Раздел 8. Проблема эффективности менеджмента и управление качеством в социально-культурной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практическое задание № 22

Содержание понятия «эффект» и «эффективность». Виды и уровни анализа эффективности в социально-культурной сфере

Задание: Студентам предлагается составить таблицы с применением примерных базовых показателей (рассматриваемых на лекции) по группам учреждений культуры.

Форма отчётности: защита выполненных заданий.

3.3 Требования к оформлению реферативных докладов

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Это работа, требующая навыков работы с литературой. Студент должен подобрать литературу, соответствующую теме доклада, выбрать из нее наиболее существенное, переложить своими словами и изложить в определенной последовательности. Доклад должен быть с научным обоснованием, доказуем, связан с конкретными жизненными фактами, иметь иллюстративный материал. Количество привлекаемой литературы для доклада намного больше, чем в реферате, и сам объем работы гораздо шире и глубже.

При написании докладов необходимо четко придерживаться следующих требований относительно структуры работы, в которой должны быть такие разделы (выделять их отдельными заглавиями не нужно):

- постановка проблемы,

- анализ последних публикаций и исследований формулировка целей статьи

- изложение основного материала

- выводы и перспективы дальнейших исследований

Тема докладов должна соответствовать предложенным направлениям исследований. Доклад должен иметь следующую структуру:

Требования и критерии оценки к составлению дерева целей

Управленческие цели представлены в большом количестве и разнообразии, поэтому каждое предприятие нуждается в комплексном, системном подходе к выбору их состава. Процесс постановки целей именуется целеполаганием.

Дерево целей организации (the objective tree) – это: структурированный перечень, схема организационных целей; иерархия разноуровневых целей; модель, которая позволяет упорядочить и объединить цели в единый комплекс.

Продуктом применения данного метода стратегического планирования должна стать логичная и простая схема управления предприятием. Дерево целей дает возможность обосновать генеральную цель и делает подцели более достижимыми.

Система целей определяется организационной структурой. Огромная структура, большое число отделов и рабочих линий потребуют разработки сложного «ветвистого» дерева со многими декомпозиционными уровнями.

Вершина Дерева заполняется «сверху вниз», от центральных целей к второстепенным задачам. В «вершине» («корне») располагается генеральная цель, достижение которой – непростая задача. Значит, предстоит разложить ее на меньшие элементы, «цели-ветви», то есть провести декомпозицию. Так возникает план движения к главной цели. Все последующие уровни формируются так, чтобы способствовать достижению предыдущего.

Если вы только учитесь стратегическому планированию или строите дерево целей для себя, то кроме самого желания быть успешным, нужны: чистый лист бумаги А4 (на обучающем этапе – возможно стопка бумаги), ручка.

Если готовите презентацию дерева целей: в таком случае подойдут многие программы на ПК (Mind Manager, простенький SmartArt MS Word, …)

Этапы построения дерева целей

1. Формулировка стратегической цели. Это вершина дерева, так же может быть глобальная большая и очень сложная цель, в отличии от стратегической, в возможности ее конечной достижимости. (пример, стратегическая – увеличение продаж, глобальная – увеличение капитала в определенную сумму; стратегическая – личностный рост, глобальная – выучить 5 ин. языков). Эта цель отвечает на вопросы: что я (мы, организация) хотим получить или получать в прошествии такого-то срока? Кем я хочу быть? Чего хотим достигнуть или достигать? Ответ – записываем в вершину.

2. Записываем условия, подцели способствующие осуществления глобальной стратегической цели. Отвечая на вопросы: при каких условиях возможна реализация поставленной цели? Какие задачи или цели нужно решить, что бы осуществить цель номер 1?

2.1. Выделить те цели и задачи, условия, которые зависят напрямую от нас (себя), или поддаются косвенному нашему влияния, или наоборот – являются абсолютно от нас независимыми. Обычно это формулируют как внутренними, внешними или косвенными условиями. Подпишите, соответственно, условия, цели или задачи. Этот пункт можно пропустить. Но иногда он тоже нужен.

