Перераспределение национального дохода через государственный бюджет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Третьим весьма значительным направлением государствен­ной хозяйственной деятельности является перераспределение национального дохода через государственный бюджет. Госбюд­жет - это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план, утверждаемый за­конодательно. Он подразделяется на текущий бюджет и бюд­жет развития. Бюджетное устройство Российской Федерации включает в себя бюджеты трех уровней:

• федеральный бюджет;

• бюджеты субъектов Федерации;

• местные бюджеты.

Совокупность доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов называ­ется консолидированным бюджетом. Важнейшим методом исчисления доходов и расходов, используемым при составле­нии бюджета, является метод непосредственных оценок, осно­вывающихся на изучении динамики показателей хозяйствен­ной конъюнктуры.

Доходы государства основываются на налогах, пошлинах, сбо­рах, тарифах. Когда люди нарушают закон - их штрафуют, когда поступают правильно — с них берут налоги. Во всех случаях пополняется бюджет.

Доходы госбюджета включают в себя:

•налоговые поступления;

• неналоговые доходы;

• доходы целевых бюджетных фондов (дорожного, экологи­ческого, воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.).

Расходы госбюджета направлены на:

• оборону и обеспечение международных отношений;

• содержание государственной собственности;

• обслуживание государственного долга, внутреннего и внеш­него;

• содержание сферы образования и здравоохранения, обще­ственного транспорта, милиции;

• выплаты по социальному обеспечению;

• финансирование научно-технического прогресса и др. Превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом. Для его покрытия и обеспечения расходов привлека­ются дополнительные средства, в том числе кредиты и прибыль Центрального банка России, кредиты Международного валютного фонда и иные внешние заимствования, а также реализуются цен­ные бумаги (например, государственные краткосрочные обязатель­ства). Систематический ежегодный бюджетный дефицит приводит к росту государственного долга, внешнего и внутреннего.

Превышение доходов над расходами называется бюджет­ным профицитом. Так, в 2000 г. Федеральный бюджет России вследствие благоприятной конъюнктуры на мировых рынках был исполнен с профицитом в 177 млрд руб., что составляло 2,6% ВВП.

Общее представление о госбюджете дает табл. 3.3.1.

Государственный бюджет - объективная характеристика целей, которые преследует высшая политическая власть. До­ходные статьи указывают на содержание экономической поли­тики правительства. Расходные статьи бюджета — показатель того, чьи интересы отстаивает правительство, процент от его общих усилий в области обороны страны, реализации инвести­ционных и социальных программ и т. д.

В СССР ежегодно министр финансов отчитывался об ис­полнении госбюджета за истекший год перед главой государ­ства, Верховным Советом, прежде чем представить к утверж­дению проект бюджета на следующий год. Такого рода отчет­ность перед законодательной властью в Российской Федера­ции не предусмотрена.

Перераспределение через бюджет гигантской доли валового внутреннего продукта позволяет:

 

 

• осуществлять антициклическое регулирование;

• регулировать занятость и обеспечивать (или не обеспечи­вать) социальную защиту населения;

• поддерживать отечественных товаропроизводителей в ходе конкурентной борьбы через механизм дотаций, компенсаций и т. д.;

• активно участвовать во внешнеэкономической деятельно­сти вплоть до проведения линии на международную экономи­ческую интеграцию;

• определять общую конъюнктуру на внутреннем рынке цен­ных бумаг.

В общем, пожалуй, только на рынке средств труда слабо ощущается экономическая сила государства.

 

Государственный долг

 

Государственный долг подразделяется на внутреннюю и вне­шнюю составляющие. В соответствии с российским законода­тельством, внутренним долгом признаются заимствования, вы­раженные в национальной валюте, рублях, внешним долгом -заимствования в иностранных валютах.

