Нетрадиционные религии – религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Их также называют альтернативными культами или неокультами, внеконфессиональными (надконфессиональными) верованиями, новыми религиозными движениями. Нетрадиционные религии получили распространение с конца 50-х гг. ХХ в., когда они начали появляться в США и Западной Европе в результате массового разочарования верующих, прежде всего молодежи, в традиционных религиях и церквях. Общее количество нетрадиционных религий в мире трудно оценить, т.к. статистика по этому вопросу отсутствует. По имеющимся данным только во Франции их около трёхсот, в США – более двух тысяч. Преобладают два типа нетрадиционных религий: сложившиеся на основе Христианства и возникшие под воздействием восточных религий (главным образом, индуизма и буддизма).
Причиной возникновения нетрадиционных религий считается экзистенциальный вакуум, в котором оказались многие западные общества в 1940-1950-е гг., их духовный кризис и утрата ими высоких стандартов ценностных жизненных смыслов, потеря нравственной и социальной ориентации личности. Их истоки лежат, по-видимому, в упадке постиндустриальной материалистической по своей сути культуры – масштабных трансформациях ценностей после Второй мировой войны; обратной реакции на секуляризацию в виде массовой сакрализации несакральных объектов и замещении традиционной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугублении чувства трагичности от нарастания глобальных угроз (экологический и др. вызовы, политический экстремизм, ядерная опасность и т.п.); росте чувства одиночества, отчужденности и бессилия человека перед валом обрушившихся на него проблем.
По вероучительному признаку можно выделить следующие течения нетрадиционных религий. Псевдохристианские используют в интерпретации христианского наследия теософские и восточно-религиозные схемы или вносят произвольные коррективы в традиционные христианские положения, делая упор на эсхатологию. Их лидеры чаще всего предстают как «продолжатели дела Христа» (Церковь объединения Муна), пророки «Третьего Завета» (Богородичный центр), новые мессии (Церковь Виссариона), Матерь Мира (Великое Белое Братство) и т. п. К псевдохристианству относятся часть неопротестантских учений (Дети Бога, христианская медитация, Школа Христианского единства). Среди них выделяются культы «Нового Откровения» (например, мунисты, виссарионовцы) и псевдобиблейские, которые «улучшают» Библию произвольными переводами и интерпретациями, вплоть до создания новых текстов (например, Свидетели Иеговы). К ним примыкают некоторые протестантские деноминации, возникшие ещё в позапрошлом веке – среди них особенно заметны мормоны и церковь Христианская наука. Неоориенталистские сложились, как правило, на основе индуизма, йоги, даосизма и конфуцианства. Основной упор в них делается на раскрытие внутренних способностей человека через овладение им психотехнологиями: таковы вайшнавизм, Трансцендентальная медитация, Лига духовного возрождения Санатана Дхарма, Единственная религия (Ошо), Аум Синрекё. Эти нетрадиционные религии имеют инструменталистский характер, что обеспечило им невероятную популярность на Западе в 1960-1970-х гг. Оккультизм, для которого характерны представления об экологии духа, специальная мистическая направленность и заимствованные из науки понятия типа энергия, эволюция и проч. Сюда относятся теософия, астрология, спиритуализм, мантика (системы гаданий И Цзин, Таро и др.), вуду и аналогичные последнему обряды. Неоязычество: друиды, виканская религия, ведовство, «славянские» культы и т.д. С ними смыкается идеология Нового Акрополя и церкви Нави.
Часть новейших и старых нетрадиционных религий отличает поклонение лидеру, как живому божеству, жесточайшая централизация управления организацией и суровая дисциплина в ней, чересчур обильное материальное жертвование со стороны верующих или их полный отказ от собственности в пользу общины и/или её лидера, нацеленность на быстрое и радикальное изменение сознания новообращенного, агрессивные методы привлечения и удержания адептов, полное разрушение социальных связей последователя за пределами группы единоверцев, унификация личности верующего, отсутствие догматической и обрядовой традиции, ярко выраженное антихристианство и неоязычество, синтетичность и эклектичность вероучения, нарочитый вероучительный и обрядовый мистицизм, коренящийся в системе эзотерических представлений.
Среди нетрадиционных религий выделяются т.н. деструктивные, которые отличают методы вербовки сторонников и психологической обработки неофита: «бомбардировка любовью», когда его делают центром внимания, восхищения и любви; информационная комфортность, когда он сразу получает кажущиеся исчерпывающими ответы на все волнующие его вопросы; ограничение круга общения единоверцами; строгий режим ограничения сна и пост, изнурительные духовные практики, тяжелый физический труд.
Некоторые псевдохристианские – мунисты, иеговисты, сайентологи – и неоориенталистские – вайшнавизм и иные ветви индуизма, некоторые даосские секты – религии активно привлекают последователей из числа представителей артистической, интеллектуальной и политической элиты и стараются оказывать глубокое влияние на определение путей развития того или иного общества. Их воздействие приобрело серьёзные масштабы, в частности, на Голливуд. Во многих странах (Германия, Греция, Испания, Россия, Италия, Польша, Украина и др.) деятельность нетрадиционных религиозных организаций, признанных деструктивными (Свидетели Иеговы, Аум Синрикё, Белое Братство, Церковь объединения, Богородичный центр, сайентологи и др.), запрещена законом.
Как правило, к ним относят те учения, в которых нет строгой вероучительной системы, но есть ярко выраженная оппозиционность к официальным ценностям и идеалам. В своей деятельности лидеры этих учений и культов активно используют психологические приемы.
На Западе, где их именуют "новыми религиями", они начали возникать в 70-80-е гг. ХХ в. По утверждению некоторых экспертов, там насчитывается от 1500 до 5000 "новых религий". Правда, многие из них представляют собой перенесенные на чужеродную почву традиционные религиозные учения Востока. В нашей стране распространение "новых религий" началось в конце 80-х гг. Многие специалисты-религиоведы рассматривают их как проявление иностранной духовной агрессии.
Одной из характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям, является то, что они формируются как разновидность харизматических культов, т. е. во главе находится лидер, который наделен харизмой. Это особенное свойство личности, выделяющее его из среды остальных. Оно является не столько благоприобретенным в процессе жизнедеятельности, воспитания и образования, сколько милостиво дарованным ему свыше. Содержание этого дара заключается в уникальном умении влиять на настроение и поведение других людей и от имени Всевышнего учить их праведной жизни.
