Чем неприемлема теория совершенного рынка, почему она не может выполнить полезную функцию для объяснения ситуации на многих рынках, почему такого рода рынки не способны быть эталоном? Потому что дает ошибочные выводы для практических действий, создает неоправданные иллюзии. Как на самом деле влияет конкуренция на цены? Что произойдет в результате усиления конкурентной борьбы? Согласно модели рынка совершенной конкуренции, цены понизятся. Этому выводу противоречит вся история человечества, его хозяйствования. Теория совершенной конкуренции представляет собой «ловушку» формально-логического мышления, приучает мыслить количественно, по принципу пропорций («больше - больше», «меньше - меньше»). Закрепление таких стереотипов в науке мешает постижению истины.
Попытайтесь вставить недостающее слово в известные строки А. С. Пушкина:
Чем меньше женщину мы любим,
Тем... нравимся мы ей.
В подавляющем числе случаев дают ответ, будто пропущено слово «больше»: меньше любим - больше нравимся. Срабатывает стереотип линейного мышления, рассуждают по принципу «больше — меньше» или «больше — больше», что является весьма характерным заблуждением, сильно внедрившимся в экономическую науку.
У А. С. Пушкина - иное: меньше любим - легче нравимся. В принципе, стереотип линейного мышления, математический примитивизм преодолевается за счет гуманитаризации образования.
Модель совершенной конкуренции не опирается на факты. С конца 1991 г. в Российской Федерации стали создавать сво-бс дный рынок и совершенную конкуренцию. Расчленили все кр упные предприятия, полностью разрушили монополию внешней торговли. Разве цены упали? Ну хотя бы одна! (Если не считать цены человеческой жизни.)
В принципе существует строго определенный круг причин для снижения цен. К ним относятся:
1) допродажа товара, производство которого прекращается. Во многих странах закон о защите прав потребителей запрещает реализацию, если товар снят с производства, и не выпускаются запчасти на случай его ремонта. В этой ситуации с целью избежания потерь происходит продажа товарных остатков;
2) положительный эффект от масштаба производства, используемый для разорения конкурента с целью образования монополии. Поэтому разрабатывается законодательство, направленное на то, чтобы не допустить в странах с развитой рыночной экономикой разрушительной ценовой конкуренции, снижения внутренних цен за счет неконтролируемого импорта;
3) криминализация экономики. Продажа краденых товаров и товаров, по которым не платят налогов, - вот потенциал для снижения цен.
Ни одна из причин не связана с совершенной конкуренцией.
Не снижение цен, а их рост всегда способствовали деловой активности. Бывший премьер-министр Франции, Р. Барр отмечает: «Всеобщее повышение цен, происшедшее в 1850-1873 годах в результате разработки золотых месторождений в Калифорнии и Австралии, привело к значительному росту деловой активности. После снижения цен в 1873-1892 годах новое их повышение продолжалось вплоть до Первой мировой войны»*. Период снижения цен в 1873-1892 гг. был временем перехода к монополистическому капитализму, временем развития идей стихийно-социалистических. Именно в данный период А. Маршалл разработал концепцию совершенной конкуренции, через которую ошибочно оценил перспективы эволюции цен.
* Барр Р. Политическая экономия. В 2-х т. T.I. M., 1994. С. 75
Обосновывая полезность в экономической теории и политике концепции совершенной конкуренции, в ней видят функцию эталона, к которому следует стремиться, базу для развития идей, иллюзий необычайной эффективности конкурентных рынков. Но в том и суть монополии, что она формируется объективно, обладает большей эффективностью. Таким образом, изучая рыночные структуры, основываясь на фактах, следует говорить о свободной, но ни в коем случае о «совершенной» конкуренции. В зависимости от исторического этапа эволюции рынка, формы соревнования, числа участников на стороне спроса и предложения цена товара по-разному реагирует на конкуренцию.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.