Третьим весьма значительным направлением государственной хозяйственной деятельности является перераспределение национального дохода через государственный бюджет. Госбюджет - это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план, утверждаемый законодательно. Он подразделяется на текущий бюджет и бюджет развития. Бюджетное устройство Российской Федерации включает в себя бюджеты трех уровней:
• федеральный бюджет;
• бюджеты субъектов Федерации;
• местные бюджеты.
Совокупность доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов называется консолидированным бюджетом. Важнейшим методом исчисления доходов и расходов, используемым при составлении бюджета, является метод непосредственных оценок, основывающихся на изучении динамики показателей хозяйственной конъюнктуры.
Доходы государства основываются на налогах, пошлинах, сборах, тарифах. Когда люди нарушают закон - их штрафуют, когда поступают правильно — с них берут налоги. Во всех случаях пополняется бюджет.
Доходы госбюджета включают в себя:
•налоговые поступления;
• неналоговые доходы;
• доходы целевых бюджетных фондов (дорожного, экологического, воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.).
Расходы госбюджета направлены на:
• оборону и обеспечение международных отношений;
• содержание государственной собственности;
• обслуживание государственного долга, внутреннего и внешнего;
• содержание сферы образования и здравоохранения, общественного транспорта, милиции;
• выплаты по социальному обеспечению;
• финансирование научно-технического прогресса и др. Превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом. Для его покрытия и обеспечения расходов привлекаются дополнительные средства, в том числе кредиты и прибыль Центрального банка России, кредиты Международного валютного фонда и иные внешние заимствования, а также реализуются ценные бумаги (например, государственные краткосрочные обязательства). Систематический ежегодный бюджетный дефицит приводит к росту государственного долга, внешнего и внутреннего.
Превышение доходов над расходами называется бюджетным профицитом. Так, в 2000 г. Федеральный бюджет России вследствие благоприятной конъюнктуры на мировых рынках был исполнен с профицитом в 177 млрд руб., что составляло 2,6% ВВП.
Общее представление о госбюджете дает табл. 3.3.1.
Государственный бюджет - объективная характеристика целей, которые преследует высшая политическая власть. Доходные статьи указывают на содержание экономической политики правительства. Расходные статьи бюджета — показатель того, чьи интересы отстаивает правительство, процент от его общих усилий в области обороны страны, реализации инвестиционных и социальных программ и т. д.
В СССР ежегодно министр финансов отчитывался об исполнении госбюджета за истекший год перед главой государства, Верховным Советом, прежде чем представить к утверждению проект бюджета на следующий год. Такого рода отчетность перед законодательной властью в Российской Федерации не предусмотрена.
Перераспределение через бюджет гигантской доли валового внутреннего продукта позволяет:
• осуществлять антициклическое регулирование;
• регулировать занятость и обеспечивать (или не обеспечивать) социальную защиту населения;
• поддерживать отечественных товаропроизводителей в ходе конкурентной борьбы через механизм дотаций, компенсаций и т. д.;
• активно участвовать во внешнеэкономической деятельности вплоть до проведения линии на международную экономическую интеграцию;
• определять общую конъюнктуру на внутреннем рынке ценных бумаг.
В общем, пожалуй, только на рынке средств труда слабо ощущается экономическая сила государства.
Государственный долг
Государственный долг подразделяется на внутреннюю и внешнюю составляющие. В соответствии с российским законодательством, внутренним долгом признаются заимствования, выраженные в национальной валюте, рублях, внешним долгом -заимствования в иностранных валютах.
Внешний долг России за 2000 г. удалось снизить со 158 до 144,4 млрд долл. Тем не менее сумма весьма значительна: более 3 годовых федеральных бюджетов. Основные кредиторы: Парижский клуб (государства-кредиторы), Лондонский клуб (частные инвесторы, в первую очередь банки), Международный валютный фонд, МБРР. В 2001 г. Россия должна была заплатить 14,4 млрд долл., в т. ч. 7,9 млрд - собственно долг и 6,5 млрд - проценты по нему, на 2002 г. приходится 14,2 млрд, на 2003 г. -■ пик платежей - 19,5 млрд долл. На момент разрушения СССР и принятия Россией бремени оплаты внешних долгов их сальдо было положительным. По требованиям МВФ, которым беспрекословно подчинялись правительства Б. Ельцина, были списаны долги многим отнюдь не бедным, а вполне платежеспособным странам, например, Польше. Сальдо советских долгов стало отрицательным.
Согласно прогнозам, общая финансовая задолженность иностранных государств перед Россией может составить на 01.01.2002 г. 89,8 млрд долл. Из них 86,6 млрд долл. - долг стран, не входящих в СНГ, 3,2 млрд долл. - долг стран СНГ. По данным Минфина, Россия предполагала в 2001 г. получить от своих должников 905,18 млн долл. Основные должники - Индия, Вьетнам, Куба, Словакия. Вследствие эмбарго, введенного ООН, Россия не может получать средства с Ирака. Этот ущерб нам никак не компенсируется.
Внутренний государственный долг - это совокупность возмездных обязательств государства, возникших вследствие, во-первых, денежной эмиссии, во-вторых, использования негосударственных ресурсов, предоставленных добровольно или изъятых принудительно, в-третьих, дефицитного исполнения бюджета и неисполнения законодательно закрепленных внебюджетных функций (например, невыплата пенсий), в-четвертых, принятия долгов третьих лиц, в-пятых, предоставления гарантий. Таким образом, госдолг лишь частично регулируется бюджетным кодексом.
Все возможные компоненты внутреннего федерального госдолга представлены на схеме 3.3.2.
