 21-23%. Для предприятий розничной торговли норма торговой наценки составляет обычно около 30%.
Коэффициенты эластичности
При моделировании спроса выявляются функции, отражающие связь (корреляцию) между его величиной и каким-нибудь одним фактором. На основании разработанных функций рассчитываются коэффициенты эластичности спроса и предложения.
Коэффициент эластичности - это величина, которая показывает, на сколько процентов изменяется спрос, если фактор (доход, цена и т. п.) изменится на один процент.
Допустим, на основании эмпирических данных построена корреляционная функция:
у = f (х)
где х – величина товарного предложения;
у – величина товарного потребления;
Коэффициент эластичности (Е) определяется как частное относительного приращения товарного потребления ( Dу) к относительному приращению товарного предложения (_Dх), т. е.
у х
Коэффициенты эластичности потребления могут вычисляться в зависимости от доходов, цены, размеров семьи, уровня насыщения рынка. Возможны не только положительные, но и отрицательные значения коэффициентов эластичности (например, с увеличением дохода на 1% потребление маргарина Rama уменьшается).
Для торгового капитала ориентиром в последствиях изменения розничных цен может служить показатель эластичности платежеспособного спроса по цене. Эластичность спроса по цене (Эс) - это процентное изменение величины расходов на покупку товара, вызванное однопроцентным изменением его цены:
_ Процентное изменение объема спроса
Э c = ----------------------------------------------------------------------.
Процентное изменение цены
Как влияет эластичность спроса на доходы торгового капитала? Они зависят от цены товара, объема спроса и иных факторов:
Рост цены способен вызвать снижение спроса. Снижение цены можно компенсировать за счет увеличения объема реализации. Общий результат таков:
• если эластичность спроса на товар выше 1, то снижение цены способно увеличить доходы торговли. Такой спрос называется эластичным;
• если эластичность спроса на товар меньше 1, то снижение цены сокращает доходы торговли. Такой спрос называется неэластичным;
• если количество покупок вырастает на 1 % при снижении цены на 1%, то спрос имеет единичную эластичность.
Данные зависимости выражает табл. 4.5.3.
Доходы торговли максимальны в точке эластичности спроса, равной 1. Это отображает график 4.5.4.
Как известно, существуют товары - заменители, субституты, а также дополняющие товары (см. п. 2.1.2). Изменение цены одного товара способно вызвать изменение доходов от реализации товара-субститута или дополняющего товара. Эту зависимость характеризует показатель перекрестной эластичности по цене:
Перекрестная эластичность Процентное изменение объема спроса на товар А
спроса по цене товара А = -------------------------------------------------------------------
по отношению к товару Б Процентное изменение цены товара Б
Если товары являются взаимозаменяемыми, перекрестная эластичность спроса между ними положительна. Если товары взаимодополняемые, перекрестная эластичность между ними отрицательна.
Изменение цен вызывает перелив капитала и воздействие на спрос со стороны производства (товарного предложения). Для
Объем предложения не может быть значительно увеличен, значит, предложение неэластично. Объем предложения может быть существенно увеличен, значит, предложение эластично.
Эластичность предложения зависит от:
• способности товара к длительному хранению и стоимости хранения. Скоропортящиеся товары и товары, имеющие высокую стоимость хранения, обладают низкой эластичностью предложения;
• наличия сырья и степени загрузки, потенциале переналадки оборудования. При возможном увеличении сменности, сверхурочных работ предложение товара эластично;
• фактора времени. Производство не в состоянии мгновенно реагировать на изменения цены, особенно в тех случаях, когда между товаропроизводителем и конечным потребителем имеется множество посредников.
Еще не все факторы доходов торговли изучены в полной мере. Они зависят не только от динамики цен и товарного предложения, но и от особого умения реализовать товар. Такое умение не поддается прямому количественному измерению. Однако известно, что доходы зависят от места торговли, удачной рекламы и пр. Предположим, в магазине только 10% товаров ходовых, дающих основную выручку. Но стоит только отказаться от «некассовых», малоприбыльных товаров, как покупателя отпугнет бедность выбора, вскоре упадет спрос и на ходовые товары. Таким образом, многообразие - фактор поддержания спроса на основное, однообразное.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 222.