Характерно, что лидер создает особую "семью", или "коммуну", в которой его называют "отцом". Здесь устанавливаются обязательные для всех абсолютные правила поведения и образа жизни, но не обязательные для самого лидера, ведь он - особый, святой. Рядовые члены групп зачастую отказываются от своего имущества, а вознаграждения за труд передают в кассу коммуны. Многие представители "новых религий" живут в общежитиях, вне семьи, порвав всякие отношения с родными и близкими. Иначе говоря, круг их общения крайне узок, допускаются контакты преимущественно с членами своей группы, т. е. неукоснительно поддерживается обстановка полной изоляции от внешнего мира.
Важно подчеркнуть еще одну характерную черту деятельности нетрадиционных религий. Речь идет о том, что в рамках секты для контроля за поведением ее приверженцев используются средства исключительного манипулирования: гипноз, медитация, изнурительные, длительные молитвы и заклинания. Культовые процедуры обычно носят здесь сугубо коллективный характер, исключающий всякие субъективные, свободные проявления.
Существенной особенностью вероучения "новых религий" является пропаганда катастрофически-апокалиптического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптированию к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения.
Общая характеристика деятельности таких религий включает в себя следующие важные черты:
Во-первых, большинство сект отличается активной миссионерской работой, причем это касается не только лидеров, но и рядовых сторонников, адептов. Здесь применяются разные формы и способы распространения "новых" идей, включая выступления руководителей на стадионах перед огромными массовыми аудиториями и доверительные беседы.
Во-вторых, широко используются средства массовой информации. Известно, что многие секты для популяризации своих вероучений ведут регулярные передачи по телевизору и радио, публикуют рекламные сообщения в прессе, публицистические статьи в журналах. К этому можно добавить, что они располагают огромными финансовыми возможностями.
В-третьих, некоторые нетрадиционные религии отличаются тоталитарной направленностью. Они практикуют методы порабощения сознания человека, духовного насилия над ним путем насаждения жесткой дисциплины и применения психотропных средств. Все это представляет яркую опасность для физического и психического здоровья людей.
В научной, учебно-популярной литературе дается подробная классификация нетрадиционных религий. Специалисты-религиоведы из всего многообразия культов условно выделяют пять их разновидностей.
Неохристианские объединения: "Международная церковь унификации", "Дети Бога", "Церковь тела Христа", "Богородничное братство", "Белое братство" и др. Для них характерно стремление объединить христианские вероучения с элементами восточных религий.
Саентологическое направление. Название произошло от английского слова sience - наука. Направление объединяет различные "космические религии" (типичный представитель - "Церковь саентологии" Рона Хаббарда), которые наукообразно и мистически трактуют различные неисследованные явления психики человека и окружающей природы, например связь Земли и высших космических сил, контакты с неопознанными летающими объектами.
Неоориенталистские культы: "Общество сознания Кришны", "Тихоокеанский дзен-буддийский центр", "Миссия Божественного света", "Махарай Джи", Трансцедентальная медитация, Шри Чинмоя и др. Это вероучения восточного происхождения, представляющие собой западное воплощение индуистских и буддийских культур. Характерной их особенностью является антирационалистическая направленность, а также способы психофизического воздействия на человека.
Религиозно-мистические культы: новая магия, К.Кастанеда, спиритизм, астрология, колдовство, целительство и др.
Сатанинские группы: Церковь Сатаны, культы дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они возвеличивают значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, Сатаной. Деятельность их отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов.
Одной из существенных причин стремления людей к новым культам можно считать психологическое состояние нашего общества. Известно, что здесь существуют разного рода страхи, неуверенность в будущем, тревога за жизнь, работу, личную судьбу и будущее страны. Страх перед насилием, перед могуществом зла, его искусом делают некоторых людей запуганными, и они стремятся искать защиту в потусторонних силах. На такой социально- психологической почве и возникает игра на мнительности, настороженности людей, находящихся в стрессовых ситуациях. В этих условиях проповедники новых религиозных сект, астрологи, целители обещают простые и легкие решения всех проблем. Они, как правило, используют человеческую доверчивость, извечную тягу людей к чуду. Подобный самообман зачастую оборачивается жестоким разочарованием в жизни, утратой веры в перспективу, а иногда и настоящими трагедиями.
Неоязычество (чаще всего бывает проявлением “родноверства” – возвращения к вере предков) характеризуется возрождением дохристианских верований с некоторой их модернизацией; иногда в них сохраняется политеизм, иногда они превращаются в монотеистические (путем выделения какого-либо одного божества или синкретизации разных божеств в одном).
