Глава 27. Конституционно-правовые основы местного самоуправления                           457
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для понимания сущности и характерных черт местного самоуправления большое научно-теоретическое значение имеет зарубежный опыт развития муниципализма. Можно выделить в этом отношении, как правовые акты, так и наиболее значительные научно-литературные источники.

Конечно, весьма интересен и полезен опыт местного самоуправления европейских стран – Великобритании, Франции, Италии, ФРГ. Каждая из муниципальных систем имеет свои специфические черты и особенности. Традиции же местного самоуправления прослеживаются еще от античной демократии; развивались они и в средневековом сословном государстве.

В эпоху буржуазных революций и развития конституционного движения получает "новое дыхание" и местное самоуправление, теоретические основы учения о котором в первой половине XIX в разрабатываются в трудах Токвиля, Гнейста, Штейна, Лабанда и др.

А. Де-Токвиль, например, писал: "Без общинных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свобод она так и не приобретет"1.

Не имея возможности анализировать различные модели, варианты местного самоуправления, выделим лишь – в силу значимости содержащихся в ней теоретических положений – Европейскую Хартию местного самоуправления, принятую Советом Европы 15 мая 1990 г.2. Этот документ отражает современное видение местного самоуправления, включает в себя его главные параметры:

а) местное самоуправление составляет одну из основ любого демократического строя;

б) право граждан участвовать в управлении государственными делами может быть осуществлено именно на местном уровне;

в) облеченные реальной властью органы местного самоуправления обеспечивают эффективное и одновременно приближенное к гражданину управление;

г) укрепление местного самоуправления представляет собой значительный вклад в развитие принципов демократии и децентрализации власти;

д) местное самоуправление, созданное демократическим путем, пользуется широкой автономией, как в отношении своей компетенции, так и порядка осуществления и необходимых для этого средств;

е) принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в Конституции каждой страны;

1 Де Токвиль А. Демократия в Америке М., 1992. С. 65.

2 Народный депутат 1993. № 11. С. 57.


458                                                              Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

ж) понятие права местного самоуправления и его субъекты;

з) сфера и пределы правового регулирования местного самоуправления;

и) принцип соответствия организационных структур и форм местного самоуправления его целям и задачам;

к) принцип свободного, т.е. независимого, самостоятельного осуществления местным самоуправлением своих полномочий;

л) принцип ограниченности рамок и пределов административного контроля за местным самоуправлением;

м) правовые гарантии местного самоуправления, в частности, право на судебную защиту.

Трудно представить себе современную концепцию местного самоуправления без учета научно-теоретических разработок данной проблемы, имеющихся в трудах российских и зарубежных авторов. В этой связи упомянем солидную монографию проф. Г.В. Барабашева1. В нашей юридической литературе это было первое обстоятельное исследование зарубежного муниципализма и тенденций его раз вития (не свободное, разумеется, от определенной идеологической направленности).

Чрезвычайно важным в политико-правовом отношении является то, что согласно ст. 12 Конституции, местное самоуправление не только провозглашается в качестве одного из конституционных устоев, но и гарантируется его осуществление. Правда, в литературе имеются и такие утверждения. "Признание местного самоуправления означает, что государство видит в нем некий социальный институт, не обладающий свойствами государственной структуры"2.

Думается, что в свете уже изложенного материала о взаимосвязанности и взаимодействии государственных органов власти и органов местного самоуправления, определения (в названном послании Президента РФ) данного института как специфического уровня власти, такой вывод не является бесспорным. Многое проясняется, если внимательно проанализировать ст. 12 и гл. 8 Конституции, правовые акты, изданные Президентом РФ по вопросам местного самоуправления. В соответствии со ст. 12, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, что очень важно при

1 Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства М., 1971 Назовем также следующие работы Местные органы в политической системе капитализма М., 1985, Тимофеева Н.С. Коммунальное право ФРГ М., 1982, Харлоф Э. Местные органы власти в Европе М., 1992.

2 Конституция Российской Федерации Комментарий М., 1994. С. 102.




Дата: 2019-07-24, просмотров: 162.