Свободная конкуренция осуществляется в разных формах и направлениях.
Следует разделять внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция - это соревнование между фирмами, производящими сходные товары. Каковы ее последствия? Происходит стихийное сближение и выравнивание отраслевых цен на товары одинакового качества. Выровненная цена - это такая реальность, которая разделяет эффективные и неэффективные предприятия одной отрасли (см. п. 2.1.5).
В экономике Российской Федерации в ходе реформ проходил именно такой процесс. Так, в конце 1991 г. можно было встретить два соседствовавших пункта обмена валюты, в которых цены на доллары, марки и т. д. отличались на десятки процентов. А этот товар является однокачественным. Сейчас цены на валюту разнятся совершенно незначительно, они не упали, что должно было произойти по теории совершенной конкуренции А. Маршалла, а выровнялись.
Межотраслевая конкуренция - это соревнование между фирмами, относящимися к разным отраслям, производящим разнородную продукцию. Каковы ее последствия? Происходит стихийное сближение и выравнивание норм прибыли. В конечном счете при прочих равных условиях переливы капитала приводят к тому, что становится несущественным, в какой области следует применить капитал, если использовать его эффективно. Выровненную межотраслевую цену называют ценой производства. Она равна сумме издержек производства и средней прибыли:
ЦП = ИП + Р,
где ИП - издержки производства;
ЦП - цена производства;
Р - средняя прибыль.
Цена производства - такая реальность, которая разделяет эффективные и неэффективные предприятия разных отраслей. Неэффективно то, что не приносит прибыли или приносит слишком малую прибыль. Неэффективное частное рыночное предприятие тождественно неприбыльному, а неприбыльное - неэффективному.
В Российской Федерации процесс формирования межотраслевых цен производства только начинается. Более выгодными по сравнению с материальной производственной деятельностью являются торговля и банковская деятельность. Переливы капитала из одной отрасли в другую отражаются на структуре численности работающих по отраслям экономики, в средней номинальной и реальной заработной плате, динамике производства, инвестициях.
Концепция цены производства заложена и в правовые документы. Например, в Федеральном законе «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» говорится о цене товара, которая складывается из его средневзвешенной себестоимости и средней нормы прибыли, определяемых исходя из средневзвешенных производственных, торговых, административных и общих издержек. Концепция цены производства лежит и в основе внешнеэкономической доктрины о паритете покупательной способности, согласно которой одинаковые товары в Разных странах должны продаваться по одной и той же цене.
Формы конкурентной борьбы
Конкуренция не идиллия, ведущая к снижению цен и росту объемов производства. В ее реестр включаются:
• лишение конкурентов источников сырья, рынков сбыта, кредитов и т. п.;
• маневрирование ценами, в частности, установление сближенных или одинаковых цен на товары разного качества; использование скидок, «война цен», т. е. демпинг;
• неценовая конкуренция (по ассортименту, по качеству продукции, по условиям продажи, послепродажному обслуживанию);
• объявление бойкота;
• скупка предприятий конкурента (яркий пример - приватизация в России);
• промышленный шпионаж;
• скупка патентов, влияющих на использование достижений научно-технического прогресса;
• давление на конкурента через государственные органы;
• широкое использование рекламы;
• использование внерыночных форм борьбы (финансовые махинации, переманивание специалистов).
Принято выделять добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Факт недобросовестной конкуренции в основном устанавливается через судебные органы.
В Российской Федерации достижение конкурентных преимуществ связано с двумя моментами. Во-первых, с нарушением налогового законодательства, неуплатой налогов, что дает возможность несколько понизить цену на реализуемый товар или повысить рентабельность. Во-вторых, с получением эксклюзивных налоговых льгот.
Конкуренция не панацея от всех бед и болезней, возникающих в рыночной экономике. Конкурентный рынок не является эффективным регулятором общественного транспорта, обороны, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства. Эти товары и услуги предполагают общественное потребление, где трудно реализовать принцип возмездности. Рынок не предотвращает сам по себе загрязнение окружающей среды, не учитывает отдаленные последствия хозяйственной деятельности в перспективе.
Свободная конкуренция самим естественным ходом развития ведет к образованию монополий, т. е. победителей в борьбе, и к самоизживанию свободной конкуренции;
Несовершенная конкуренция
Если имеются ограничения в формировании рынка, то возникают отношения несовершенной конкуренции. Основные формы несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия и олигопсония, монополия и монопсония. Они проявляются в создании дефицита производимой продукции (в ряде случаев для поддержания цен она просто уничтожается), вымывании дешевого ассортимента, завышении или занижении качества товаров, работ и услуг в зависимости от собственной выгоды, назначении сроков и объемов поставок продукции в соответствии только со своей цроизводственной программой, произвольный отказ от заключения договоров с потребителем.
Монополистическая конкуренция возникает при отсутствии барьеров для вхождения в рынок многих субъектов со стороны предложения, но при этом товар дифференцирован, узко специализирован. (В качестве примера могут служить рестораны национальной кухни.)
Олигополия предполагает малое число продавцов, продукция выпускается несколькими крупными фирмами, наличие барьеров вхождения на рынок. Показательные примеры - фармацевтические препараты, производство автомобилей.
Монопсония складывается в том случае, если имеется единственный потребитель товара и множество производителей, причем потребитель приобретает подавляющую массу товаров, поставляемых производителями. По ряду товаров примером могут служить закупки со стороны министерства обороны.
Олигопсония — это такая рыночная ситуация, при которой сложилось господство группы покупателей определенного товара.
Монополия как состояние рынка характеризуется наличием одного продавца, серьезными барьерами для начала производства монополизированной продукции.
Алмаз - самый распространенный драгоценный камень -имеет самую высокую стоимость. Почему? По некоторым оценкам, компания «Де Бирс» контролировала в 2000 г. до 65% Добычи и огранки алмазов в мире и являлась международной монополией.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 246.