Основные пути повышения инвестиционной привлекательности территории с учетом конкурентных преимуществ территории.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Политика реализации инвестиционной привлекательности территории осуществляется исходя из реалий баланса факторов, сосредоточенных в сфере политики и экономики, однако можно выделить наиболее общепринятые действия:

- развитие регионального инвестиционного законодательства;

- поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления гарантий и льгот;

- формирование инвестиционной открытости и привлекательности территории, ее инвестиционного имиджа;

- проведение активной деятельности по привлечению иностранных инвестиций;

- формирование инвестиционной инфраструктуры (залоговые фонды, перестраховочные компании, развиваются бизнес-центры и т.д.);

- разработка системы взаимоувязанных экономических, организационных и правовых мер, направленных на создание привлекательного инвестиционного климата территории и оживление инвестиционной активности;

- создание инвестиционных пакетов, то есть наборов инвестиционных проектов, способных привести к разрешению конкретной проблемы территории с программой распределения экономических, технических, финансовых ресурсов и рисков между исполнителями по временным интервалам (срокам капиталовложений и срокам окупаемости) [9, с. 87].

В целом, работа по реализации инвестиционной привлекательности территории неотрывна от инвестиционной политики государства и субъекта федерации, и призвана дополнять и углублять ее всеми возможными путями. Одним из таких путей является создание на территории режима наибольшего благоприятствования тем или иным инвесторам (крупным-мелким, российским - иностранным) в тех или иных сферах.

 

Немаловажное значение играет качество инвестиционной инфраструктуры территории.

 

45. Процесс принятия решений о выборе территории как привлекательного места проживания и/или осуществления деятельности.

Процесс выбора территории как места проживания и (или) осуществления деятельности очень близок к процессу выбора потребителем промышленных товаров, в котором С. Минетт выделял следующие фазы принятия решения: уяснение потребности, оценка вариантов, разрешение сомнений, реализация. Рассмотрим этапы выбора территории потенциальным потребителем как места проживания и (или) осуществления деятельности.

Первый этап в этом процессе — уяснение потребности, тех нужд, которые имеет человек, проживая и (или) осуществляя деятельность на территории. Началом данного этапа может стать ощущение человеком острой неудовлетворенности теми условиями, в которых ему приходится жить и (или) осуществлять деятельность. Территория, на которой он сейчас проживает, не оправдывает ожидания человека. На этом этапе человек мыслит скорее рационально. После того как человек сам и с учетом мнения других лиц пришел к выводу об обоснованности своих желаний и претензий на лучшую долю, он готов к восприятию информации о других территориях.

Второй этап принятия решения начинается тогда, когда человек, накопив значительный объем информации о разных территориях, переходит к стадии оценки вариантов. На этом этапе он осуществляет формулирование и ранжирование критериев принятия решения, т.е. критериев, посредством которых может дать описательную характеристику территории, которую бы он предпочел. В то же время мы выделяли дифференциаторы территориального продукта и иных средств комплекса территориального маркетинга, которые отражают то, что собой представляет территория и что отличает ее от других территорий. Основной задачей второго этапа является соотнесение критериев, которыми руководствуется потенциальный потребитель, с характеристиками конкретной территории.

Третий этап процесса принятия решения о выборе территории как места проживания и (или) осуществления деятельности — это стадия разрешения сомнений. Необходимо выяснить сомнения и опасения человека и дать четкие ответы на них. Такие сомнения и опасения всегда существуют, поскольку критерии принятия решений (критерии выбора, которые отражают нужды потребителей) и дифференциаторы (реальные характеристики-отличия) территории часто не совпадают. Редко крупный город имеет удобную транспортную инфраструктуру. Потребитель вынужден искать компромиссы, которые вызывают у потребителей чувство тревоги и неудовлетворенности, могут стимулировать поиск новых вариантов.

Следует помочь потребителю сделать выбор, предоставляя дополнительную информацию, сравнивая с территориями-конкурен-тами. Для лучшего восприятия информации и наглядности следует использовать схемы, таблицы, диаграммы. Можно строить карты восприятия территории, где по осям задать критерии принятия решения потребителем (критерии выбора), а место каждой территории определить, исходя из экспертных оценок соответствия данной территории тому или иному критерию.

Наглядной формой подачи информации является построение многоугольников по осям. В качестве осей сравнения можно выбрать характеристики территории (средняя плотность населения на 1 км2, густота дорожной сети на 1 км2, средние доходы на душу населения, уровень безработицы, величина прожиточного минимума и др.). Такая форма подачи информации была использована при представлении результатов исследования оценки комфортности городской среды жителями в городах Карелии (рис. 5.1, 5.2). Осями этих «паутинок» служат определенные характеристики качества жизни в городах, по которым отложены полученные данные (количество жителей в процентах от числа опрошенных, оценивших данную характеристику территории положительно).

Полученные К.Л. Рожковым, Н.И. Скрябиной и Л.В. Прохоровой данные свидетельствовали, насколько разнятся города по оценкам проживающих в них. Оценку по тем или иным параметрам проживания, посещения, ведения деятельности могут дать и эксперты.

Город, который пропагандирует наличие ряда конкурентных преимуществ, на такой сетке размещает свой «многоугольник», и на эту же сетку будет нанесен другим цветом «многоугольник» города-конкурента. Потенциальному жителю будет удобно видеть преимущества города. Такая форма анализа иногда бывает предпочтительнее, поскольку к участию в сравнении может быть приглашен сам «сомневающийся» человек, кроме того, информация о результатах сравнительного анализа, представленная в такой форме, является наиболее удобной для восприятия человеком, колеблющемся в своем решении. Такое сопоставление территорий-конкурентов может быть произведено в расчете на разные сегменты рынка. Полученная информация может быть адресно доведена до потенциальных потребителей.

