Комплектование групп осуществляется в соответствии с уровнем развития физических и специальных качеств по определённому принципу (табл.3).
Таблица 3
Комплектование групп
По уровню развития физических и специальных качеств
1 группа | Офицеры, имеющие общую оценку по физической подготовки не ниже «хорошо» |
2 группа | Офицеры, имеющие низкий уровень общей выносливости |
3 группа | Офицеры, имеющие низкий уровень развития силы, быстроты, ловкости и специальных качеств |
4 группа | Офицеры, имеющие общую оценку по физической подготовке «неудовлетворительно» |
Поэтому СФТ необходимо строить таким образом, чтобы оптимальный по продолжительности период развития определённого физического качества (выносливости), с учётом упражнений иной направленности, сменялся достаточным по продолжительности периодом, когда развиваемое качество только поддерживается, а основное внимание начинает уделяться основательному развитию других качеств (силы, силовой выносливости, скоростно-силовым) до достижения необходимого результата.
Содержание самостоятельной физической тренировки составляют упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, с эспандером, резиновым жгутом (бинтом), гантелями, длительный бег и ходьба, плавание, передвижение на лыжах, спортивные и подвижные игры.
Физическая тренировка начинается с разминки продолжитель-ностью 5-10 минут, затем на протяжении 30-40 минут выполняются физические упражнения из разделов физической подготовки; тренировка заканчивается выполнением в течение 3-5 минут упражнений в глубоком дыхании и для расслабления мышц с целью приведения организма в относительно спокойное состояние. Данное положение определяется в соответствии с индивидуальным заданием, разрабатываемым специалистом по физической подготовке и врачом воинской части после освидетельствования физического состояния каждого военнослужащего: (приложение 1).
Недельный двигательный режим планируется с учетом физических нагрузок учебно-боевой деятельности, уровня тренированности и возраста.
Выносливость.
Для тренировки упражнений на выносливость (бег на 1 км, 3 км, 5 км, марш-бросок на 5 и 10 км) рекомендуется проводить 4-5 тренировочных занятий в неделю, чередуя применяемые методы тренировки: 2 раза в неделю равномерным методом, 1 раз - переменным, 1-2 раза - повторным или интервальным и 1 раз в две недели - контрольным или соревновательным.
Примерный двухнедельный план тренировки
В беге на 3 км
№ занятия | Содержание тренировки |
1 (понедельник) | Бег в равномерном темпе 2 км. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) - 5 минут. Специальные беговые упражнения (СБУ) - 5х60 метров (бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, многоскоки, выпрыгивания, бег на прямых ногах). Ускорения - 3х60 м. Повторный бег - 3х1 км (до восстановления ЧСС 75-85 уд/мин). Бег в равномерном темпе - 1 км. |
2 (вторник) | Равномерный бег - 6-12 км. ОРУ - 5 мин. СБУ - 5х60 м. |
3 (четверг) | Переменный бег - 6-8 км (1 км равномерный бег, затем 500 м быстро при ЧСС до 170 уд/мин + 500 м медленно с восстановлением ЧСС до 110-120 уд/мин). ОРУ - 5 мин. СБУ – 5 х 60 м |
4 (пятница или суббота) | Длительный равномерный бег до 15 км (ЧСС 150-160 уд/мин). ОРУ - 10 мин. |
5 (понедельник) | Темповый бег - 3-4км (ЧСС до 170 уд/мин). ОРУ - 5 минут. СБУ - 5х60. Ускорения 4х150 м. Бег в равномерном темпе – км 1. |
6 (вторник) | Равномерный бег - 2км. ОРУ - 5 минут. СБУ – 5х60 м. Интервальный бег - 200 м быстро _ + 300 м быстро__ 200 м медленно 300 м медленно + 400 м быстро__ + 300 м быстро__ + 200 м быстро__ 400 м медленно 300 м медленно 200 м медленно Бег в равномерном темпе - 1 км. |
7 (четверг) | Переменный бег (50 м быстро - 50 м медленно) - 5-6 км. ОРУ - 5 минут. СБУ - 5х60 м. Пробежки в соревновательном темпе - 3 х 200 м. |
8 (суббота или воскресенье) | Соревновательный бег на 3 км. |
Примечание: чем меньше соревновательная дистанция, тем меньше длина пробегаемых отрезков дистанции и тем выше скорость их пробегания и наоборот.
Сила.
К основным средствам развития силы относятся следующие упражнения:
- упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах, с партнером, в преодолении сопротивления внешней среды);
- упражнения в преодолении собственной массы (гимнастические силовые упражнения, легкоатлетические прыжковые упражнения);
- изометрические упражнения (упражнения в активном и пассивном напряжении и расслаблении мышц)
Для развития силы применяются разнообразные методы тренировки.
