обсуждение, в ходе которого давшие согласие баллотироваться выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы. Кандидат считается избранным, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от числа депутатов палаты. После избрания Председателей избираются предусмотренные Конституцией заместители Председателей палат.
Председатели Совета Федерации и Государственной Думы, ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат, обеспечивают координацию работы комитетов и комиссий палат депутатов, представляют Совет Федерации и Государственную Думу, во взаимоотношениях между собой, а также взаимодействуют с Президентом РФ, субъектами РФ, общественными объединениями, парламентами зарубежных государств, международными парламентскими организациями, участвуют в согласительных процедурах, предусмотренных Конституцией.
Заместители Председателей Совета Федерации и Государственной Думы помогают Председателю соответствующей палаты в реализации его функций, по его поручению ведут заседания палаты, а в отсутствие Председателя осуществляют его полномочия.
В соответствии с ч. 3 ст. 101 Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Более подробно эти вопросы регулируются в Регламентах палат. Совет Федерации и Государственная Дума образуют из числа депутатов постоянно действующие комитеты по различным направлениям деятельности, по подготовке и рассмотрению вопросов, относящихся к компетенции соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов определяется палатой. Каждый депутат может быть членом, только одного комитета Перечень комитетов определяется в Регламенте Совета Федерации первого созыва и в Регламенте Государственной Думы.
Среди постоянных комитетов Совета Федерации следующие: по делам Федерации; по Федеративному договору и региональной политике; по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по международным делам; по делам Содружества Независимых Государств и др. Государственная Дума имеет систему комитетов, среди которых: по законодательству и судебно-правовой реформе; по труду и социальной поддержке; по экологии; по экономической политике; по обороне; по безопасности; по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности, по аграрным вопросам; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по образованию, науке и культуре; по делам национальностей; по вопросам местного самоуп-
Глава 23. Федеральное Собрание 373
равления; по организации работы Государственной Думы; по вопросам геополитики и др.
В заседаниях комитетов могут участвовать с правом совещательного голоса депутаты, не входящие в состав данного комитета, а также присутствовать представитель Президента, члены федерального Правительства, представители субъектов законодательной инициативы, эксперты, представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений.
Кроме того, каждая палата имеет право создавать временные комиссии, деятельность каждой из которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей; по окончании установленного срока либо выполнении возложенной на нее задачи такая комиссия прекращает свою деятельность. Палаты по собственной инициативе, а также по предложению Президента, Правительства РФ или иных субъектов законодательной инициативы могут создавать для разрешения спорных вопросов согласительные комиссии.
В ч.3 ст. 101 названы парламентские слушания, которые Совет Федерации и Государственная Дума проводят по вопросам своего ведения.
Парламентские слушания – это публичные обсуждения (рассмотрения) каких-то определенных, значительных по актуальности и содержанию политико-правовых социально-экономических правоохранительных проблем. Причем в основе таких слушаний лежит специальное изучение, научное исследование названных и связанных с ними проблем и отдельных вопросов. Слушания проводятся по инициативе Председателя Совета Федерации или Председателя Государственной Думы, а также по инициативе комитетов и комиссий палат, депутатских объединений в порядке, предусмотренном Регламентами палат. Парламентские слушания являются большей частью открытыми, на них присутствуют представители общественности, средств массовой информации. В некоторых случаях проводятся закрытые парламентские слушания. На основе результатов слушаний могут приниматься рекомендации.
Каждая из палат Федерального Собрания, как это предусмотрено Конституцией, принимает свой Регламент. Можно определить Регламент как совокупность правил, регулирующих порядок деятельности соответственно Государственной Думы и Совета Федерации. Это своеобразный внутренний закон каждой из палат, конкретизирующий и развивающий конституционные нормы об организации их деятельности. Существенно и то, что в Регламенте, особенно Государственной Думы, определяются многие процедурные моменты и вопросы законодательного процесса. Регламенты палат Федерального Собрания, как и представи-
374 Раздел VI. Конституционная система власти в РФ
тельных органов власти, функционирующих в субъектах РФ, – существенный элемент конституционного права России.
Законодательством также предусмотрено, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г. Счетная палата РФ – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему Задачами Счетной палаты являются:
а) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных частей федерального бюджета;
б) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
в) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;
г) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение и совершенствование бюджетного процесса в целом;
д) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета в Центральном банке РФ и иных финансово–кредитных учреждениях РФ;
е) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет.
Председателем Счетной палаты может быть гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики и финансов.
Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Совет Федерации и Государственная Дума назначают соответственно по шесть аудиторов сроком на шесть лет.
Глава 23. Федеральное Собрание 375
Счетная палата направляет органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ и бесхозяйственности. Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, – в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется незамедлительно.
Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях:
а) выявления на проверенных объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующие в связи с этим безотлагательного пресечения;
б) умышленного и систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий.
При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых операций и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.
Предписание Счетной палаты может быть обжаловано в судебном порядке.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 194.