Глава 26. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

§ 1. Конституционно-правовые основы статуса органов государственной власти субъектов РФ. Конституция РФ четко разграничивает, как уже отмечалось, органы государственной власти РФ, т.е. федеральные органы государственной власти, и органы государственной власти субъектов РФ, выделяя совокупность последних в систему государственных органов, действующих в субъектах Российской Федерации. Такой вывод основывается и прямо вытекает из содержания ст. 11, ч. 2, 73, 77 (ч 1, 2) и ряда других статей Конституции. В рассматриваемом в данной главе аспекте выделим ч. 2 ст. 11, в которой устанавливается: государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти


428                                                              Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

Более общий и основополагающий характер имеет ч. 1 ст. 77, в соответствии с которой система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Из этой нормы следуют, по крайней мере, три вывода. 1. Совокупность органов государственной власти субъектов РФ, т.е. республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – это система органов государственной власти. 2. Данная система устанавливается перечисленными субъектами РФ самостоятельно. 3. Самостоятельность субъектов РФ должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом. Этот вывод согласуется с п. "н" ст. 72, в соответствии с которым в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится установление общих принципов организации системы, органов государственной власти и местного самоуправления.

Самостоятельному анализу подлежит ч. 2 ст. 77 Конституции. Она имеет принципиальное значение для характеристики совокупности органов исполнительной власти. В отличие от органов законодательной (представительной) власти, о которых в Конституции не говорится как о единой системе, ч. 2 ст. 77 прямо устанавливается: в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в российской Федерации. В литературе (проф. Б.М. Лазарев) отмечается, что единство системы органов исполнительной власти в масштабе Российской Федерации не является абсолютным, речь идет о взаимосвязи органов двух уровней в федеративном государстве1. Конечно, такое единство ограничено определенными рамками, обусловленными действием принципа разграничения компетенции между РФ и субъектами РФ. Однако Конституция РФ, которой не должны противоречить законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, предусматривают (ч. 1 раздела второго), что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

1 Конституция Российской Федерации Комментарий. С. 390.


Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ                                                   429

Курс на укрепление единства исполнительной власти в РФ был отражен и закреплен в Указе Президента РФ от 3 октября 1994 г. "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в российской Федерации".

Статус органов государственной власти субъектов РФ регулируется также– на уровне республик – в конституциях, законах, иных нормативно-правовых актах республик; на уровне краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – в уставах и ином законодательстве этих субъектов РФ. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе Статус столицы – города Москвы – устанавливается федеральным законом.

§ 2. Конституционно-правовые особенности статуса органов государственной власти республик в составе РФ. Рассмотрим подробнее вопрос о правовом регулировании статуса органов государственной власти республик – субъектов РФ. Республики в составе РФ — это государства, имеющие свои конституции и законодательство. В конституциях республик установлены не только основы правового статуса органов государственной власти, но также отражена специфика наименований соответствующих органов государственной власти, сроков их полномочий, структуры, компетенции и т.д.

Вначале охарактеризуем органы законодательной (представительной) власти республик. Отметим различия, обусловленные историческими особенностями и национальными традициями в названиях данных органов (см. таблицу).

Органы законодательной (представительной) власти республик имеют различное число депутатов, которое четко определено в ряде конституций. Так, Народный Хурал Республики Бурятия состоит из 65 депутатов, Народное Собрание Республики Дагестан – из 121, Народное Собрание Республики Ингушетия – из 27, Народный Хурал Республики Калмыкия – из 27, Государственный Совет Республики Коми – из 50, Парламент Республики Северная Осетия – из 75, Верховный Хурал Республики Тыва – из 32 депутатов.

В Конституциях республик устанавливаются сроки полномочий (легислатура) законодательных органов. Народное Собрание Ингушской республики, Верховный Хурал Республики Тыва, Государственное Собрание Республики Башкортостан, Государственный Совет Республики Коми, Законодательное Собрание Республики Карелия, Народный Хурал Республики Калмыкия, Народное Собрание Республики Дагестан, Парламент Республики Северная Осетия, Народный Хурал Республики Бурятия избираются сроком на четыре года


430                                                                Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

Таблица




Дата: 2019-07-24, просмотров: 167.