Метод максимальных усилий предусматривает использование предельных или околопредельных отягощений при тренировке мышц. Целесообразно, чтобы допустимая масса отягощений составляла 80-90 % максимальной. При выполнении упражнений используются 3-6 подходов, в каждом из которых количество повторений не должно превышать трех раз. Между подходами предусматривается 4-6 мин отдыха.
Метод повторных усилий характеризуется многократным повторением упражнения с изменяющимся режимом тренировочной работы. Одним из его вариантов является метод "до отказа". При организации тренировки методом повторных усилий используются упражнения с массой отягощений, составляющих 30-70 % максимальной. При выполнении упражнений используются 3-6 подходов, в каждом из которых количество повторений не должно быть менее восьми раз. Между подходами предусматривается 2-4 мин отдыха. В качестве отягощения может применяться масса собственного тела при подтягивании, поднимании ног, подъемах переворотом и силой на перекладине, сгибании и разгибании рук в упоре на полу или брусьях и т.д.
Метод изометрических напряжений характеризуется отсутствием движения при выполнении статических упражнений. Изометрические упражнения проводятся путем подбора статических поз, связанных с напряжением отдельных мышечных групп с использованием специальных снарядов. Данный метод предполагает два варианта тренировки. При первом варианте рекомендуется создавать усилие, равное 90-100 % максимально возможного. Продолжительность усилий составляет 5-12 с, а отдых между ними - 1-2 мин. При втором варианте целесообразно создавать усилие, равное 50-60 % максимально возможного. Продолжительность усилий составляет 30-40 с, а отдых между ними - до 1 мин.
Занятия силовыми упражнениями лучше всего проводить через день, но не реже двух раз в неделю.
Каждое занятие целесообразно начинать с разминки продолжи-тельностью не менее 2-3 мин. В содержание разминки включаются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, мышц туловища, мышц ног, мышц всего тела (приложение 2).
После этого можно переходить к тренировке силовых упражнений, подбирая по два-четыре различных движения на каждую основную группу мышц. Тренировку можно строить как используя одного вида отягощения (снаряды), так и составляя смешанные комплексы, включающие упражнения на перекладине, брусьях, а также с гантелями, гирями, штангой, амортизатором.
Количество повторений устанавливается индивидуально, но оно находится в обратной зависимости от массы снаряда и упругости амортизатора. Средней массой принято считать такую массу, при которой занимающийся может повторить упражнение 7-10 раз.
Слабо подготовленным в силовом отношении военнослужащим лучше всего начинать занятия с упражнений с гантелями, амортизаторами на перекладине, затем переходить к упражнениям с гирями, штангой и на брусьях.
Быстрота
Быстрота – способность военнослужащего совершать необходимые двигательные действия в минимальное для данных условий время. Для развития быстроты необходимо систематическое выполнение спортивно-игровых упражнений (игра в футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, ручной мяч, теннис, бадминтон и др.), упражнений в единоборстве (занятий боксом, борьбой, фехтованием и др.), циклических и ациклических упражнений максимальной мощности (занятий бегом на 60-200 м, плаванием на 25-50 м, тройным прыжком, метанием копья, гранаты и диска и т.д.). Кроме того, быстрота развивается под влиянием выполняемых в процессе физической подготовки многих военно-профессиональных приемов и действий.
Для развития быстроты широко применяются общие методы (повторный, интервальный и соревновательный), а также сенсорный метод.
Повторный метод применяется для совершенствования максимальной скорости передвижения военнослужащего на местности. Он заключается в многократном выполнении упражнений с максимально возможной скоростью (см.таблицу 6, приложение 2)
Интервальный метод заключается в применении двух вариантов тренировки:
- при первом варианте преодолеваются дистанции с постоянным сокращением времени отдыха между ними, при втором варианте увеличивается количество пробегаемых дистанций при постоянном времени отдыха между ними.
Соревновательный метод используется для совершенствования быстроты в условиях состязаний, когда упражнения выполняются с максимальной скоростью.
Сенсорный метод направлен на развитие скорости двигательных реакций. При использовании этого метода тренировка проходит в три этапа. На первом этапе обучаемый выполняет кратковременное упражнение с максимальной скоростью по команде (сигналу) и после каждой попытки ему объявляется время. На втором этапе задание также выполняется с максимальной скоростью, но обучаемый сам должен определить, за какое время он выполнил задание. На третьем этапе выполняются упражнения с различной, заранее установленной скоростью.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 294.