Когнетивная психология и логика.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

           Не нужно!

 

Концепция истины.

Истина – это знание соответствующее действительности. В самой природе как таковой нет ни истин, ни заблуждений. Истина обладает двумя характеристиками: объективность и конкретность. Объективность истины означает, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины проявляется в том, что она содержит конкретный объект. Истинное знание отражает конкретный фрагмент реальности, либо конкретную познавательную ситуацию. Противоположностью истине является заблуждение. Заблуждение – знание не соответствующее реальности, но принимаемое за действительность.

Для объяснения «движения» истины используют понятие абсолютной и относительной истины.

Абсолютная истина – это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина – не полное, не точное, не исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина складывается из бесконечного числа истин относительных. Всякая относительная истина содержит в себе элемент, частичку абсолютной истины.

Во взглядах на истину существует 2 крайности:

Догматизм – философское направление, которое считает главным абсолютную истину, т.е. рассматривает истину только как абсолютную. Несостоятельность его в том, что он рассматривает истину вне ее развития. Релятивизм – напротив, считает всякую истину относительной и не учитывает в ней элементов абсолютного. Релятивисты сводят процесс познания к смене одного заблуждения другим.

 

 

Философия науки.

Как своеобразная форма познания и специфический тип духовного производства наука возникла в Новое время (17 век). Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. По предмету и методу познания можно выделить:

1. науки о природе,  2. науки об обществе, 3. науки о познании и мышлении.

Отдельную группу составляют технические науки.

По удалённости от практики различают: фундаментальные и прикладные науки. Фундаментальные науки не имеют непосредственной ориентации на практику. Прикладные науки связаны с непосредственным применением результатов научного познания для решения производственных проблем.

Наука возникает в Новое время, вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии3 основных этапа:

1) классический (17 – 19вв.),

2) неклассический (первая половина 20 века),

3) постклассический (вторая половина 20 века).

Структура научного познания:

1) факты, 2) результаты их теоретического обобщения, 3) проблемы и гипотезы, 4) законы, проблемы и теории, 5) философские установки, 6) социокультурные основания, 7) методы, идеалы и нормы научного знания, 8) стиль мышления.

Структура научной теории:

1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы,

2) идеализированный объект, т.е. абстрактная модель изучаемого явления (идеальный газ),

3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменение знания.

4) совокупность законов и универсалий, выведенных из основоположений теории.

Функции научной теории:

1) Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в

единую, целостную систему.

2) Объяснительная функция, выявляющая причинные связи явления.

3) Методологическая функция (на базе теории формируются многообразные

методы, способы и приемы исследовательской деятельности).

4) Предсказательная функция – предвидение будущего состояния явления.

5) Практическая функция. Конечное предназначение теории – быть воплощенной в практику.

 

Структура науки.

Научное познание – это особая форма познавательной деятельности, целью которой является достижение объективного и системно-организованного знания. Научное познание по сравнению с обыденным, художественным, философским и др. представляет собой особую деятельность по получению нового знания.

Всякая деятельность включает в себя следующие компоненты – субъект, объект, цель, средства, результат деятельности.

Субъект научного познания – профессионально подготовленный человек, обладающий специальными научными знаниями. Объект научного познания – это исследование реальности, знание которое находит применение в будущем. Средства научного познания – материальные объекты, включенные в научное познание (специальные инструменты, измерительные приборы и т.д.). Результат научного познания – истинные знания, отражающие свойства изучаемых объектов.

Формами научного познания являются гипотеза, факт, закон, теория. Гипотеза – это предположение, которое либо подтверждается, либо опровергается. Факт – это достоверная, объективная информация. Закон – это существенное положение теории. Теория – форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности. Теория не должна выходить за рамки фактов, иначе она будет иметь фантастический характер. Функции теории – синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная, практическая.

Нормы научной этики редко формулируются в явной форме. Американский социолог Р.К. Мертон предложил нормы науки формулировать, опираясь на принципы 1) универсализма, 2) общности , 3) бескорыстности, 4)организованного скептицизма.

Научная общественность озабочена возможностью поспешных инноваций, не продуманных в достаточной степени с точки зрения их социальных последствий. В настоящее время ни одна биомедицинская программа, связанная с человеком, не может начать реализацию, если она не прошла экспертизы.

Сегодня для всех очевидно, что наука как социальный институт нуждается в постоянном квалифицированном контроле со стороны всего общества в целом. Цели, средства и методы любого исследования должны соответствовать нравственным критериям, иметь в виду не только стремление учёного к успеху, повышению своего научного престижа, но также интересы человечества в глобальном измерении. 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 235.