Этапы приватизации. Процесс приватизации, т. е. процесс раздела и передела государственной собственности, прошел несколько этапов:
• доваучерная приватизация в виде выкупа арендованного
имущества;
•вневаучерная раздача государственного имущества в ближайшем президентском и правительственном окружении; особенно большие масштабы она имела в конце 1993 г.;
• ваучерная (бесплатная) приватизация того, что не успели растащить;
• денежная приватизация;
• изменение первичных собственников через институт банкротства и залоговые аукционы.
Решающее значение в вопросе отделения граждан от государственной собственности имела ваучерная приватизация. Ее идеологическое обеспечение состояло в объяснении того, что государственное - значит ничье, брошенное. Однако к этому «брошенному» его собственникам, трудящимся, не дали подойти и близко.
Цели приватизации. Приватизация намечала семь главных целей:
• формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;
• повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
• социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
• содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
• создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
• привлечение иностранных инвестиций;
• создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации.
Как же в действительности были реализованы данные цели? Этот вопрос весьма аргументированно был рассмотрен В. П. Поле-вановым, председателем Государственного комитета по управлению государственным имуществом (за это он был моментально снят с должности и уволен с работы).
Приватизация и средний класс. На начало приватизации в расчете на душу населения в Российской Федерации полагалось государственной собственности на сумму около 21 тыс. долл. Фактически был выдан приватизационный чек, максимальная рыночная цена которого колебалась в районе 20 долл.
Уже в ходе первых этапов приватизации к концу 1994 г. около 60% предприятий стали негосударственными, около 40 млн человек — формальными акционерами. К 1999 году лишь 1/6 часть предприятий являлась государственной.
Ваучеризация не привела к созданию массы собственников, так называемого среднего класса, не обогатила народ. Абсолютное большинство инвестиционных фондов, собравших чеки и сконцентрировавших права собственности, кануло в Лету, дивидендов по ним не платит. А если и платит, то их сумма меньше тех средств, которые надо затратить на проезд в общественном транспорте для их получения. Акционеры не стали и не могли стать эффективными собственниками, ибо собственность на акции реализуется тремя путями:
• участием в управлении акционерным обществом;
• получением дивидендов;
• игрой на курсовой стоимости акций.
Участие в управлении акционерным обществом для рядовых держателей акций невозможно, так как для этого необходим если не контрольный, то крупный (более 10%) пакет акций. Получение дивидендов в условиях продолжающегося экономического кризиса, неплатежей, растущей убыточности предприятий также сомнительно. Продажа акций ЧИФов выше номинала в условиях экономического спада для подавляющего большинства акционеров невозможна.
Следовательно, слой массовых собственников существует формально. На деле распоряжается собственностью незначительная часть населения. То, что массовая приватизация не создает слоя частных собственников, показывает опыт всех бывших социалистических стран. В Чехии, где приватизационные счета были именными, они вполне законно на 70% оказались скупленными двумя гражданами.
Иметь - не значит уметь. Иметь в собственности фабрику или завод - не значит эффективно управлять ею. В ходе приватизации полностью практически и морально обанкротился лозунг о частном собственнике как самом эффективном собственнике.
Если бы действительно в результате приватизации появился эффективный собственник, он бы вкладывал средства в развитие производства, приглашал опытных управляющих, заботился о росте выпуска продукции и заработной платы работающих, социальном мире. Ничего подобного на подавляющей массе «прихватизированных» предприятий не происходит, не произойдет и в принципе не может произойти. Предприятия приватизировали либо для перепродажи, либо для их полного уничтожения как конкурентов.
Быстрый передел собственности в стране в целом преследовал в первую очередь не краткосрочные экономические, а долгосрочные политические цели. Он был направлен на концентрацию власти в руках политических сил, во главе которых оказался Ельцин, и удержание этой власти любыми, в том числе открыто террористическими, методами.
Приватизация и эффективность функционирования предприятий. Номинальная смена форм собственности никогда не обеспечивает повышения эффективности производства. Хуже того, в масштабах страны в приватизированном секторе резко упала производительность труда, что само по себе закономерно. В результате приватизации разрушается система управления предприятием, идет разрыв хозяйственных связей. Приватизированные предприятия служат лишь корыстным интересам их новых собственников. Поэтому приватизация не могла в принципе повысить эффективность производства.
Иногда в качестве аргумента отмечается, что все-таки частный сектор работает эффективнее в том смысле, что приносит больше прибыли. При этом умалчивается, что государственные предприятия обязывают производить заведомо убыточную или низко рентабельную продукцию, а по произведенным поставкам вовремя не расплачиваются. В результате создается иллюзорная видимость хоть какой-то эффективности от того ущерба, который нанесен стране с целью возвышения небольшой группки лиц, получившей название Семьи.
