Существуют самые разнообразные причины ограничения конкуренции: естественные, научно-технические, экономические, административные. Практика регулирования экономики требует их учета, что отражается в разработке индексов степени концентрации и монополизации рынка. С этой целью в зависимости от сложившейся правовой системы используется понятие «доминирующая» фирма, абсолютные и относительные показатели, ее определяющие.
К доминированию фирмы на рынке ведет:
• горизонтальная интеграция - сосредоточение все большей доли отраслевого производства;
• вертикальная интеграция - проникновение в другие отрасли, связанные с основным профилем деятельности;
• диверсификация - перенос деятельности за пределы своей отрасли и расширение номенклатуры производства.
В Российской Федерации, при нормативной правовой системе, если фирма занимает в абсолютном объеме продаж более 65%, то она признается доминирующей на рынке. Доминирование не является нарушением закона, но служит основанием для осуществления систематического наблюдения за ее деятельностью со стороны антимонопольных органов в целях недопущения злоупотреблений этим положением, ограничения конкуренции, завышения цены. К фирме-нарушителю могут быть применены административные и финансовые санкции, вытекающие из антимонопольного законодательства.
В США, при сложившейся системе прецедентного права, в качестве относительного показателя степени концентрации и
Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технических особенностей производства^ (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
К основным сферам деятельности субъектов естественных монополий в Российской Федерации относятся:
• транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам;
• транспортировка газа по трубопроводам;
• услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
• железнодорожные перевозки;
• услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов;
• услуги общедоступной телефонной и почтовой связи.
Методы государственного регулирования естественных монополий подразделяются на прямые и косвенные. Прямое регулирование связано с программно-целевым управлением субъектами естественных монополий, находящимися в государственной собственности. Методами косвенного регулирования естественных монополий, находящихся под контролем частных предпринимателей, являются:
• формирование конкурентных условий при входе на монопольный рынок (в форме конкурсов, аукционов при заключении договоров об аренде, концессии, поставках);
• регулирование нормы прибыли (путем определения текущих издержек, оценки инвестиций, допустимой прибыли);
• фиксирование верхнего предела тарифа.
Согласно Постановлению правительства Российской Федерации от 13.10.1999 «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий», в целях сдерживания инфляционных процессов в экономике и соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации должны устанавливать цены (тарифы) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий исходя из обоснованности затрат на их производство с учетом издержек производства (реализации) продукции (услуг), налогов и других платежей, стоимости основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для воспроизводства, амортизационных отчислений, прогнозируемой прибыли, удаленности различных групп потребителей от места производства Продукции (услуг), соответствия качества производимой (реализуемой) продукции (услуг) спросу потребителей, а также государственных дотаций и других мер государственной поддержки деятельности субъектов естественных монополий.
Модель централизованно регулируемой цены
Модель цены, регулируемой государством, можно представить в следующем виде:
Конкуренция служит не только целям селекции наиболее эффективных производств, но и фактором разрушения экономики. Конкуренция выделяет сильных и отстающих, но не для лечения болезни и помощи в беде. Цель конкуренции состоит в выявлении лидера, подчинении и уничтожении слабых и больных. Лидер через цену и масштабы сбыта получает вознаграждение, которое закрепляет лидерство. Лидерство в ценах - это система установления монополистических цен.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.