Эпоха Возрождения передала 17 веку нерешенные проблемы теории познания и метода.
17 век называют веком великих систем, веком философии, эпохой рационализма.
Фрэнсис Бэкон (эмпиризм - опыт). Бэкон писал, что философия – это наука о реальном мире, основанная на опытном познании. Сам философ был приверженцем теории двойственной истины, различая истины откровения (теологии) и истины философии. Исходный момент познавательной деятельности – чувства.
Рене Декарт (Рационализм – мышление). Философия, по Декарту – это познание истины по ее первопричинам («Вся философия подобна дереву…»). Основной тезис: «Мыслю – значит, существую».
Джон Локк (Сенсуализм). Сенсуализм – это учение, согласно которому, чувства и ощущения являются основой познания. Основной тезис Локка: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях». Душа человека – это чистый лист бумаги, на который опыт наносит свои письмена. Не существует ни практических, ни теоретических врожденных идей. Все идеи возникают из опыта, который может быть двух видов: внешний и внутренний. Внешний опыт (ощущения) дает нам простые идеи. Внутренний опыт (рефлексия) – дает нам идеи о наших собственных состояниях, таких как мышление, волнение, тревога и т.д.
Томас Гоббс (1588-1679) в своем сочинении «Левиафан» развивал учение о государстве. «Все люди одинаковы от природы и стремятся к хорошей жизни, но так как от природы люди равны, то ни один не хочет уступить другому». До возникновения государства в «естественном состоянии» идет «война всех против всех».
Немецкая классическая философия.
Кант, в отличие от своих предшественников, которые делали предметом исследования объект, т.е. природу, Кант сделал предметом философии – познание субъекта. Главным предметом философии, по Канту, является человек, «ибо он для себя есть своя последняя цель». Теоретическая деятельность Канта делится на два периода:
1) Докритический период (до70-х гг. 18 века). В этот период он развивал идею саморазвития природы.
2) Критический период (после70-х гг. 18 века) характеризуется созданием системы критического идеализма.
Кант делит все знание на:
1) априорное (доопытное);
2) апостериорное (послеопытное).
Познание человека начинается с ощущения, но с помощью ощущений человек познает лишь явления, а сущность вещей остается непознаваемой. В «Метафизике нравов» содержится комплекс главных нравственных обязанностей человека, по Канту: 1) обязанность по отношению к самому себе – это долг человека заботится о сохранении своей жизни и здоровья. 2) Две главных обязанности человека по отношению друг к другу – это любовь и уважение.
Гегель. Основное сочинение – «Феноменология духа». Философия – есть эпоха, схваченная в мыслях. Задача философии – изучить мир как целое, во всех его многообразных связях и развитии. Его философская система строится на понятии «абсолютная идея». Абсолютная идея есть результат логического процесса самореализации Мирового Духа (Разума), выраженного через систему философских категорий. Мировой Дух – является субстанцией мира, его основой и сущностью. Гегель открыл 3 закона диалектики:
• Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник движущей силы развития.
• Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития.
• Закон отрицания, раскрывающий направление развития.
Фейербах. Основной вопрос философии – вопрос о соотношении тела и души человека. В центре философии – человек, но как родовое понятие, т.е. человек абстрактный. «Человек – единственный, универсальный и высший предмет философии». Природа человека не социальная, а чисто биологическая. Люди связаны между собой только природными, естественными отношениями.
Философия Марксизма
К середине 19 века буржуазные революции уже были позади. Капитализм интенсивно развивался на собственной основе. Возникли крупные промышленные предприятия, формировался пролетариат, который начал вести борьбу за свои права. На основании классовой борьбы пролетариата К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу о неизбежности перехода от капитализма к социализму.
Естественнонаучные предпосылки философии марксизма:
1. Закон сохранения и превращения энергии (М. Ломоносов и Ю. Майер).
2. Клеточная теория строения живых организмов (М. Шлейден, Т. Шван).
3. Эволюционная теория Ч. Дарвина.
Марксизм – это система научных взглядов на объективные законы развития природы и общества, на революционное преобразование социальной действительности. Основные идеи марксизма:
1. Связь теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).
2. Создание исторического материализма, согласно которому общественное бытие определяет общественное сознание. Труд – «обмен веществ с природой», основа развития человека и его сознания.
3. Изменение способа производства ведет к изменению общественно-экономической формации.
4. Проблема отчуждения человека в процессе капиталистического производства.
5. Человек есть совокупность всех общественных отношений.
6. Техника – это «неорганическое тело человека».
7. «Марксизм – не догма, а руководство к действию».
13. Неклассическая философия конца XIX столетия
Постнеклассическая философия.
Серен Кьеркегор (1813-1855) – датский философ и писатель. Кьеркегор говорил, что недостатком классической философии является то, что её интересует не конкретный живой человек с его проблемами, переживаниями, страданиями, а «человек вообще». Философия должна повернуться к человеку и помочь ему существовать в этом сложном и абсурдном мире.
Фридрих Ницше – немецкий философ, один из основателей философии жизни, исходящей из той мысли, что один лишь разум, прежде считавшийся универсальным органом философии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Его место должно занять философствование, вытекающее из полноты жизни, полноты переживания жизни. Учение Ницше делится на две части: 1) позитивную (идея «сверхчеловека», «любви к дальнему» и др.);
2) негативную (идея «воли к власти», «вечного возвращения» и др.).
