Природа и сущность человека.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Природа (в широком смысле слова) – это все многообразие движущейся материи, ее свойств и состояний. Природа (в узком смысле слова) – это материальный мир, исключая социальную форму движения материи.

В философии древнего Китая человек рассматривается как микрокосм, который соединен с Космосом тысячью незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда – неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем «космическом» уровне.

Античная Греция – родоначальница европейского рационализма. Один из первых греческих мудрецов Фалес провозгласил: «Познай себя», а Сократ сделал человека предметом своей философии. А лозунг «Познай себя» он объяснил так: «Познай, кто ты есть, и будь им».

По мнению основоположника классической немецкой философии И. Канта, человек – это существо, предназначенное для общества.

В марксистской философии человек рассматривается как совокупность всех общественных отношений, как целостное единство биологического, психического и социального уровней (биосоциальное существо). В неклассической философии С. Кьеркегора человек – это единство конечного и бесконечного. В своем становлении человек проходит три стадии: 1) эстетическая; 2) этическая; 3) религиозная.

З. Фрейд рассматривал три основных уровня в структуре личности: 1) бессознательное – Оно (Ид) 2) предсознательное - Я (Эго); 3) сознательное – Сверх-Я (Супер – Эго).

Антропосоциогенез – это процесс становления человека и общества. Начало антропогенеза было одновременно началом социогенеза. Антропосоциогенез длился в течение 3,5 млн. лет, а 40 тыс. лет назад появился кроманьонец (современный человек). Антропосоциогенез зависит от характера взаимодействия природы и общества.

Современные учения об антропогенезе основаны на следующих теориях: - Теория происхождения жизни на земле на основе углеродных соединений (Опарин); - Теория развития живых организмов на основе естественного отбора (Дарвин); - Концепция направленного мутирования, т.е. закрепления определенных изменений в генах (Берг,Алексеев).

Все они доказывают естественное происхождение человека, т.е. то, что «человек– это детище природы».

Философию ХХ-XXI вв. интересует живой конкретный человек с его чувствами, поисками самого себя и своего смысла в жизни. «Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» (К. Маркс).

 

Личность и общество.

В философии человека как личности выделяют два вида знаний: личностное возникшее в недрах мифологического творчества, и надличностное.

Миф личностен в отличие от теоретического знания как надличностного. Миф насыщен эмоциональностью, картинностью, живописностью. В мифах представлен огромный спектр чувствований, переживаний, потребностей. Миф намного сильнее разума в понимании «Я», взятого не как непостижимая абстракция – точка, а в непрерывном обрамлении бездонной толщи бессознательного, скрытого под покровом сознания. Разум же имеет преимущество в понимании «Ты», то есть в строгой логике изучения объективного мира.

Данное сопоставление мифа и разума заставляет признать их взаимную дополнительность и необходимость перехода от Мифа к духовному смыслу и обратно как в индивидуальном, так в историческом плане.

Если философия – это любовь к мудрости, а любовь понимается как страстное, эмоциональное состояние погруженности во внутренний мир другой личности, то такая философия есть интуитивное, синтетичное знание этой личности, афористичное или метафоричное постижение ее душевно-духовной глубины (Бердяев).

Для того чтобы потенциал личности раскрылся в полную силу необходима социальная работа, связанная с эффективным воспитанием, патриотическим воспитанием, образованием. Соответственно выделенным аспектам можем выделить философию воспитания, философию образования, методологию идеологической работы.

Философия воспитания базируется на достижениях физиологии высшей нервной деятельности, психологии, педагогики, этики, эстетики, риторики.

 

Философия сознания.

Сознание – высшая форма отражения действительности:

-субъективный образ объективного мира;

-субъективная реальность;

-продукт общественного развития;

-функция высокоорганизованной материи мозга.

Проблема сознания всегда привлекала внимание философов. Их интересовало происхождение, сущность, специфика сознания, его отношение к материальному миру. Сознание – чрезвычайно сложный и таинственный феномен. Оно является предметом изучения психологии, антропологии, логики, социологии и др. В философии сложилось несколько традиций, анализирующих проблему сознания. В классической философии основными стратегиями исследования являются субстанциональная и функциональная; в постклассической – экзистенциально-феноменологическая и психоаналитическая.

Субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Гегель и другие) рассматривает разум как объективное и универсальное свойство сознания. Индивидуальное сознание человека рассматривается как проявление Мирового Разума.

Функциональная концепция анализа сознания (Дидро,Гельвеция) рассматривала сознание как функцию мозга и отражение действительности и обращала внимание на активную роль сознания в жизнедеятельности человека.

Экзистенциально – феноменологическая концепция сознания возникла в ХХ веке. Ее представители Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и другие рассматривали сознание как специфический вид бытия, возникающий в результате интериоризации – внешних воздействий во внешнее (мозг), которое трансформирует, преобразует внешнее во внутреннее – в сознание, выходящее за пределы внешнего и развивающегося по собственным законам. 

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 219.