Самоанализ коррекционно – развивающей направленности урока по учебному курсу физическая культура «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Подготовил: М.В. Майзингер

учитель физкультуры Горковской МС(К)ОШИ

 

В коррекционной школе VIII вида используются различные формы занятий по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта. Но самым важным является урок физической культуры. Если в общеобразовательной школе урок физической культуры состоит из трех частей, то в коррекционной — из четырех. Каждая часть урока решает конкретные задачи. При проведении урока следует исходить из общих принципов коррекционно-развивающего обучения. Одним из таких принципов является комплексный подход по преодолению или ослаблению имеющихся у ребенка дефектов развития. Эта работа осуществляется в процессе обучения и воспитания и в конечном итоге нацелена на общее развитие ребенка.

Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья.

Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными. На уроках формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи.
Решение лечебно-оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Задача учителя — подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития и моторики.

Отдельно рассматриваются коррекционно-компенсаторные задачи. Они предполагают такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений, как в физическом, так и в интеллектуальном развитии. Коррекционно-развивающие задачи решаются на каждом этапе урока. На протяжении всего урока проходит работа по формированию координации движений и ориентирования в пространстве, через игру «Рыбак и рыбки», бег «Змейкой», построения и перестроения, правильного выполнения исходного положения. Обусловлено это тем, что у 90 % обучающихся в 1-х классах имеются данные нарушения.

Уроки физической культуры, особенно в начальных классах, должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта малоинициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Только через показ учитель может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения с играми. В 3—4 классах следует практиковать выполнение упражнений в виде соревнований: «Кто лучше», «Кто точнее».

Учитель должен серьезно подготовиться к уроку: познакомиться с учениками класса; узнать об уровне их физического развития, двигательной подготовленности, интеллектуальных особенностях; побывать на уроках математики, письма, ручного труда; проконсультироваться с классным руководителем и врачом школы. ПР. Миша, реакция на свисток.
При планировании уроков я учитываю следующее:

где будет проводиться урок: в зале или на улице;

в каком состоянии находится предполагаемое место занятий;

как обеспечен урок оборудованием и спортивным инвентарем; пр. пришли на лыжню, а

 крепление сломано.

какое место в учебном расписании занимает данный урок;

какова готовность учащихся к предложенным нагрузкам на уроке;

Четкое распределение упражнений по частям урока и методическая поддержка их выполнения обеспечат спокойное проведение урока.

Вводная часть урока. В этой части решаются организационные задачи. Вводная часть урока имеет большое значение, особенно в младших классах. Я привожу учащихся в зал, помогаю им приготовиться к уроку, приучает к командам (в подготовительном и 1 классах это распоряжения), строит их в указанном месте, уделяя особое внимание построению.

Строить детей следует таким образом, чтобы при передвижении они не мешали друг другу, видели учителя, а при выполнении различных заданий я мог оказывать им помощь. Детей можно строить по росту, с учетом уровня их физического развития.
Начиная со 2 класса построение проводится по команде учителя, с расчетом по порядку. На занятие учитель может идти рядом с детьми или впереди. В зале он встает перед детьми и объясняет, как надо построиться.

В 1 и 2 классах продолжительность вводной части урока 8—10 мин, так как ученики долго переодеваются, а попав в большой зал, сразу теряются и долго не могут включиться в двигательную деятельность. В 3—4 классах продолжительность вводной части составляет 5—6 мин, так как к построению, расчету и выполнению команд учителя ученики уже подготовлены.

Подготовительная часть урока решает следующие задачи.

Подготовить организм учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки могут быть физические упражнения обще развивающего характера, несложные в координационном отношении. Начиная с 3 класса используются комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, мячами, обручами. При этом упражнения выполняются с элементами ходьбы, прыжков, приседаний и т. д. Подготовительные и подводящие упражнения оказывают первичное коррекционное воздействие. Вот почему в начальных классах подготовительная часть урока состоит преимущественно из обще развивающих и коррекционных упражнений.

Выбрать два-три упражнения, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков.

Использовать только подготовительные физические упражнения как средство формирования определенного двигательного качества.

Включить в подготовительную часть урока упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов.

Таким образом, в подготовительную часть урока вводится восемь—десять упражнений различного характера. Она может длиться 10—15 мин.

В основной части урока решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики, легкоатлетические упражнения, игры различного характера.

При проведении основной части урока задача учителя состоит в том, чтобы подобрать упражнения, которые решали бы вышеперечисленные задачи. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений. Упражнения, направленные на изучение нового материала, следует выполнять в начале основной части урока, а упражнения, направленные на развитие каких-либо качеств (дифференцировка во времени и пространстве), — в начале или в конце. В основной части урока можно проводить игры различной направленности: с элементами бега, прыжков, построения, метания мяча.

Так как на уроках в начальных классах отводится большое место гимнастике, то в основную часть можно вводить строевые упражнения. Это обусловлено еще и тем, что у учащихся 1—4 классов значительно нарушена именно ориентировка в пространстве, а процесс усвоения этих упражнений требует кропотливой работы.

В 3—4 классах в основную часть урока можно чаще включать ходьбу, бег, метание, прыжки.

Основная часть урока длится 20—25 мин и плавно переходит в заключительную часть.
Заключительная часть урока решает две задачи.

Подготовить учащихся к следующим урокам.

Подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку.
На уроке подводятся итоги, выставляется оценка в дневник и в классный журнал. В это время дети могут стоять в шеренге на своих местах или сидеть на скамейке. Уход детей из зала четко организован. Продолжительность заключительной части урока в подготовительном и 1 классах — до 7 мин, во 2—4 классах — 3—5 мин.

Структура урока может меняться. Это зависит от задач урока, состава класса и учебного материала. Учителю необходимо помнить, что обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала.
В практике работы специальной школы VIII вида нужно выделить следующие типы уроков: вводные, на ознакомление с новым материалом, комбинированные (смешанные), уроки повторения, пройденного и контрольно-зачетные.







Принципы

В процессе проведения основной части урока использую основные принципы организации деятельности:

· принцип опоры на индивидуальные особенности каждого ученика,

· принцип целостности (был применен при решении воспитательных задач, где поощрялись позитивные возможности каждого ученика,)

· принцип гуманных отношений - доброжелательный тон, взаимопонимание, содействие ученику в разрешении поставленной задачи.

Все общепедагогические принципы (наглядности, систематичности и последовательности, постепенности, индивидуализации, сознательности и активности)

Построение урока соответствовало дидактическим принципам (от простого к сложному; сознательное отношение и др.).

На протяжении всего урока мною использовались методы стимулирования и мотивации.

Методы: общеразвивающие упражнения проводились в движении и на месте, в процессе выполнения которых были задействованы все группы мышц. Они выполнялись фронтальным и групповым методами.

-Соревновательно игровой метод. – словесный –наглядный – практический – игровой

Формы

- фронтальная – практическая – самостоятельная - индивидуальна

 

 

БЛОК III.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ  

Дата: 2019-07-24, просмотров: 175.