Естествознание XX века имеет дело с множеством картин природы, онтологических схем и моделей, нередко альтернативных друг другу. С середины XX века идеи самоорганизации становятся основой нового стиля мышления и нового миропонимания. Разрабатываются принципы глобального эволюционизма. В обоснование глобального эволюционизма внесли свой вклад многие естественнонаучные дисциплины, но определяющее значение в его утверждении сыграли: теория биологической эволюции и развития на основе концепции биосферы и ноосферы; теория нестационарной Вселенной; синергетика. Глобальный эволюционизм позволяет: выстроить новую картину мира; рассмотреть во взаимосвязи неорганическую, живую и социальную материю; установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума.
Главное место в изучении процесса соотношения общества и природы принадлежит геологии. Земная кора выступает основным объектом геологии. Земные оболочки выделяются по их основному содержанию: гидросфера – жидкая земная оболочка; литосфера – твердая часть земной коры; биосфера – оболочка, состоящая из живых организмов; атмосфера – воздушная оболочка; тропосфера – нижняя часть атмосферы.
ХХ век – время великих открытий в науке о жизни: обоснованы концепции возникновения жизни, происходит становление генетики, молекулярной биологии, экологии и других дисциплин, повлекших изменения в этой области знаний. В биологии наших дней разработаны важные теоретические представления о сущностных характеристиках, о закономерностях структурно-функциональной организации и развития органической жизни. Огромное теоретическое и мировоззренческое значение имело становление классической генетики. Генетика открыла новые возможности понимания единства жизни. Самым выдающимся достижением биологической науки является теория эволюции путем естественного отбора. Биология уже не только изучает, но и непосредственно влияет на мир живого. Очевидно, что развитие биологии может способствовать решению ряда глобальных проблем (экологической, продовольственной, медицинской).
Биосфера и ноосфера
Термин «ноосфера» был введен в начале 20-х годов прошлого столетия Леруа и Шарденом. Под ноосферой они понимают новую оболочку планеты, которая возникает после биосферы и над ней. Биосферу рассматривают как необходимый этап в развитии планеты для возникновения ноосферы. Так, Леруа сравнивает ноосферу с белой скатертью, которой прикрыта биосфера. Из биосферы бьют фонтанчики, питающие ноосферу необходимыми веществами.
Вернадский начинает рассматривать ноосферу как качественно новый этап эволюции биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его трудом и разумом.
Биосфера, как и любая целостная система равновесна не только с окружающей средой, но и во взаимодействии частей. Именно это обеспечивает ее существование. Однако это равновесие динамическое. Оно развивается в борьбе противоречивых процессов, от менее к более активному полюсу. Вернадский считал, что с возникновением человечества и развитием его производственной деятельности, оно постепенно становится основным геологическим фактором преобразования верхней оболочки земли. Он приходит к выводу, что человечество сможет обеспечить свое будущее только в том случае, если возьмет на себя ответственность за развитие биосферы в целом. Вернадский предложил понятие «ноосфера» – сфера разума. Ноосфера – это целостная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного существования общества и природы. «Ноосфера» становится центральным междисциплинарным понятием, так как играет важную роль в построении целостной системы знаний об окружающей общество природе во взаимосвязанности всех ее частей.
С обостренным характером противоречий между человеком и биосферой столкнулось современное поколение людей. Человечеству угрожают экологические катастрофы, связанные с загрязнением среды, дефицитом ресурсов, перенаселением. Становится все более очевидным, что главная экологическая проблема заключена не в природе, а в ценностно-этических представлениях человека современной техногенной цивилизации.
Техногенная цивилизация начинает свое развитие в XVII веке. Идея преобразования мира и подчинение человеком природы становится доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории.
Экологический императив выступает как основной принцип деятельности. Это совокупность условий таких нарушений равновесий природы, которые могут сделать невозможным существование человека на земле.
Философия человека
Современная философская антропология наиболее активно задействована в практику через социал-дарвинистскую, марксистскую, психоаналитическую, экзистенциональную концепции.
Социал-дарвинистская концепция сформировалась на основе эволюционного учения Дарвина о наследственности, борьбе за существование. В работах Шпенглера и Ницше человек трактуется как биосоциальное существо, характеризующееся или стремлением к воле, или довольствующимся аморфными качествами.
Марксистская концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) фиксирует в человеке активно-деятельностную сущность преобразующего мир существа.
Психоаналитическая концепция (Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Лакан) сфокусирована на психике человека, его сознании и утверждает тезис о том, что психоэмоциональная сфера человечества имеет определенную структуру, связанную с наличием инстинктов, архетипов, комплексов, сновидений) и контролируемой в виде Я (индивидуального сознания) и Сверх-Я (норм общественного сознания).
Экзистенциальная концепция (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю) акцентирована на изучении человека в обычных и экстремальных условиях техногенной действительности. Речь идет о существовании индивида с точки зрения таких категорий как «забота», «страх», «ничто», «пограничная ситуация», «ответственность», «свобода», «гуманизм».
Дата: 2019-07-24, просмотров: 253.