В конце ХIХ века интерес у философов вызвал и механизм переоценки ценностей.
В какой-то исторический момент содержание перестает удовлетворять общество и тогда старые ценности наполняются новым содержанием. Весь вопрос заключается только в том, какие должны быть технологии переоценки ценностей. Марксизм видел их в форме социальной революции. Прикладные философские разделы сконцентрировались на исследовании ценностей и приоритетов.
Глобальные ценности выполняют функцию объединения человечества в решении актуальных проблем. В их число входят ценности гуманизма и экологизма.
Ценности гуманизма отражают важную роль человека в историческом процессе, его уникальность как разумного существа, индивидуальную неповторимость и творческое своеобразие.
Ценности экологизма отражают значимость для человечества географической среды, сложившейся на Земле под влиянием живых организмов.
Региональные ценности общественного сознания специализированы блоком экономических и политических интересов народонаселения конкретной территории, стремящегося к объединению усилий в создании более благоприятной среды жизнедеятельности.
Национальные ценности вытекают из уважительного отношения народонаселения к истории и традициям какой-либо страны.
В аспекте исторического времени ценности выступают в форме традиций. В более узком контексте деятельности ценности делятся на ценности цели, инструментальные ценности и предметные ценности.
Ценности цели актуализируют аспект значимости деятельности и предполагают обоснование последней и ее пропаганду как чего-то самодостаточного и важного.
Инструментальные ценности указывают на важную проблему выбора средств достижения цели и значимость технологической культуры.
Предметные ценности отражают значимость творчества и труда человека, материализовавшегося в предметах культуры.
Этика, эстетика, философия права.
Этика – это прикладная философская наука, предметом которой являются нравственные ценности, мораль, общение, деловые отношения. Этика делится на конструктивистскую, нормативную, утилитарную, программную, метафизическую, инженерную, медицинскую, деловую, профессиональную.
Эстетика – это прикладная философская дисциплина, которая изучает особенности художественного восприятия человечеством мира, практического использования этого видения в архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, строительстве, городском хозяйстве, конструировании и проектировании. Эстетика – это философский анализ такого феномена духовной жизни как красота, прекрасное.
Эстетика связана с понятиями стиля, жанра, пространства, времени.
Религиоведение – это прикладная философская дисциплина, которая изучает духовный мир человечества, его исторические модификации, веру как явление культуры и этическую категорию, религию, мировые религии и их влияние в современном мире. Жители Беларуси традиционно относят себя к христианству, представленному четырьмя конфессиями – православной, католической, протестантской, униатской. Духовная культура белорусов характеризуется межконфессиональной веротерпимостью, что является важным фактором национальной безопасности и устойчивости общества.
Философия идентичности.
Глобализация, связанная с массовым доступом к информации, возможностью миграции резко обострила ситуацию в области сохранения идентичности - тождественности социальных и этнических, национальных групп историческим корням, проявляющимся в архетипах, менталитете, образе жизни, религии. Прибывающие на территории коренных наций мигранты создают критическую протестную массу, провоцирующую национализм, расизм, шовинизм, радикальные политические движения, столкновение цивилизаций. Причины массовой миграции людей связаны с бедностью, отсутствием занятости, демографическим взрывом. Менталитет символизирует национальный склад мышления, то, как нация видит мировую политику, экономику.
Философия истории.
Философия истории – философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.
История – это человеческая общественная память, самопознание и самосознание людей: исчезнувшее в действительности живет в сознании.
Важнейшие системы философии истории:
– теологическая философия истории (движущая сила истории – Бог);
– метафизическая философия истории (движущая сила – трансцендентальная закономерность, т. е. судьба);
– идеалистическая философия истории (движущая сила – духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);
– натуралистическая философия истории (движущая сила – природа человека, обладающего страстями, побуждениями);
– материалистически-экономическая философия истории (движущая сила – экономические отношения). Как наука философия истории возникла в Новое время, этот термин ввел великий мыслитель Вольтер. Предпосылкой появления философии истории стала база христианства с его новаторской общечеловеческой устремленностью.
Принципы понимания истории с точки зрения философии:
– принцип различения прошлого, настоящего, будущего времени жизни;
– принцип устремленности к определенному желаемому состоянию, который определяет смысл всего предшествующего развития (ожидание будущего);
– принцип накопительного характера человеческой деятельности, который формирует новое качество жизни.
Основные вопросы, которые рассматриваются в философии истории:
– что заставляет развиваться человеческое общество?
– есть ли направление у истории, если есть, то какое?
– насколько наша история определяет настоящее и будущее?
– чего ждать людям в будущем?
– имеются ли в истории какие-либо законы, которые можно узнать и управлять историей, или в истории господствует непостижимая судьба?
В истории философии существует множество концепций, которые можно разделить на три группы:
– концепции однолинейного прогрессивного развития;
– концепции многолинейного развития;
– концепции циклического развития.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.