Одним из наиболее распространенных неохристианских течений являются Свидетели Иеговы (до 1931 года были частью «Исследователей Библии», англ. Bible Students).Это международная религиозная организация. По подсчётам самой организации, на август 2009 года число членов этой организации во всем мире достигало 7 313 173 человека. В конце 70-х годов XIX века Чарльзом Тейзом Расселлом в США было основано движение «Исследователей Библии», а для издательской деятельности – «Общество Сторожевой Башни, Библии и трактатов». При Джозефе Рутерфорде произошёл раскол внутри организации, вызванный изменением принципов управления и некоторых учений организации, в результате чего от Общества отделились несколько групп. В 1931 году последователи Рутерфорда приняли своё современное название — Свидетели Иеговы. Во многих странах мира эта организация не имеет статуса религиозной, и является просто юридическим лицом.Так же, как и представители большинства христианских церквей, Свидетели Иеговы считают, что их вероучения основываются на Библии. Они широко её используют для того, чтобы обосновать положения своего вероучения. Свидетели Иеговы называют себя христианами, говоря, что они осуществляют возврат к учению и религиозной практике первых христианских общин. Свидетели Иеговы главным образом изучают Библию, они имеют пособие для изучения Библии, которое называется «Чему на самом деле учит Библия?», в ней изложены основные учения Библии в понимании свидетелей Иеговы. Среди особенностей религиозных воззрений Свидетелей Иеговы можно отметить следующее: 1) Природа Бога, Иисуса Христа, Святого Духа: Употребление имени Иегова как личного имени единого Бога; Отрицание учения о Троице; Иисус Христос — сын Бога, вторая личность во Вселенной, искупитель человечества, Царь Божьего Царства, глава христианского собрания, посредник между Богом и людьми (первосвященник), но он не является Всевышним Богом; Святой Дух — это действующая сила Иеговы, а не лицо и не часть Троицы. 2) Другие имена Иисуса Христа: Архангел Михаил — имя Иисуса Христа, действующего в небесной сфере; Аваддон, он же Аполлион (ангел бездны); 3) Поклонение Богу: Поклоняться можно только Иегове. Поклонение святым, иконам, молитвы кому-либо, кроме Иеговы, а также участие в патриотических церемониях и празднованиях, на которых воздается особая честь человеку (например, дни рождения), рассматриваются как явное или скрытое идолопоклонство; Всё, что делается для Бога, считается священным служением. В узком смысле служением называют участие в проповеднической деятельности; 4) Природа человека: Отрицание учений о бессмертной душе. Душой считается сам человек, как и любое другое живое существо; Духом человека считается нематериальная безличная сила, благодаря которой человек живёт и с исчезновением которой он умирает. Существование духов умерших отрицается, но считается возможным, что демоны могут выдавать себя за умерших; 5) Эсхатология: Свидетели Иеговы считают, что присутствие Иисуса Христа уже началось, однако в невидимой форме (греч. παρουσία «парусия» (наличие, присутствие, буквально: «присутствие рядом»). Согласно нынешнему пониманию свидетелями Иеговы библейской хронологии, время невидимого присутствия Христа после Его возвращения началось осенью 1914 года. Этот период закончится пришествием Христа; С точки зрения свидетелей Иеговы существует особый класс людей: «помазанники» или «малое стадо», число которых ограничено 144 тысячами, которые после смерти отправляются на небо (воскресая в духовных телах), и «другие овцы», включая «великое множество», не ограниченное числом, которые после Армагеддона будут жить на Земле; Свидетели Иеговы верят в устранение существующей сейчас «системы вещей» и восстановление рая на Земле, который будет существовать вечно; Живущие на земле свидетели Иеговы не будут принимать участия в уничтожении злых людей в Армагеддоне, но будут наблюдателями того, как это сделает Бог; однако воскресшие к небесной жизни свидетели Иеговы — из числа «помазанников» или 144 000 — примут под руководством Иисуса Христа непосредственное участие в истреблении злых уже как «духовные личности»; В течение 1000 лет после Армагеддона будет происходить великое воскресение людей, во время которого будут воскрешены к жизни большинство живших на Земле людей; После Армагеддона под правлением Иисуса Христа как царя над Землёй, она будет превращена в Рай и через 1000 лет сам Иисус покорится Иегове и земля будет передана Иегове вместе с совершенным человечеством, состоящим из нынешних Свидетелей Иеговы (выдержавших все испытания), воскрешённых праведников и неправедных, изменившихся за 1000 лет, после чего их ждет последнее испытание сатаной и окончательное уничтожение сатаны и последовавших за ним. Свидетели Иеговы почитание креста, также как и иконопочитание, считают идолопоклонством. Но в отличие от протестантов, они отвергают не только почитание креста (как орудия убийства Христа), но и любое его использование в качестве символа. Они не празднуют основные христианские праздники: Рождество, Пасха и другие, так как считают их нехристианскими, корни которых уходят в язычество. Отмечается только Вечеря воспоминания смерти Иисуса Христа один раз в год. Свидетели Иеговы полагают, что в день Вечери вкушать символы Тела и Крови Христовых — пресный хлеб и сухое красное вино — могут только помазанники. От каждого Свидетеля Иеговы ожидается, что он будет регулярно проповедовать другим о том, что сам узнал из Библии и публикаций «верного и благоразумного раба», участвуя в распространении последних вместе с собранием. При этом Свидетели Иеговы отказываются праздновать дни рождения на основании того, что в библейские времена истинные служители Иеговы не праздновали дни своего рождения. Также ими не отмечаются государственные и светские (Новый год, 8 марта, 1 мая, 9 мая) праздники, так как считают их частью поклонения «кесарю», и отказываются исполнять государственный гимн, отдавать честь флагу и другим государственным символам. Свидетели Иеговы считают тяжёлым грехом блуд, под которым они понимают любые половые отношения между лицами не состоящими в браке. Убийство и самоубийство также считаются тяжёлыми грехами (аборт приравнивается к убийству). Грехом считается курение, азартные игры, пьянство и приём любых наркотиков (без медицинского назначения). Спиртные напитки употребляются умеренно. В одежде и украшениях подобает быть скромными. Осуждаются ложь, воровство, финансовые махинации. Запрещается воровство, в том числе мелкое. По мнению свидетелей Иеговы, даже бедность не оправдывает воровство. Осуждаются ложь и обман, как в личной сфере, так и в сфере отношений с властями (суд, уплата налогов).
