Индекс функциональной дееспособности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
мужчины женщины 1 Низкий до 0,3 до 0,3 2 Ниже среднего 0,4-0,5 0,3-0,4 3 Средний 0,5-0,7 0,4-0,5 4 Выше среднего 0,7-0,8 0,5-0,6 5 Высокий 0,8 и более 0,6 и более

Занимающийся физкультурой - 46 лет; ЧССп - частота сердечных сокращений в покое -56 уд/мин; АД - артериальное давление - 120/70 мм.рт.ст.; МТ - масса тела - 80 кг; Р - рост 178 см.

Для качественного овладения расчетной формулой, для тренировки необходимо рассмотреть «пример», каким образом определяется индивидуальная функциональная дееспособность человеческого организма (ИФД), эквивалентная одному из 5 уровней физического состояния, приведенных в таблице 2.

1. На отдельном листе записываются данные, характеризующие основные параметры состояние организма:

а) частота сердечных сокращений за 1 мин в покое (ЧСС, уд\мин);

б) среднее артериальное давление (АДср.), которое определяется по следующей формуле:

   АДсист – АД диаст.

АДср.п. = АД диаст.+ — -- —      ,                 или

      3

                 АДср.п. = АДдиаст + 1/3 АД пульсовое.

АД пульсовое = АД сист – АД диастол., т.е. 120 – 70 =50 мм.рт.ст.

АД ср.п. = 70 + 40:3 = 86,7 мм.рт.ст. (-86,7),

В данном случае формула физического сотояния должна выглядеть таким образом:

700 - 3 х 56 - 2,5 х. 86,7 - 2,7 х. 46 + 0,28 х. 80

    ИФД = —————————————————---------—. =

350-2,6 х 46+0,21х 178

    213,5

=      ——— = 0, 797

     267,8

В нашем случае значение 0,797 по таблице2 равняется четвертомууровню физического состояния – выше среднего.

      Формула позволяет рассчитать, уровень функциональной дееспособности организма (индекс физической тренированности) который составил в данном случае порядка– 0,8.

     Таким образом, у предполагаемого субъекта уровень физической тренированности выше среднего. Однако следует иметь в виду, что данная формула обеспечивает достаточно точный прогноз уровня физической тренированности у лиц с массой тела, не превышающей 15 % от нормы.

     У женщин функциональный класс (таблица 2) находится на ступень ниже по сравнению с мужчинами.

При проведении СФТ необходимо придерживаться основного педагогического принципа – постепенности в наращивании физических нагрузок. При этом необходимо помнить, что порой даже недостаточная по интенсивности физическая нагрузка даёт больше пользы, чем занятии с физическими нагрузками превышающими функциональные возможности организма. В данном случае постепенность в повышении объёма и интенсивности нагрузки требуется рассчитывать, как при планировании тренировочного процесса на учебный год, период, квартал, месяц, неделю, так и на каждое тренировочное занятие в частности.

Важно учитывать такое положение, что чем ниже уровень тренированности и  старше возраст занимающихся СФТ, тем длительней должна быть разминка в подготовительной части .Данное требование связано с тем, что у этих лиц механизмы физиологического обеспечения двигательной активности требуют большего времени для «запуска» всех жизнеобеспечивающих систем организма. Адекватная физическая разминка в подготовительной части занятия позволяет затем в основной части тренировки выполнять упражнения в соответствии с целям занятия, оптимальной интенсивностью и, в свою очередь, добиваться хорошего тренировочного эффекта .

Однако возникает закономерный вопрос занимающихся СФТ, а каким образом определить адекватную физическую нагрузку во время тренировки. Для этого рекомендуется несколько приемов.

Во-первых, нужно следить за дыханием и чувствовать, когда организм начинает испытывать «кислородный долг».Конечно, лучше проводить занятия в аэробном режиме, то есть при такой интенсивности, когда работающие мышцы не испытывают недостатка в кислороде. На пример, чтобы определить этот режим во время бега следует на первых порах бегать с закрытым ртом (при этом, в среднем частота пульса будет в пределах до 130 уд/мин). Но так бежать труднее. Если будете задыхаться – значит, надо сбавить темп.

Чтобы поддерживать оптимальную скорость, следует применить так называемый «разговорный тест» – бежать и разговаривать с партнёром или рассказывать стихотворение, значит он не испытывает кислородного долга (частота сердечных сокращений при этом будет колебаться в пределах 130-150 уд./мин).

Установлено, что наиболее адекватным индикатором оценки переносимости физических нагрузок является пульсовая стоимость. Для того, чтобы пользоваться данным приёмом необходимо на инструкторско-методических занятиях провести обучение военнослужащих в подсчитывании пульса. Практика показывает, что наиболее качественно пульс прощупывается на лучевой, височной или шейной артериях.

Пульс необходимо измерять до и после выполнения упражнений, проведённых с наибольшей интенсивностью, то есть до заключительной части занятий, в которой упражнения выполняются, в основном более медленно, в глубоком дыхании и на расслабление мышц. Необходимо учитывать, что в первые минуты после нагрузки ЧСС быстро уменьшается. В спортивной медицине существует критерий для оценки интенсивности занятия: если через 3 минуты после окончания упражнений пульс превышает 90 уд/мин, следует, что нагрузка была чрезмерной.

Привыкнув качественно определять величину ЧСС во время тренировочных занятий, военнослужащие могут на основании пульсовой стоимости планировать интенсивность упражнений, в зависимости от степени тренированности и цели тренировки, применяя так называемый «ступенчатый» способ повышения физической нагрузки. Для этого на занятиях (недельный микроцикл) необходимо добиться устойчивой реакции организма на нагрузку в пределах 130-135 уд/мин установленное время в основной части занятия

В следующем микроцикле тренировочных занятий интенсивность по ЧСС 130-135 уд/мин можно увеличить по времени выполнения упражнений или по интенсивности, соблюдая постоянство объёма нагрузки.

Таким образом, в зависимости от цели и задач самостоятельной физической тренировки и уровня подготовленности личного состава  контрактной службы, в течение месячного цикла можно достигнуть определённого уровня тренированности занимающегося. После чего вновь можно спланировать следующий тренировочный месячный цикл с новым уровнем физической нагрузки по её объёму и интенсивности в зависимости от физического качества и его нормативной (пороговой) составляющей.

При относительно низком уровне физической тренированности физические упражнения любой направленности равномерно воздействуют на развитие практически всех физических качеств, хорошо формируют многие психические качества до определённого порогового уровня. Для дальнейшего развития физических качеств необходимо применять специальные упражнения  и планировать объём и интенсивность тренировочных нагрузок.

Согласно имеющимся данным, полученным опытным путём, интенсивное развитие физических качеств (выносливость, сила, быстрота и ловкость) под влиянием систематической тренировки происходит на протяжении примерно 6 – 9 месяцев у лиц с низким уровнем физической подготовленности и около 3 – 4-х месяцев с уровнем подготовленности выше средней, а затем процесс развития физических качеств замедляется.

По утверждению Л.П.Матвеева, организм перестаёт адекватно реагировать на усилия занимающегося, вступает в силу так называемый закон уменьшающейся отдачи. В данном случае, если не учитывать эти закономерности и продолжать стремление к улучшению результатов т.е. «нагружать» организм, без учёта оптимального тренировочного периода, то возможно наступление перетренированности. Резервы организма не беспредельны, и даже отдых, который дают недели сниженных нагрузок, может оказаться бесполезным

Дата: 2019-07-24, просмотров: 350.