Учет рынков несовершенной конкуренции. Доминирующая фирма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Существуют самые разнообразные причины ограничения конкуренции: естественные, научно-технические, экономичес­кие, административные. Практика регулирования экономики требует их учета, что отражается в разработке индексов степе­ни концентрации и монополизации рынка. С этой целью в зависимости от сложившейся правовой системы используется понятие «доминирующая» фирма, абсолютные и относитель­ные показатели, ее определяющие.

К доминированию фирмы на рынке ведет:

горизонтальная интеграция - сосредоточение все боль­шей доли отраслевого производства;

вертикальная интеграция - проникновение в другие от­расли, связанные с основным профилем деятельности;

диверсификация - перенос деятельности за пределы своей отрасли и расширение номенклатуры производства.

В Российской Федерации, при нормативной правовой систе­ме, если фирма занимает в абсолютном объеме продаж более 65%, то она признается доминирующей на рынке. Доминирова­ние не является нарушением закона, но служит основанием для осуществления систематического наблюдения за ее деятель­ностью со стороны антимонопольных органов в целях недопу­щения злоупотреблений этим положением, ограничения конку­ренции, завышения цены. К фирме-нарушителю могут быть при­менены административные и финансовые санкции, вытекающие из антимонопольного законодательства.

В США, при сложившейся системе прецедентного права, в качестве относительного показателя степени концентрации и

 

Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технических особенностей производства^ (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а то­вары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных моно­полий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

К основным сферам деятельности субъектов естественных монополий в Российской Федерации относятся:

• транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистраль­ным нефтепроводам;

• транспортировка газа по трубопроводам;

• услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

• железнодорожные перевозки;

• услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов;

• услуги общедоступной телефонной и почтовой связи.

Методы государственного регулирования естественных моно­полий подразделяются на прямые и косвенные. Прямое регулиро­вание связано с программно-целевым управлением субъектами естественных монополий, находящимися в государственной соб­ственности. Методами косвенного регулирования естественных монополий, находящихся под контролем частных предпринима­телей, являются:

• формирование конкурентных условий при входе на моно­польный рынок (в форме конкурсов, аукционов при заключе­нии договоров об аренде, концессии, поставках);

• регулирование нормы прибыли (путем определения теку­щих издержек, оценки инвестиций, допустимой прибыли);

• фиксирование верхнего предела тарифа.

Согласно Постановлению правительства Российской Феде­рации от 13.10.1999 «Об обеспечении соблюдения экономи­чески обоснованных принципов формирования цен на продук­цию (услуги) субъектов естественных монополий», в целях сдер­живания инфляционных процессов в экономике и соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий Ми­нистерство Российской Федерации по антимонопольной поли­тике и поддержке предпринимательства и Федеральная энер­гетическая комиссия Российской Федерации должны устанав­ливать цены (тарифы) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий исходя из обоснованности затрат на их производство с учетом издержек производства (реализации) продукции (услуг), налогов и других платежей, стоимости ос­новных производственных средств, потребности в инвестици­ях, необходимых для воспроизводства, амортизационных от­числений, прогнозируемой прибыли, удаленности различных групп потребителей от места производства Продукции (услуг), соответствия качества производимой (реализуемой) продукции (услуг) спросу потребителей, а также государственных дота­ций и других мер государственной поддержки деятельности субъектов естественных монополий.

 

Модель централизованно регулируемой цены

 

Модель цены, регулируемой государством, можно предста­вить в следующем виде:

 

 

Конкуренция служит не только целям селекции наиболее эффективных производств, но и фактором разрушения эконо­мики. Конкуренция выделяет сильных и отстающих, но не для лечения болезни и помощи в беде. Цель конкуренции со­стоит в выявлении лидера, подчинении и уничтожении слабых и больных. Лидер через цену и масштабы сбыта получает воз­награждение, которое закрепляет лидерство. Лидерство в це­нах - это система установления монополистических цен.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.