Глава 24. Правительство Российской Федерации                                                                  389
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правительства РФ. По сути дела, установленный поправками к Конституции 1978 г. принцип разделения властей и основанная на нем система государственной власти оказались во многом формальными декларациями, не осуществленными не только на практике, но и не проведенными последовательно в самом тексте Конституции 1978 г. В ней по-прежнему были сохранены формулировка о Советах народных депутатов как политической основе РФ, определение Съезда как высшего органа государственной власти РФ, а Верховного Совета – в качестве органа Съезда народных депутатов. При этом Верховный Совет определялся как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган Российской Федерации (ст. 107).

В названных нормах удивляет то, что Верховному Совету (распорядительный орган) прямо предписывались полномочия исполнительной власти, что совершенно не согласовывалось с принципом разделения властей, явилось посягательством на прерогативы исполнительно распорядительной деятельности, призванной по концепции разделения властей концентрироваться в ведении Правительства и всех других органов и звеньев, входящих в систему исполнительной власти. Стремлением представительного органа власти – Верховного Совета – изъять у Президента – по Конституции 1978 г., главы исполнительной власти – полномочия самостоятельно назначать и освобождать от должности федеральных министров, отражающим непримиримую в тот период конфронтацию законодательной и исполнительной властей, объясняется и включение в текст Конституции 1978 г нормы (ст. 123) о необходимости согласия Верховного Совета при назначении Президентом на должность министров иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел. Ущемленность статусов Президента как главы исполнительной власти и самого Правительства как органа исполнительной власти проявилась в Конституции 1978 г. также в том, что Президент мог принять по своей инициативе решение об отставке Правительства лишь с согласия Верховного Совета. Данное ограничение являлось одним из показателей глубокой внутренней противоречивости положений и норм Конституции 1978 г. С одной стороны, провозглашение принципа разделения властей, придание Президенту статуса главы исполнительной власти. С другой стороны, конституционное закрепление Советов как политической основы РФ, а Верховного Совета в качестве не только законодательного, но и распорядительного и контрольного органа государственной власти. Эти и другие противоречия и несогласованности, касающиеся, в частности, статуса исполнительной власти в целом и ее органов, в первую очередь


390                                                               Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

Правительства РФ, требовали принципиально иного, соответствующего глубоким политическим и социально-экономическим реформам в России и реального осуществления разделения властей, подхода при их новом конституционно–правовом решении.

В Конституции РФ 1993 г. четко проведен принцип разделения властей и отброшена идея полновластия Советов, новое звучание получили концепция исполнительной власти и нормы о ее конкретном осуществлении. В первую очередь, качественно новый статус главного федерального органа исполнительной власти – Правительства РФ, который заложен в самой Конституции, но будет развит и конкретизирован в федеральном конституционном законе о Правительстве Российской Федерации. До принятия такого закона, помимо гл. 6 Конституции, содержащей основы правового статуса Правительства РФ, указов Президента РФ, актов Правительства РФ об организации своей деятельности, действует в части, не противореча щей Конституции 1993 г. Закон РФ о Совете Министров – Правительстве Российской Федерации от 22 декабря 1992 г.

При общей характеристике Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, необходимо выделить главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его среди других органов в системе исполнительной власти. При этом надо подчеркнуть, что имеются в виду именно те черты и особенности статуса Правительства, которые непосредственно составляют его конституционный статус, либо прямо вытекают из него. Тем самым обусловливаются и подчеркиваются одновременно характер, степень охвата, объем регулирования и изучения соответственно конституционным (государственным) правом таких институтов, как исполнительная власть в целом и Правительство РФ в частности.

В настоящем курсе изучается в целом конституционно-правовой статус Правительства, а более развернуто вопросы его структуры, состава, компетенции, организации деятельности и др. раскрываются в курсе административного права.

1. В ч. 1 ст. 110 речь идет об осуществлении Правительством исполнительной власти Российской Федерации, те о реализации данной власти в рамках Российского федеративного государства.

2. Правительство РФ – федеральный орган исполнительной власти, что четко определено Указом Президента РФ от 10 января 1994 г № 66 о структуре федеральных органов исполнительной власти. Из ч. 1 ст. 110 и данного Указа можно сделать вывод, что Правительство РФ призвано возглавлять систему органов исполни тельной власти (хотя в Конституции не используется такое понятие), а также обеспечить их согласованную деятельность.




Дата: 2019-07-24, просмотров: 173.