Раздел VI. Конституционная система власти в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

статья составляет конституционно–правовую основу компетенции Правительства РФ. Рассмотрим подробнее положения и нормы статьи 114 Конституции. В п.п. "а" и "6" ч. 1 говорится, что Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.

В связи с полномочиями Правительства в этих сферах нужно напомнить о следующем. Часть 3 ст. 104 устанавливает, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ.

В ст. 114 не содержится положений или норм, характеризующих участие. Правительства в регулировании экономических процессов в стране, в реализации и обеспечении конституционно установленных единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, прав человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

С учетом того, что полномочия Правительства в сфере развития экономики призваны быть достаточно широкими (это, в частности, обусловлено наличием разработанных программ экономического, социального и экологического развития, составлением прогнозов экономического и социального развития), в законе о Правительстве РФ целесообразно выделить самостоятельную статью о полномочиях Правительства в сфере экономического развития.

Следующий "блок" полномочий Правительства составляют вопросы, относящиеся к социально культурной сфере. Согласно п. "в" ч. 1 ст. 114 Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии. Осуществляя свои функции в названных и других отраслях социально культурной сферы, Правительство в соответствии с полномочиями в конкретных отраслях социально культурного строительства выполняет большой объем деятельности по руководству и управлению ими. Более конкретно полномочия Правительства определяются в соответствующем федеральном законодательстве об указанных отраслях. Например, в Основах законодательства РФ о культуре; законодательства РФ об охране здоровья граждан; законодательства РФ о физической культуре и


Глава 24. Правительство Российской Федерации                                                                 397

спорте; в Законах РФ: об образовании; о занятости населения, о государственных пенсиях; об охране окружающей природной среды; о недрах; в других законах и указах Президента РФ.

В перечисленных и других законах и нормативных актах Президента РФ содержатся конкретные полномочия Правительства в каждой из названных отраслей. Правительство, осуществляя единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, координирует работу соответствующих федеральных органов исполнительной власти – министерств, государственных комитетов, комитетов и других органов, утверждает положения о них, обеспечивает конституционные права граждан на труд, образование, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. Будучи важным органом социального государства, Правительство разрабатывает и принимает меры, обеспечивающие социальную защищенность человека и гражданина, основные направления социальной политики.

К числу полномочий Правительства отнесено управление федеральной собственностью Федеральная государственная собственность и управление ею, согласно п. "д" ст. 71 Конституции, находится в исключительном ведении Российской Федерации. Более подробно разграничение федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности проведено на основе законодательства РФ и актов Президента РФ В частности, Президент РФ утвердил 18 марта 1992 г. Положение об определении по объектного состава федеральной собственности, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. К федеральной государственной собственности отнесены государственные промышленные предприятия, предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи и др. В связи с этим и для оперативного решения вопросов управления этими предприятиями в ведении Правительства находятся федеральные министерства и иные органы исполнительной власти (министерства, топлива и энергетики, транспорта, связи, путей сообщения, по атомной энергии, сельского хозяйства, государственные комитеты и комитеты по промышленной политике; по оборонным отраслям промышленности; по металлургии; по машиностроению, по химической и нефтехимической промышленности; по геологии и использованию недр и др.).

Государственный комитет по управлению государственным имуществом (Госкомимущество РФ) осуществляет общее управление федеральной собственностью.

Рассмотрим следующую группу полномочий Правительства РФ. Прежде всего, это осуществление мер по обеспечению обороны




Дата: 2019-07-24, просмотров: 155.