В течение длительного времени под торговлей (коммерцией) подразумевалась вся сфера рыночной экономики. В более узком смысле торговля - это покупка товаров и их перепродажа без внесения в них существенных материальных изменений. В условиях рыночной экономики через данную отрасль осуществляется доведение товаров до потребителя. v
Торговля - одна из главных и особенно динамичных отраслей рыночного хозяйства. В зависимости от форм расчетов за товар различают продажу за наличный и по безналичному расчету, в кредит, под залог, бартерные сделки.
Торговля делится на внутреннюю и внешнюю.
Во внутренней торговле различают оптовую и розничную.
Оптовая торговля товарами существует в разных формах:
• биржевая. Еще в начале XX в. она имела значительное распространение во всем мире. Так, в 1913 г. в Российской империи насчитывалось 94 товарные биржи. В настоящее время только некоторые продовольственные товары (например, пшеница) являются биржевыми;
• ярмарочная. В прошлом самой знаменитой, имевшей международное значение ярмаркой Российской империи, на которой осуществлялась оптовая торговля, была Нижегородская (проводилась с 1 августа по 15 сентября);
• через оптовые базы, торговые дома.
За последние сто лет сущность оптовой торговли не претерпела значительных модификаций. Изменился лишь удельный вес ее различных форм. Например, товарные биржи потеряли свое былое значение.
На территории Российской Федерации удельный вес реализации товаров при посредничестве организаций оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции составляет около 25%. Организации оптовой торговли, по данным на конец XX в., располагали складами общей площадью 63 млн кв. м. Однако загрузка складских площадей не превышала 40-60%.
Рядовой покупатель сталкивается с разнообразными формами розничной торговли, которая постоянно пытается приспособиться к запросам потребителей. Розничная торговля делится на магазинную (стационарную) и внемагазинную (нестационарную) .
Магазинная торговля подразделяется на торговлю с прилавка и продажу с открытым доступом к товару (магазины самообслуживания).
Магазины самообслуживания классифицируются в зависимости от торговой площади:
• мелкие магазины - до 100-120 м2;
• универсамы - от 120 до 400 м2;
• супермаркеты - от 400 до 2500 м2;
• торговые города - до 10 000 м2 и более; включают в себя специализированные магазины, места для отдыха (кегельбаны, кафетерии), предприятия обслуживания (банки, парикмахерские, аптеки, прачечные, кинотеатры).
Первый магазин самообслуживания «Пиггли-Виггли» был открыт в 1916 г. Кларенс Сондерс в г. Мемфис (США, штат Теннесси) и... чуть было не разорился. Кражи составляли до 6% товарооборота. После наведения порядка магазин продолжил работу.
Внемагазинная торговля весьма обширна. Это:
• разъездная торговля (коробейничество - древнейший вид торговли);
• ярмарки розничной торговли;
• пересылка товаров по почте;
• продажа на дому;
• рыночная торговля продукцией, произведенной в личных подсобных хозяйствах;
• продажа через торговые автоматы *;
• аукционная (особенно часто применяется при продаже произведений искусства);
*Считается, что самый первый автомат-продавец появился в Древнем Египте. Уже в 50 г. до н. э. на улицах Александрии были установлены автоматы: после опускания в них мелкой монеты выдавали порцию питьевой воды
• через Internet, объявления в средствах массовой информации (телемагазин);
• торговые пирамиды (так называемый «сетевой маркетинг»). Формы торговли в значительной мере зависят от вида реализуемых товаров. Например, продажа через автоматы успешна в том случае, если товары однородны, компактны, пользуются достаточно массовым спросом (прохладительные напитки, сигареты и т. п.). Самые популярные категории товаров розничной онлайновой торговли: книги - 32%, CD-диски, аудио- и видеокассеты - 31%, туристические путевки - 12%, одежда - 9%, товары для дома - 9%, продукты питания, лекарства - 5%.
В связи с крайне низким уровнем материального благосостояния жителей России широко развита комиссионная торговля товарами second hend.
Представление о многообразных формах торговли дает схема 4.5.1.
Франчайзинг
Существуют разнообразные организационные структуры торговли. Мелкая и средняя торговля является основной. Во всех странах имеется ассоциированная торговля, в виде кооперативных объединений, а также коллективных магазинов независимых коммерсантов. С 1929 г. (во Франции и США) стала развиваться такая организационная форма торговли, как франчайз. Она включает в себя два момента. Во-первых, головная организация предоставляет независимому торговцу право на осуществление оговоренной деятельности под товарным знаком (товарной маркой). Во-вторых, оказывает содействие и контролирует работу в целях сохранения своей репутации.
Маркетинг
Развитие теории сбыта привело к созданию особой науки -маркетинга. Маркетинг (market - рынок) - одна из систем управления платежеспособным спросом. Он получил достаточно целостное изложение в начале 1920-х гг. в США.
Основные функции маркетинга таковы:
• изучение спроса, ценообразования, рекламы;
• стимулирование сбыта;
• планирование товарного ассортимента, сбыта, торговых операций;
• обеспечение транспортировки, хранения товаров;
• управление торгово-коммерческим персоналом;
• организация обслуживания потребителей.
Главная проблема маркетинга - заставить купить товар, который может быть и не нужен, на деньги, которых нет. Отчасти она решается рекламой, отчасти - потребительским кредитованием.
Купеческий капитал
Основная цель предпринимателя - получение прибыли, которая зависит от реализации товара. В условиях развитого капитализма данную задачу выполняет торговый капитал. Торговый капитал - капитал, функционирующий в сфере товарного обращения. Его исторический предшественник - купеческий капитал, обслуживающий докапиталистические способы производства. И. Т. Посошков писал: «А торг - дело великое! ... Купечеством всякое царство богатитца, а без купечества никакое и малое государство быть не может». Купечество в России со времен Петра I делилось на гильдии (от нем. Gilde - корпорация), представлявшие собой союзы купцов для защиты профессиональных и сословных привилегий. Для того, чтобы попасть в первую гильдию, минимальный капитал должен был составлять: в 1775 г. - не менее 10 тыс. руб.*; в 1794 г. -16 тыс. руб.; в 1807 г. - 50 тыс. руб. Размер купеческого капитала исчислялся «по добровольному от купцов по совести каждого о капиталах объявлении». Первоначально каждый купец платил ежегодный налог в размере 40 алтын. Впоследствии с объявленных капиталов шел в казну 1%, а с 1812 г. - 4,75%.
* В этот период ко второй гильдии относились те, кто имел от одной тысячи до десяти тысяч рублей; к третьей - от 500 до 1000 руб.; имевшие менее 500 рублей назвались мещанами.
С 1825 г. стали вводиться более сложные системы налогообложения купцов.
Купеческий капитал - один из важных факторов первоначального накопления капитала. В современной России купеческий капитал представлен «челночной» торговлей.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 262.