Постклассическая философия отражает мировоззренческие процессы, произошедшие в последние десятилетия ХХ века. Одна из самых актуальных проблем – проблема языка и переосмысление философией своих оснований. Проблема языка – это поиск новых средств и способов выражения философской рефлексии. Философия пытается прорваться к той сфере опыта, которая невыразима с помощью обычных языковых средств.
Позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных наук и их синтетического объединения, что философия как самостоятельная наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. С точки зрения позитивизма наука не объясняет, а лишь описывает события и отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?».
Экзистенциализм – это философия существования, выдвинувшая на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия.
Герменевтика – способ философствования, основой которого является истолкование, понимание текстов.
Философия постмодернизма.
Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества. В целом постмодернизм предстает сегодня как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура и даже как некая эпоха, которая пока еще только начинается и которая, видимо, станет переходной.
Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т.д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма.
Постмодернизм в философии находится в русле тенденции, возникшей в результате «лингвистического поворота» (Дж. Р. Сёрль), осуществленного западной философией в первой половине XX столетия. Этот поворот с наибольшей силой проявился сначала в неопозитивизме, а затем в герменевтике и структурализме. Поэтому постмодернистская философия существует в двух основных своих вариантах - постструктуралистском и герменевтическом. Наибольшее влияние она испытывает со стороны Ф. Ницше, М. Хайдеггера и Л. Витгенштейна.
В методологическом плане постмодернистская философия опирается на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», между которыми невозможно установление какой-либо иерархии. Данный подход распространяется на теории, парадигмы, концепции или интерпретации того или иного «порядка». Каждая из них является одной из возможных и допустимых, их познавательные достоинства в равной мере являются относительными.
В соответствии с принципом плюрализма сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либо объединяющим центром. Мир у них распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи.
Аналитическая философия.
Одна из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия - развитие и нарастающее влияние аналитической философии. У ее истоков стояли английские философы Джордж Эдвард Мур и Бертран Рассел, а также немецкий логик и математик Готлоб Фреге. Общая характерная черта аналитической философии - детальное исследование языка с целью решения философских проблем. Внутри аналитической философии выделяют два направления: философию логического анализа (интересуются философией и логикой науки) и философию лингвистического анализа (считают такую ориентацию искусственной и слишком узкой).
Развивать аналитическую философию начали Мур и Рассел. Внимание Рассела сосредоточилось на аналитических возможностях символической логики и исследовании основ математики. Мура же занимал анализ философских понятий и проблем средствами обычного языка и здравого смысла. Мур - английский философ. В решении проблем теории познания он выступил как убежденный реалист, а по методам исследования - как аналитик. Мур дал талчок аналитическому движению в философии. Вслед за ним пришел Б.Рассел. Его интересы были связаны с математикой и логикой. Важнейшие открытия Рассела - теория описаний и теория логических типов. Главный предмет теории описаний - выражения, обеспечивающие связь языка с реальностью. В теории типов Рассел предложил четко разграничить классы понятий по степени их общности.
В аналитической философии XX века есть важные философские достижения: осмысление тесной связи человеческого опыта с речевой коммуникацией, схемами языка, новое понимание философской мысли, философских проблем.
Философия коммуникаций
Коммуникативная философия связана с проблемой понимания.
Коммуникативное действие-передача, потребление информации, энергии.
Философия неомарксизма (коммуникативного действия) Хабермас.
Фундаментальный труд Ю. Хабермаса: в нем объединены разработанные им способы развития социальной теории и обоснован коммуникационный подход к социальной реальности.
В ее основе лежит исследование дифференциации между жизненным миром и отчуждающей его социальной системой, выяснение соотношения социального действия и существующих социальных структур с целью преодоления кризисных явлений современной общественной жизни и ее гуманизации. В теории выявлены компоненты, определяющие социальное развитие, и на основе их анализа построена новый социальный тип. Это - коммуникативные отношения, в которых их участники согласуют и координируют планы своих действий; при этом достигнутое согласие измеряется интерсубъективным признанием притязаний на значимость. В условиях господства формальной рациональности и технократического сознания они утратили свое значение, поэтому задача теории состоит в том, чтобы обосновать их продуктивную инновационную роль.
Синергетика.
Синергетика — наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации (процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов) и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. Синергетика - универсальная теория эволюции, дающая единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций.
Область исследования синергетики распространяется на все отрасли естествознания. Общим признаком является рассмотрение динамики любых необратимых процессов.
В рамках синергетического подхода исследуются сложные системы в неравновесном состоянии. Самоорганизация в таких системах выступает как процесс, приводящий к образованию новых структур, свойств и качеств. В стабильном состоянии система действует на основе принципа детерминизма, ее элементы подчиняются факторам порядка. Постепенно возрастают отклонения величин в функционировании системы. Усиление их ведет к нарушению равновесия, разрушению системы. Система оказывается в переломной ситуации, требующей от нее выбора. В процессе выбора система приобретает новые свойства.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 266.