Официальная статистика учитывает федеральный госдолг как сумму накопленных бюджетных дефицитов. При таком исчислении объем государственного внутреннего долга России снизился в течение 2000 г. на 26 млрд руб. и составил 557,4 млрд руб.
Как поступают правительства при расчетах по госдолгам?
Во-первых, принимаются законодательные акты, ограничивающие дефицит госбюджета или даже провозглашающие законным только бездефицитный бюджет. В результате создаются предпосылки накопления резервов для расчетов по долгам.
Во-вторых, возможно эмиссионное финансирование выплат по внутреннему долгу, которое неизбежно приводит к инфляции в стране.
Схема 3.3.2. Структура внутреннего государственного долга Российской Федерации
В-третьих, краткосрочная и среднесрочная задолженность превращается (с согласия или без согласия кредиторов) в долгосрочную.
В-четвертых, объявляются конверсии: в счет долга предлагается приобрести государственное имущество (недвижимость, пакеты акций государственных компаний) и права (на пользование морской зоной и континентальным шельфом, строительство военных баз). Считается, что это способствует дополнительному притоку инвестиций в приобретаемую собственность.
В-пятых, в виде временной передышки для региональной власти возможно превращение внутреннего долга во внешний. Это целесообразно тогда, когда стоимость заимствований на внешнем рынке ниже, чем на внутреннем.
В ходе реформ в России сложился острый бюджетный кризис, обусловленный сужением доходной базы. Особенную тревогу вызывает статья расходов, связанная с обслуживанием государственного долга. Сегодня госдолг - важнейший макроэкономический параметр, на основании которого можно строить прогнозы развития экономики страны в целом. Только на обслуживание внешнего госдолга страна будет обязана ежегодно тратить до 2008 г. от 13 до 19 млрд долл. А ведь есть еще и внутренний долг, приблизительно равный внешнему. Как расплачиваться по нему? Не только инфляционным обесценением пенсий, зарплат, залезанием в новые долги, но и дальнейшим урезанием инвестиционных программ, т. е. источников экономического роста.
Налоговая система
Налогообложение — наиболее известная фирмам и населению деятельность государства. Налоги - это обязательные безвозмездные платежи юридических и физических лиц, взимаемые государственными органами на основе законодательства. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
В принятом в 1998 г. Налоговом кодексе Российской Федерации провозглашены следующие принципы налогообложения:
• всеобщность, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
• равенство, отсутствие дискриминации;
• справедливость, учет фактической способности к уплате налога;
• экономическая обоснованность;
•ненарушение единого экономического пространства Российской Федерации.
Налоговая система определяет, каковы:
а) субъекты налогообложения, т. е. те лица, которые обязаны вносить налоги (с учетом исключений и предоставляемых льгот);
б) объекты налогообложения. В этом качестве может выступать доход, имущество, прибыль, стоимость реализованных товаров, работ, услуг, юридическое и даже физическое лицо (подушный налог);
в) ставки налога, которые подразделяются на:
• твердые (например, оплата лицензии, патента);
• пропорциональные, устанавливаемые в процентах к объекту налогообложения;
• прогрессивные и регрессивные;
г) сроки уплаты.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые вносят сами субъекты налогообложения, косвенные (в виде надбавки к цене) - оплачивают покупатели, а вносят продавцы. Современные принципы и системы налогообложения исходят из того, что должны создаваться стимулы экономического роста за счет переноса тяжести налогового бремени с производителя на потребителя.
Общественное предназначение налогов проявляется в их функциях: фискальной, экономической и социальной. Фискальная функция налогов состоит в формировании централизованных финансовых средств. Экономическая функция налогов состоит в макроэкономическом воздействии на народное хозяйство страны. В этом плане налоги выполняют подфункции стимулирования, ограничения и контроля за предпринимательской деятельностью фирм и потребительскими запросами граждан. Социальная функция связана с перераспределением поступивших средств в интересах малообеспеченных слоев общества.
Предоставляя налоговые льготы (например, для книгоиздательской деятельности), государство решает задачи стимулирования образования. Чрезмерный рост налогов ведет к сокращению предпринимательской активности. Регламентируя налоги на сверхприбыль, государство контролирует цены на товары естественных монополий.
Налоги взимаются в основном тремя способами:
• с источника дохода;
• по декларации, заполняемой налогоплательщиком;
• в соответствии с кадастровыми сведениями (преимущественно оценивающими недвижимость).
Налогообложение является прогрессивным, если после упла-4 ты налогов социальное неравенство сокращается. Налогообложение является регрессивным, если после уплаты налогов социальное неравенство возрастает.
Отметим возможные парадоксы налогообложения. В Норвегии в 1974 г. числилось свыше 2000 граждан, выплативших более 100% своего подлежащего налогообложению дохода. Корабельный магнат Хильмар Рекстен (1897-1980) был обложен налогом в 491%.
В соответствии с построением бюджетной системы России налоги подразделяются на федеральные, налоги субъектов Федерации, местные. Наиболее значительными налогами с точки зрения наполнения российского федерального бюджета являются налог на добавленную стоимость, налог с оборота, налог на прибыль, подоходный налог, акцизы.
Сколь велик налоговый пресс в Российской Федерации? Здесь уместно провести международные сопоставления. Как видно из табл. 3.3.3, различие в налоговой системе Российской Федерации и западноевропейских стран связано отнюдь не с общим размером налогового бремени.
Удельный вес налогов и сборов в валовом внутреннем продукте Франции, Италии, России практически одинаков. Отличаются принципы и субъекты налогообложения. В Российской Федерации основной плательщик - фирмы, предприниматели, производители, в западноевропейских государствах - физические лица, потребители.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 245.