Внешний долг России за 2000 г. удалось снизить со 158 до 144,4 млрд долл. Тем не менее сумма весьма значительна: более 3 годовых федеральных бюджетов. Основные кредито­ры: Парижский клуб (государства-кредиторы), Лондонский клуб (частные инвесторы, в первую очередь банки), Междуна­родный валютный фонд, МБРР. В 2001 г. Россия должна была заплатить 14,4 млрд долл., в т. ч. 7,9 млрд - собствен­но долг и 6,5 млрд - проценты по нему, на 2002 г. приходит­ся 14,2 млрд, на 2003 г. -■ пик платежей - 19,5 млрд долл. На момент разрушения СССР и принятия Россией бремени оплаты внешних долгов их сальдо было положительным. По требованиям МВФ, которым беспрекословно подчинялись пра­вительства Б. Ельцина, были списаны долги многим отнюдь не бедным, а вполне платежеспособным странам, например, Польше. Сальдо советских долгов стало отрицательным.

Согласно прогнозам, общая финансовая задолженность ино­странных государств перед Россией может составить на 01.01.2002 г. 89,8 млрд долл. Из них 86,6 млрд долл. - долг стран, не входящих в СНГ, 3,2 млрд долл. - долг стран СНГ. По данным Минфина, Россия предполагала в 2001 г. полу­чить от своих должников 905,18 млн долл. Основные долж­ники - Индия, Вьетнам, Куба, Словакия. Вследствие эмбарго, введенного ООН, Россия не может получать средства с Ирака. Этот ущерб нам никак не компенсируется.

Внутренний государственный долг - это совокупность возмездных обязательств государства, возникших вследствие, во-первых, денежной эмиссии, во-вторых, использования него­сударственных ресурсов, предоставленных добровольно или изъятых принудительно, в-третьих, дефицитного исполнения бюджета и неисполнения законодательно закрепленных вне­бюджетных функций (например, невыплата пенсий), в-четвер­тых, принятия долгов третьих лиц, в-пятых, предоставления гарантий. Таким образом, госдолг лишь частично регулирует­ся бюджетным кодексом.

Все возможные компоненты внутреннего федерального гос­долга представлены на схеме 3.3.2.

Официальная статистика учитывает федеральный госдолг как сумму накопленных бюджетных дефицитов. При таком исчислении объем государственного внутреннего долга России снизился в течение 2000 г. на 26 млрд руб. и составил 557,4 млрд руб.

Как поступают правительства при расчетах по госдолгам?

Во-первых, принимаются законодательные акты, ограничи­вающие дефицит госбюджета или даже провозглашающие за­конным только бездефицитный бюджет. В результате создают­ся предпосылки накопления резервов для расчетов по долгам.

Во-вторых, возможно эмиссионное финансирование выплат по внутреннему долгу, которое неизбежно приводит к инфля­ции в стране.

 

Схема 3.3.2. Структура внутреннего государственного долга Российской Федерации

 

В-третьих, краткосрочная и среднесрочная задолженность превращается (с согласия или без согласия кредиторов) в дол­госрочную.

В-четвертых, объявляются конверсии: в счет долга предлага­ется приобрести государственное имущество (недвижимость, па­кеты акций государственных компаний) и права (на пользова­ние морской зоной и континентальным шельфом, строитель­ство военных баз). Считается, что это способствует дополни­тельному притоку инвестиций в приобретаемую собственность.

В-пятых, в виде временной передышки для региональной власти возможно превращение внутреннего долга во внешний. Это целесообразно тогда, когда стоимость заимствований на внешнем рынке ниже, чем на внутреннем.

В ходе реформ в России сложился острый бюджетный кри­зис, обусловленный сужением доходной базы. Особенную тре­вогу вызывает статья расходов, связанная с обслуживанием государственного долга. Сегодня госдолг - важнейший макро­экономический параметр, на основании которого можно стро­ить прогнозы развития экономики страны в целом. Только на обслуживание внешнего госдолга страна будет обязана еже­годно тратить до 2008 г. от 13 до 19 млрд долл. А ведь есть еще и внутренний долг, приблизительно равный внешнему. Как расплачиваться по нему? Не только инфляционным обес­ценением пенсий, зарплат, залезанием в новые долги, но и даль­нейшим урезанием инвестиционных программ, т. е. источни­ков экономического роста.

