Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством РФ, судами РФ. Из смысла данной, а также ст. 10 вытекает, что значительно расширился круг органов государственной власти в РФ. К ним теперь относятся представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти. А по Конституции РФ 1978 г. ч. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 85 к числу органов государственной власти относились только Советы народных депутатов. Такой подход понятен и объясним, если учесть, что вся концепция советского народовластия строилась на искусственной и утопичной в своей первоначальной основе "концепции" о Советах, якобы соединяющих и воплощающих в себе полновластие, законодательную и исполнительную власть, а также контрольные функции. Развенчание проповедовавшегося многие десятилетия взгляда на Советы, отказ от них как формы организации власти явились важными и поистине революционными по своему характеру шагами на пути созидания в России подлинного народовластия1.
3. Отнесение органов исполнительной власти к числу органов государственной власти обусловливает еще один вывод, основанный на ч. 2 ст. 3 Конституции: органы исполнительной власти как разновидность органов государственной власти участвуют в осуществлении власти народа (народовластия) в России.
Все вышесказанное как бы приближает нас к пониманию новых явлений и процессов, а также соответствующих конституционных норм, охватывающих проблему: Правительство РФ и исполнительная власть. В этом плане, по сравнению с Конституцией 1978 г., многое существенно уточнено и поставлено на свое место в соответствии с доктриной разделения властей, местом и принципиально новым положением и ролью Президента РФ по Конституции 1993 г.
В связи с вышеназванной проблемой выделим следующее. По Конституции 1978 г. Президент РФ являлся высшим должностным лицом РФ и главой исполнительной власти. По Конституции РФ 1993 г. статус Президента РФ серьезнейшим образом изменился. Исчезли формулировки о нем как о высшем должностном лице и, что особенно важно, как о главе исполнительной власти.
По Конституции РФ 1993 г., Президент РФ имеет качественно новый правовой статус: он является главой государства, наделен весьма широкими правами в осуществлении как законодательной и судебной власти, так и большими полномочиями в сфере исполнительной власти. Сказанное, однако, не означает, что Президент, как
1 См. подробнее Габричидзе Б.И. Советы: "работающие корпорации" или разделение властей? / / Народный депутат 1991. № 13.
388 Раздел VI. Конституционная система власти в РФ
это было по Конституции 1978 г., является главой исполнительной власти Последовательное проведение в Конституции 1993 г. принципа разделения властей обусловило качественно иное по сравнению с Конституцией 1978 г. решение вопроса о соотношении Правительства и исполнительной власти Российской Федерации. Если по Конституции 1978 г. Совет Министров – Правительство только орган исполнительной власти, то по Конституции 1993 г исполни тельную власть Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации. И еще об одном нововведении, имеющем отношение к характеристике Правительства и исполнительной власти в целом. В Конституции 1993 г. нет термина "государственное управление", который все реже встречается и в текущих нормативно-правовых актах. Указанный термин, который раньше широко использовался, к сожалению, не имел четкого юридического содержания, отличался некоторой расплывчатостью, трактовался, поэтому по-разному государствоведами, административистами, специалистами в области теории управления. Ясные и четкие термины "исполнительная власть", "система исполнительной власти", "органы исполнительной власти" соответствуют концепции разделения властей, являющейся одной из теоретико-нормативных основ Конституции 1993 г.
Во многом вышесказанное обусловливает и объясняет серьезное качественное изменение статуса Правительства РФ, установленного в Конституции 1993 г.
Хотя правовому положению Правительства непосредственно посвящена глава 6 Конституции, многие его элементы и конкретные нормы о нем содержатся в разделах, других главах и статьях Основного Закона России
Однако, прежде чем характеризовать современный конституционно–правовой статус Правительства, необходимо коснуться вопроса о том, в чем конкретно выразились изменения его правового положения по сравнению с прежней Конституцией. По Конституции РФ 1978 г. (ст. 122) Совет Министров – Правительство РФ – орган исполнительной власти, подотчетный Съезду народных депутатов, Верховному Совету и Президенту РФ. Подотчетность Правительства высшим представительным органам власти отражала прежнюю, хотя и уже во многом себя дискредитировавшую идею всевластия и полновластия Советов Это, в частности, было отражено в ряде положений и норм, прямо касающихся статуса и компетенции Правительства РФ. Например, нормы ст. 104 данной Конституции о том, что Съезд правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, относящийся к ведению Российской Федерации. А ч. 10 ст. 104 предусматривала утверждение Съездом Председателя
Дата: 2019-07-24, просмотров: 185.