Оккульти́зм (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – общее название мистических учений, утверждающих о существовании скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, а также комплекс верований в существование скрытой связи человека с потусторонним миром. Подобные учения признают существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для “посвящённых”, прошедших через особую инициацию и специальную психологическую тренировку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психологическими потрясениями, переживанием смерти и “нового рождения”, усматривается в достижении “высшей ступени” сознания и нового видения мира, открывающего доступ к т. н. “тайным знаниям” – воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. Оккультизм – это изучение оккультного, то есть «скрытого» знания. Он позиционирует себя как философскую систему мировоззрения, стремящуюся синтезировать знания, добытые науками, с целью установить законы, управляющие всеми явлениями; при этом предполагается, что случайностей не бывает и каждое действие является следствием другого действия. Он может включать в себя такие элементы, как магия, экстрасенсорное восприятие, астрология, нумерология, хиромантия, спиритуализм, осознанные сновидения и карты таро. Оккультизм – это философия жизни, где редкие формы природных явлений оказывают на жизнь человека неуловимое и малопонятное влияние в весьма значительной степени. Оккультные представления о человеке как о микрокосме, воспроизводящем неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма, легли в основу оккультного учения об аналогии. Человек и мир взаимно объясняются в оккультизме друг через друга; человеческие волевые акты рассматриваются как особые природные силы, способные прямо воздействовать на мир. В секреты оккультизма нельзя проникнуть путем одного только изучения, ему нужно целиком посвятить себя. Только открыв для себя эти тайны, человек способен познать богатые залежи фундаментальной доктрины перевоплощения, т.е. колебание души между Видимым и Невидимым, что проливает свет на все аспекты жизни. В оккультных учениях часто присутствует сильный религиозный элемент, и многие оккультисты связывают себя с такими религиями, как христианство, иудаизм, одинизм, индуизм, зороастризм, буддизм и ислам. Прилагательное «оккультный» часто применяется в общем смысле к тем религиозным феноменам и верованиям, что не являются общепринятыми среди основных религий. По мнению сторонников оккультизма, он не противоречит принципиально христианству, так как христианство вообще не противоречит никакому знанию. В христианстве оккультизм и занятия оккультизмом осуждаются. Современное христианство к оккультизму относит такие направления, как магия, сатанизм, спиритизм, теософия, антропософия. Если целью мистической (религиозной) практики является непосредственная связь (единение) с Богом и божественными силами, то, согласно представлениям сторонников оккультизма, он совмещает в себе все тайные знания, связи с определённой религией может и не быть. Оккультизм, гадание и подобные практики относят к нерелигиозной мистике. Представители оккультизма считают, что люди искусственно закрыли себя для восприятия целого рода оккультных явлений природы, которые воспринимались в прежние времена, когда сознание не было так подавлено рационалистическими ограничениями. Они утверждают, что наука родилась из магии и должна неизбежно вернуться к своим магическим истинам, что магия и есть неизвестное естествознание. Оккультизм считается изучением внутренней природы вещей, в противоположность внешним характеристикам, изучаемым наукой. Оккультизм основан на иррациональном типе мышления, не допускающем разделения объективной и субъективной сферы. Оккультизм предлагает рассматривать все вещи, как состояния сознания, а затем указывает, как добиться контроля над сознанием субъективно, что в последствии находит объективное отражение, посредством которого можно манипулировать планом человеческого разума. На практике оккультизм занимается исследованием скрытых природных сил, которые он считает возможным использовать для практических целей. Эти силы, которые часто персонифицируются и вызываются заклинаниями, проявляются якобы в форме звуковых и световых явлений, материализации (возникновения новых материальных форм) и т.д. Эти силы не являются сами по себе ни добром, ни злом; все зависит от того, кто и как их использует. Зачастую термины «оккультизм» и «эзотеризм» применяются как синонимы. Эзотери́зм (от др.-греч. σωτερικός – внутренний) – в первоначальном значении понятия – философское учение, доступное только ограниченному, «внутреннему» кругу лиц, в противопоставление к экзотеризму – общедоступному знанию. Другие определения описывают внутренний, духовный путь к познанию, схожий с мистицизмом, или «высшее», «абсолютное» знание. Помимо этого, понятие «эзотерика» применяется для описания широкого спектра различных духовных и оккультных учений и практик. Эзотеризм представляет не одну общую традицию или единую систему взглядов, а, также как и в психологии, множество отдельных школ мысли, групп и движений, некоторые из которых столь своеобразны, что могут весьма сильно отличаться друг от друга. Эзотерическая психопрактика, ныне редко сохранившаяся в рамках некоторых мистических традиций, используется ограниченным числом адептов и носит преимущественно прикладной характер. В качестве примеров такой практики можно назвать суфизм внутри ислама, каббалу внутри иудаизма, нэйдань внутри даосизма, йога внутри индуизма, чань (эзотерический буддизм, он же дзогчен, он же дзен) внутри буддизма, исихазм внутри православия. Цели эзотерических систем, на первый взгляд, совпадают с религиозными – осознанное изменение личности. Эзотерические системы так же предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для такого изменения. Базой указанных изменений являются Повышенные Состояния Сознания, которые отличаются от так называемых «изменённых состояний сознания» (достигаемых последователями многих религий или психокультов) тем, что изменения Личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер. Эзотерическая самотрансформация, «изменение личности» – лишь средство, а целью является итоговое расширенное мировосприятие. Эзотеризм характеризуется дихотомией между тайными и открытыми каноническими формами, которые присутствуют и во многих религиях (например, в исламе). Но ни внешнее (открытое), ни внутреннее (тайное), при всей своей разностности, не являются взаимоисключающими. На определённом уровне развития внутренняя духовная жизнь может оставаться в гармонии с внешней. Многие философские воззрения эзотеризма совпадают с библейскими или взяты из тех же источников, что и раннее христианство. У многих тайных эзотерических течений есть своя история, уходящая в глубину веков на тысячи лет (пифагорейство, герметика, позже – каббала). Европейский эзотеризм оформился в XVII-м в. в Орден розенкрейцеров и позже вошёл в различные течения, такие, как масоны, филадельфы.
Весьма распространены в настоящее время различные неоориентальные (ориент-восток) культы. Неоориентальные культы исповедуют духовное освобождение, которое достигается через такое переживание реальности, когда разум играет подчиненную роль. Ориентальные культы исповедуют также своеобразный космосцентризм: поклонники восточных ритуалов пытаются уловить некие ритмы Космоса, Вселенной. Для восточных культов характерна идея возможности постижения истины за пределами интеллекта, в результате мистического опыта. Современному Западу импонирует антропологизм восточных религий, мистическое возвеличивание телесных и духовных способностей человека. Кроме того, отсутствие канонического вероучения, возможность его интерпретации позволяет чуть ли не каждому поклоннику восточных религий находить в них что-то свое, созвучное его образу мыслей. Ориентальные религии предоставляют последователям ключ к их собственному мироощущению, к сугубо личным переживаниям, увлекают идеей бесконечного самопознания, нравственного самосовершенствования, обеспечивают внутреннюю гармонию и покой. Ориентальные религии сулят с помощью интуиции и созерцания предоставить возможность погрузиться в глубины собственной души, раскрыть неслыханный потенциал человека, приобщить индивида к “космической праэнергии”, обещают блокировать отрицательные эмоции и интеллектуальные стандарты, подготовить к пробуждению творческих возможностей. Ориентальные культы рассматривают религиозность как врожденную особенность каждой культуры. Предполагается, что ни Запад, ни Восток не должны утрачивать присущие им духовные компоненты: выработка космически-религиозного мировоззрения мыслится как воссоединение разнородных элементов совокупного духовного опыта, взаимное проникновение духовных традиций, их взаимообогащение. Человеку западной культуры следует более уважительно относиться к интуиции, мистическому переживанию, психологически насыщенному отношению к человеческой жизни. Нередко привлекают и прагматические соображения: получение психотерапевтического эффекта, нервной разрядки, представление о том, что овладение эзотерическим знанием вводит в круг элиты, позволяет вести рафинированный образ жизни.
