В ХХ веке в силу вступили факторы интенсивного экономического развития человечества. В целях рационализации научно-технических исследований, придания им целевого характера и сформирована система инновационной деятельности, включающая: стратегический маркетинг; НИОКР; технопарки; инновационное производство, переходящее в непрерывно модернизирующую инфраструктуру и коммуникации.
Стратегический маркетинг заключается в изучении динамики рынка в области потребностей, роста цен, в том числе на энергоносители, экологических требований, требований безопасности.
Основными задачами НИОКР являются: новые знания и новые области их применения; практическая реализация новшеств.
Инновационный проект – это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, который проходит соответствующую экспертизу. Технопарки решают важнейшие проблемы регионального развития – дают новые рабочие места, способствуют структурной перестройке и переходу традиционных производств на новые технологии.
Анализ основных стадий инновационного цикла показывает, что в Беларуси имеется достаточно развитая инфраструктура сектора научно-исследовательской деятельности. Эта инфраструктура была сформирована в 60–70 годах ХХ века в виде научных школ, связанных с актуальными направлениями развития математики, физики, химии, биологии, географии. На их богатом материале сформировалась методологическая рефлексия минской школы, в рамках которой был актуализирован специальный понятийный аппарат, позволивший осуществить реконструкцию исследовательского процесса и привлечь внимание физиков, химиков, математиков к обсуждению ключевых аспектов содержания и качества их деятельности.
Философия общества.
Общество – это системное образование, выделившееся из природы. Значимости природного начала в социальности философы уделяли большое внимание. Сравнивали общество с организмом, не считая, однако, их тождественными, многие мыслители (Платон, Гоббс, Спенсер). Была и крайняя точка зрения в этом отношении, которой придерживалась органическая школа в социологии, имевшая место в конце XIX – начале XX века (Шеффле, Бормс и др.). Ее представители пытались объяснить общество как организм биологическими закономерностями: роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга – правительство и т. п.
Согласно теории социального действия (Вебер, Знанецкий и др.) отношения между людьми в обществе складываются на основе понимания действий друг друга, смысла их намерений и целей. Задача, стоящая пред общественностью, состоит в том, чтобы создавать постоянно устойчивые многообразные связи, автономные объединения, способные действовать организованно, сплоченно, осознанно.
Таким образом, важнейшая проблема социальной философии заключается в том, чтобы выяснить условия единства, целостности общества, его смысла. Социальная философия призвана также выяснить, при каких условиях возможен наиболее плодотворный вариант взаимодействия личности и общества.
Очень важной является проблема закономерностей функционирования и развития общества. Значимый вклад в этот процесс внесли идеи Маркса, согласно которым в обществе имеют место законы-тенденции, формирующиеся на основе материальной стороны жизни общества. Не менее важной является проблема движущих сил исторического развития, соотношение эволюции и революции.
Социальная философия не только выявляет и объясняет специфические срезы своего предмета, но и занимается поиском наиболее эффективных методов познания.
Структкра общества.
На ранних ступенях развития человеческого общества имело место синкретичное, не расчленённое на отдельные формы общественное сознание. Общественное сознание – это предмет работы сознания многих поколений людей, который сохранился благодаря общественному признанию и приобрёл статус общезначимой ценности. Затем начинают формироваться такие формы, как мораль, искусство, религия. С разделением труда и возникновением классов и государства появляются условия для возникновения политического и правового сознания, науки и философии.
Поначалу каждая из идей, входящих в содержание той или иной формы, имеет чёткую печать индивидуального творчества, но затем, включаясь в межличностные отношения, она приобретает самостоятельную жизнь и может далеко уходить от своего автора.
Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, функционируют политические организации, формируются политические идеи и теории.
Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Политическая власть существует в каждой организованной общности людей, возникает вместе с образованием самого человеческого общества, существует на протяжении всей его истории. Каждое общество – это управляющаяся и воспроизводящаяся система, требующая координации его частей и элементов. Власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов, посредством экономических, идеологических, правовых механизмов, также с помощью авторитета, традиции, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения. Таким образом, власть как социальное явление свойственна всякому организованному обществу. Без власти в различных формах ее проявления не могла бы существовать ни одна из общностей.
Экономическая философия.
Экономические отношения исторически сформировались в рамках общественного производства, международного разделения труда. Их наличие свидетельствует о том, что производительные силы общества не только преобразуют природу, используют ее в технологических целях, но и активно обсуждают вопросы оптимальной организации труда, собственности, социальной справедливости. Экономическую теорию начали разрабатывать философы начиная с Аристотеля. Затем эту работу продолжили А. Смит, К. Маркс, А. Маршалл, Ф. Хайек. Производительные силы общества – это человеческий капитал, техника и технологии, природные ресурсы. В человеческом капитале отражаются факторы инновационности, предприимчивости, дисциплины, квалификации, компетентности. В промышленности и сельском хозяйстве важную роль играют производственные отношения, поскольку они связаны с организацией, технологиями, юридическими вопросами форм собственности. Значительное место в структуре экономической философии занимает этика деловых отношений, конфликтология, философия безопасности, философия управления, философия рисков, методология управления знаниями.
Экономическая философия изучает выработанные человечеством исторические модели хозяйствования, связанные с либерализмом, либерал-реформизмом, этатизмом.
Этатистская экономическая философия отводит ключевую роль в экономике государству развития. В Республике Беларусь с момента создания государства за основу экономических отношений была принята этатистская методология. Она позволила сохранить при поддержке и контроле государства собственность, созданную белорусским народом, модернизировать крупные предприятия и отрасли, агропромышленный комплекс.
Философия изучает не только проблемы реальной экономики, но и специфику экономических исследований и экономической теории.
Философия техники.
Техника, наряду с искусством, наукой, является одной из форм задействования человеком внешней природы в процессы деятельности. Техника отражает творческий и научный потенциал человечества, его технологическую и инженерную культуру. Она же является модификацией природных процессов в артефактной форме, форме коммуникаций и инфраструктуры.
Двойственная сущность техники определяет опору философии техники на:
1. естествознание – как основной источник знаний о внешней природе;
2. техникознание – как обобщенную картину, созданную человечеством технизированной реальности в аспекте присущих ей закономерностей;
3. логику и математику – как рациональную основу инженерной деятельности;
4. гуманитарные науки – как основной источник знаний о человеке, его сознании (мышлении, психике);
5. социально-экономические науки – как важнейшие детерминанты оптимизации технизированной реальности;
6. кибернетику – как науку об управлении;
7. экологию – как нормативную основу коэволюционной стратегии НТП.
Таким образом, философия техники имеет предметами:
- технику, технизированную деятельность и технические знания;
- инженерно-техническое сознание.
Соответственно выделяются сферы:
- культуры и техники;
- методологии технических наук и проектирования;- инженерной этики.
Главная задача философии техники заключена в исследовании отношения человека к миру через посредство техники. В центре внимания философии техники находятся проблемы сущности и смысла техники.
Философия техники рассматривает технику как реальность в виде формируемой человечеством совокупности артефактов инструментального назначения с операциональными и управленческо-контрольными функциями.
Философия техники описывает механизмы технического творчества (эвристики), а также их внедрение в практическую деятельность.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 235.