Разделение Вселенской церкви: католичество и православие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В своих официальных документах западная (Римско-католическая) и восточная (Православная, ортодоксальная) церкви именуют себя вселенскими, до ХI в. существовала единая христианская вселенская церковь. Первой политической предпосылкой раскола был раздел в 395 г. Римской империи на восточную и западную. Это обстоятельство предопределило претензии каждой из сторон на единоличное руководство церковью.

Западная Римская империя вскоре была завоевана германскими племенами. На территории западных римских провинций со временем образовались самостоятельные феодальные государства. В Восточной Римской империи (будущая Византия) надолго сохранилась сильная императорская власть. Развитие восточных и западных областей некогда единого государства пошло различными путями.

Так под влиянием вполне конкретных исторических обстоятельств сформировались две характерные особенности восточного и западного христианства. У Западной Церкви — гибкость, быстрая приспособляемость; у Восточной — консерватизм, тяготение к традиции, к обычаям, овеянным и освященным стариной.

С середины IХ в. происходила упорная борьба за господство в христианском мире между папством, представлявшим Западную Церковь, которую в то время возглавлял папа Николай 1, и патриархией, представлявшей Восточную Церковь, возглавляемую патриархом Фотием.

В857 г. император Византии Михаил III низложил патриарха Игнатия и возвел на патриарший престол угодного ему Фотия. Папа Николай 1 счел это поводом для вмешательства и укрепления своего влияния над восточной церковью. Он потребовал восстановить Игнатия, а заодно предъявил ряд территориальных претензий (в частности, по отношению к Болгарии). Византийский император не пошел на уступки, и папа объявил Игнатия истинным патриархом, а Фотия — низложенным.

С этого времени начинается противостояние двух церквей. Чтобы рассмотреть догматические разногласия восточной и западной церкви, укажем на те положения, которые приняты в католичестве и отвергнуты в православии.

1. Догмат о филиокве (от лат. — и от Сына) — добавление к Символу веры, сделанное в УII в. Западной Церковью, суть которого состоит в том, что дух Святой исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр, единого главу. Центр католицизма и резиденция его главы, папы римского — Ватикан, крохотное государство в центре Рима. Государство Ватикан было создано в 1929 г. Папа — глава католической церкви — наместник Христа на земле. Его слово считается истиной в последней инстанции. У православия нет единого центра управления, как Ватикан. Если константинопольский патриарх и считается вселенским, то это означает, что он «первый среди равных».

2. Вера в непорочное зачатие Девы Марии, т. е. непричастность самой Марии к первородному греху.

3. Целибат (безбрачие) духовенства.

4. Существование чистилища — места, куда попадает душа умершего, и где решается ее дальнейшая судьба — отправление в рай или ад.

5. Источником своего вероучения католики считают не только «священное писание» (Библию), но и «святое предание», в которое они, в отличие от православных, включают не только решения первых семи вселенских, но и последующих соборов, а также суждения пап. При этом правом толкования Библии пользуется только церковь.

6. Таинство крещения производится путем обливания водой или погружения в воду; тогда как в православии — только погружением вводу.

7. Таинство миропомазания в католицизме производится, когда ребенку исполнилось 7—8 лет, так называемая конфирмация. У православных — вскоре после рождения.

8. Таинство евхаристии (причащения) совершается у католиков на пресном хлебе, у православных — на квасном. Только духовенство у католиков могло причащаться хлебом и вином, миряне — только хлебом («под одним видом)).

Протестантизм

Протестантизм (от лат.— публично доказывающий) — одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных конфессий (направлений) христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением ХУI в. в Европе.

Реформация (от лат. — преобразование) в ХУI в., привела к расколу: римско-католической церкви и к созданию новых вероучений, которые проявились с разной степенью интенсивности почти во всех странах. католического мира. Реформационные процессы обрели в Европе ХVIв. характер широких религиозных и социально-политических движений, выдвигавших требования реформы римской церкви и преобразования порядков, утверждаемых ее учением. Теоретики Реформации создали учения, отвечавшие новым веяниям общественного развития ХУI—ХУII вв.

1. Было подвергнуто критике учение католической церкви «о греховности» земного существования человека. «Спасением» и «оправданием» всего земного мира ведает, согласно католическому учению, только папская церковь, наделенная особым правом распределять в мире «божественную благодать» через совершаемые ею таинства (крещение, покаяние, причащение и др.).

2. Центральным местом новых учений времен Реформации стала доктрина о непосредственной связи человека с Богом, об «оправдании верой», т. е. «спасении» человека не с помощью строгого выполнения обрядов, а на основе внутреннего Божьего дара — веры. Смысл учений об «оправдании верой» заключался в отрицании привилегированного положения духовенства, в отказе от церковной иерархии и главенства папы. Каждый христианин, будучи избранным и крещенным, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (Церкви и духовенства). В протестантизме таким образом снимается догматическое различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. Поэтому в протестантизме отсутствует исповедь и отпущение грехов, а также безбрачие священников и пасторов. Таким образом, протестантизм упразднил монастыри и монашество. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчетность и т. д.).

3. Еще одно положение, принципиально отличавшееся от католического учения, — признание «священного писания» единственным авторитетом в области религиозной истины: это влекло за собой отказ признания священного предания» (решений римских пап и церковных соборов) и открывало возможность для более свободной и рациональной трактовки вопросов религии.

4. Протестантизм упразднил многие Таинства, оставив только Крещение и Евхаристию (причащение). Также упразднил молитвы за умерших (мертвому уже не поможешь), молитвы святым (на небе человека слышит лишь один Бог) и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и образов, считая это разновидностью идолопоклонства.

5. Молитвенные дома протестантов были освобождены от пышного убранства, от алтарей, образов и статуй, сняты колокола.

6. Богослужение протестантов предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на национальных языках II

7. Библия была переведена на национальные языки, а ее изучение и толкование стало главной обязанностью каждого верующего.

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, кальвинизм, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, Армия Спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения», возврата к идеалам раннего христианства и Реформации.

Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология ХVI в. (Мартин Лютер, Жан Кальвин), непротестантская, или либеральная теология XVI в. (Мартин Лютер, Жан Кальвин), непротестантская, или либеральная теология ХVIII—ХIХ вв. (Фридрих Шлейермахер, Эрнст Трельч, Адольф фон Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (Карл Барт, Пауль Тиллих, Рудольф Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Дитрих Бонхеффер).

В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских Церквей и деноминаций. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета церквей.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 212.