Одним из наиболее распространенных ориентальных культов является кришнаизм. Кришнаизм (гауди́я-вайшнави́зм («вайшнавизм» означает «поклонение Вишну») — религиозная традиция внутри индуизма, монотеистическое течение, направление или ветвь вайшнавизма. Философия гаудия-вайшнавизма в первую очередь базируется на «Бхагавад-гите» и «Бхагавата-пуране» Последователей гаудия-вайшнавизма называют вайшнавами или кришнаитами. Организационно кришнаиты объединены в Международное общество сознания Кришны. В самых общих чертах кришнаитское учение выглядит следующим образом: Бог – единственный Владыка, единственный Источник и Первопричина как духовного, так и материального мира. Он не только творит, но и поддерживает творение, каждый его атом. В одно и то же время Он един со всем и отличен от всего. Будучи единым, Он проявляет себя во множестве воплощений. Бог – Абсолютная Истина, Абсолют, постигаемый в трех аспектах, существующий в трех формах: 1) Брахман – безличное сияние; 2) Параматма – присутствующая всюду Сверхдуша или энергия Бога; 3) Бхагаван – верховная личность Господа (Кришна). Из этих трех личностный аспект наивысший. В трояком разделении Бога кришнаиты часто пытаются углядеть сходство с христианством, утверждая, что христианство – версия учения Кришны. Параматма – “сверхдуша, аспект Верховного Господа Вишну (Вишну здесь – имя Кришны), находящийся в сердце каждого существа” (“Шримад-Бхагаватам” т. 2, с. 645). Это особая энергия Бога, сверх-Я, которое составляет часть души человека: душа человека состоит из индивидуального “Я” и “сверх-Я”, которое направляет индивидуальное “Я”. Задача человека – самоосознание, т. е. осознание, что его душа вечна, отличается от материального тела, является частью Абсолюта, стремится к общению с ним, т. к. только с ним она может быть счастлива. Результатом самоосознания является понимание собственной природы, которая заключается “в преданном любовном служении Кришне под руководством истинного духовного учителя”. Таким образом, параматма – особая энергия Кришны, с помощью которой он “управляет” людьми. Кришнаиты сравнивают Параматму с христианским Святым Духом. Кришна, соответственно, сравнивается кришнаитами со Христом. По их мнению, Христос – тот же Кришна, но пришедший в другую эпоху к другому народу, Христос – аватара Кришны. Кришна, верховный бог, существует в двух формах. Со Христом сравнивают обычно вторую форму Кришны. 1) Вишва-рупа – всепроникающая вселенская форма Кришны. В основе космологической концепции кришнаитов лежит их концепция “вират-рупа” или “вират-пуруша” (близкая к пантеистическому пониманию божества). Согласно ей, Вселенная представляет собой тело Господа, различные части Вселенной – части тела вселенской формы Кришны. Свою вселенскую форму Кришна являет крайне редко. Однажды он явил ее своей приемной матери Йошоде (она увидела “всю вселенную и себя” во рту у Кришны). 2) Четырехрукий или двурукий Кришна (часто зовется Нарайаной). В этом виде Кришна пребывает на своей планете Ваикунтхе с преданными душами. В образе двурукого мальчика с синеватой кожей он явился на землю. На земле он являл и свой четырехрукий образ особенно преданным “бхактам”. Атрибуты Кришны составляют символику кришнаитов. Это раковина, чакра (диск), лотос и булава, которые он обычно держит в руках. Также символикой кришнаитов является вертикальный знак, который “преданные” наносят на лоб и другие части тела священной глиной или сандаловой пастой. Этот же знак украшал и Кришну. По словам кришнаитов, “Кришна – личность Господа”. Люди – тоже личности, и в этом смысле каждый подобен Богу, но ни в коем случае не равен, поскольку, в отличие от нас, Он – личность всесовершенная, всемогущая, всеведущая, всем владеющая и ни от чего не зависящая. Люди – крошечные частички Его энергии. Единственный смысл их бытия – любовь к Кришне. Эта любовь выражается в их бескорыстном преданном служении Ему. Поскольку способность к такому служению – “бхакти” – составляет сущностную природу живых существ, то счастливы они могут быть только на этом пути. Когда-то все существа находились в духовном мире – мире вечности, знания и блаженства. Но некоторые позавидовали Богу и попытались сравняться с Ним. Это закончилось тем, что они пали в материальный мир. Здесь, безуспешно пытаясь подражать Кришне, живые существа постоянно испытывают страдания, связанные с рождением, смертью, старостью и болезнями. Кришнаиты верят, что весь мир одухотворен. В каждой вещи есть дух, который воплотился в ней в результате закона кармы. Подобное воплощение может быть обусловлено не только плохой кармой. В исключительных случаях преданная душа может воплотиться в какой-либо предмет, чтобы встретиться с богом или выдающимся гуру. Некоторые из вещей и растений почитаются особо. Так, например, в общинах-ашрамах кришнаиты утром и вечером совершают специальную церемонию поклонения священному растению “туласи деви” (туласи – санскритское название полукустарника базилика, некоторые виды которого выращивают для получения эфирных масел и пряностей). Кришнаиты считают его слугой Кришны, живущим в телесной форме растения; тот, кто поест, коснется листьев куста или только увидит их, освободится от всех несчастий и болезней. В кришнаитских храмах для “туласи” отведена специальная комната с люминесцентным освещением и увлажнителями воздуха. Кришнаиты смысл жизни видят в самоосознании себя, своей истинной природы, в обретении “сознания Кришны”. Сознание Кришны – не психологическая способность. Под сознанием Кришны сектанты понимают осознание себя преданным бхактой Господа Кришны. Человек, достигший сознания Кришны – его преданный бхакта. Чтобы осознать себя, по учению кришнаитов, необходимо жить по системе “санкиртаны”. Санкиртана – в широком смысле слова, образ жизни бхакты, в узком, – пение имен бога. Распевание мантры “Харе Кришна” составляет основное занятие кришнаитов. “Преданные” используют четки из 108 бусин, чтобы не сбиться со счета; они должны пропеть мантру по 16 раз на каждой бусине, проводя за пением в среднем от полутора до двух часов в день. Полный цикл составляет 1 728 мантр в день, или 630 720 мантр в год.