3. Дробим дальше цели, делаем ту же процедуру, что и в случае в п.2, но только в отношении 2-го ряда целей. Наша задача выстроить последовательную иерархию до тех пор, пока все цели на сведутся к реализации конкретной мелкой задачи, то ли разово выполненной, то ли находящейся в постоянном цикле.

Общие рекомендации к построение дерева целей

Достраиваем дерево на одном листе. Но если нужно что-то вычеркнуть для наглядности лучше начать с нового чистого листа.

Дробить цели нужно последовательно. Т.е. они должны быть подчинены друг другу, и не было больших прыжков.

Записывая ту или иную ступень в иерархии – важно помнить, всегда есть еще один вариант.

Самые мелкие цели – должны быть максимально простыми, реализация которых реализует, так же просто, более высшую цель.

Но основное отличие цели от намерений и направлений деятельности - это то, что в цели всегда должен быть заключен будущий результат. Постановка целей должна всегда сопровождаться разработкой критериев для оценки прогресса в достижении этих целей.

3.5 Требования к проведению и подготовке деловой игры

Эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления, формирует профессиональный менталитет, терминологическую культура будущих специалистов, помогает отработке коммуникативной составляющей любой профессиональной сферы.

Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Это метод закрепления теоретического материала, полученного в курсе «Деловое общение»/Деловые коммуникации».

При организации и проведении деловой игры роль педагога различна – до игры он инструктор, в ходе ее проведения – консультант, на заключительном шаге – глава обсуждения вопроса.

Главная задача игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, отработка точных практических умений, способствующих быстрой адаптации к новым условиям и направленных на саморазвитие личности. Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения:

1. наличие задачи или проблемы, которую необходимо разрешить;

2. распределение ролей и ролевых функций;

3. моделирования процесса принятия управленческих решений;

4. взаимодействие участников игры;

5. многоальтернативность решений;

6. наличие конфликтных ситуаций;

7. наличие системы оценки игровой деятельности.

Цели деловых игр:

1. обучение через моделирование рабочего процесса;

2. формирование профессионального менталитета;

3. мотивация обучающихся;

4. тренировка навыков принятие управленческих решений;

5. оценка обучающихся.

Процесс организации и проведения игры можно поделить на 4 этапа:

Проектирование игры:

- конкретно сформировать единую цель игры и конкретные задачи для участников;

- создать план, общие правила игры;

- описать организацию и последовательность действий участников;

- подготовить задания для участников; подготовить необходимое оборудование.

Организационная подготовка выбранной игры с реализацией предопределенной дидактической цели:

- представление участников;

- педагог объясняет участникам смысл игры, знакомит с ее программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями задачи, которые должны быть решены;

- назначаются специалисты, которые наблюдают за ходом игры, подвергают анализу моделируемые ситуации, дают оценку;

- определяется продолжительность игры.

Ход игры. Подведение результатов:

- анализ игры, выявление положительных и отрицательных моментов;

- мнение участников о выполнении заданий, степень их индивидуальной удовлетворенности;

- оценка экспертов (подсчет набранных баллов, выбор номинации и т.д.).

Аспектом для оценки может служить количество и содержательность выдвинутых мыслей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

Для того, чтобы деловая игра прошла успешно, нужно соблюдать ряд требований:

- проводить деловые игры часто нежелательно, оптимальный вариант - 1-2 раза в год;

- с полной ответственностью и творческим подходом отнестись к процессу подготовки и организации игры, поскольку это будет ее фундаментом при проведении;

- тщательно отработать игровую модель поступков участников согласно заданной обстановке;

- четко формулировать цели и задачи;

- продумать размещение участников с наиболее выгодной позиции для общения.

Также уместно провести и заключительный анализ: что необходимо учитывать в последующем, какой материал еще необходимо изучить и отработать. Это будет существенным аспектом помощи для проведения деловых игр в последующем и развития интереса участников к познавательной деятельности.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 367.