 

Налоговая система

 

Налогообложение — наиболее известная фирмам и населе­нию деятельность государства. Налоги - это обязательные без­возмездные платежи юридических и физических лиц, взимае­мые государственными органами на основе законодательства. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

В принятом в 1998 г. Налоговом кодексе Российской Феде­рации провозглашены следующие принципы налогообложения:

• всеобщность, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

равенство, отсутствие дискриминации;

справедливость, учет фактической способности к уплате налога;

• экономическая обоснованность;

ненарушение единого экономического пространства Рос­сийской Федерации.

Налоговая система определяет, каковы:

а) субъекты налогообложения, т. е. те лица, которые обяза­ны вносить налоги (с учетом исключений и предоставляемых льгот);

б) объекты налогообложения. В этом качестве может высту­пать доход, имущество, прибыль, стоимость реализованных това­ров, работ, услуг, юридическое и даже физическое лицо (подуш­ный налог);

в) ставки налога, которые подразделяются на:

• твердые (например, оплата лицензии, патента);

• пропорциональные, устанавливаемые в процентах к объек­ту налогообложения;

• прогрессивные и регрессивные;

г) сроки уплаты.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые вносят сами субъекты налогообложения, косвенные (в виде надбавки к цене) - оплачивают покупатели, а вносят продав­цы. Современные принципы и системы налогообложения ис­ходят из того, что должны создаваться стимулы экономичес­кого роста за счет переноса тяжести налогового бремени с про­изводителя на потребителя.

Общественное предназначение налогов проявляется в их функциях: фискальной, экономической и социальной. Фискальная функция налогов состоит в формировании централизован­ных финансовых средств. Экономическая функция налогов состоит в макроэкономическом воздействии на народное хозяй­ство страны. В этом плане налоги выполняют подфункции сти­мулирования, ограничения и контроля за предпринимательской деятельностью фирм и потребительскими запросами граждан. Социальная функция связана с перераспределением поступив­ших средств в интересах малообеспеченных слоев общества.

Предоставляя налоговые льготы (например, для книгоизда­тельской деятельности), государство решает задачи стимули­рования образования. Чрезмерный рост налогов ведет к сокра­щению предпринимательской активности. Регламентируя на­логи на сверхприбыль, государство контролирует цены на то­вары естественных монополий.

Налоги взимаются в основном тремя способами:

• с источника дохода;

• по декларации, заполняемой налогоплательщиком;

• в соответствии с кадастровыми сведениями (преимуще­ственно оценивающими недвижимость).

Налогообложение является прогрессивным, если после упла-4 ты налогов социальное неравенство сокращается. Налогообло­жение является регрессивным, если после уплаты налогов соци­альное неравенство возрастает.

Отметим возможные парадоксы налогообложения. В Нор­вегии в 1974 г. числилось свыше 2000 граждан, выплативших более 100% своего подлежащего налогообложению дохода. Корабельный магнат Хильмар Рекстен (1897-1980) был об­ложен налогом в 491%.

В соответствии с построением бюджетной системы России налоги подразделяются на федеральные, налоги субъектов Фе­дерации, местные. Наиболее значительными налогами с точки зрения наполнения российского федерального бюджета явля­ются налог на добавленную стоимость, налог с оборота, налог на прибыль, подоходный налог, акцизы.

Сколь велик налоговый пресс в Российской Федерации? Здесь уместно провести международные сопоставления. Как видно из табл. 3.3.3, различие в налоговой системе Российской Фе­дерации и западноевропейских стран связано отнюдь не с об­щим размером налогового бремени.

Удельный вес налогов и сборов в валовом внутреннем про­дукте Франции, Италии, России практически одинаков. Отли­чаются принципы и субъекты налогообложения. В Российс­кой Федерации основной плательщик - фирмы, предприниматели, производители, в западноевропейских государствах - фи­зические лица, потребители.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 245.