Особенно полезным они считают публичное пение мантр, т. к. при этом и поющий, и случайный слушатель “приобщаются к Господу”. По учению кришнаитов, спасения, т. е. избавления от цикла перевоплощений, можно достичь, только следуя духовным упражнениям Общества Сознания Кришны и соблюдением его правил. Четыре правила Международного Общества Сознания Кришны – это “запреты против четырех унизительных занятий, которые ввергают человечество в плен похотливого материализма”: 1. азартных игр; 2. интоксикации (запрещены алкоголь и наркотики, а также кофеин и никотин); 3. секс вне брака (и с любым другим намерением, кроме продолжения рода); 4. убийство животных (кришнаиты придерживаются вегетарианства, как и индуисты). Санкиртана подразумевает не только соблюдение всех правил, публичное пение мантр, но и распространение литературы Общества Сознания Кришны – это весьма существенный момент в “духовной жизни” большинства членов секты. Членам Общества Сознания Кришны внушается, что покупка кришнаитской литературы может привести к спасению как самого кришнаита, так и покупателя. В кришнаизме предпочтителен строгий аскетизм, включающий безбрачие. Кришнаиты считают, что “женщина – это та сила, которая привязывает человека к материальному существованию” (“Шримад-бхагаватам” т. 2, стр. 353). Если человек всеже создает семью, то он должен преследовать одну цель – воспитание истинных бхакт Господа. Супруги имеют право на сексуальные контакты лишь при соблюдении следующих правил: если хотят зачать ребенка, не чаще одного раза в месяц. Связь может произойти только после восьми часов пения мантр, которое очищает акт. Во всех прочих случаях супруги должны воздерживаться от сексуальных связей. Самым благоприятным для духовной практики временем суток считается раннее утро, в особенности период за полтора часа до восхода солнца, называемый брахма-мухурта. Поэтому кришнаиты стараются рано ложиться и рано вставать. Живущие в ашрамах как правило поднимаются до восхода солнца, принимают омовение и отправляются на утреннее богослужение мангала-арати, затем каждый кришнаит индивидуально повторяет на чётках мантру Харе Кришна, после этого следует лекция по «Бхагавата-пуране» и совместное принятие прасада. Вечером происходит ещё одно богослужение и совместное изучение священных писаний. Те кришнаиты, у которых есть своя семья, часто придерживаются собственного распорядка дня, однако и они стараются вставать по возможности раньше, чтобы посвятить ранние утренние часы духовной практике. Кришнаитам рекомендуется заботиться о своём теле, так как считается, что в каждом теле присутствует Кришна в своей локализованной ипостаси Параматмы, то есть тело представляет собой не что иное, как храм Бога. Также рекомендуется соблюдать правила гигиены и чистоты тела, поэтому принято совершать полное омовение один-два раза в день, ежедневно надевать чистую одежду и поддерживать в чистоте жильё.
Экуменизм - возникшее в начале ХХ века среди ряда протестантских организаций движение за всемирное (экуменическое) объединение христианских церквей. Оно привело к образованию в 1948 г. на конференции в Амстердаме Всемирного совета церквей. На этой первой конференции были представлены 147 церквей из 44 стран. В 1968 г. во Всемирный совет церквей входила 231 церковь из 80 стран. Среди них – протестантские (евангелическо-лютеранские церкви, реформистские, пресвитерианские, меннониты, баптисты, квакеры, методисты, конгрегационалисты и др.), а также старокатолическая и некоторые православные церкви. Является членом Всемирного совета церквей и Русская православная церковь. Римско-католическая церковь не является членом Всемирного совета церквей. Высшим органом экуменического движения является генеральная ассамблея, которая собирается обычно раз в пять лет. Она избирает президиум Всемирного совета церквей из шести человек, а также центральный комитет, включающий до 90 членов; эти органы руководят всей работой в рамках экуменического движения между ассамблеями. Действует также ряд комиссий, занимающихся решением частных вопросов. Руководящие органы Всемирного совета церквей собираются ежегодно. Генеральный секретариат находится в Женеве. В чисто религиозных вопросах экуменическое движение придерживается в настоящее время той точки зрения, что все существующие христианские церкви являются частями “единой церкви Христовой” и должны путем переговоров преодолевать исторически возникшие различия в учениях и устройстве. В официальных документах утверждается, что движение не стремится к созданию организации, стоящей над церквами, что Всемирный совет не является “сверхцерковью”. Членство во Всемирном совете означает, что церкви, соглашаясь в одних вопросах между собой, в других могут расходиться. Экуменическое движение не ограничивается чисто религиозными проблемами. Оно вынуждено также дать ответ на основные вопросы, волнующие современного человека. Стремление идеологов экуменического движения в этих условиях разработать “общехристианскую социальную программу”, равно пригодную не только для различных христианских течений, но и для верующих, живущих в странах с разным социальным строем, придает декларациям и лозунгам экуменического движения крайне абстрактный вид и подчас черты утопии. Поиски новых религиозных путей к разрешению социальных проблем современности бесплодны, ибо они не могут изменить с помощью “правильно понятых” евангельских заповедей сущность буржуазного строя. Всемирный совет церквей в последнее время подходит к целому ряду волнующих человечество проблем с позиций здравого смысла. Он выступает за разрядку международной напряженности, поддерживает усилия миролюбивых государств в защиту мира на земле.