Приватизация и социальная защита населения. Планы поступления доходов от продажи государственного имущества никогда не выполнялись. Особенно был чувствителен «провал» 1996 г.: вместо предусмотренных 12 трлн руб. в госбюджет попало 1,4 трлн руб., обесцененных инфляцией. Это и понятно. В 1996 г. состоялись «свободные и равные выборы» Ельцина в президенты на деньги, которые оказывались в коробках из-под ксерокса.
В госбюджет не попали не только средства от продажи государственного имущества, но и иные. Компания «Газпром» в 1996 г., будучи должником федерального бюджета, перечисляла средства на избирательную кампанию Ельцина. В 1996 г. чистая прибыль «Газпрома» составила 13 трлн руб. «Газпром» должен был перечислить государству налогов на сумму свыше 5 трлн руб. Но Ельцин своим личным указом разрешил не перечислять их. В госбюджет поступило средств в 250 раз меньше.
Заниженная стоимость приватизированного имущества — это недобор налогов. Комбинат «Норильский никель, чей годовой оборот составляет 3,5 млрд долл., а годовая прибыль доходит до 500 млн долл., был продан за 179 млн долл., т. е. за одну треть годовой прибыли. Российская компания «Связьинвест» приватизирована за 1,2 млрд долл., а во Франции аналогичная, но в десять раз меньшая компания «Парижтелеком» приватизирована за 48 млрд долл. Сорокакратная разница в цене! Соответственно занижены налоги, и как результат - отсутствие средств на социальную защиту населения.
Приватизация и стабильность государственных финансов. Финансовое положение России как государства не только не стабилизировалось. Напротив, именно приватизация спровоцировала мощные катаклизмы в сфере государственных финансов. Госбюджет лишился источников доходов в виде поступлений:
• от части прибыли государственных предприятий;
• от налогов с невозвращаемой из-за границы выручки.
В результате финансовая система страны подвержена периодически наступающим коллапсам. Госбюджет не в состоянии обслуживать внешний и внутренний долг.
Первый мощный бюджетный кризис разразился сразу же после окончания ваучерной приватизации, в октябре 1994 г. Второй мощный бюджетный кризис грянул в августе 1998 г. Положение несколько выправилось только вследствие роста мировых цен на нефть.
Рассуждения о том, что приватизация могла стабилизировать государственные финансы, — очень яркий пример не просто ошибок или просчетов в осуществлении реформы, а в абсолютной некомпетентности ее идеологов и практиков в вопросах экономики.
Приватизация и демонополизация народного хозяйства. Приватизация под лозунгом демонополизации - самостоятельная причина разрушения отечественного хозяйства.
Стремление к демонополизации любой ценой во многом разрушило агропромышленный комплекс, разорвало технологические линии и межхозяйственные связи, что особенно сказалось на лесной промышленности и металлургии.
Цель - демонополизировать производство, взятая в отрыве от реального состояния российской экономики, сама по себе ошибочна и даже бессмысленна, так как технологически отсталое производство на большинстве предприятий оказалось не в состоянии конкурировать с демпинговым импортом.
В принципе, идея чрезмерной монополизации экономики в России является просто надуманной, представляет собой идеологическое клише, в которое за счет многократного повторения многие поверили. На самом деле, размещение заказов в СССР на основе унификации продукции было обусловлено системой планирования и лишь внешне походило на проявление монополизма. Чисто технически и экономически сохранялась возможность производства однотипных изделий на разных предприятиях, что и стало осуществляться в 1990-е гг. во вновь образовавшихся государствах в связи с распадом единого экономического пространства.
Приватизация и инвестиции. Процесс приватизации не только не расширил поток инвестиций, как отечественных, так и иностранных, но, напротив, привел к их резкому сокращению.
По данным Госкомстата РФ, объем иностранных инвестиций не составляет сколь-нибудь существенной величины и не
имеет четко выраженной тенденции к росту. Например, поток иностранных инвестиций резко сократился к моменту завершения ваучерной приватизации с 2 921 млн долл. в 1993 г. до 768 млн долл. за 9 месяцев 1994 г. Несколько расширившийся впоследствии ручеек внешних инвестиций вновь пересох вследствие мирового финансового кризиса 1997-1998 гг.
В результате приватизации не только не привлекли иностранных инвесторов, свои стали исчезать. Началось стремительное бегство отечественных капиталов за границу. Данные различных источников о вывозе финансовых средств из России значительно разнятся. Так, Центральный банк называет сумму в 15 млрд долл. (в среднем в год), МВФ и МВД - около 25 млрд долл., отдельные авторы - до 50 млрд долл.
