Причины государственной хозяйственной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Каковы важнейшие причины государственной хозяйствен­ной деятельности?

Во-первых, государство - крупнейший собственник. Исхо­дя из теории «провалов» рынка, государство не может не быть собственником. Эффективное использование собственности и есть хозяйственная деятельность.

Во-вторых, государство неизбежно регулирует поведение фирм. Образование естественных монополий, концентрация производства и капитала, поощрение мелкого и малого бизне­са - все это требует дополнительного участия с его стороны и разработки правовых нормативов.

Существует неустранимое и непреодолимое различие между интересами общества и интересами частного капитала. То, что полезно для общества, может быть невыгодно капиталу, пре­следующему цели получения прибыли. То, что способно нанес­ти вред обществу (наркомания, развязывание военных конф­ликтов и т. д.), вполне может быть выгодно капиталу. Госу­дарство неизбежно должно брать на себя функцию координа­тора экономических интересов и хозяйственных целей.

В-третьих, государство в целях сохранения системы и обес­печения безопасности ее функционирования регулирует эконо­мическое поведение, доходы и расходы физических лиц, высту­пающих в качестве предпринимателей, наемных работников, потребителей.

В-четвертых, появились зоны особо высокого риска в эко­номике, которые нельзя доверить частному капиталу. В Рос­сийской Федерации повышенный технический риск вызывает­ся старением основного капитала, что в перспективе способно дать резкий рост аварийности.

В-пятых, государство должно собирать информацию о со­стоянии экономической конъюнктуры, осуществлять ее мони­торинг в стране.

Как отмечал Марк Твен, «муравей хорошо работает только тогда, когда за ним наблюдает неопытный натуралист, делаю­щий неверные выводы». Так же и рынок хорошо работает в математических формулах, построенных на нереальных пред­положениях о совершенной конкуренции. В действительности государство должно заниматься планированием и прогнозиро­ванием динамики экономического роста.

В-шестых, когда частный капитал не имеет средств для мас­штабных инвестиций, тогда предпринимателем, если, конечно,

общество хочет жить и развиваться, неизбежно должно высту­пать государство.

В-седьмых, резко возрастают социальные издержки разви­тия, расходы на образование, здравоохранение, социальное обес­печение, поддержание нормального функционирования гигант­ских мегаполисов.

В-восьмых, создание глобальной экономики, планетарного хозяйства требует поддержания баланса и отстаивания нацио­нальных интересов. Развитие международного сотрудничества, интеграционных объединений, внешней торговли, рынка меж­дународных инвестиций, межстранового разделения труда, мас­совой миграции делает не отдельную фирму, а именно государ­ство в целом субъектом не только национальной, но и миро­вой экономики.

В-девятых, имеются доктриналъные причины, предопределя­ющие расширение или сужение функций государства в эконо­мике. Как известно, нет политики, если нет государства. В со­временных условиях функции государства в экономике опреде­ляются политическими программами правящих партий. Соци­ализация общества всегда связывалась с ростом масштабов го­сударственной хозяйственной деятельности. Она начинала вклю­чать в себя меры по борьбе с безработицей, распределение из общественных фондов потребления и пр. В пику такому подхо­ду либерально-утопические доктрины все провалы рынка спи­сывают на государственную неэффективность хозяйственной деятельности, ни в коей мере не считаясь с реальными пробле­мами и потребностями развития общества и ссылаясь на то, что деятельность государства как субъекта хозяйствования порож­дает бюрократию и соответствующие государственные трансакционные издержки.

 

Содержание государственной хозяйственной деятельности

 

В условиях рынка основными объектами государственной хозяйственной деятельности являются: денежное обращение и цены, структура хозяйства, НИОКР, условия конкуренции, экономический цикл, условия инвестирования, поддержание уровня занятости, подготовка и переподготовка кадров, торго­вый и платежный баланс страны, внешнеэкономические связи, социальные отношения (социальное обеспечение, трудовые и иные отношения), окружающая среда.

В соответствии с объектами государственного регулирования экономики выделяются следующие составные элементы эконо­мической политики государства: денежно-кредитная, налоговобюджетная, инвестиционная, научно-техническая, промышлен­ная, структурная, антимонопольная, региональная, внешнеэко­номическая политика. Часто важнейшие формы экономической политики (подготовка и переподготовка кадров, регулирование занятости и безработицы, продолжительности рабочего дня, ох­рана труда) рассматриваются в качестве моментов социальной политики государства.

Способы государственного регулирования экономики свя­заны с разделением ветвей власти и подразделяются на зако­нодательные, административные и судебно-надзорные.

Законодательные способы воздействия на экономику зави­сят от системы сложившегося государственного и муниципаль­ного управления. Федеральные законы принимает Федераль­ное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), ре­гиональное законодательство разрабатывается в 89 субъектах Федерации. Административные способы государственного воз­действия на экономику связаны с системой исполнительной власти страны. К ней относятся правительственные министер­ства и комитеты, Центральный банк. Судебно-надзорные орга­ны следят за исполнением действующего законодательства.

Методы влияния государства на экономику подразделяют­ся на прямые и косвенные. Прямые представляют собой не­посредственное вмешательство в частный бизнес, директивное планирование, государственное предпринимательство. Косвен­ные методы могут быть финансовыми, бюджетными, налоговы­ми, планово-индикативными.

Инструменты экономической политики государства доста­точно условно подразделяются на рыночные и нерыночные.

Все государства мира используют богатый инструментарий воздействия на хозяйственную жизнь. Экономическая политика исполнительных органов власти включает в себя: лицензирова­ние, регламентацию, антимонопольные и антидемпинговые ме­роприятия, мониторинг состояния наиболее важных рынков, ре­гистрацию, квотирование, разработку планов, программ, прогно­зов, стандартов и нормативов, установление раздела продукции при разработке природных месторождений, пределов заработной платы, тарифов, налогов, сборов, пошлин, изменение ставки рефи­нансирования, предоставление финансовых и иных льгот, опреде­ление направлений государственных капиталовложений, прове­дение операций на открытом рынке, валютных интервенций, ма­нипулирование нормой обязательных резервов, выдачу кредитов (для малого предпринимательства, сельскому хозяйству, иност­ранным государствам), предоставление гарантий и поручительств.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.