Впервые с проблемой устранения массового монополизма мир столкнулся в период перехода от феодализма к капитализму, когда нужно было разрушить цеховое производство, купеческие гильдии. Следующая волна антимонопольного законодательства прокатилась во второй половине XIX в., в период перехода к империализму. В связи с этим в ряде стран Западной и Центральной Европы уже в 70-е годы XIX в. были приняты антимонополистические законы.
В Российской империи меры против образования монополий принимались еще до создания такого государства, как Соединенные Штаты Америки. Например, 31 июля 1762 г. Екатериной II был издан указ о торговле, направленный против монополий.
В настоящее время в России приняты Федеральные законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях». Субъекты Федерации разрабатывают местное законодательство о регулировании деятельности естественных монополий.
Практика антимонопольного регулирования
В англо-американской экономической науке сложился стереотип в соответствии с которым, «когда экономист обнаруживал что-либо (того или иного сорта деловую практику), чего он не понимал, он искал объяснение в монополии»*.
*Фирма, рынок и право/Пер с англ. М., 1993. С. 63.
В ходе эксперимента в Российской Федерации на смену монополии государственной собственности пришел его еще более худший вид - монополизм иностранный. Примеров - великое множество. Компания «Семи Тек» увеличила свой пакет акций АОЗТ «Концерн Подольск» до 70%, после чего свернула производство, превратив его в сборочное из иностранных комплектующих. «Проктер энд Гэмбл», став хозяином 70% акций АО «Новомосковскбытхим», заявила, что хочет прекратить производство в Новомосковске отечественной продукции. Впервые в российской истории доказать в суде ценовой сговор удалось лишь в июне 2000 г. В Санкт-Петербурге торговцы бензином прекратили поставки в конце апреля — начале мая 1999 г. В результате за два-три дня цены подскочили почти в 2,5 раза, но и по ним купить топливо было невозможно. «Бензиновый кризис» в одном городе стал толчком для повышения цен по всей стране. В соответствии с судебным решением общая сумма незаконно полученной прибыли, подлежащая перечислению в бюджет, составила 9,8 млн руб. В результате предпринятых правительством в 1999 г. мер (введения для нефтекомпаний планово-балансовых заданий, предусматривавших, во-первых, обязательные поставки нефти и нефтепродуктов на нефтяной рынок, и лишь во-вторых, получение доступа к экспортным нефтепроводам) нефтекомпаний сократили экспорт сырой нефти, загрузили работой российские нефтеперерабатывающие заводы. За счет уменьшения экспорта сырой нефти всего лишь на 8 млн т государство получило в виде дополнительных налогов 35 млрд руб. На 15% увеличилось производство в химической индустрии. Руководство Минтопэнерго в 2000 г. предусматривало увеличение внутреннего Рынка еще на 15 млн т нефти. К сожалению, история бензиновых несчастий 1999 г., как и любая история, ничему не научила ни граждан, ни правительство. Министр был уволен, Минтопэнерго - «реорганизовано» в Минэнерго. Государственная нефтяная компания, способная своими интервенциями влиять на цены не создана. Стратегических резервов (как, например, у США) нет.Более умело стали действовать лишь «нефтяные короли».
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Структурные преобразования национальных экономических систем, т. е. изменение в них места, роли и функций государства, фирм, людей, представляют собой процесс их реформирования. В Российской Федерации сущность перестройки и рыночных реформ составляет первоначальное накопление капитала.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 201.