Философская теория познания человеком мира начала создаваться в Древней Греции и получила название гносеология (от греч. Gnosis – познание, logos – учение). Одновременно там существовал и другой термин – эпистемология, который обозначал процесс научного познания в отличие от обыденного мнения. Оно в отличие от мнения постоянно, лишено субъективной окраски.
Гносеология как специальная философская дисциплина возникает в Новое время. Здесь формируется основное гносеологическое отношение «субъект – объект» и осознаётся основная проблема – противостояние, оппозиционность человека и мира. Данная проблема возникает вследствие построения философской теории познания человеком мира на базе обобщения закономерностей научного познания, как наиболее достоверного.
При изложении философии можно исходить из двух допущений: классического и субъектно-гуманистического. Субъектно-гуманистическая философия исходит из предпосылки, что основа мира – человек, а не материальный мир, как в классической философии. Человек в процессе своей жизни не просто познаёт (классическая философия), а осваивает мир, делает его своим. Сущность человеческого освоения мира не разум и знания, а стремление к власти (Ф.Ницше), любовь (Фейербах, Фромм), конструирование мира (Пирс). Существуют различные формы освоения человеком мира: духовно-практическая; рационально-познавательная; художественно-эстетическая; нравственная; обыденная; религиозная и др.
Неклассическая гносеология исходит не из абсолютного противопоставления, а относительности объекта и субъекта познания. В гносеологии субъект – это не просто человек познающий, а носитель познавательной активности, обладающий знаниями, умениями и навыками. Субъект познания имеет социальную природу, однако он всегда индивидуален. Неклассическая гносеология строится не на идее отражения объекта субъектом, а на конструктивной идее, которая объясняет построение в определённом смысле субъектом онтологии. Неклассическая гносеология описывает познавательные ситуации, когда знание не описывают объект, существующий сам по себе.
Неклассическая гносеология характеризуется следующими новациями:
1. Отказ от познания как отражение реальности. 2. Познание – один из возможных способов освоения человеком мира культуры как культуротворчества и др.
Таким образом, происходит отказ от классического принципа объективности, то есть описания и объяснения свойств объекта, существующего «сам по себе».
Теория познания.
Любая чувственная форма окрашена рациональным моментом, и наоборот, всякое абстрактное теоретическое понятие в конечном итоге имеет основание в практической деятельности человека и основано на данных органов чувств.
Формы чувственного познания:
1. Ощущение – это отражение отдельных сторон, свойств объекта. Ощущение является исходным пунктом познавательного процесса и представляет собой непосредственную связь человека с внешним миром.
2. Восприятие – более высокая форма познания, которая представляет собой отражение предмета в целом.
3. Представление – высшая форма, которая характеризуется возможностью воспроизведения ранее воспринимавшихся объектов. Особенность его состоит в том, что оно содержит элемент обобщения и тем самым сближается с рациональной формой познания. Рациональное познание называется абстрактным мышлением. Рациональное познание характеризуется двумя основными свойствами: основывается на абстрактных понятиях и отражает сущность.
Формы рационального познания:
1. Понятие – есть определённая мысль, в которой зафиксированы общие свойства объекта. Например: дерево, дом.
2. Суждение – это определенная мысль, в которой что-либо отрицается или утверждается.
3. Умозаключение – это вывод из двух или более суждений нового суждения. Существует два вида умозаключения: индукция и дедукция. Индукция – умозаключение, направленное от частных высказываний к общим. Дедукция – умозаключение, направленное от общего к частному. В истории философии сформировался сенсуализм – философское направление, основным методом познания является чувственное познание. С ним связано такое направление как эмпиризм (Ф. Бэкон, Дж. Локк) – философское течение, которое абсолютизирует роль опытного, экспериментального исследования мира. Рационализм (Декарт, Лейбниц) абсолютизирует роль логического, абстрактного мышления и является противоположностью сенсуализму и эмпиризму.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 265.