Сайентоло́гия (саентоло́гия) ((англ. scientology, от лат. scio и др.-греч. λόγος – «знание о знании») – религиозно-философское учение, созданное американским писателем-фантастом Роном Хаббардом, целью которого декларируется улучшение человеческих способностей и повышение духовного осознания. Сам Р. Хаббард позиционировал сайентологию как прикладную религиозную философию. Сайентология возникла в результате дальнейшего развития дианетики, более ранней методики самосовершенствования, описанной Л. Роном Хаббардом в 1950 году в его книге «Дианетика: современная наука о разуме». Позже он включил дианетику в качестве составной части в сайентологию. Принципиальное различие между Дианетикой и Сайентологией состоит в том, что Дианетика направлена на работу с разумом индивидуума, в то время как сайентология целиком направлена на совершенствование человеческого духа. Сайентология включает в себя философию и технику духовного совершенствования и охватывает такие темы как мораль, этика, детоксикация, образование, управление и др.: сайентология содержит руководства по этике и моральным кодексам (Кодекс чести, Дорога к Счастью), по выведению из организма различных токсичных веществ (Программа Очищения), по общению, по супружеству, по воспитанию детей, по разрешению проблем, связанных с работой и производством, по основам обучения (Технология обучения) и т. д. В сайентологии два течения – Церковь Сайентологии и Свободная Зона. Наиболее известна Церковь Сайентологии, существующая с 1953 года и обладающая рядом преимущественных прав на наследие Хаббарда. Свободная Зона выделилась из Церкви Сайентологии в результате раскола в начале 1980-х годов и не признаётся Церковью как исповедующая сайентологию. Сайентология якобы позволяет развить любую желаемую способность, повысить интеллект, вылечить большинство болезней и достичь счастья и полной духовной свободы. При этом сайентология – одно из самых конфликтных религиозных движений, многочисленные судебные процессы с участием сайентологов нередко приводили к наложению санкций и штрафов. Многие считают ее чисто коммерческим предприятием, а сайентологические методы оцениваются как разрушительно влияющие на организм человека и его психику (так, применяется практика разрыва отношений (англ. disconnection), когда сайентологу предлагается прекратить все контакты с друзьями или семьёй, если они выступают против саентологии). Наиболее значимые утверждения сайентологического учения: главная цель – истинное духовное просветление и свобода для индивидуума; человек – бессмертное духовное существо; его опыт не ограничивается одной жизнью; человек в основе своей хороший, его успех и счастье зависит от него самого, его ближних и от достижения им единства со вселенной; его способности не ограничены, даже если он не использует их все в настоящий момент; ничто в диaнетике и сaйентологии не является истиной для вaс, если вы сaми этого не видели, поэтому вы не должны принимать всё на веру, не сопоставляя со своим опытом и не проверяя. Сайентологию правомочно рассматривать как религию, потому что в ней присутствуют следующие компоненты: вера в некую Высшую Реальность (Верховное Существо или Вечная Истина), которая выходит за пределы бренной земной жизни; религиозные практики, направленные на понимание и достижение этой Высшей Реальности; сообщество верующих, которые следуют этой Высшей Реальности. В сайентологии нет аналога Библии или Корана, «учение» заключается в определённом порядке прочтения ряда книг Хаббарда и прохождения все более продвинутого одитинга – единственного таинства этой Церкви. Цель сайентолгии, как объяснял ее создатель, заключается в том, чтобы сделать человека способным жить лучшей – согласно его собственной оценке – жизнью, жить вместе с другими и играть в лучшую игру. В этом последователям учения Хаббарда помогает знание шкалы тонов. Шкала тонов – это определение точных характеристик настроения и поведения человека, которое достигается при помощи чёткого знания расположения эмоций на градуированной шкале. Шкала человека простирается от точки 0 – «Смерть», когда осознание отсутствует и выживание минимально, до точки +4 или «Энтузиазм», когда жизнь доставляет большую радость и человек активно взаимодействует с ней. Между этими точками есть множество промежуточных уровней каждый из которых характеризуется своими особенностями. Положения на шкале тонов обозначаются определёнными эмоциями, но в книге «Наука Выживания» Хаббард также описал ряд других вещей, которые могут быть определены при помощи шкалы тонов, например, такие аспекты, как личное здоровье, сексуальное поведение, потенциал выживания или способность обращаться с правдой. Таким образом, человек изучивший Шкалу тонов, может определить характеристики человека за пару минут и выяснить, достоин ли он доверия, каковы его методы обращения с людьми, состояние организма, стоит ли иметь с ним дело, или нет. Шкала тонов применяется сайентологами в каждодневной жизни для того, чтобы лучше понимать окружающих людей. Одним из основных принципов Сайентологии является треугольник АРО. В этом треугольнике имеются три взаимосвязанных компонента, которые создают успешное понимание. Это Аффинити (степень дружеского расположения или симпатии к кому-то), Реальность (согласие с кем-то) и Общение (обмен идеями, предметами с кем-то). Согласно этому принципу, улучшение одного из трёх компонентов приводит к повышению уровня двух других компонентов. Сайентологические процедуры чётко размечены в виде серии последовательных ступеней. Слово «cтупени» хaрaктеризует постепенное улучшение, происходящее в caйентологическом одитинге. Предполагается совершение шагов сайентологического обучения (уровни, на которых приобретается определённый класс одиторского мастерства), и шагов одитинга (ступени, на которых достигаются духовные осознания). Одитинг в сайентологии – это центральный обряд (таинство), который представляет собой общение клиента («преклира») один на один с профессиональным сайентологическим консультантом-«о́дитором» (в сайентологии сохраняется тайна исповеди). Одитор следует «точной процедуре совершенствования человеческого духа». В одитинге может применяться Е-метр – устройство, якобы созданное для измерения и локализации «душевного груза»). Существует также шкала духовного осознания, уровни которого соответствуют прогрессу сайентолога в обучении и одитинге. Первые уровни имеют отношение к духовным движущим силам индивидуума, семье, обществу, и они построены так, чтобы человек мог успешно взаимодействовать с другими и достигать понимания. Последующие шаги одитинга и обучения якобы углубляют духовное осознание и способности индивидуума, и, в конце концов, раскрывают всё больше и больше скрытый потенциал и способности человека. Высшие уровни, называемые «Уровни ОТ», позволяют «оперирующему (действующему) тэтану (то есть, титану)» восстановить сверхъестественную силу и контроль над жизнью, разумом, энергией, пространством и временем. По окончании каждого шага сайентолог получает сертификат, удостоверяющий, что он достиг определённого уровня одиторских навыков или духовного прогресса. Способы и значение достижения высших уровней одитинга и обучения предназначены для продвинутых последователей сайентологии. Преждевременное ознакомление последователей сайентологии с этими материалами до того, как будут пройдены необходимые духовные шаги, воспрепятствует, а не поможет их духовному прогрессу. Наивысший уровень, ОТ VIII, может быть пройден только в открытом море, на круизном судне сайентологов «Freewinds». У дороги может быть большой или мaлый уклон, и ступени лестницы тоже могут идти вверх полого или круто. Высотa ступеней может быть мaленькой или большой, вместо них может быть дaже вертикaльный подъём, и в этом случaе нельзя говорить о постепенности. Желaтельно, чтобы дорогa предстaвлялa собой постепенный подъём вверх. Мост к полной свободе – это маршрут продвижения сайентологов к более высоким духовным состояниям, состоящий из шагов, проходимых в строгой последовательности.
