ется дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п. "а" ч. 1 ст. 103). Однако реализация данного полномочия Государственной Думой связана с некоторыми условиями. В частности, решение Государственной Думы должно быть принято не позднее недельного срока со дня внесения Президентом предложения о кандидатуре Председателя Правительства. Помимо этого, ч. 4 ст. 111 устанавливает: после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Государственная Дума согласно п. "б" ст. 103 вправе решать вопрос о доверии Правительству РФ. Конституция предусматривает два варианта постановки и решения этого вопроса: по собственной инициативе Государственной Думы или по инициативе Председателя Правительства. Выражение Государственной Думой недоверия не влечет за собой однозначного решения Президента об отставке Правительства в двух вышеназванных случаях. Кроме того, в Конституции четко закреплено право Президента при возникновении и реализации каждого, из двух вышеназванных вариантов распустить Государственную Думу.
В ведении Государственной Думы находится назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ (п. "в" ч. 1 ст. 103). Президенту РФ принадлежит инициатива в подборе и представлении кандидатуры на эту должность и освобождении от должности Председателя ЦБ РФ. Государственная Дума, осуществляя данное полномочие, решает вопрос об утверждении либо неутверждении предложения Президента по персональному назначению Председателя ЦБ РФ либо об освобождении конкретного лица от этой должности.
Государственная Дума также формирует часть состава Счетной палаты, назначает и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов (п. "г" ч. 1 ст. 103).
Конституция ввела новый демократический институт – должность Уполномоченного по правам человека, который назначается и освобождается от должности Государственной Думой (п. "д" ч. 1 ст. 103). Предусмотрено принятие федерального конституционного закона об этом институте, подчеркивающего особую его значимость в условиях реформирования политической власти и экономических отношений, в связи с необходимостью обеспечить защиту граждан от посягательств и злоупотреблений должностных лиц государственных органов. В законе будут закреплены статус, функции, права и обязанности Уполномоченного по правам человека, условия и тре-
Глава 23. Федеральное Собрание 379
бования, предъявляемые к данной должности, и лицу, претендующему на ее занятие.
К ведению Государственной Думы отнесено объявление амнистии, т.е. полное или частичное освобождение от уголовного наказания лиц, совершивших преступление, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким (п. "е" ч. 1 ст. 103). В практике Государственной Думы уже имело место использование полномочия об объявлении амнистии.
К компетенции Государственной Думы отнесено и выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (п. "ж" ч. 1 ст. 103). Установлено, что решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов Думы и по инициативе не менее одной трети депутатов этой палаты и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой (ч. 2 ст. 93). Предусмотрен характер содержания такого обвинения: это государственная измена или совершение иного тяжкого преступления (ч. 1 ст. 93). Иногда в литературе порядок отрешения Президента от должности именуется процедурой импичмента. Здесь, видимо, требуются некоторые пояснения.
1. Думается, не стоит механически переносить институты и соответствующую им терминологию, принятые в ряде зарубежных стран, на российскую действительность. В Конституции РФ используется ясный и четкий термин: "отрешение Президента от должности". "Словарь русского языка" под ред. А.П. Евгеньевой (М., 1986, т. 2.) так определяет лексическое значение слова "отрешить": исключить, уволить (со службы, с работы) за нарушение закона, неправильные действия и т.п.
2. Термин "импичмент", применяемый в конституционном праве ряда стран (например, в США), означает процедуру привлечения к суду парламента высших должностных лиц государства, в том числе президента.
По вопросам своей компетенции Государственная Дума принимает постановления.
Общие основы принятия правовых актов Государственной Думой установлены в Конституции: постановления принимаются большинством голосов, т.е. не менее чем 50% плюс один голос от общего числа депутатов Государственной Думы. Однако в Конституции предусмотрен и другой порядок принятия решений этой палатой. Например, решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов Думы; в случае несогласия Государственной Думы
Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.