Торговый капитал и торговая прибыль
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На ранних стадиях эволюции капитализма предпринима­тели сами реализовывали произведенный товар. Но с увели­чением масштабов производства это оказывалось экономи­чески невыгодным. В процессе разделения предприниматель­ского труда часть промышленного капитала обособляется, воз­никает торговый капитал. Его кругооборот характеризуется формулой:

 

В центре кругооборота - товар.

Важнейшие функции торгового капитала:

• обмен стоимостей, возмещение затрат на производство то­варов;

• доведение товаров до сферы потребления (личного и про­изводительного), поиск покупателя;

• транспортировка;

• хранение;

• доработка товаров, т. е. их упаковка, фасовка и пр.

Каково экономическое значение торгового капитала? Он дает ускорение оборота капитала, сокращение издержек обращения, формирование структуры, объема и динамики спроса, усиление взаимосвязи производства и потребления.

 

Торговый капитал и структура цены товара

 

Образование торгового капитала приводит к изменению структуры цены товара.

В торговую систему товары поступают по цене производ­ства. В процессе реализации к цене производства добавляется торговая наценка. Тогда цена реализации принимает вид:

 

Нторг = ИО + Рторг,

где ИО - издержки обращения;

Рторг - торговая прибыль.

Проанализируем дополнительные части цены товара, вхо­дящие в торговую наценку.

Издержки обращения - это совокупность затрат, связанных с обращением товаров. Они могут быть подразделены на:

чистые издержки, которые связаны со сменой формы сто­имости, актом купли-продажи;

дополнительные издержки, обусловленные продолжением процесса производства в сфере обращения. Сюда относятся дора­ботка, хранение, комплектование, упаковка, расфасовка товаров;

транспортные издержки, вызванные перемещением в про­странстве.

Торговая прибыль - это часть совокупной прибыли, кото­рую присваивает торговый капиталист за реализацию товара.

Чем больше торговых звеньев между товаропроизводите­лем и непосредственным потребителем, тем выше розничная цена товара, что иллюстрирует схема 4.5.2.

 

 

Развитие торгового капитала связано с совершенствовани­ем торговли, изучением рынка. Торговый капитал непосред­ственно ощущает изменение емкости рынка, совокупного спро­са и совокупного предложения. Содержание изменений на сто­роне платежеспособного спроса (т. е. покупателей товаров) состоит в перераспределении расходов на покупку разных ка­тегорий товаров. Содержание изменений на стороне товарного предложения состоит в переливах капиталов, перераспределе­нии ресурсов производства и торговли.

 

Эффективность функционирования торгового капитала

 

Показателем эффективности функционирования торгового является норма торговой наценки (NT). Она исчисляется по формуле:

 

Уровень снабженческо-сбытовых надбавок организаций опто­вой торговли составляет в среднем 23%, в том числе у организа­ций частной собственности - 31%, государственной и смешанной формы собственности - 21-23%. Для предприятий розничной торговли норма торговой наценки составляет обычно около 30%.

 

Коэффициенты эластичности

 

При моделировании спроса выявляются функции, отражаю­щие связь (корреляцию) между его величиной и каким-нибудь одним фактором. На основании разработанных функций рассчи­тываются коэффициенты эластичности спроса и предложения.

Коэффициент эластичности - это величина, которая пока­зывает, на сколько процентов изменяется спрос, если фактор (доход, цена и т. п.) изменится на один процент.

Допустим, на основании эмпирических данных построена корреляционная функция:

 

у = f (х)

где х – величина товарного предложения;

у – величина товарного потребления;

Коэффициент эластичности (Е) определяется как частное относительного приращения товарного потребления ( Dу) к относи­тельному приращению товарного предложения (_Dх), т. е.

у х

 

 

Коэффициенты эластичности потребления могут вычислять­ся в зависимости от доходов, цены, размеров семьи, уровня на­сыщения рынка. Возможны не только положительные, но и отрицательные значения коэффициентов эластичности (напри­мер, с увеличением дохода на 1% потребление маргарина Rama уменьшается).

Для торгового капитала ориентиром в последствиях изме­нения розничных цен может служить показатель эластичнос­ти платежеспособного спроса по цене. Эластичность спроса по цене (Эс) - это процентное изменение величины расходов на покупку товара, вызванное однопроцентным изменением его цены:

_ Процентное изменение объема спроса

Э c = ----------------------------------------------------------------------.

Процентное изменение цены

 

Как влияет эластичность спроса на доходы торгового капи­тала? Они зависят от цены товара, объема спроса и иных фак­торов:

 

Рост цены способен вызвать снижение спроса. Снижение цены можно компенсировать за счет увеличения объема реа­лизации. Общий результат таков:

• если эластичность спроса на товар выше 1, то снижение цены способно увеличить доходы торговли. Такой спрос назы­вается эластичным;

• если эластичность спроса на товар меньше 1, то снижение цены сокращает доходы торговли. Такой спрос называется не­эластичным;

• если количество покупок вырастает на 1 % при снижении цены на 1%, то спрос имеет единичную эластичность.

Данные зависимости выражает табл. 4.5.3.

Доходы торговли максимальны в точке эластичности спро­са, равной 1. Это отображает график 4.5.4.

 

 

Как известно, существуют товары - заменители, субституты, а также дополняющие товары (см. п. 2.1.2). Изменение цены од­ного товара способно вызвать изменение доходов от реализации товара-субститута или дополняющего товара. Эту зависимость характеризует показатель перекрестной эластичности по цене:

 

Перекрестная эластичность Процентное изменение объема спроса на товар А

спроса по цене товара А = -------------------------------------------------------------------

по отношению к товару Б Процентное изменение цены товара Б

 

Если товары являются взаимозаменяемыми, перекрестная эла­стичность спроса между ними положительна. Если товары взаи­модополняемые, перекрестная эластичность между ними отрица­тельна.

Изменение цен вызывает перелив капитала и воздействие на спрос со стороны производства (товарного предложения). Для

 

 

Объем предложения не может быть значительно увеличен, значит, предложение неэластично. Объем предложения может быть существенно увеличен, значит, предложение эластично.

Эластичность предложения зависит от:

• способности товара к длительному хранению и стоимости хранения. Скоропортящиеся товары и товары, имеющие высо­кую стоимость хранения, обладают низкой эластичностью пред­ложения;

• наличия сырья и степени загрузки, потенциале переналад­ки оборудования. При возможном увеличении сменности, сверх­урочных работ предложение товара эластично;

• фактора времени. Производство не в состоянии мгновенно реагировать на изменения цены, особенно в тех случаях, когда между товаропроизводителем и конечным потребителем име­ется множество посредников.

Еще не все факторы доходов торговли изучены в полной мере. Они зависят не только от динамики цен и товарного предложения, но и от особого умения реализовать товар. Та­кое умение не поддается прямому количественному измере­нию. Однако известно, что доходы зависят от места торговли, удачной рекламы и пр. Предположим, в магазине только 10% товаров ходовых, дающих основную выручку. Но стоит только отказаться от «некассовых», малоприбыльных товаров, как покупателя отпугнет бедность выбора, вскоре упадет спрос и на ходовые товары. Таким образом, многообразие - фактор поддержания спроса на основное, однообразное.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.