Подготовила: Н. К. Русских –
учитель математики Горковской МС(К)ОШИ
Эпиграфом к самоанализу я взяла замечательные слова, замечательного учёного, педагога, дефектолога Л.С. Выготского:
«Мы не навязываем детям знаний, не навязываем и работ.
Мы основываемся на проявившемся у ребенка интересе,
расширяем, углубляем этот интерес и от него ведем
ребенка дальше к смежным областям знаний…»
Эти слова очень точно, чётко и объёмно характеризуют работу с детьми, имеющими недостатки умственного развития и особые образовательные потребности.
Ключевое слово здесь – ИНТЕРЕС.
Откуда он берётся, как появляется, какие условия должны быть организованы, чтобы ребёнку стало интересно? Мы все понимаем, что при интеллектуальных нарушениях, нарушениях э/волевой сферы, негативизме, низкой мотивации, ИНТЕРЕС не может появиться сам собой. Это результат правильно организованной работы с таким ребёнком.
И в основе правильной организации – лежит СИСТЕМА коррекционной работы, направленной на исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта. Эта работа должна проводиться именно в СИСТЕМЕ, только тогда она даёт желаемый результат.
И побуждает познавательный интерес ребёнка.
И мы можем говорит о положительной динамике и эффективности нашей работы.
Мой урок проходил под девизом «Счёт и вычисления – основа порядка в голове»,
Моей методической целью было: показать систему коррекционной работы с детьми VIII вида в формате урока математики.
Урок связан с предыдущими уроками т. к вся работа строилась с опорой на ранее полученные знания.
В такой ситуации необходимо активизировать познавательные процессы и включить в деятельность все каналы восприятия ребёнка, что как раз и достигается специальными коррекционными заданиями и упражнениями.
Коррекционно-развивающая цель урока: Корригировать недостатки развития внимания и памяти, процессы мышления, речевую деятельность
При планировании урока я учитывала следующие требования:
1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
3. Опора на практическую деятельность и опыт ученика;
4. Опора на сохранные способности ребенка;
5. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка
Для реализации поставленной цели в урок были включены специальные упражнений по коррекции высших психических функций. Эта работа велась по следующим направлениям:
Коррекция внимания:
Формы и приёмы работы:
- игра «Найди отличия» - позволила снять нервозность и неуверенность в начале работы на уроке, включить детей в учебную деятельность, почувствовать уверенность в себе;
- игровые моменты при решении примеров с использованием интерактивной презентации позволили поддерживать уровень внимания и познавательный интерес при выполнении задания;
- система вопросов, требующих внимательности так же приучает детей слушать учителя и корригирует недостатки внимания и слухового восприятия;
- чередование видов деятельности и подача материала разными способами с привлечением зрительных образов способствуют поддерживать нужный уровень внимания на уроке.
Коррекция процессов мышления:
Работа в этом направлении включала в себя вопросы не конкретного содержания, занимательные элементы, задания практической направленности. Коррекция недостатков мыслительной деятельности и развитие аналитической функции мышления прослеживалась в работе при решении задач. Это и анализ условия задач, выбор действий в задачах, обоснование своих ответов, логические умозаключения.
Коррекция речи:
В этом направлении проводилась словарно-орфографическая работа (работа над правильным произношением, контроль правильного произношения). В работе с задачами требовалось формулировать вопросы и ответ, правильно их записать. Практически во всех заданиях дети давали полные и содержательные ответы, что показывает уровень развития умения говорить фразовой речью.
Мы знаем, что речь неотделима от других ВПФ, поэтому можно говорить и о развитии восприятия, словесно логического мышления в заданиях на установление логических связей и их объяснение, грамотное обоснование выбора ответа.
Коррекция памяти:
Основа успешного выполнения заданий на уроке – это хорошее знание математических правил. Правила повторялись с помощью опорных слов, которые дети хорошо знают. Так же при повторении правил были использованы опорные таблицы и схемы, работа с которыми хорошо известна учащимся класса.
Я считаю, что коррекционно-развивающие цели урока выполнены и система коррекционной работе на моём уроке прослеживалась на достаточном уровне.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 182.