Каковы важнейшие причины государственной хозяйственной деятельности?
Во-первых, государство - крупнейший собственник. Исходя из теории «провалов» рынка, государство не может не быть собственником. Эффективное использование собственности и есть хозяйственная деятельность.
Во-вторых, государство неизбежно регулирует поведение фирм. Образование естественных монополий, концентрация производства и капитала, поощрение мелкого и малого бизнеса - все это требует дополнительного участия с его стороны и разработки правовых нормативов.
Существует неустранимое и непреодолимое различие между интересами общества и интересами частного капитала. То, что полезно для общества, может быть невыгодно капиталу, преследующему цели получения прибыли. То, что способно нанести вред обществу (наркомания, развязывание военных конфликтов и т. д.), вполне может быть выгодно капиталу. Государство неизбежно должно брать на себя функцию координатора экономических интересов и хозяйственных целей.
В-третьих, государство в целях сохранения системы и обеспечения безопасности ее функционирования регулирует экономическое поведение, доходы и расходы физических лиц, выступающих в качестве предпринимателей, наемных работников, потребителей.
В-четвертых, появились зоны особо высокого риска в экономике, которые нельзя доверить частному капиталу. В Российской Федерации повышенный технический риск вызывается старением основного капитала, что в перспективе способно дать резкий рост аварийности.
В-пятых, государство должно собирать информацию о состоянии экономической конъюнктуры, осуществлять ее мониторинг в стране.
Как отмечал Марк Твен, «муравей хорошо работает только тогда, когда за ним наблюдает неопытный натуралист, делающий неверные выводы». Так же и рынок хорошо работает в математических формулах, построенных на нереальных предположениях о совершенной конкуренции. В действительности государство должно заниматься планированием и прогнозированием динамики экономического роста.
В-шестых, когда частный капитал не имеет средств для масштабных инвестиций, тогда предпринимателем, если, конечно,
общество хочет жить и развиваться, неизбежно должно выступать государство.
В-седьмых, резко возрастают социальные издержки развития, расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, поддержание нормального функционирования гигантских мегаполисов.
В-восьмых, создание глобальной экономики, планетарного хозяйства требует поддержания баланса и отстаивания национальных интересов. Развитие международного сотрудничества, интеграционных объединений, внешней торговли, рынка международных инвестиций, межстранового разделения труда, массовой миграции делает не отдельную фирму, а именно государство в целом субъектом не только национальной, но и мировой экономики.
В-девятых, имеются доктриналъные причины, предопределяющие расширение или сужение функций государства в экономике. Как известно, нет политики, если нет государства. В современных условиях функции государства в экономике определяются политическими программами правящих партий. Социализация общества всегда связывалась с ростом масштабов государственной хозяйственной деятельности. Она начинала включать в себя меры по борьбе с безработицей, распределение из общественных фондов потребления и пр. В пику такому подходу либерально-утопические доктрины все провалы рынка списывают на государственную неэффективность хозяйственной деятельности, ни в коей мере не считаясь с реальными проблемами и потребностями развития общества и ссылаясь на то, что деятельность государства как субъекта хозяйствования порождает бюрократию и соответствующие государственные трансакционные издержки.
Содержание государственной хозяйственной деятельности
В условиях рынка основными объектами государственной хозяйственной деятельности являются: денежное обращение и цены, структура хозяйства, НИОКР, условия конкуренции, экономический цикл, условия инвестирования, поддержание уровня занятости, подготовка и переподготовка кадров, торговый и платежный баланс страны, внешнеэкономические связи, социальные отношения (социальное обеспечение, трудовые и иные отношения), окружающая среда.
В соответствии с объектами государственного регулирования экономики выделяются следующие составные элементы экономической политики государства: денежно-кредитная, налоговобюджетная, инвестиционная, научно-техническая, промышленная, структурная, антимонопольная, региональная, внешнеэкономическая политика. Часто важнейшие формы экономической политики (подготовка и переподготовка кадров, регулирование занятости и безработицы, продолжительности рабочего дня, охрана труда) рассматриваются в качестве моментов социальной политики государства.
Способы государственного регулирования экономики связаны с разделением ветвей власти и подразделяются на законодательные, административные и судебно-надзорные.
Законодательные способы воздействия на экономику зависят от системы сложившегося государственного и муниципального управления. Федеральные законы принимает Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), региональное законодательство разрабатывается в 89 субъектах Федерации. Административные способы государственного воздействия на экономику связаны с системой исполнительной власти страны. К ней относятся правительственные министерства и комитеты, Центральный банк. Судебно-надзорные органы следят за исполнением действующего законодательства.
Методы влияния государства на экономику подразделяются на прямые и косвенные. Прямые представляют собой непосредственное вмешательство в частный бизнес, директивное планирование, государственное предпринимательство. Косвенные методы могут быть финансовыми, бюджетными, налоговыми, планово-индикативными.
Инструменты экономической политики государства достаточно условно подразделяются на рыночные и нерыночные.
Все государства мира используют богатый инструментарий воздействия на хозяйственную жизнь. Экономическая политика исполнительных органов власти включает в себя: лицензирование, регламентацию, антимонопольные и антидемпинговые мероприятия, мониторинг состояния наиболее важных рынков, регистрацию, квотирование, разработку планов, программ, прогнозов, стандартов и нормативов, установление раздела продукции при разработке природных месторождений, пределов заработной платы, тарифов, налогов, сборов, пошлин, изменение ставки рефинансирования, предоставление финансовых и иных льгот, определение направлений государственных капиталовложений, проведение операций на открытом рынке, валютных интервенций, манипулирование нормой обязательных резервов, выдачу кредитов (для малого предпринимательства, сельскому хозяйству, иностранным государствам), предоставление гарантий и поручительств.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 242.