Свободная конкуренция и цена производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Свободная конкуренция осуществляется в разных формах и направлениях.

Следует разделять внутриотраслевую и межотраслевую кон­куренцию. Внутриотраслевая конкуренция - это соревнование между фирмами, производящими сходные товары. Каковы ее по­следствия? Происходит стихийное сближение и выравнивание отраслевых цен на товары одинакового качества. Выровненная цена - это такая реальность, которая разделяет эффективные и неэффективные предприятия одной отрасли (см. п. 2.1.5).

В экономике Российской Федерации в ходе реформ прохо­дил именно такой процесс. Так, в конце 1991 г. можно было встретить два соседствовавших пункта обмена валюты, в кото­рых цены на доллары, марки и т. д. отличались на десятки процентов. А этот товар является однокачественным. Сейчас цены на валюту разнятся совершенно незначительно, они не упали, что должно было произойти по теории совершенной конкуренции А. Маршалла, а выровнялись.

Межотраслевая конкуренция - это соревнование между фир­мами, относящимися к разным отраслям, производящим раз­нородную продукцию. Каковы ее последствия? Происходит сти­хийное сближение и выравнивание норм прибыли. В конеч­ном счете при прочих равных условиях переливы капитала приводят к тому, что становится несущественным, в какой об­ласти следует применить капитал, если использовать его эф­фективно. Выровненную межотраслевую цену называют ценой производства. Она равна сумме издержек производства и сред­ней прибыли:

ЦП = ИП + Р,

где ИП - издержки производства;

ЦП - цена производства;

Р - средняя прибыль.

Цена производства - такая реальность, которая разделяет эффективные и неэффективные предприятия разных отраслей. Неэффективно то, что не приносит прибыли или приносит слиш­ком малую прибыль. Неэффективное частное рыночное пред­приятие тождественно неприбыльному, а неприбыльное - не­эффективному.

В Российской Федерации процесс формирования межотрас­левых цен производства только начинается. Более выгодными по сравнению с материальной производственной деятельнос­тью являются торговля и банковская деятельность. Переливы капитала из одной отрасли в другую отражаются на структуре численности работающих по отраслям экономики, в средней номинальной и реальной заработной плате, динамике произ­водства, инвестициях.

Концепция цены производства заложена и в правовые до­кументы. Например, в Федеральном законе «О мерах по защи­те экономических интересов Российской Федерации при осу­ществлении внешней торговли товарами» говорится о цене товара, которая складывается из его средневзвешенной себе­стоимости и средней нормы прибыли, определяемых исходя из средневзвешенных производственных, торговых, административ­ных и общих издержек. Концепция цены производства лежит и в основе внешнеэкономической доктрины о паритете покупа­тельной способности, согласно которой одинаковые товары в Разных странах должны продаваться по одной и той же цене.

 

Формы конкурентной борьбы

 

Конкуренция не идиллия, ведущая к снижению цен и росту объемов производства. В ее реестр включаются:

• лишение конкурентов источников сырья, рынков сбыта, кредитов и т. п.;

• маневрирование ценами, в частности, установление сбли­женных или одинаковых цен на товары разного качества; ис­пользование скидок, «война цен», т. е. демпинг;

• неценовая конкуренция (по ассортименту, по качеству про­дукции, по условиям продажи, послепродажному обслужива­нию);

• объявление бойкота;

• скупка предприятий конкурента (яркий пример - прива­тизация в России);

• промышленный шпионаж;

• скупка патентов, влияющих на использование достиже­ний научно-технического прогресса;

• давление на конкурента через государственные органы;

• широкое использование рекламы;

• использование внерыночных форм борьбы (финансовые махинации, переманивание специалистов).

Принято выделять добросовестную и недобросовестную кон­куренцию. Факт недобросовестной конкуренции в основном устанавливается через судебные органы.

В Российской Федерации достижение конкурентных пре­имуществ связано с двумя моментами. Во-первых, с нарушени­ем налогового законодательства, неуплатой налогов, что дает возможность несколько понизить цену на реализуемый товар или повысить рентабельность. Во-вторых, с получением экс­клюзивных налоговых льгот.

Конкуренция не панацея от всех бед и болезней, возникаю­щих в рыночной экономике. Конкурентный рынок не является эффективным регулятором общественного транспорта, оборо­ны, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства. Эти товары и услуги предполагают общественное потребление, где трудно реализовать принцип возмездности. Рынок не предотвращает сам по себе загрязнение окружающей среды, не учитывает отдаленные последствия хозяйственной де­ятельности в перспективе.

Свободная конкуренция самим естественным ходом разви­тия ведет к образованию монополий, т. е. победителей в борьбе, и к самоизживанию свободной конкуренции;

 

Несовершенная конкуренция

 

Если имеются ограничения в формировании рынка, то воз­никают отношения несовершенной конкуренции. Основные формы несовершенной конкуренции: монополистическая конку­ренция, олигополия и олигопсония, монополия и монопсония. Они проявляются в создании дефицита производимой продукции (в ряде случаев для поддержания цен она просто уничтожается), вымывании дешевого ассортимента, завышении или занижении качества товаров, работ и услуг в зависимости от собственной выгоды, назначении сроков и объемов поставок продукции в со­ответствии только со своей цроизводственной программой, про­извольный отказ от заключения договоров с потребителем.

Монополистическая конкуренция возникает при отсутствии барьеров для вхождения в рынок многих субъектов со сторо­ны предложения, но при этом товар дифференцирован, узко специализирован. (В качестве примера могут служить ресто­раны национальной кухни.)

Олигополия предполагает малое число продавцов, продук­ция выпускается несколькими крупными фирмами, наличие барьеров вхождения на рынок. Показательные примеры - фар­мацевтические препараты, производство автомобилей.

Монопсония складывается в том случае, если имеется един­ственный потребитель товара и множество производителей, причем потребитель приобретает подавляющую массу товаров, поставляемых производителями. По ряду товаров примером могут служить закупки со стороны министерства обороны.

Олигопсония — это такая рыночная ситуация, при которой сло­жилось господство группы покупателей определенного товара.

Монополия как состояние рынка характеризуется наличи­ем одного продавца, серьезными барьерами для начала произ­водства монополизированной продукции.

Алмаз - самый распространенный драгоценный камень -имеет самую высокую стоимость. Почему? По некоторым оцен­кам, компания «Де Бирс» контролировала в 2000 г. до 65% Добычи и огранки алмазов в мире и являлась международной монополией.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.