Торговля: ее сущность и формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В течение длительного времени под торговлей (коммерци­ей) подразумевалась вся сфера рыночной экономики. В более узком смысле торговля - это покупка товаров и их перепро­дажа без внесения в них существенных материальных измене­ний. В условиях рыночной экономики через данную отрасль осуществляется доведение товаров до потребителя. v

Торговля - одна из главных и особенно динамичных отрас­лей рыночного хозяйства. В зависимости от форм расчетов за товар различают продажу за наличный и по безналичному рас­чету, в кредит, под залог, бартерные сделки.

Торговля делится на внутреннюю и внешнюю.

Во внутренней торговле различают оптовую и розничную.

Оптовая торговля товарами существует в разных формах:

биржевая. Еще в начале XX в. она имела значительное распространение во всем мире. Так, в 1913 г. в Российской империи насчитывалось 94 товарные биржи. В настоящее вре­мя только некоторые продовольственные товары (например, пшеница) являются биржевыми;

ярмарочная. В прошлом самой знаменитой, имевшей меж­дународное значение ярмаркой Российской империи, на кото­рой осуществлялась оптовая торговля, была Нижегородская (проводилась с 1 августа по 15 сентября);

через оптовые базы, торговые дома.

За последние сто лет сущность оптовой торговли не претер­пела значительных модификаций. Изменился лишь удельный вес ее различных форм. Например, товарные биржи потеряли свое былое значение.

На территории Российской Федерации удельный вес реали­зации товаров при посредничестве организаций оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продук­ции составляет около 25%. Организации оптовой торговли, по данным на конец XX в., располагали складами общей площа­дью 63 млн кв. м. Однако загрузка складских площадей не превышала 40-60%.

Рядовой покупатель сталкивается с разнообразными фор­мами розничной торговли, которая постоянно пытается при­способиться к запросам потребителей. Розничная торговля делится на магазинную (стационарную) и внемагазинную (не­стационарную) .

Магазинная торговля подразделяется на торговлю с при­лавка и продажу с открытым доступом к товару (магазины самообслуживания).

Магазины самообслуживания классифицируются в зависи­мости от торговой площади:

• мелкие магазины - до 100-120 м2;

• универсамы - от 120 до 400 м2;

• супермаркеты - от 400 до 2500 м2;

• торговые города - до 10 000 м2 и более; включают в себя специализированные магазины, места для отдыха (кегель­баны, кафетерии), предприятия обслуживания (банки, парик­махерские, аптеки, прачечные, кинотеатры).

Первый магазин самообслуживания «Пиггли-Виггли» был открыт в 1916 г. Кларенс Сондерс в г. Мемфис (США, штат Теннесси) и... чуть было не разорился. Кражи составляли до 6% товарооборота. После наведения порядка магазин продол­жил работу.

Внемагазинная торговля весьма обширна. Это:

• разъездная торговля (коробейничество - древнейший вид торговли);

• ярмарки розничной торговли;

• пересылка товаров по почте;

• продажа на дому;

• рыночная торговля продукцией, произведенной в личных подсобных хозяйствах;

• продажа через торговые автоматы *;

• аукционная (особенно часто применяется при продаже про­изведений искусства);

*Считается, что самый первый автомат-продавец появился в Древнем Египте. Уже в 50 г. до н. э. на улицах Александрии были установлены автоматы: после опускания в них мелкой монеты выдавали порцию пи­тьевой воды

 

• через Internet, объявления в средствах массовой информа­ции (телемагазин);

• торговые пирамиды (так называемый «сетевой маркетинг»). Формы торговли в значительной мере зависят от вида реализуемых товаров. Например, продажа через автоматы успешна в том случае, если товары однородны, компактны, пользуются достаточно массовым спросом (прохладитель­ные напитки, сигареты и т. п.). Самые популярные катего­рии товаров розничной онлайновой торговли: книги - 32%, CD-диски, аудио- и видеокассеты - 31%, туристические пу­тевки - 12%, одежда - 9%, товары для дома - 9%, продукты питания, лекарства - 5%.

В связи с крайне низким уровнем материального благосо­стояния жителей России широко развита комиссионная тор­говля товарами second hend.

Представление о многообразных формах торговли дает схе­ма 4.5.1.

 

 

Франчайзинг

 

Существуют разнообразные организационные структуры торговли. Мелкая и средняя торговля является основной. Во всех странах имеется ассоциированная торговля, в виде коопе­ративных объединений, а также коллективных магазинов не­зависимых коммерсантов. С 1929 г. (во Франции и США) стала развиваться такая организационная форма торговли, как франчайз. Она включает в себя два момента. Во-первых, го­ловная организация предоставляет независимому торговцу право на осуществление оговоренной деятельности под товарным знаком (товарной маркой). Во-вторых, оказывает содействие и контролирует работу в целях сохранения своей репутации.

 

Маркетинг

 

Развитие теории сбыта привело к созданию особой науки -маркетинга. Маркетинг (market - рынок) - одна из систем управления платежеспособным спросом. Он получил доста­точно целостное изложение в начале 1920-х гг. в США.

Основные функции маркетинга таковы:

• изучение спроса, ценообразования, рекламы;

• стимулирование сбыта;

• планирование товарного ассортимента, сбыта, торговых операций;

• обеспечение транспортировки, хранения товаров;

• управление торгово-коммерческим персоналом;

• организация обслуживания потребителей.

Главная проблема маркетинга - заставить купить товар, который может быть и не нужен, на деньги, которых нет. От­части она решается рекламой, отчасти - потребительским кре­дитованием.

 

Купеческий капитал

 

Основная цель предпринимателя - получение прибыли, ко­торая зависит от реализации товара. В условиях развитого ка­питализма данную задачу выполняет торговый капитал. Тор­говый капитал - капитал, функционирующий в сфере товарно­го обращения. Его исторический предшественник - купеческий капитал, обслуживающий докапиталистические способы про­изводства. И. Т. Посошков писал: «А торг - дело великое! ... Купечеством всякое царство богатитца, а без купечества ника­кое и малое государство быть не может». Купечество в России со времен Петра I делилось на гильдии (от нем. Gilde - корпо­рация), представлявшие собой союзы купцов для защиты про­фессиональных и сословных привилегий. Для того, чтобы по­пасть в первую гильдию, минимальный капитал должен был составлять: в 1775 г. - не менее 10 тыс. руб.*; в 1794 г. -16 тыс. руб.; в 1807 г. - 50 тыс. руб. Размер купеческого капитала исчислялся «по добровольному от купцов по совести каждого о капиталах объявлении». Первоначально каждый купец платил ежегодный налог в размере 40 алтын. Впоследствии с объявленных капиталов шел в казну 1%, а с 1812 г. - 4,75%.

* В этот период ко второй гильдии относились те, кто имел от одной тысячи до десяти тысяч рублей; к третьей - от 500 до 1000 руб.; имевшие менее 500 рублей назвались мещанами.

 

С 1825 г. стали вводиться более сложные системы налогообло­жения купцов.

Купеческий капитал - один из важных факторов первона­чального накопления капитала. В современной России купе­ческий капитал представлен «челночной» торговлей.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 237.