Современный сатанизм трудно назвать самостоятельной религией. Все сведения о дьяволе он черпает из христианской традиции. Он не выражает никаких духовных упований и не обещает спасения. В основном он ритуализирует протест против христианской морали и различные формы антиобщественного поведения. В обществе устоялись представления о сатанизме как о религии со всеми религиозными атрибутами – культом, обязательными обрядами и т.д., а также мнение, что сатанизм есть просто антихристианство (то есть, культ зла). Сатана выступает в роли некого архетипа и символа зла. Сатана, собственно, персонаж библейский, но корни самих библейских представлений уходят в то же язычество с его культами божеств Тьмы. Представления о Сатане и отношение к нему разнообразны. Для христиан Сатана – антипод Бога и Враг Рода человеческого. Лик его – лик чудовища (монстра). Цель его – вред. Суть его – ложь. Для его поклонников Сатана – Великий Император, Князь Мира и Дьявол Дьяволов, Владыка Преисподней и Лорд Армии Тьмы, Повелитель Стихий, Двуликий Господин, Неукротимый Бунтовщик, Мастер Лжи и Источник Мудрости, Великий Разрушитель и Искусный творец, Хранитель Смерти и Очаг Жизни. Прекраснейший и Величайший из Ангелов, он воплотил в себе СВЕТ и ТЬМУ, создав армию из своих последователей и подчинив стихии и силы – Люцифер стал могущественным противником Бога. Для кого-то Сатана – что-то вроде физического поля, действующего во всех точках Вселенной, для кого-то – некое подобие языческого божества, для кого-то – просто образ, характер, с которым он чувствует свое родство; кто-то, возможно, использует и антропоморфное представление. В большинстве языческих традиций существуют представления о божестве, близким по сути к Сатане. Сатана – творение Господне, ангел высшего чина. Сатана сидит у трона Бога и вершит вместе с ним судьбы мира. Роль Сатаны в созданном Богом мире была значительной – он обличал людей и их дела перед лицом высшей справедливости. Если гипотетически сравнить Суд божий с судом земным, то Сатана играет роль прокурора, обвинителя. Его дело – показать все, что человек сотворил в земной жизни, уличить его грехи и злодеяния. Он добр, он – «сын зари», как его называет пророк Исайя, он – прекраснейший из божьих ангелов, бесконечно красивый и чистый. Одно из имен Сатаны – Люцифер, означающее «несущий свет», было известно задолго до появления христианства. Люцифер – так называли древние евреи звезду, что последней гасла на небе при восходе солнца. По легенде, эта звезда пыталась затмить само солнце, но потерпела поражение от небесного светила. Дьявол в произведениях современной массовой культуры представляется как могущественное существо, находящееся скорее вне повседневной жизни, обитающее в своем собственном мире, вне обыденности: в прошлом, в космосе и.т.д. Дьявол противостоит Богу и часто является для него серьезным конкурентом. При этом Бог, существование которого для современных людей весьма сомнительно, олицетворяет порядок этого мира. Принято считать, что сатанистский культ выражался в виде так называемой “черной мессы” – самой богохульной из всех возможных религиозных церемоний. Популярная концепция черной мессы такова: отлученный от церкви священник (такие всегда имелись в достаточном количестве и всегда нуждались в заработке) стоит пред алтарем, в качестве которого используется обнаженная женщина, в каждой из протянутых рук сжимающая по черной свече, приготовленной из жира некрещеных детей; на ней стоит чаша с кровью. Перевернутое распятие висит над алтарем, а треугольные просвиры из зараженного спорыньей хлеба или покрытая черными пятнами репа благословляются священником. За призывами к Сатане и различным демонам следует набор молитв и псалмов, прочитанных задом наперед. Все это исполняется в “защитной” пентаграмме, нарисованной на полу. Если появляется дьявол, то он предстает в виде мужчины с головой черного козла на плечах. После следуют такие действия, как самобичевание и сжигание молитвенников под аккомпанемент сквернословных цитат из Библии, топтание креста и плевание на распятие. Кульминацией “черной мессы” могло быть умерщвление некрещенного младенца, который как-бы преподносился Сатане. Скорее всего, подобные леденящие кровь и вызывающие отвращение описания “черной мессы” были выдуманы руководителями католической церкви для того, чтобы отпугнуть верующих от ереси, проинформировав их о гнусностях, творимых язычниками, катарами, богумилами, тамплиерами и иже с ними. Рассказы о похищаемых сатанистами некрещеных детях для использования их в мессах были эффективны не только в пропагандистском плане, но были и источниками обогащения церкви (имеется в виду плата за крещение): ни одна христианская мать не могла, услышав истории о дьявольском киднэппинге, отказаться от немедленного крещения своего ребенка. По своей сути, “черная месса” – пародия на религиозную службу Римской Католической Церкви, и если когда либо практиковалась, то зачастую не как культ, а как шоу, экзотическое времяпрепровождение или шарлатанство, предназначенное для пресыщенной знати или легковерных дилетантов. Предшественниками современного сатанизма модно назвать кружок мадам Ля Вуазьен во Франции в 17 веке и “Клуб Адского Пламени” под руководством Френсиса Дэшвуда в Англии в 18 веке и др. В этих организациях, скорее развлекательных , чем религиозных, проводились «черные мессы» по сценариям, описанным средневековой инквизицией, но имевшие скорее общественно-политический подтекст, являвшиеся театральными действами, а не обрядами. Неосатанизм же не просто вторичен, а вообще оторван от какой бы то ни было религиозной традиции, представляет собой измышления отдельных личностей. В XIX веке стал моден оккультизм. Люди больше не боялись быть сожженными на костре за связь с Дьяволом и стали активно интересоваться всем тем, что ранее было запрещено церковью и преследовалось. В результате появилось множество книг “про магию”, а спиритические сеансы стали обязательным элементом светских вечеринок. Считающие себя сатанистами получили возможность легально обмениваться информацией, серьезные книги по магии стали общедоступны Стала возможна легализация сатанизма, и в 1966 Антон Шандор Ла Вей создал первую организацию, открыто называющую себя сатанистской – “Церковь Сатаны”. Ла Вей сформулировал в своих книгах основные положения сатанистского мировоззрения. Успех этой организации был определен хотя бы тем, что Ла Вей с самого начала не был стеснен какими-то ни было идеологическими установками, стремясь лишь к одному: достижению успеха любыми средствами. Он разработал красочные обряды, сочетавшие таинственность, величественность и сексуальность. По существу эти обряды были своего рода играми для взрослых, созданные по всем правилам поп-культуры. Большую роль в распространении сатанизма сыграли произведения Ла Вея, прежде всего «Сатанинская библия». Популярность этих книг обусловила доступность языка изложения, в отличии от другой эзотерической литературы и следование конъюнктуре общества. Вслед за “Церковью Сатаны” в странах Запада возникли и другие легальные сатанистские организации.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 380.