О «ловушке» математического мышления, которую могут исправить гуманитарии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Чем неприемлема теория совершенного рынка, почему она не может выполнить полезную функцию для объяснения ситу­ации на многих рынках, почему такого рода рынки не способ­ны быть эталоном? Потому что дает ошибочные выводы для практических действий, создает неоправданные иллюзии. Как на самом деле влияет конкуренция на цены? Что произойдет в результате усиления конкурентной борьбы? Согласно модели рынка совершенной конкуренции, цены понизятся. Этому вы­воду противоречит вся история человечества, его хозяйствова­ния. Теория совершенной конкуренции представляет собой «ловушку» формально-логического мышления, приучает мыс­лить количественно, по принципу пропорций («больше - боль­ше», «меньше - меньше»). Закрепление таких стереотипов в науке мешает постижению истины.

Попытайтесь вставить недостающее слово в известные строки А. С. Пушкина:

Чем меньше женщину мы любим,

Тем... нравимся мы ей.

В подавляющем числе случаев дают ответ, будто пропуще­но слово «больше»: меньше любим - больше нравимся. Сра­батывает стереотип линейного мышления, рассуждают по прин­ципу «больше — меньше» или «больше — больше», что являет­ся весьма характерным заблуждением, сильно внедрившимся в экономическую науку.

У А. С. Пушкина - иное: меньше любим - легче нравимся. В принципе, стереотип линейного мышления, математический при­митивизм преодолевается за счет гуманитаризации образования.

Модель совершенной конкуренции не опирается на факты. С конца 1991 г. в Российской Федерации стали создавать сво-бс дный рынок и совершенную конкуренцию. Расчленили все кр упные предприятия, полностью разрушили монополию внеш­ней торговли. Разве цены упали? Ну хотя бы одна! (Если не считать цены человеческой жизни.)

В принципе существует строго определенный круг причин для снижения цен. К ним относятся:

1) допродажа товара, производство которого прекращается. Во многих странах закон о защите прав потребителей запреща­ет реализацию, если товар снят с производства, и не выпускают­ся запчасти на случай его ремонта. В этой ситуации с целью избежания потерь происходит продажа товарных остатков;

2) положительный эффект от масштаба производства, используемый для разорения конкурента с целью образования монополии. Поэтому разрабатывается законодательство, направ­ленное на то, чтобы не допустить в странах с развитой рыноч­ной экономикой разрушительной ценовой конкуренции, сни­жения внутренних цен за счет неконтролируемого импорта;

3) криминализация экономики. Продажа краденых това­ров и товаров, по которым не платят налогов, - вот потенциал для снижения цен.

Ни одна из причин не связана с совершенной конкуренцией.

Не снижение цен, а их рост всегда способствовали деловой активности. Бывший премьер-министр Франции, Р. Барр отме­чает: «Всеобщее повышение цен, происшедшее в 1850-1873 го­дах в результате разработки золотых месторождений в Кали­форнии и Австралии, привело к значительному росту деловой активности. После снижения цен в 1873-1892 годах новое их повышение продолжалось вплоть до Первой мировой войны»*. Период снижения цен в 1873-1892 гг. был временем перехода к монополистическому капитализму, временем развития идей стихийно-социалистических. Именно в данный период А. Мар­шалл разработал концепцию совершенной конкуренции, через которую ошибочно оценил перспективы эволюции цен.

* Барр Р. Политическая экономия. В 2-х т. T.I. M., 1994. С. 75

 

Обосновывая полезность в экономической теории и полити­ке концепции совершенной конкуренции, в ней видят функ­цию эталона, к которому следует стремиться, базу для разви­тия идей, иллюзий необычайной эффективности конкурентных рынков. Но в том и суть монополии, что она формируется объективно, обладает большей эффективностью. Таким обра­зом, изучая рыночные структуры, основываясь на фактах, сле­дует говорить о свободной, но ни в коем случае о «совершен­ной» конкуренции. В зависимости от исторического этапа эво­люции рынка, формы соревнования, числа участников на сто­роне спроса и предложения цена товара по-разному реагирует на конкуренцию.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.