Возможны и другие способы оценки и сравнения территорий-конкурентов. В каждом случае представленные результаты должны быть объективны, сопоставимы, представлены в удобной для восприятия форме.

третий этап выбора территории как места проживания и (или) осуществления деятельности может оказаться длительным, поскольку человек пытается найти максимально хороший вариант и порой его сомнениям нет конца. Человек может неоднократно проходить второй и третий этапы отбора территорий, углубляя свое знание о территории, пока не решит, что на все свои вопросы он получил ответы и все (большая часть) его сомнений разрешены.

Четвертый этап принятия решения — это собственно реализация принятого решения. Наиболее ответственным здесь может стать момент, когда потребитель, «поверив на слово», на практике обнаруживает несоответствие обещанного реальному положению дел. Именно поэтому оценки территории должны быть объективными и честными. Как и в маркетинге в целом, информация может быть несколько приукрашена, но она не должна вводить человека в заблуждение или обманывать его. В ином случае разочарование и неудовольствие потребителя будут влиять на формирование отрицательного общественного мнения относительно данной территории, и исправить такое общественное мнение будет крайне сложно.

В случае, когда человек в целом остался доволен принятым решением и его ожидания оправдались, важно не забыть этого нового для территории потребителя и какое-то время «сопровождать новичка», с тем, чтобы он быстрее и комфортнее для себя смог решать свои задачи на новой территории и не испытывал значительных трудностей.

Если этот этап будет пройден успешно, территория получит еще одного постоянного клиента — жителя, который будет СВОИМИ ресурсами создавать будущее благополучие себе, своей семье и территории.

Таким образом, понимание процесса выбора территории как наиболее привлекательного места проживания и (или) ведения деятельности помогает субъектам территориального маркетинга (прежде всего органам исполнительной власти) правильно и результативно проводить информационную политику, продвигая существующие дифференциаторы территории, которые могут стать для клиента существенными конкурентными преимуществами, определившими выбор данной территории из всех возможных.

 

46. Критерии оценки инвестиционной привлекательности территории.

Любая сфера деятельности представляет собой образование: ее субъекты и объекты обладают разными наборами свойств. Процессы в этой сфере стремятся к постепенному охвату всех субъектов и объектов и приводят как к уравниванию наборов их свойств, так и к выравниванию степени их усреднения.

В настоящем времени всякого рода рейтинги муниципального образования, либо в целом стран, стали важнейшими критериями по состоянию уровня экономики.

Можно сказать, что выбор критериев оценки, а также получение результатов, выявленных в результате такого оценивания, может являться некоторой трудностью. Но зачастую не всегда за финальным значением можно увидеть причинно-следственные тенденции развития того или иного инвестиционного комплекса. Однако, рейтинги, которые оценивают инвестиционную привлекательность или отдельные ее компоненты, получают большое значение и часто используются инвесторами при принятии решений об инвестировании.

Следует заметить, что количество факторов могут быть бесконечным, но тем не менее, более значимые инвестиционные факторы будут включены в группу признаков инвестиционной привлекательности.

Присутствие современных механизмов коммуникации, уровень развития финансовой инфраструктуры также являются важными и незаменимыми факторами, воздействующим на приток прямых иностранных инвестиций в регион.

Политическая ситуация в муниципальном образовании имеет возможность играть главную роль. Для ее измерения используются два критерия.

Первый – это инвестиционный рейтинг муниципального образования, в том числе рейтинги инвестиционного потенциала и риска.

Второй критерий, имеющий отношение к муниципальной политической обстановке, который определяет зарубежную экономическую оживленность, –Объем инвестиций показывает общий инвестиционный климат в муниципалитете.

Активность внутренних инвесторов есть положительный сигнал для зарубежных инвесторов. Уровень открытости территории связан, в первую очередь, с экспортом и внешней торговлей.

Географические признаки муниципального образования являются еще одним важным аспектом, значимым для пояснения причин притока прямых иностранных инвестиций.

Россия – является огромной страной, следовательно, ее регионы и муниципальные образования обладают различными географическими особенностями, положениями, климатическими условиями и т.д. Относительно к России этот географический аспект приобретает дополнительное значение, которое связано с наличием издержек – издержек на ведение переговоров, согласование, договоры и др. Следовательно, чем ближе муниципальное образование расположено к центру страны, тем выше вероятность того, что инвестор будет осуществлять прямые иностранные инвестиции, так как в этом случае издержки будут значительно ниже.

Россия является страной региональных и муниципальных контрастов, поэтому очень значимому инвестору для принятия решений о вложении инвестиций, несомненно, важна четкая информация об инвестиционном потенциале отдельного муниципального образования . Таким образом, для дальнейшего развития муниципального образования необходимым условием является создание системы, оценивающая инвестиционную привлекательность территории.

Более того, для муниципальных образований, не имеющих в наличии запасов сырья, наличие методики превращается в конкурентное преимущество, с которым объект будет взаимодействовать с внешним миром. В противном же случае, нельзя будет использовать такую информацию, и полагаться на нее при принятии решений, как для инвесторов, так и для органов государственного управления.

Необходимость создания определенного имиджа очевидна, в конечном итоге, это способствует привлечению внимания к муниципалитету, позволяет дать возможность более хорошо предоставлять интересы граждан, способствовать улучшению инвестиционного климата, а также получать дополнительные ресурсы для развития социально-экономического потенциала.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 334.