с решением Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, последний считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третий от общего числа депутатов Государственной Думы.
§ 5. Законодательный процесс. Законодательный процесс – это порядок внесения законопроектов, их рассмотрения, принятия, подписания и опубликования законов.
Хотя, как уже отмечалось, принятие законов отнесено к ведению Государственной Думы и составляет ее основную функцию, тем не менее, в законодательном процессе активно участвуют Совет Федерации, Президент, Правительство и другие государственные органы, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Словом, законодательный процесс – это длительная и сложная процедура, в которой участвуют многие субъекты, заинтересованные государственные органы, должностные лица, общественные объединения.
Начало законодательного процесса восходит к праву законодательной инициативы и кругу ее субъектов. Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции, право законодательной инициативы принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения.
Право законодательной инициативы – это юридически предусмотренная возможность соответствующих государственных органов и депутатов вносить в Государственную Думу проекты законов.
Рассмотрим статус перечисленных выше субъектов права законодательной инициативы.
1. Особая роль Президента РФ как субъекта права законодательной инициативы обусловлена следующими обстоятельствами. Президент является главой Российского государства; он определяет основные направления внутренней и внешней политики; принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Для успешного осуществления названных и многих других сложных задач и функций необходимы стабильные, эффективные и одновременно динамичные законы, регулирующие отношения в правоохранительной сфере, в различных областях социально-экономической жизни, внеш-
Глава 23. Федеральное Собрание 381
неполитической деятельности, государственного строительства и управления.
Поскольку в орбиту интересов и полномочий Президента входят названные и многие другие вопросы, постольку он, руководствуясь Конституцией, назревшими и конкретными потребностями законодательного регулирования в соответствующих сферах и областях, вносит на рассмотрение Государственной Думы проекты законов по указанным вопросам. В качестве субъекта права законодательной инициативы, а также в дальнейших, особенно завершающих стадиях законодательного процесса, Президент принимает самое активное участие в законодательной деятельности Федерального Собрания.
2. Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы как субъекты права законодательной инициативы Предоставление Совету Федерации такого права вполне понятно, поскольку эта палата – составная часть представительного и законодательного органа РФ – Федерального Собрания. Вследствие этого Совет Федерации, несмотря на свою специфическую роль – выражать интересы субъектов РФ – не сможет выполнять свои многообразные и сложные функции без активного участия в законодательном процессе. Причем, рассматривая законы, принятые Государственной Думой, одобряя или отклоняя их, Совет Федерации в значительной мере выступает в качестве верхней палаты (по терминологии конституционного права зарубежных стран).
3. Правительство РФ как субъект права законодательной инициативы Правительство, согласно Конституции, осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации, поэтому оно призвано знать лучше и глубже других органов характер конкретных процессов и ход реформ, вносить свои программы, предложения, проекты законодательного регулирования.
4. Федеральные судебные органы – Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд – как субъекты права законодательной инициативы Предоставление данного права перечисленным судебным органам объясняется: а) местом и ролью в государственной системе в целом и судебной системе в частности, б) их функциональным предназначением, в том числе осуществлять правосудие и контролировать ход и процесс применения действующего законодательства. Каждый из названных судебных органов призван стоять на страже законности, укреплять правопорядок, выявлять пробелы и недостатки в практике применения принятых законов. Неоценима роль этих органов в выработке предложений по совершенствованию законодательного регулирования в конкретных сферах и областях развития экономики, социальной инфраструктуры,
382 Раздел VI. Конституционная система власти в РФ
правоохранительной деятельности, в подготовке и внесении в Государственную Думу проектов законов.
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут вноситься в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104).
Более детально законодательная процедура определяется на основе конституционных норм в Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации.
Согласно Регламенту Государственной Думы, принятие закона осуществляется в трех чтениях. В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, заслушиваются доклад инициатора проекта и содоклады, проводятся прения. После них Государственная Дума принимает решение по законопроекту с учетом высказанных заключения и предложений. При принципиальном одобрении законопроекта он считается принятым в первом чтении, что означает продолжение работы над ним и передачу его на обсуждение комитета, ответственного за подготовку данного законопроекта. Второе чтение состоит в детальном постатейном обсуждении законопроекта и внесенных депутатами поправок, изменений и дополнений. Третье, завершающее чтение состоит в голосовании за или против законопроекта в целом; на этой стадии не разрешается вносить никаких поправок.
Федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50% плюс один голос).
После принятия Государственной Думой федеральный закон передается в течение пяти дней на рассмотрение Совета Федерации. Регламентом Совета Федерации предусмотрено, что принятый Государственной Думой федеральный закон и сопровождающие его документы в течение не более чем 48 часов направляются всем депутатам Совета Федерации, а также в соответствующий комитет данной палаты, который по решению Председателя Совета Федерации должен подготовить заключение по этому закону.
В Конституции РФ установлено, что Совет Федерации может в течение четырнадцати дней рассмотреть принятый Государственной Думой федеральный закон, одобрить его или отклонить. Совет Федерации может и воздержаться от рассмотрения. Многое зависит от характера и содержания закона, степени его важности. Часть принятых Государственной Думой законов, согласно Конституции,
Глава 23. Федеральное Собрание 383
подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. К ним относятся законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров РФ; д) статуса и защиты государственной границы РФ; е) войны и мира, а также федеральные конституционные законы.
После направления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона такой закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если он в течение четырнадцати дней не был рассмотрен Советом Федерации. Если федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, то председатель Совета Федерации в соответствии с Регламентом данной палаты может принять решение не вносить закон на рассмотрение палаты или включить его рассмотрение в повестку дня.
Далее, согласно ч. 1 ст. 107 Конституции, принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования; Президент в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон (ч. 2 ст. 107).
Конституцией РФ предусмотрено отлагательное (суспензивное) вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов. Данное право позволяет Президенту всесторонне "взвесить" содержание, особенности и детали каждого закона, привлекая для этой сложной работы экспертов, специалистов различных отраслей знаний, в первую очередь юристов, экономистов, представителей правоохранительных органов. И в случае необходимости Президент может отклонить закон, возвратив его для повторного рассмотрения Государственной Думой и Советом Федерации. Если Президент воспользуется этим правом, т.е. в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107).
Официальным считается опубликование закона в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете" При опубликовании закона указываются его полное наименование и дата подписания, дается полный текст закона.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.