Особая роль внутренних инвестиций в территориальном маркетинге.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие бизнес-деятельности и самозанятости на территории возможно, если территория выглядит привлекательной как место притока ресурсов (финансовых, человеческих, материальных и др.). Территория успешна в случае, если:

• является привлекательной для потенциальных потребителей ресурсов, общественных благ этой территории в процессе проживания и (или) осуществления деятельности;

• потребители готовы предпочесть эту территорию из всех других как место наиболее эффективного применения собственных финансовых, интеллектуальных, материальных, инновационных ресурсов.

Территория может развиваться за счет разных источников — внутренних или внешних. Если речь идет о внутренних источниках, то главной задачей будет создание предпосылок для того, чтобы они остались на территории и получили в дальнейшем развитие. В случае с внешними по отношению к территории ресурсами задачей будет привлечение внимания к территории, привлечение ресурсов на территорию. Необходимо создать предпосылки для того, чтобы территория стала восприниматься потенциальными инвесторами как самое привлекательное место применения инвестиций, где собственник получит самую большую полезность от их использования, где человеку будут предоставлены реальные возможности получения лучших условий для приложения сил и самореализации личности.

В узком смысле инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество (в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку), вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Но мы будем рассматривать инвестиции в широком смысле этого слова, что позволяет выделить материальные, нематериальные и финансовые инвестиции. Под материальными инвестициями понимаются вложения в вещественно-материальной форме (машины, оборудование, основные и вспомогательные материалы и др.). Под нематериальными инвестициями подразумеваются вложения, которые вещественно-материальной формы не имеют (интеллектуальные ценности, лицензии, научные разработки, вложения в подготовку персонала, передача ноу-хау и др.). Финансовые инвестиции — это вложения в виде портфельных и прямых инвестиций, которые подразумевают инвестиции в ценные бумаги в первом случае без обеспечения их владельцам контроля над предприятием, а во втором случае — обеспечивающие обладание контрольным пакетом акций или инвестиции, направляемые непосредственно в производство и сбыт конкретного вида продукции.

Инвестиции могут быть первичными, т.е. осуществленными в первый раз; повторно и дополнительно осуществляемые инвестиции носят название реинвестиций. Первичное инвестирование позволяет создать новую ценность (новое предприятие, новое оборудование, новую технологию). Реинвестирование позволяет концентрировать инвестиции в одном объекте, например, расширять производство. С точки зрения пространственного анализа традиционно принято выделять иностранные инвестиции (инвестором выступает зарубежный собственник) и внутренние инвестиции (инвестором выступает отечественный собственник). При оценке внутренних инвестиций следует провести более глубокий анализ и выделить две подгруппы: инвесторов-рези-дентов (юридические и физические лица, зарегистрировавшие свой бизнес или постоянно проживающие на данной территории) и инвесторов-нерезидентов (юридические и физические лица, не зарегистрировавшие свой бизнес или не проживающие на данной территории).

Можно выделить несколько наиболее важных функций инвестиций, а именно:

• развивающую — инвестиции оказывают воздействие на объем общественного производства и развитие отраслей и сфер хозяйства;

• социальную — растет занятость населения, увеличиваются совокупные доходы работников;

• мультипликативную — при росте доходов работников и прибыли собственников в одной отрасли повышается потребительский спрос на товары и услуги, производимые в других отраслях, что приводит к росту доходов и занятости в этих отраслях;

• структурообразующую — от того, в какие секторы экономики вкладываются средства для ее развития, зависит будущая структура общественного производства.

Проведя анализ деловых стратегий территории (стратегии роста, «портфельной» и конкурентной стратегии), территориальные органы власти готовы более осознанно подойти к решению ряда вопросов в области инвестиционной деятельности, а именно:

• какие направления деятельности наиболее нуждаются в инвестициях;

• какие виды и формы ин

• что следует предпринять для улучшения инвестиционного климата территории.

Инвестиционный климат территории определяется путем соотнесения двух характеристик территории, а именно:

1) инвестиционный потенциал (возможность) — совокупность объективных экономических, социальных и природно-географических свойств территории, имеющих высокую значимость для привлечения инвестиций в основной капитал территории (как заманчиво). Инвестиционный потенциал — это в большей степени количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и др.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в территорию;

2) инвестиционные риски (опасность) — риски, обусловленные внешними по отношению к инвестиционной деятельности факторами территориального характера, например, социально-политическая обстановка в регионе (как страшно). Инвестиционный риск — скорее характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической, криминальной ситуации и законодательной среды. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Инвестиционный потенциал складывается как сумма инвестиционных предпосылок для инвестиций, а инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. В том случае, когда, по мнению инвестора, потенциальная полезность (выгода) от инвестиций в эту территорию оказывается большей величиной, чем потенциальные трудности (потери), которые могут возникнуть при осуществлении инвестиций в эту территорию, мы можем говорить об инвестиционной привлекательности территории. Следовательно, инвестиционная привлекательность территории — совокупность различных объективных признаков, средств, возможностей и ограничений, обусловливающих интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал территории (желание инвестировать). Интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал территории региона (частота и объемы реализации желания) иногда называют инвестиционной активностью.

Сравнительные оценки инвестиционного климата стран проводятся начиная с 1960-х гг. на основе разных методик, которые можно свести к трем группам:

1) методики, использующие в качестве критериев сравнения ограниченный набор индикативных показателей, преимущественного макроэкономического характера;

2) методики, использующие в качестве критериев сравнения комплекс факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат, оценка которого может быть дана через анализ инвестиционного законодательства, инфраструктурной обеспеченности, экономического и имущественного механизма, организационного механизма, объективного состояния территории и продвижения территории;

3) методики, предполагающие сопоставление инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 371.