Только в 1998 г. российские финансовые и промышленные компании перевели за рубеж через банки, зарегистрированные в оффшорной зоне на тихоокеанском острове Науру, 70 млрд долл. (Для сравнения: по данным МВФ, объем всего российского экспорта составил за тот же период 74 млрд долл.) А ведь есть еще Кипр, Каймановы острова, Швейцария...
В 1999 г. Центральный банк ужесточил правила и контроль за финансовыми операциями. Перевод денег несколько сократился, но по-прежнему колоссален.
При анализе взаимосвязи приватизации и инвестиций следует уяснить:
• наворованное никогда не становится объектом инвестирования;
• политическая нестабильность в стране страшит любого инвестора.
Поэтому без исправления ошибок в проведении приватизации, осуществлении в ряде случаев деприватизации инвестиционный процесс не наладится.
Бюрократия и приватизация. Система бюрократических органов создана по всей стране. Седьмая цель программы выполнена полностью. В целом за годы перестройки и реформ бюрократический аппарат в России увеличился, по самым скромным подсчетам, в четыре раза.
Последствия приватизации. При комплексном обобщении последствий приватизации необходимо различать декларации-утопии, расписывающие мифические будущие блага, и реальные, крайне неприглядные факты.
Экономические последствия приватизации выражаются в необратимом падении объемов производства и его эффективности, формировании «сырьевого флюса» из достаточно разно-
сторонне развитого народного хозяйства, распаде наукоемких производств. Катастрофически сократились инвестиции. Все это привело к качественному падению жизненного уровня населения, непрерывному сокращению его численности во все годы проводимого эксперимента.
Итогом стал общий откат страны на периферию мировой экономики.
Политические и правовые последствия приватизации. Даже если предположить, что в ходе приватизации государственная собственность разворовывалась бы юридически безупречно, все равно ее политические и правовые последствия являются исключительно отрицательными. Они выражаются в беспрецедентном не только для страны, но и для всего мира уровне преступности и коррупции. Не исчезла угроза распада страны. Процессы, свойственные первоначальному накоплению капитала, не проходят гладко в Российской Федерации. В чем состоят проблемы? Выделим самые значительные.
Во-первых, нажитые крупные состояния вывозятся за границу.
Во-вторых, частная собственность - не значит капиталистическая. Нажитые в ходе приватизации средства не инвестируются в производство, а используются на личные нужды, в т. ч. на покупку недвижимости за границей. Эти средства в принципе не вернутся в материальное производство.
В-третьих, нельзя полностью сбрасывать со счетов организованное рабочее движение. Развертывающееся движение за деприватизацию только набирает силу.
В-четвертых, политика приватизации не устранила чиновников от управления производством, а сняла с них ответственность за ее сколь-нибудь эффективное функционирование.
Таким образом, процессы первоначального накопления капитала в Российской Федерации не завершились. Эти процессы и составляют суть того, что часто называют таким неопределенным термином, как «переходный период».
Важнейшая причина, по которой приватизация продолжила череду экономических катастроф, называемых рыночной реформой, состоит в том, что не сформирован хозяин, нет объединения в одном лице собственника, управляющего и предпринимателя. Ваучерная приватизация отделила и отдалила собственника от производства. В условиях постоянной угрозы банкротства главной фигурой в руководстве стал временный управляющий, по сути дела временщик. Отсутствие инновационной деятельности не приводит к появлению слоя предпринимателей.
РАЗДЕЛ 4. РЫНКИ
Исследование вопросов данного раздела предполагает определение:
• специфики конкретного рынка;
• его основных субъектов;
• типичного предприятия, действующего на нем.
Хозяйственный организм функционирует за счет обменных процессов. Обменные процессы в целостном хозяйственном организме — это особые рынки полезных ископаемых, готовой продукции, финансовых ресурсов, услуг, информации. Обменные процессы предстают как потоки и запасы.
До выяснения законов функционирования следует обратить внимание на одно важное методологическое обстоятельство. Когда при анализе законов эволюции исследуются теории стоимости, то в качестве недостатка указывается, что в некоторых концепциях заложена недопустимая логическая тавтология: цены предопределяются ценами. Для процесса функционирования такое положение нормально - на рынках складывается система взаимозависимых, взаимообусловленных цен. Это выражается в том, что первичные цены определяют последующие, вторичные, производные; издержки производства товаров промежуточных товаров становятся объективным фактором формирования цены конечных товаров.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.